24 марта в ТГГПУ прошла республиканская научно-практическая конференция-форум «Совершенствование преподавания татарского языка в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях», сообщает пресс-служба университета . На мероприятии выступил ...
24 марта в ТГГПУ прошла республиканская научно-практическая конференция-форум «Совершенствование преподавания татарского языка в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях», сообщает пресс-служба университета.
На мероприятии выступил первый заместитель министра образований и науки РТ Д.М. Мустафин с докладом на тему «Совершенствование преподавания татарского языка в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов». По его словам, Министерством образования и науки РТ ведется работа по повышению профессиональной компетентности учителей татарского языка и литературы, распространению передовых образовательных технологий, успешно применяемых отдельными педагогами, разработке интерактивных учебных пособий по татарскому языку и литературе. Но вместе с тем, в целом уровень преподавания татарского языка в образовательных учреждениях республики, особенно в школах с русским языком обучения, не соответствует современным требованием: у большинства выпускников наблюдается низкий уровень знаний татарского языка.
В своем выступлении он затронул многие причины существования проблем в преподавании татарского языка в учебных заведениях. Одна из таких причин – это качество учебников. Как отметил Д.М.Мустафин, в первую очередь, при подготовке учебников нужно учитывать меняющиеся условия жизни, новые учебники должны учитывать психологические и возрастные особенности учащихся. Он отметил также, что учебники татарского языка для школ с русским языком обучения сложные для усвоения ученикам. И к преподавателям родного языка должны предъявляться иные требования: они должны в своей работе использовать новые технологические возможности. Также молодым специалистам надо демонстрировать пример хороших учителей, оказывать поддержку молодым и талантливым педагогам, считает он.
«Только общими усилиями мы сможем совершенствовать систему преподавания татарского языка и литературы», - заключил Данил Мустафин.
Следующим выступил заведующий кафедрой татарского языкознания ТГГПУ, профессор Р.А. Юсупов с докладом на тему «Повышение качества преподавания татарского языка в общеобразовательных учебных заведениях». Он выступил с предложением пересмотреть методику преподавания татарского языка и преподавать татарский как иностранный. По мнению профессора, методика обучения русскоязычных учащихся построена не на коммуникативном принципе, и практически не отличаются от методики преподавания татарского языка как родного.
В своем выступлении он осветил и другие стороны этой проблемы. По его мнению, преподавание татарской литературы для русскоязычных учащихся в качестве отдельного предмета в начальной школе («Литературное чтение») затрудняет обучение младших школьников, и является нецелесообразным. А также, по словам Р.А. Юсупова, еще одной недостающей стороной является, тот факт, что для учителей татарского языка, работающих в русскоязычных группах школ с русским языком обучения, не ведется специальная подготовка, которую проходят учителя русского языка школ с родным языком обучения.
В целях повышения уровня преподавания и качества обучения татарскому языку в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования РТ участники конференции Министерству образования и науки РТ выступили со следующими рекомендациями:
- рассмотреть возможность внедрения коммуникативных технологий во все общеобразовательные учреждения республики, уделяя особое внимание преподаванию татарского языка для русскоязычных учащихся по методике преподавания его как иностранного;
- осуществить экспертизу действующих учебников с привлечением компетентных специалистов из числа творчески работающих учителей татарского языка и литературы;
- сформировать авторские коллективы по разработке учебно-методических комплектов нового поколения, предусмотрев меры морального и материального поощрения учителей и ученых-разработчиков;
- осуществлять мониторинг уровня знаний русскоязычных учащихся по татарскому языку на основе контроля, направленного, прежде всего, на проверку речевых умений учащихся, их коммуникативный компетенции в наиболее распространенных ситуациях и сферах общения;
- рассмотреть вопрос о возможности преподавания татарской литературы в русскоязычных группах с 9 класса, а в 1-8 классах предусмотреть интегрированное изучение татарского языка и татарской литературы;
- открыть на филологических факультетах вузов республики специальность «Татарский язык в иноязычной (русскоязычной) аудитории».
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus