Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Пятница
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Праведные халифы (Краткий исторический очерк). Заключение

Дата: 11.05.2009 Версия для печати
Праведные халифы (Краткий исторический очерк). Заключение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый мусульманин должен любить сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, следовать их примеру и защищать их от всевозможных нападок, поскольку после смерти пророка для мусульманской общины они стали источниками света.

Сподвижники являются такими людьми, о которых Аллах Всевышний сказал: «А (что касается) опередивших[1] (из числа) первых переселившихся[2], и ансаров, и тех, кто последовал за ними, совершая благое[3], то Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом и Он приготовил для них сады, где внизу текут реки (и где останутся) они навечно. Это − великий успех!»[4] Аллах Всевышний также сказал о них: «А те, которые имели дома (в Медине) до них и приняли (новую) веру, любят переселившихся к ним, не испытывают никакой зависти из-за того, что им было даровано, и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если сами испытывают нужду. Преуспеют те, кто будет защищён от собственной скупости».[5]

В этом историческом очерке мы ограничились упоминанием лишь о некоторых аспектах деятельности праведных халифов, правление которых продолжалось около тридцати лет. Этими халифами являлись четверо наиболее достойных сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которые при жизни услышали от него радостную весть о рае. Эти люди были воспитаны пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, и посвятили свою жизнь исламскому призыву, в распространении которого они участвовали с самого начала. Все они следовали примеру пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, придерживались его сунны и не отклонялись от намеченного им пути. Сколь верно сказал о них поэт:

Они являются источником славы, и слава приходит к ним, ведь то, что достойно похвал, не покроет ни позор, ни бесчестье.

Если повстречаешь этих людей, считай, что встретил ты их господина,а сами они подобны звёздам, по которым путник находит дорогу.

Знакомство с жизнью этих людей показывает, что ни один из них от Абу Бакра до ‘Али не правил самовластно или согласно указаниям предыдущего правителя, но решал все вопросы, советуясь с мусульманами и утверждая свои решения на совете (шура). Более того, присяга халифу приносилась публично после одобрения членов совета, и могла стать недействительной только в случае явного проявления неверия со стороны избранного халифа. Подобное положение дел не нравилось врагам ислама, которые принялись плести заговоры против исламского государства. Как показал опыт противодействия вероотступникам, наилучший метод решения этой проблемы нашёл Абу Бакр ас-Сиддик , да будет доволен им Аллах. После смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, джихад на пути Аллаха и исламский призыв продолжались. Абу Бакр осуществил намерения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и послал войско под командованием Усамы бин Зайда в Шам, а также снарядил в поход на Византию четыре армии. Он скончался в то время, когда эти армии вели сражения, но ‘Умар завершил начатое Абу Бакром, покорив Иран и значительную часть территории Византии. Против ‘Умара устраивались заговоры, которые привели к его убийству после многолетней борьбы, которую он сначала вёл вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, и продолжал вести до конца жизни. После него халифом стал ‘Усман, да будет доволен им Аллах, который вёл джихад, следуя примеру двух своих предшественников, стоял на страже ислама и стремился расширить сферу его влияния. При жизни ‘Усмана границы Халифата расширились: на западе мусульманам принадлежала половина Северной Африки, на востоке они дошли до Ташкента, а на юге − до Нубии. Иудеи плели против ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, всевозможные интриги, и в конечном итоге он был убит, о чём задолго до этого предупреждал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. В одном из хадисов, приводимых аль-Бухари, сообщается, что однажды, когда ‘Усман попросил разрешения войти, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал передатчику этого хадиса: «Впусти его и порадуй вестью о том, что его ждёт рай после того, как его постигнет беда!» Передатчик этого хадиса сказал:

− Я передал ему слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и ‘Усман воздал хвалу Аллаху, а потом сказал: «Лишь к Аллаху следует обращаться за помощью!»

Убийство ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, было неправомерным, поскольку он не сделал ничего такого, за что человек по шариату заслуживал бы смертной казни. В его убийстве не принимали участие ни сподвижники, ни их сыновья. Его погубили представители черни, подстрекаемые иудеями, и да окажет Аллах повелителю правоверных великую милость! Разногласия между ‘Али, ‘Аишей, Тальхой и аз-Зубайром не касались того, следует или не следует подвергнуть наказанию мятежников. Речь шла лишь об отсрочке и способе наказания. ‘Али считал, что с их наказанием следует повременить, чтобы избежать повторения смуты, поскольку на данном этапе мятежники всё ещё были сильны. Что же касается всех остальных, то, по их мнению, наказать убийц надо было немедленно. Иначе говоря, каждый из них искал правильное решение, а это значит, что тот из них, кто ошибся, получит награду, награда же того, кто был прав, будет двойной. Убийства ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али сами по себе указывают на то, что к этому приложили руку враги ислама и мусульман, которые хотели покончить с имамами исламского призыва и хранителями сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, чтобы расчистить место для себя и беспрепятственно распространять по земле зло. Примирение мусульман друг с другом является одним из наилучших средств приближения к Аллаху, на что указывает ответ аль-Хасана бин ‘Али на предложение Му‘авийи, да будет доволен Аллах ими обоими, и то, что он отказался от власти.

Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит и да приветствует Аллах нашего господина Мухаммада, членов его семьи и все его сподвижников.

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم:
"إنه من يعش منكم فسيرى اختلافا كثيرا. فعليكم بسنتي وسنة الخلفاء الراشدين المهديين عضوا عليها بالنواجذ وإياكم ومحدثات الأمور فإن كل بدعة ضلالة".
رواه أبو داود والترميذي.

نبذة مختصرة
في
تاريخ الخلفاء الراشدين

جمع وإعداد

سعيد بن عبد الله الغامدي
خالد بن سليمان الحسينان

يوزع مجانا

[1] Имеются в виду те люди, которые опередили других, приняв ислам раньше прочих.
[2] То есть переселившихся из Мекки в Медину вслед за пророком, да благословит его Аллах и да приветствует.
[3] “Ихсан”. Здесь имеется в виду искренняя убеждённость, подкреплённая соответствующими словами и делами.
[4] “Покаяние”, 100.
[5] “Собрание”, 9.

Оставьте комментарий

avatar


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1434

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф