Общероссийское
информационное агентство мусульман
23
Суббота
сентября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Висам Али Бардвил: «Пониманию - да, крайностям - нет»

Дата: 25.11.2012 Версия для печати
Висам Али Бардвил: «Пониманию - да, крайностям - нет»

Россия испокон веков была страной многонациональной и многоконфессиональной и всегда славилась тем, что разные народы и разные религии превосходно умели уживаться рядом друг с другом. Не исключение и Мурманская область, в годы советской власти в силу известных обстоятельств ставшая «плавильным котлом» для многих народов СССР.

Россия испокон веков была страной многонациональной и многоконфессиональной и всегда славилась тем, что разные народы и разные религии превосходно умели уживаться рядом друг с другом. Не исключение и Мурманская область, в годы советской власти в силу известных обстоятельств ставшая «плавильным котлом» для многих народов СССР. О том, как живется здесь представителям разных народов, но одной веры, мы говорили с заместителем имама мусульман Северо-Запада России Висамом Али БАРДВИЛОМ.

- Объединение мусульманских общин Северо-Запада произошло в августе. Расскажите, пожалуйста, о его целях.

- Мусульмане в России в основном живут в южных регионах, там есть не только города, но и целые республики, где проживает в основном мусульманское население. Исламская организация, как правило, решает все их духовные проблемы. Мусульмане, которые живут на Севере, порой полагают, что их интересы не учитываются, не всегда окружающие понимают особенность их положения.

Есть специфика и с богословской точки зрения. Например, мы соблюдаем пост в течение месяца Рамадана. Исламский пост - от рассвета до захода солнца. Понятно, что в таком городе, как Мурманск, бывает полярный день и полярная ночь. Отсюда возникает проблема, не существующая в других регионах. Зачастую мусульмане не знают, к кому обратиться, чтобы узнать, как правильно поститься в таких особых условиях. Вот и появилась необходимость объединиться, чтобы решать вопросы, связанные с особенностями жизни на Севере. Кроме того, объединение призвано способствовать участию мусульман региона в решении вопросов религиозной жизни в масштабах России. В сентябре нашу организацию приняли в состав Совета муфтиев России.

- Что это означает на практике?

- Теперь у нас есть голос в общероссийском объединении мусульман. Для нас, мусульман Северо-Запада, очень важно, что нас приняли, что нас признали в такой авторитетной организации, как Совет муфтиев России. Эта организация - самое большое исламское религиозное объединение, вобравшее в себя тысячи мусульманских общин по всей России.

Съезд Совета муфтиев происходит раз в пять лет, там принимаются очень серьезные решения, определяющие направления жизни мусульман России на следующий пятилетний период. Представители северных мусульман тоже присутствовали на этом важном собрании. Там избирали руководство мусульманами на ближайшие пять лет, и нынешний муфтий Равиль Гайнутдин сохранил свой пост.

Обсуждались многие вопросы мусульманской проблематики, большое внимание уделялось и межконфессиональным отношениям, а также отношениям государства и ислама. Проанализированы различные позиции, нашедшие отражение в итоговом документе съезда.

Там утверждается, что мусульмане являются неотъемлемой частью российского общества и выступают за сохранность единства нашей страны, против любых проявлений крайностей в религиозных и политических взглядах. Мы считаем, что обязаны мирно совместно проживать на этой земле с нашими соотечественниками независимо от их национальностей и религии. Мы должны делать все возможное, чтобы наше государство процветало, и мы жили достойно на этой земле. Также мы выступаем за то, чтобы на всех уровнях в государстве и обществе уважали чувства верующих.

Вы видите, что в мире происходит - порой проявляется непонимание этих чувств, и мы призываем к тому, чтобы были приняты соответствующие изменения в законодательство, чтобы власть обратила больше внимания на чувства верующих, на сохранение национальной и религиозной стабильности. Наш призыв обращен как к мусульманам, так и ко всем соотечественникам - выбрать путь толерантности и патриотизма, чтобы оградить наше общество от конфликтов.

Мы верим, что различия в религии, национальности, цвете кожи только обогащают страну. От нас зависит, используем мы эти различия как причину раздора или, наоборот, фактор взаимообогащения культур. Они могут превратиться как в проклятье, так и в дар Божий. Разнообразие всегда было сильной стороной России, ее особенностью. Россия может найти общий язык с любой страной мира, потому что частица чуть ли не от каждой страны мира находится в нас. Мир может видеть в России свое маленькое отражение. Не дай Бог нам поддаться на провокации, которые могут навредить целостности нашей страны.

- Опасения вызывает радикализация ислама. Весной в Москве проходила международная конференция «Исламская доктрина против терроризма». Расскажите о ее решениях.

- На территории России мусульмане живут веками. Но за десятилетия советской эпохи многие люди потеряли контакт с достоверными религиозными источниками. Да, принадлежность к религии сохранилась и у мусульман, и у христиан. Человек знает, к какой конфессии относится, однако глубинную суть веры утерял. С конца 80-х и начала 90-х годов прошлого века налицо стремление людей вернуться к истокам религии.

Серьезный недостаток - отсутствие источника знаний. Много знающих богословов погибло в 30-е годы, кто-то опасался передавать свои знания молодежи. К сожалению, эта любовь к религии в соединении с недостатком знаний была использована недоброжелательными людьми, чтобы заполнить вакуум своей идеологией. Есть, наверное, у таких людей и политические цели, в том числе направленные против нашей страны. Их цель - разрушить Россию.

Молодые люди часто по природе привержены максимализму, судят о черном и белом, не ведая полутонов. Эту особенность также многие стремятся использовать, распространяя среди молодежи идеи, которые на самом деле не относятся к исламу. Я бы назвал это псевдоисламскими учениями.

Слава Богу, что возрождается настоящее религиозное образование. Лидеры мусульман России прилагают немало стараний, чтобы решить эту проблему. Одно из самых больших достижений - упомянутая конфренция. Она не только объединила авторитетных мусульманских ученых на общероссийском уровне, туда пригласили еще и людей, обладающих весьма известными именами во всем мусульманском мире.

Они открыто и откровенно обсуждали проблемы - и политические, и чисто мусульманские. Договаривались, как правильно понимать и трактовать многие вопросы, что говорит о них ислам. Например, что такое джихад, кто такие шахиды. Сейчас эти термины ассоциируются с терроризмом. На самом деле это древние и добрые исламские понятия. Первоначально «джихад» означает «усердие» и никакого отношения к священной войне не имеет. «Шахид» - праведный человек, который умер в вере, речь здесь тоже не идет о войне. Нужно дать четкое и обоснованное религиозное заключение относительно этих терминов.

Это и было сделано. Знаю, что тысячи, если не десятки тысяч человек изменили свое мнение после того, как познакомились с фетвой - то есть религиозным заключением, - которая была издана после конференции. Можно сказать, что это стало большим событием в истории российских мусульман. Расставлены точки над «i», причем не в политическом, а именно в богословском ключе. Дан точный и обоснованный ответ на многие вызовы современности.

- С какими основными проблемами и трудностями сталкиваются мусульмане здесь, на Севере?

- Наверное, основная трудность - в многонациональности самой мусульманской общины. Порой в мечети одновременно собираются представители двадцати-тридцати национальностей. Конечно, хоть ислам и един, есть национальные особенности. Иногда случается непонимание друг другом каких-то национальных традиций.

Что интересно - у нас проповеди проводятся на русском языке, чтобы было понятно всем. Наш общий язык - русский. Но можно сказать, что в последние годы эту проблему мы уже преодолели, и мусульмане собираются в одном месте и одной общиной. Бывает так, что председатель татарин, помощник - дагестанец и так далее.

Есть проблемы, связанные с погодными и географическими особенностями Севера, создающими трудности в некоторых обрядах. Когда все время день или все время ночь, трудно выдерживать расписание молитв. Случаются проблемы и в понимании традиций - все-таки для Севера ислам не является традиционной религией. Но мы выбрали путь диалога, путь разъяснений.

Мы, если можно так выразиться, с пониманием относимся к непониманию нашими соседями того, что мусульмане делают или как говорят. Выход один - стараться действовать в рамках общекультурных ценностей, вести себя таким образом, чтобы наши соотечественники нас понимали. Результаты хорошие - у нас нет конфликтов на религиозной почве. Может, какие-то отдельные лица и проявляют нетерпимость, но без этого, наверное, никогда не обойдется. В целом отношения добрые, в том числе и с властью.

В Мурманске выделен участок для мечети, и мусульмане ее уже построили, скоро будут исполнять там свои обряды. В принципе, если проблемы и есть, то они не такие уж страшные. Наоборот, хотел бы сказать о преимуществах Севера в плане свободы совести. Никогда мы здесь не слышали, чтобы мусульманке не позволили бы работать из-за того, что она носит платок. А мы слышали о таких случаях в Европе. Не слышали мы, чтобы мусульманина уволили за то, что он отошел помолиться.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ, Опубликовано: «Мурманский вестник»


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Короткий видеоролик о проведенной работе Центра реабилитации и адаптации совместно с Национальным исламским благотворительным фондом Ярдэм в связи с Курбан-байрамом. Мнения Рафаиля Давлеева, Илдара Баязитова, Мансура Джалялетдина

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.
Комментариев: 1

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 335

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф