Общероссийское
информационное агентство мусульман
29
Пятница
марта
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарская община в Турции

Дата: 25.08.2014 Версия для печати
Татарская община в Турции

Эффективность и актуальность системы махалли в современных условиях демонстрирует многочисленная татарская диаспора самых разных стран – от Турции и Финляндии до Китая и Австралии.

Эффективность и актуальность системы махалли в современных условиях демонстрирует многочисленные татарские диаспоры самых разных стран – от Турции и Финляндии до Китая и Австралии.

Здесь я хотел бы остановиться на истории татарской мусульманской общины Турции, которая является одной из самых показательных среди всех татарских общин по всему миру.

Назвать точное число татар в современной Турции сложно. Однозначно можно сказать, что больше 10 тысяч человек. В Турции до сих пор сохранились поселения поволжских татар, где остался старинный уклад и традиции нашего народа. Например, Бюгрюделик, Каракоек, Эфенде Кепрюсю, Гексу. Также есть общины татар в городах Искешэхэр (который, к слову, побратима Казани), Конья, Бурса, Стамбул, Анкара и Измир.

Татарские общины Турции представляют особый интерес в связи с тем, что там еще сохранились многие наши традиции, которые бытовали у нас, поволжских татар, задолго до революции 1917 года. Связано это с тем, что история переселения татар в, тогда еще, Османскую империю насчитывает несколько веков. Первые татарские переселенцы из Поволжья появились после поражения знаменитого восстания Степана Разина, которого поддержали многие поволжские татары. Имперская власть в 1683 году пригрозила многим татарам конфискацией всех земель и имущества, если они не согласятся отказаться от ислама и перейти в православие. Тогда и отправились в Османскую империю первые татарские переселенцы, стремясь сохранить, таким образом, мусульманскую веру.

Несмотря на значительное улучшение дел мусульманской общины Российской империи после Екатерины II, которая позволила татарам строить каменные мечети и учредила Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС), и отказа центральной власти от попыток насильно крестить татар, деятельность православных миссионеров в Поволжье не прекратилась, а ухудшения отношений между Российской и Османской империями в XIX веке, повысило опасения татар Поволжья относительно возможности нового витка насильственной христианизации. Поэтому в середине XIX века в Османскую империю отправились новые татарские переселенцы. Был даже случай, когда целое село Медяны Симбирской губернии подало в 1865 году прошение министру внутренних дел России с просьбой о переезде на территорию современной Турции. Но разрешения такого они не получили. Более того, в середине XIX века татарам Поволжья даже на какое-то время переставали давать разрешения на выезд за границу, во избежание массового их переезда в Османскую империю.

Следующая крупная попытка переехать в Османский халифат произошла в самом конце XIX века. Тогда царские чиновники узнали, что у значительной части татар-мусульман Бугульминского и Бугурусланского уездов сильны протурецкие настроения и почитание османского султана. Около тысячи человек из этого региона планировали эмигрировать из России. В итоге перебраться на территорию Османской империи смогли несколько сот татар из этого региона.

Кроме того, само собой, была также активная миграция татар в Османскую империю/Турцию после революции 1917 года. Кто-то уезжал во владения османского султана напрямую, а кто-то транзитом через Китай и Европу. Так и сформировалась большая татарская диаспора в Турции.

Надо сказать, что татарская община Турции была очень влиятельной. Среди татар были выдающиеся личности, которые сыграли значительную роль в становлении новой Турции. В первую очередь, это Садри Максуди, который был первым советником Ататюрка и основателем юридической научной школы в Анкаре, а также Юсуф Акчура, который тоже занимал должность советника Ататюрка.

Данные представителя поволжских татар, которые получили прекрасное образование – Садри Максуди учился в Париже в Сорбонне, а Юсуф Акчура в Стамбуле – стали видными общественными и политическими деятелями еще в дореволюционной России. Например, Садри Максуди был депутатом Государственной Думы. Максуди и Акчура отстаивали интересы татар и мусульман, были неравнодушны к судьбе своих соплеменников. Но после октябрьской революции 1917 году им пришлось покинуть Родину. В Турции, надо сказать, тогда оказалось много представителей татаро-башкирской интеллигенции – Гаяз Исхаки, Заки Валиди и другие.

Татары в Турции основывали свои поселения, жили компактно, строили мечети и сохраняли свои традиции и язык. Даже покидая деревни и переезжая в крупные города, татары Турции не теряли свою идентичность.

И вот уже прошло уже больше 100 лет как татары живут далеко от своей исторической Родины, но они смогли сохраниться – сохранить свое самосознание. Если бы не система махалли, то татары потеряли бы язык и идентичность через один или два поколения, но сегодня мы видим, что татары смогли себя сохранить.

Как и в любой настоящей мусульманской общине, татарские махалли в Турции не только сохраняли национальную культуру и язык, но и стремились материально поддержать многих своих членов: ученых, писателей и общественных деятелей. Например, татарская община спонсировала работу Садри Максуди, Гаяза Исхаки, Хамита Куршая, Сагадата Чагатая и других.

Известный татарский предприниматель 1960-1970-х Ахметвели Менгери, который возглавлял турецкий филиал фирмы «Мерседес», спонсировал «Общество культуры и взаимопомощи казанских турок», а также издавал при нем прогрессивный литературно-публицистический журнал «Казан». Также благодаря созданному им «Фонду Менгера» и при участии его дочери Суфии Имре (которая в 1998 году даже получила звание «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан») были изданы на латинице яркие произведения татаро-булгарской литературы «Идегэй» и «Кысса-и-Юсуф», а также книга историка Надира Давлета об Исмаиле Гаспринском и труды Ризы Фахретдинова.
Данный фонд существует и сейчас, его возглавляет сын Суфии Имре Эргин, продолжая издавать в Турции труды писателей и деятелей науки Татарстана.

Также в городе Анкаре еще в 1970-х годах было создано культурное общество татар «Казан», которое сегодня объединяет около 150 активных членов, в основном татар, предки которых переехали в Анкару из Китая, Кореи и Японии. В собственности у общины есть двухэтажное здание на улице Габдуллы Тукая в одном из самых престижных районов турецкой столицы.

Конечно, уже сегодня большинство татар Турции живут в больших городах и постепенно утрачивают родной язык и традицию. Однако, этот процесс произошел бы еще 100 лет назад, если бы не система махалли. И есть надежда, что не все потеряно. Сегодня, благодаря Интернету и современным средствам связи у татар Турции появились новые способы поддерживать контакты со своей исторической Родиной. А регулярные Съезды Всемирного конгресса татар и Форума татарской молодежи позволяют объединять, в том числе и татар Турции.

Тем более, сегодня, по-прежнему, остается активной жизнь татар в этой стране. Яркими представителями татарской общины в Турции являются историк, профессор Мармарского университета (Стамбул) Надир Давлет и бизнесмен Фарит Бичури. Также известны имена Эмины Саркман и Иксан Яфай, которые возглавляют «Татарское культурное общество» в городе Эскишэхэр, а также Атиллы Кундуз, который является лидером татарской общины «Идель-Урал» в Стамбуле.

В Анкаре также проживают известные ученые и общественные деятели татары: внучка Садри Максуди, доктор Гюнюль Пултар, дочь и сын Заки Валиди, профессор Исанбика Туган, профессор Сюбюдай Туган и многие другие.

Как мы видим, в условиях больших городов турецкие татары также смогли найти способы сохранить свою культуру и самосознание. Продолжением системы махалли у татар Турции стали разные фонды, клубы и городские общины, которые объединяют их и позволяют искать новые пути развития татарского общества.

На мой взгляд, достижения татар Турции необходимо особенно ценить, потому что они, в отличии, например, от татар Финляндии или Австралии, находились в окружении близкой им культуре – среди турецких мусульман, чьи религиозные (ханафиты-матуридиты, суфийские тарикаты), культурные (турецкий и старо-татарский языки были особенно близки) и исторические (общее тюркское происхождение) традиции настолько были родственны, что был большой соблазн быстро ассимилироваться. Но татарская община жива. И это не может не восхищать.

Илдар Баязитов

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Не знаю, по какую сторону баррикад находитесь вы в споре о том, может ли мусульманин быть в депрессии – часто приходится слышать, что мы не можем страдать от депрессии, потому что это состояние противно состоянию верующего. Может быть, это и правда, ...

Знаете ли вы, что традиции проведения месяца Рамадан в разных странах имеют свои особенности. В некоторых из них даже обычный приём пищи в этот священный месяц становится праздником. Проведение Рамадана по особенному закрепилось у разных народов благ...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1430

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф