После событий связанных с Рамилем Юнусовым информационное поле заполнили новости о создании в Татарстане альтернативного муфтията. В связи с этим, редакция информационного агентства «Инфо-Ислам» обратилась за комментариями к профессору, ректору РИУ Рафику Мухаметшину.
После событий связанных с Рамилем Юнусовым информационное поле заполнили новости о создании в Татарстане альтернативного муфтията. В связи с этим, редакция информационного агентства «Инфо-Ислам» обратилась за комментариями к профессору, ректору РИУ Рафику Мухаметшину.
Рафик Мухаметшович, есть ли причины создания второго муфтията в Татарстане или это очередная провокация?
В России закон позволяет создание централизованных религиозных организаций без ограничения при наличии трех учредителей. Сейчас в стране действует порядка 80 муфтиятов. Но, к сожалению, появление новых организаций и увеличение их числа не привело к уменьшению проблем мусульманского сообщества. Даже наоборот, это приводит к большим разногласиям, потому что много сил эти организации тратят на «разоблачение» противников из среды конкурирующих муфтиятов. В Татарстане необходимость создания второго муфтията, я не считаю, является первоочередной задачей. Возможно, это своеобразная попытка обозначить равные правовые условия для легализации разногласий. Заметьте, приходы, которые подали на регистрацию новой религиозной организации не имеют мечетей, а лишь зарегистрированы как «приходы». А что мешает им функционировать как первичные религиозные организации и решать те задачи, которые они хотят реализовать? Считаю, что Татарстану не нужно новое Духовное управление, которое даже не имеет мечети.
Скажите, а та мечеть, которая находится около Российского Исламского университета «Энилер» официальна закреплена за Шавкятом хазратом Абубекеровым (за бывшим имамом данной мечети)?
Здесь, скорее, юридические нюансы. После того, как Шавкят Абубекеров ушел с поста имам-хатыйба мечети «Энилер», на базе мечети был создан новый приход практически с таким же названием. Тем более, с изменением устава ДУМ РТ, сейчас идет перерегистрация уставов приходов.
Говорят, что за созданием нового муфтията в республике, стоит Совет муфтиев России?
Надеюсь, что за этим не стоит Равиль Гайнутдин. Мне что-то не верится, что он ради мифического муфтията пойдет на обострение отношений с ДУМ РТ и властями Татарстана.
Также ходят слухи, что за этим может стоять экс-муфтий Татарстана Госман хазрат Исхаков, который недавно вернулся в Татарстан?
Нет, я не думаю, что это не связано с его возвращением в Татарстан. Сейчас время такое, что и находясь за пределами России, при желании, можно управлять не только муфтиятом, но и более крупными структурами.
Рафик Мухаметшович, чтобы в дальнейшем не было таких ситуаций и не возникало проблем, что необходимо предпринимать руководству ДУМ РТ?
Проблемы всегда будут. От них полностью избавиться довольно сложно. Так уж устроено наше мусульманское сообщество. В Исламе вертикаль власти догматически не предусмотрена. Да и не могут все быть в едином мнении. Но, тем не менее, я считаю, что и ДУМ РТ и властные структуры должны быть принципиальными в том, что работа в внутри этой организации должна вестись строго по уставу, где прописано соблюдение ханафитского мазхаба. А как еще можно представить фунционирование целой организации, если налево и направо нарушается ее устав. И как здесь можно усмотреть ущемление прав мусульман? Если тебя не устраивает ханафитский мазхаб, то нужно делать честно свой выбор: освободить занимаемую должность и жить по тем принципам, которые ты считаешь правильным. По крайней мере, по мазхабическому принципу в России и в Татарстане никого не преследуют, если, конечно, ты не связан с запрещенной организацией. А то получается, работает в структуре ДУМ РТ, придерживается никому не известных религиозных традиций, вводит многих прихожан в заблуждение. Когда ему на это указывают, начинается свистопляска по поводу якобы преследования мусульман.
Беседовал Александр Долгов