В семье появился малыш – большая радость для родителей, особенно если это их первенец. И сразу возникает вопрос: с какого возраста необходимо заниматься его воспитанием? Многие считают, что ребенка надо баловать, во всем ему потакать, т. к. жизнь штука трудная, и пусть хотя бы детство будет радостным и «безотказным». Но так ли это на самом деле?
Основы воспитания детей до 3-х лет
В семье появился малыш – большая радость для родителей, особенно если это их первенец. И сразу возникает вопрос: с какого возраста необходимо заниматься его воспитанием? Здесь можно встретить массу различных точек зрения. Многие считают, что ребенка надо баловать, во всем ему потакать, т. к. жизнь штука трудная, и пусть хотя бы детство будет радостным и «безотказным». Но так ли это на самом деле? Правы ли родители, которые так думают?
Формирование личности малыша начинается с первых лет жизни. Сначала он наблюдает за нами из своей колыбели, знакомится с окружающим миром, видит родителей, и уже с первых месяцев может удивлять проявлением «характера». Сначала это воспринимается как забава: надо же, совсем малютка, чтобы понимал, а уже весь в отца/мать! Родители радуются любым проявлениям своего чада, но в этот период главное не упустить момент, т. к. вовремя начатое воспитание – залог всестороннего и полноценного развития ребенка. Те, кто хоть немного знаком с основами педагогики, могут вспомнить такой «слоган» советских учебников: «До трех лет мы воспитываем, после трех – перевоспитываем!». И несмотря на то, что многое с тех пор изменилось, эта фраза остается аксиомой, которую стоит помнить всегда.
Итак, рассмотрим основы воспитания детей до 3-х месяцев:
В этот период очень важно для малыша чувствовать ласку и заботу своих родителей. С первых дней разговаривайте с улыбкой, дарите как можно больше нежности своему ребенку. Показывайте игрушки, соответствующие возрасту, но немного, чтобы не рассеивать внимание. Старайтесь при укладывании спать недолго укачивать на руках, т. к. ребенок привыкнет и не сможет без этого обходиться, что впоследствии приведет к капризам и беспокойному сну.
До 6-ти месяцев:
В этом возрасте у ребенка усложняются эмоции и совершенствуется голосовой аппарат. Родителям важно отвечать на звуки малыша, больше разговаривать с ним, поддерживать радостный настрой. Также необходимо научить брать и держать игрушки, освоить навыки ползания. И не забываем – игра для ребенка является первыми уроками в познании окружающего мира.
До 9-ти месяцев:
В этот период развития ребенок распознает речь, пробует произносить разные слоги, начинает различать интонации своих родителей. Поэтому в общении с ребенком уже можно применять запрещающий (строгий) и разрешающий (ласковый) тон.
До 12-ти месяцев:
В этом возрасте появляется интерес проводить как можно больше времени в окружении взрослых. Малыш активно познает мир, тянется к тем, кто с ним ласков. Но не стоит ограничивать ребенка в самостоятельной игре, преодоление трудностей доставляет ему радость. Также важно знакомить и учить совместным развлечениям с другими детьми.
До 2-х лет:
С этого периода задачи родителей в воспитании усложняются, т. к. играя ребенок начинает подражать всему, что видит вокруг, практически копируя поведение взрослых. Важно организовывать и заинтересовывать игрой, которая будет правильно воспроизводить то, что происходит в окружающем мире.
До 3-х лет:
На данном этапе развития очень важное значение в развитии имеет речь. Ребенок начинает говорить, повторяет и подражает всему, что происходит в семье. Поэтому родители должны следить за тем, как они разговаривают между собой, помня о маленькой «губке», которая впитывает в себя все, что видит вокруг.
И, напоследок, никогда не забывайте, что ребенок неповторим и поэтому к каждому из них нужен индивидуальный подход. А какой именно, пусть подскажет любящее родительское сердце, но не исключая основные правила воспитания.
Нужно ли приучать детей помогать родителям?
Зачастую родители оберегают своих детей от какой-либо работы, даже от самой простой. При этом они считают, что сами способны выполнить все домашние дела. Это, конечно, так, но при этом стоит задуматься о том, что таким образом родители сами лишают своего ребенка способности самостоятельно выполнять, казалось бы, простые дела. Ведь повзрослев, они должны будут уметь вести домашнее хозяйство и жить самостоятельно.
Те родители, которые уже с детства приучают своих детей самостоятельно выполнять несложные поручения, тем самым готовят их будущей жизни. И в дальнейшем они сами смогут заботиться о своей семье.
Для того чтобы домашние хлопоты не угнетали ребенка, можно делать все это в игровой форме. При этом нужно создать теплую и веселую атмосферу. Тогда ребенку самому станет интересно помогать родителям.
Часто мамы считают, что лучше и проще все сделать самой, чем организовывать и направлять ребенка. Но все же это нужно делать. Ребенком необходимо заниматься. Ведь любому родителю будет приятно, когда их ребенок вырастет ответственным и аккуратным.
Начинать следует с самообслуживания. При этом ребенок должен учиться убирать за собой тарелку после обеда, сложить книжки на полку или повесить вещи в шкаф. Такое достижение нужно заметить и похвалить малыша.
Затем можно привлекать ребенка к общим семейным делам. Можно собраться всей семьей и провести генеральную уборку. Ребенку, конечно, следует поручать несложные задания, чтобы они не вызывали у него сильного чувства усталости.
Со временем дети привыкают к тому, что помогать родителям – это правильно. По мере взросления дети становятся главными помощниками в семье или же могут взять на себя практически все домашние хлопоты. В семьях с правильным воспитанием так всегда и происходит. Если дочка взрослеет, она берет на себя мытье посуды, стирку и уборку. Мама, в свою очередь, должна гордится ею.
Приучив детей к домашним делам, тем самым родители дают им бесценный жизненный опыт. В дальнейшем дети вырастают, женятся и выходят замуж. У них появляются свои семьи, где они, в свою очередь, будут обучать всему уже своих детей.
Малика Гельмутдинова