Общероссийское
информационное агентство мусульман
20
Суббота
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Роль национальной буржуазии в развитии мусульманской общины

Дата: 13.05.2014 Версия для печати
Роль национальной буржуазии в развитии мусульманской общины

Известный татарский просветитель, ученый и общественный деятель 19 века, Исмаил Гаспринский дал такое определение мусульманской общинной системе, которую мы знаем под названием махалля: "Она представляет собою миниатюрное государство с прочной связью частей с целым и имеет свои законы, обычаи, общественные порядки, учреждения и традиции, поддерживаемые в постоянной силе и свежести духом ислама".

Известный татарский просветитель, ученый и общественный деятель 19 века, Исмаил Гаспринский дал такое определение мусульманской общинной системе, которую мы знаем под названием махалля:

«Она представляет собою миниатюрное государство с прочной связью частей с целым и имеет свои законы, обычаи, общественные порядки, учреждения и традиции, поддерживаемые в постоянной силе и свежести духом ислама. Община эта имеет свои власти в лице старшин и всего прихода, не нуждающиеся в высшем признании, ибо авторитет этой власти – авторитет религиозно-нравственный… Община эта имеет совершенно независимое духовенство, не нуждающееся ни в каких санкциях и посвящениях».

Добиться такой автономии невозможно было без значительной финансовой независимости, которая позволяла существовать любой махалле. Потому что рассчитывать на поддержку со стороны государство в то время было совершенно нереально. Большое значение в функционировании махалли всегда играла национальная буржуазия. Татарские предприниматели (купцы и промышленники) содержали мечети и медресе, помогали шакирдам, открывали издательства и первые газеты. Некоторые историки даже считают, что между татарскими предпринимателями была что-то вроде конкуренции по объемам средств, которые они вкладывали в развитие своих общин, поскольку, чем богаче и сильнее была община, к которой принадлежит тот или иной купеческий или промышленный род, тем выше был авторитет этой семьи.

Как пишет историк Радик Салихов, систематическая благотворительность способствовала упрочению влияния татарской буржуазии на жизнь локальных мусульманских общин. В Казани, например, на средства благотворителей в XVIII — начале XX вв. было построено 17 мечетей. Причем лишь одна из них — мечеть «Марджани» — возведена коллективными усилиями прихода. Остальные храмы, как пишет историк, строились, а затем и содержались на личные деньги отдельных богатых купцов и промышленников. Именно с этим связано то, что почти все махалли города имели названия, связанные с фамилиями татарских торговых династий, финансировавших их религиозно-просветительские миссии. Эти казанские мечети и сегодня всем известны: Апанаевская, Азимовская, Бурнаевская, Галеевская, Усмановская, Юнусовская и другие.

Необходимо отметить, что национальная буржуазия не только вкладывала средства в мечети или медресе. На территории своих махаллей они создавали и другие социально значимые объекты. Например, купцы братья Юнусовы в 1844 году создали первый в мире Мусульманский детский приют, за что даже были награждены государственными орденами. Это, в частности, также способствовало присвоению ими почетного звания «коммерции советников».

Несколько поколений семьи Юнусовой содержали этот приют до революционного 1917 года. Интересно, каким образом смогли обеспечить безбедное существование данного приюта семья Юнусовых. Выстроив для этого приюта здание и разбив при нем яблоневый сад, они подарили приюту 14 родовых лавок, которые располагались при Сенной мечети, то есть мечети махалли, которую и спонсировали. Кроме того, они снабжали приют дровами и продуктами. При приюте также работал мектеб, где преподавал даже Марджани.

В 17 лет дети покидали приют и работали торговцами лавках на Сенном рынке, преподавателями медресе и т.д. Первые несколько лет взрослой жизни они были под присмотром семьи Юнусовых.

Вообще деятельность национальной буржуазии в 19 веке была обширной. Как пишут историки, татарские купцы также открывали богадельни, бесплатные мусульманские столовые и чайные, временные приюты для семей, потерявших дома во время многочисленных в Казани пожаров, дома трудолюбия, которые давали временные заработки нуждающимся и многое другое.

В конце 19 века татарские купцы открыли под Казанью богадельню - благотворительное заведение для содержания лиц, по какой-либо причине нетрудоспособных, например: престарелых, немощных, инвалидов, калек и выздоравливающих.

Созданием богадельни занималась также семья Юнусовых, а также другие татарские купцы. Главным устроителем первой сельской мусульманской богадельни стал купец и промышленник Ахметзян Сайдашев.

Кроме того, как пишет историк Людмила Свердлова в 1893 году татарская национальная буржуазия и интеллигенция открыло в составе Казанского Попечительского комитета о бедных Мусульманское благотворительное общество. В его задачи входило: облегчение положения мусульман обоего пола, выдачу пособий нуждающимся, помощь в подыскании работы и содействие сбыту изделий бедняков-ремесленников, предоставление бесплатных квартир, содержание богадельни, оказание больным беднякам бесплатной помощи, обучение грамоте, устройство народных столовых, потребительских обществ, ночлежек и т.д. Самый большой вклад при создании общества внес купец первой гильдии А. Хусаинов. Всего в общество входило около 200 членов.

Свою деятельность Общество начало с помощи погорельцам. В июне 1898 года пожар уничтожил 200 домов на территории Старо-татарской и Ново-татарской слобод и помощь пострадавшим из своих личных средств выделило большинство членов общества.

В 1899 году Общество открыло бесплатную мусульманскую столовую. Также Общество помогало жителям общин Старо-татарской слободы, в чьих семьях, кто-либо умирал. Кроме того, члены этой организации помогали с поиском работы для нуждающихся, находили для бедных дешевые квартиры и совершали еще много других важных и социально полезных дел.

Надо отметить, что татарские предприниматели не только помогали существующим общинам, но и через развитие миссионерской деятельности создавали новые. В частности, как пишет историк Радик Салихов, малмыжский 1 гильдии купец М.Г.Утямышев, происходивший из деревни Маскара Малмыжского уезда Вятской губернии, в 1800 г. образовал новую общину, обратив шестьдесят своих односельчан удмуртов-язычников в ислам. Предприниматель, известный не только успехами на коммерческом поприще, но и высокой мусульманской образованностью, специально для новообращенных построил мечеть и мектеб. Впоследствии его сын возвел добротное кирпичное культовое здание и пожертвовал на нужды махалли вакуф в размере 7000 рублей.

Как пишет Салихов, миссионерство татарского предпринимательства не означало обязательно лишь проповедническую и благотворительную деятельность среди немусульманского населения. В большинстве случаев, отмечает историк, учреждение новых общин, строительство просторных молельных зданий, финансирование конфессиональных учебных заведений происходило в бурно развивающихся городских кварталах, разрастающихся деревнях, в районах усиливающейся миграции мусульман. В Казани в XIX веке четыре новых махалли были образованы выходцами из прихода Первой соборной мечети. Это общины «Голубой» мечети (строитель — купец 1 гильдии А.И.Заманов), Пятой соборной мечети (строитель — купец М.М.Мамяш), Сенной мечети (строители — купцы 1 гильдии братья Юнусовы), Казаковской мечети (строитель — купец 1 гильдии М.И.Казаков).

Причем одной из основных мотиваций купцов-благотворителей, по мнению исследователя Радика Салихова, обеспечивавших этот процесс, было стремление скорейшей организации жизни населения в соответствии с требованиями религии. Это признавалось особенно важным в условиях крупного города, где мусульманское меньшинство оказывалось не просто в иноверном окружении, но и становилось объектом пристального внимания православных миссионеров. Если обратиться к истории возведения практически всех мечетей в дореволюционной Казани, то они наталкивались на яростное сопротивление церковного начальства и проволочки со стороны местного чиновничества. Именно поэтому татарские купцы и лидеры общин решали возникающие проблемы в столице: либо в министерстве внутренних дел, либо в Правительствующем Сенате. И надо сказать, что именно руководство страны шло навстречу чаяньям татарского населения империи, что было ярким примером того, что интересы государства и татар были всегда тесно переплетены.

В своей первой статье посвященной проблеме махалли я отмечал, что основа сохранения и развития татарской нации состоит из трех частей: ислам, махалля и татарский язык. И как видим из истории благотворительной работы татарского купечества, насколько сильно все эти три понятия были связаны в их деятельности. Ислам побуждал купцов и промышленников помогать строить мечети, медресе и помогать нуждающимся, а это в свою очередь укрепляло татарские общины, в которых и сохранялась и развивалась татарское самосознание, татарская культура одним из фундаментальных проявлений которого был татарский язык.

Илдар Баязитов

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1435

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф