Общероссийское
информационное агентство мусульман
25
Четверг
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Ректор РИУ: «Считаю, что если будет единая система образования с привязкой к вузу, то многие проблемы будут решены»

Дата: 19.03.2012 Версия для печати
Ректор РИУ: «Считаю, что если будет единая система образования с привязкой к вузу, то многие проблемы будут решены»

Российский исламский университет в Казани один из самых крупных мусульманских учебных заведений России. Сегодня в его стенах обучаются свыше тысячи студентов. За свою короткую историю существования, вуз стал самым популярным и является ключевым в формировании системы мусульманского образования в стране.

Российский исламский университет в Казани один из самых крупных мусульманских учебных заведений России. Сегодня в его стенах обучаются свыше тысячи студентов. За свою короткую историю существования, вуз стал самым популярным и является ключевым в формировании системы мусульманского образования в стране. С 2006 года ректором Российского Исламского университета является доктор политических наук, профессор Рафик Мухаметшин. Мы попросили его рассказать нам о том, как сегодня проходят процессы становления исламского образования.

Рафик Мухаметшович, как сегодня построена система мусульманского образования в России?

Можно ли вообще говорить о системе мусульманского образования? Мы часто используем это выражение, но, скорее всего, системности еще нет. Потому что, когда мы ведем речь о мусульманском образовании, то предполагаем обучение начиная со школы. У нас, к сожалению, пока одна школа в Казани – «Усмания». Может на Кавказе их больше, но довольно сложно выстраивать систему мусульманского образования без школы.

Что касается среднего звена – медресе, то таких учреждений в России много. А вот высших учебных заведений 5-6. Точное количество вузов определить сложно, поскольку сразу возникает проблема статуса. То есть учебное заведение может называть себя университетом, но на основании чего? Соответствует ли он высшему мусульманскому вузу? Кто это определил, где критерии? С государственными вузами здесь легче, потому что есть лицензия, аккредитация, его называют или институтом, или академией, или университетом. У нас с этим намного сложнее. Поэтому, к сожалению, эта система пока довольно расплывчатая.

Два года тому назад, в рамках федеральной программы углубленного изучения ислама, само государство пыталось разобраться в этом вопросе: начали выявлять количество медресе по России. Определить точное количество оказалось очень сложно. Потому что многие из них просто выпадают из единого правового пространства России т.е. некоторые работают вообще без лицензии. Поэтому в системе мусульманского образования, сегодня больше пробелов, нежели ясностей.

Хотя, по крайней мере, у нас в Татарстане, первые шаги к этому сделаны и немного прорисовываются контуры этой системы, и мы сами можем подготовить имамов для своих мечетей.

На ваш взгляд, кто должен заниматься подготовкой имамов, университеты или медресе? Я думаю, что, под понятием университета, подразумеваются, прежде всего, академические знания.

Ну, здесь вопрос тоже не простой… Система, о которой мы начали с вами говорить, предполагает концептуальное видение университета, что он из себя представляет. Должен ли он готовить религиозных деятелей или мусульманскую интеллигенцию. Например, мы выпускаем экономистов. Они же не будут религиозными деятелями. Готовим лингвистов. Однозначно, эти люди не пойдут работать в мечети, и мы это прекрасно понимаем. Говоря о нашем университете, то, в какой-то степени он нацелен на подготовку, в том числе, и мусульманской интеллигенции. Это немаловажно для современного общества, так как мы сегодня во многом страдаем из-за того, что нет этой интеллигенции, которая могла бы давать ответы на вызовы современности.

Все-таки я считаю, что в рамках университета надо готовить и интеллигенцию и духовенство. Вот, например, в Турции никто не может работать имамом, если он не закончил Теологический факультет какого-либо университета. Имам, человек, который проводит не только проповедь, но и умеет грамотно работать со своей махаллей. Ведь к нему обращаются разные люди, многие из них с высшим образованием. Тем более, если он работает в городе. Поэтому у имама тоже должно быть соответствующее образование и определенный интеллектуальный уровень. Мне кажется, что городским имамам надо обязательно иметь высшее религиозное образование. В деревнях, возможно, ему и хватит образования, полученного в медресе, так как там немного другой контингент людей. Но вот в городе, должны работать молодые люди с креативным мышлением, которые прекрасно понимают и светские, и богословские проблемы. Тогда имидж Ислама в глазах других людей будет незыблемым.

В чем особенность мусульманского образования в Татарстане? И есть ли у него далеко идущие цели? Относительно Татарстана, то, в целом, по отношению к другим регионам, у нас ситуация относительно благополучная. У нас практически все медресе работают в определенном правовом пространстве, по крайней мере, они все имеют лицензию на образование. Но касаясь того, как построено обучение, как и что преподается и по каким учебникам, то здесь проблемы есть и их необходимо решать. Также стоит вопрос об обеспечении их квалифицированными кадрами и учебными пособиями.

А сколько медресе функционирует в Татарстане?

Ответить на этот вопрос сложно, поскольку есть воскресные курсы, которые тоже называют себя медресе. А так, называется цифра – 10. Но оптимальная ли она? У нас есть медресе, где всего 20 студентов. Необходимо ли содержать такие медресе и дальше? Еще одна проблема – территориальное расположение медресе в одном и том же регионе, как, например, в Нижнекамске, Набережных Челнах и в Альметьевске. Они расположены близко друг к другу. Насколько это целесообразно? Вот эти вопросы требуют обсуждения.

Наверное, здесь стоит отметить, что в прошлом году Духовное управление мусульман РТ разработала единые стандарты для медресе. Нами, в свою очередь, были подготовлены учебные пособия по некоторым дисциплинам.

Говоря о планах, то систему мусульманского образования необходимо унифицировать. Надо сделать так, чтобы у студента медресе, после его завершения, была возможность поступления в Российский Исламский университет на третий курс для получения высшего образования. Но это возможно только в том случае, если он проходил обучение в медресе по тем программам, которые были предложены нами и утверждены у нас. Думаю, что с точки зрения систематизации учебных программ и учебников, это самый подходящий способ для контроля. Когда мы говорим о контроле, то это всех пугает, но, на самом деле, это уже учебный процесс, и если его не контролировать, то уровень всегда будет очень низким. Считаю, что если будет единая система образования с привязкой к вузу, то многие проблемы будут решены. В этом направлении сейчас работа ведется. И в ближайшее время, думаю, определится количество медресе в республике, и мы будем заключать с ними договора о сотрудничестве и, соответственно, работать по новой схеме.

С какими проблемами сегодня сталкивается РИУ?

Одна из основных проблем – это формирование бюджета, поскольку наш вуз негосударственный. Чтобы содержать большой вуз необходимо около 45 млн. рублей в год. Причем, это самые минимальные расходы. Конечно, есть понимание со стороны местных и федеральных органов власти, есть Фонд поддержки исламской культуры науки и образования, который нас поддерживает, существует Федеральная программа углубленного изучения Ислама, в которой мы так же участвуем. Таким образом, определенные источники финансирования сегодня обозначены.

Вторая проблема – это проблема кадров. Еще нельзя сказать, что мы полностью обеспечены квалифицированными кадрами. У нас работают около 80 преподавателей, из которых половина с высшим богословским образованием. Причем многие из них окончили вузы в других странах. Поэтому возникает проблема адаптации преподавателей. У нас обычно все сводится к проверке его акыйды. Но дело не только в этом. Необходимо, чтобы он был полностью адаптирован к нашим реалиям. Если он специалист по тафсиру (ред.- комментированию Корана), то он, помимо классических тафсиров, должен знать и наши тафсиры, к примеру, тафсиры Курсави, Нугмани, Хамиди и др.

Третья проблема – это подготовка учебных пособий. Они также должны быть адаптированы к российским условиям. Конечно, можно переводить учебные пособия, используемые в зарубежных мусульманских вузах, но есть нюансы, которые должны учитываться. К примеру, вы ни в одном зарубежном учебнике по изучению Корана не найдете историю развития школы коранистики в России, тем более у татар. В этом направлении мы ведем работу и стараемся выпускать свои учебные пособия.

Сколько учебных пособий подготовлено в РИУ?

Только в этом году около семи. По федеральной программе совместно с Казанским (Приволжским) Федеральным университетом мы выпустили порядка 80 учебников, пособий и хрестоматий.

Они рассчитаны только на узкий круг читателей, или же любой желающий может их приобрести?

При разработке, в основном, мы исходили из своих учебных программ, поэтому нельзя сказать, что все они рассчитаны для широкого круга читателей.

Следующая проблема – это сотрудничество с другими учебными заведениями. В России, в принципе, она разрешима, хотя отмечу, что у нас мало мусульманских вузов, с которыми мы полноценно могли бы сотрудничать. Это касается вопросов обмена преподавателями, учебниками, к сожалению, среди светских вузов так же выбор небольшой. Поэтому мы стараемся, чтобы наши выпускники бакалавриата поступали в вузы других стран. Сейчас более 20 наших выпускников обучаются по теологии в магистратурах Анкары и Бурсы в Турции, Активно работаем с Малайзией и Индонезией, где студенты учатся на экономических факультетах. РИУ является членом Федерации университетов Исламского мира, и это, в какой-то мере, помогает признавать наш бакалавриат и поэтому наши выпускники довольно успешно поступают на учебу в магистратуру. Отмечу, что в этой организации 250 мусульманских учебных заведений. Сегодня нам надо определиться с зарубежными вузами, с которыми мы могли бы сотрудничать, в плане классического исламского образования. Мы сегодня определяемся этими вузами в разных странах. Да и полноценная языковая практика для наших студентов очень важна.

А какой университет ближе вам по духу?

Универститет аль-Фатх в Сирии, мы даже с ним заключили договор о сотрудничестве. Там очень сильные богословы по ханафитскому мазхабу. Но, к сожалению, политическая ситуация в этой стране складывается не совсем удачной для полноценного сотрудничества. Сейчас мы планируем поездку в Иорданию, были уже в Кувейте, думаю, что в этих странах тоже возможно обучение в магистратуре наших выпускников. Пока с ключевыми вузами, за исключением исламской экономики, для сотрудничества мы не определили. По исламской экономике мы уже тесно сотрудничаем с Малайзией и Индонезией. Я думаю, что органы власти тоже должны быть заинтересованы в этом, чтобы затем, не было проблем с нашими выпускниками, отучившимися в заграничных университетах.

Не сталкиваетесь ли вы с проблемой абитуриентов?

Да, это проблема существует, но в это году, наконец-то, она частично была преодолена. Среди поступающих в наш вуз на заочное отделение был конкурс 3 человека на место. И это для нас важно, поскольку мы огромное внимание уделяем заочному отделению. На этом отделении у нас учатся студенты из 45 регионов России. Это люди, в основном, с высшим образованием, которые уже во многом нашли свое место в обществе. И от них отдачи больше, чем от студентов дневного отделения. Кстати, там учится много имамов, имам-мухтасибов, обучаются четыре муфтия.

На дневной форме обучения проблема абитуриентов еще актуальна, но мы потихоньку с этим справляемся, ведь дело не в количестве, а в качестве. Главное, что не становится хуже, наоборот, с каждым годом абитуриентов все больше и больше и это независимо от демографических проблем.

А каково соотношение юношей и девушек, обучающихся в вашем вузе?

70% юношей и 30% девушек, а на заочном отделении, наверное, 50% на 50%. Конечно, девушек обучать легче, они старательнее юношей, но мы акцентируем свое внимание больше на юношей, так как сегодня нужны квалифицированные кадры для наших мечетей и перед нами, наверное, повторюсь, стоит задача подготовить просвещенных имамов.

Рафик Мухаметшович, заканчивая нашу беседу, какие ближайшие планы у РИУ?

В этом году мы запускаем отделение Журналистики. Мы уже получили лицензию. Это очень важно, поскольку сегодня идет активное развитие мусульманского медийного пространства. Также, скорее всего, мы будем открывать еще одно направление – по праву. В этом году первый выпуск магистратуры и в планах, открыть аспирантуру.

Спасибо Вам за содержательную беседу.

Интервью брал Ахмад Халиков


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


О качествах идеальной жены! Почему некогда любимая жена вдруг перестает быть желанной, достойной восторгов мужа? Чего ожидают мужчины от своей жены в семейной жизни? 


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1436

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф