Общероссийское
информационное агентство мусульман
23
Вторник
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Положение верующего относительно долга

Дата: 11.01.2014 Версия для печати
Положение верующего относительно долга
«Поистине религия – это насыхат (наставление)»,-передается в одном из хадисов благородного посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышенго. Поистине она явилась насыхатом для всех категорий людей, населявших землю со времени ниспослания божественного Писания - для праведных и еще не стойких в своей вере, для правителей и тех, кого они опекали, для тех кого одарил Аллах из своей милости и тех, кто взывал к Нему о ней - и, поистине, останется насыхатом для всех поколений до Судного Дня. И чем ближе становится человечество к этому дню, предвестниками которого являются смута и потеря нравов, тем более оно нуждается в наставлении от своего Господа.

Четыре качества возвышают верующего перед его Господом и стойкого в его религии: благовоспитанность, правдивость, честность (амана) и мужество. Честность (амана) - величайшее из качеств мусульманина, в котором проявляется его религия и которое подтверждает его веру. Оно одно из главных проявлений его силы воли. И именно оно будет поднято (утеряно) в нашей Умме, тогда как выполнение намаза останется до Судного Дня. Честность является матерью всех достоинств и источником спокойствия. И что получит от своего намаза тот, которого он не удерживает от мерзости и порицаемого? Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обращаясь к нам с речью или проповедью, Пророк Аллаха всегда говорил: «Нет веры у того, у кого нет честности, и нет религии у того, кто не соблюдает договор». От Маймун ибн Махрана, да помилует его Аллах, передается: «Три вещи должны соблюдаться и по отношению к праведному, и по отношению к нечестивцу. Это честность, договор и родственные связи».

В наше время все сильнее начинает распространяться одно из мерзких явлений в отношениях между людьми. А именно - отказ или различные нарушения в вопросах возврата долгов, неуплата алиментов. В такой ситуации (часто по неосведомленности) могут оказаться правоверные мусульмане, носящие длинные бороды, боящиеся пропустить намаз, дающие милостыню…

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Тот, в ком встречаются 4 черты, будет настоящим лицемером, в ком же будет одна из них, в том будет проявление лицемерия, до тех пор, пока он не оставит её, а именно: когда говорит, лжёт; когда обещает, не держит обещания; если вступает в соглашение или договор, то нарушает их; и если спорит или ведёт тяжбу, то портит отношения, впадая в грех».

Все эти описания подходят для того, кто изначально не желая возвращать долг, прибегает ко лжи, не держит обещания, нарушает соглашения… Проблема в том, что если кто и признает за собой один-два признака лицемера они думают, что это небольшая проблема, и намереваются другими благими делами загладить это (скорее перед собой, нежели перед Аллахом). Да еще успокаивая себя обиходными выражениями типа: время сейчас такое трудное… Безгрешных людей не бывает... Не хотят отдавать, чтобы не оказаться в убытке.

Но, поистине, такие и будут настоящими «муфлисами» - банкротами в Судный день. Как передаёт Абу Хурайра, Посланник Аллаха сказал сподвижникам: «А вы знаете, кто есть разорившийся?» Они сказали: «Это тот, у кого нет ни динара, ни дирхема». На что Пророк ответил: «Разорившийся из моей уммы ─ это тот, кто придёт в Судный день с намазом, с уразой, с закятом, но в то же время он обругал этого, обвинил понапрасну другого, «съел» имущество третьего, пролил кровь четвёртого, ударил пятого, после чего он раздаёт свои благие деяния всем кому он навредил, если же у него не останется благих деяний, то он забирает их грехи, и в конце концов попадает в ад».

Когда человек не возвращает долг, не выполняет свои обязательства, будь они должностные, отцовские и ли самолично взятые на себя, то он «ест» имущество, препятствует другим в получении их законных (узаконенных Господом миров!) прав и, думаю, нисколько не преувеличу сказав, что сеет раздор на земле, поскольку его действия имеют целый ряд негативных последствий и, прежде всего, для Уммы Мухаммада. И никакие отговорки, оправдания ведь не смогут спасти его от наказания Всевышнего. Неужели своими делами, намазами, садакой он сможет стать выше шахидов в Судный день, которым будут прощены все грехи, даже великие, но только не долги?! Потому что вернуть долг, выполнить обязательства – это право на тебя другого человека, как и простить этот самый долг. Аллах, по Своей божественной справедливости, не вмешивается в вопросы взаимоотношений между людьми, они должны сами разобраться между собой. Судя по участи шахида, становится понятным, какое большое место занимает у Аллаха право другого человека. В связи с этим нельзя относиться к взаимоотношениям с людьми легкомысленно. И не будет ли являться безрассудством то, что кто-то стараясь, читая намаз, раздавая милостыню будет взывать к милости Господа, хотеть Рая, оставляя за собой то, что не даст ему туда попасть? И не будут приняты его доводы!

Всю свою жизнь мы ревностно защищаем свои права на преходящие блага мирской жизни, что оставляет на второй план соблюдение взаимных прав и обязанностей. А ведь нужно проявлять больше усердия именно в этой сфере нашей жизни, ведь от этого зависит счастье как на этом, так и на том свете. В этом нам, несомненно, поможет следование наставлениям посланника Аллаха, в одном из которых он сказал своему сподвижнику Муазу: «Завещаю тебе: будь богобоязненным, говори только правду, соблюдай договоры, оправдывай доверие, не будь вероломным, защити соседей, будь милосердным к сиротам, в речах будь вежливым, приветствуй людей и не проявляй высокомерия!».

Соблюдение договора и выполнение обещаний также входят в наши обязанности. Договор подобен долгу, с кем бы он не был заключен, его следует исполнять. Несоблюдение договора – из признаков лицемеров в религии. Нельзя также проявлять высокомерие из-за богатства или занимаемого высокого общественного положения, высокой должности, пологая что этого всего достиг ты сам и остальные пусть сами стараются, я ничего не должен. Поистине это все от Аллаха, и больше ответственность, нежели привилегия. Он одаривает ими кого пожелает, и лишает кого захочет. Посланник Аллаха был самым скромным из людей, в то же время самым полезным для них.

Договора заключаются в нашей жизни практически ежедневно, будь то договор о продаже, обмене, помощи или сотрудничестве. Но есть в нашей жизни еще один договор, заключаемый между женщиной и мужчиной перед Всевышним Творцом. Это никах. «Аль-гакд»- на языке Благородного Корана, что означает « договор», «узел». Все мы знаем какими правами и обязанностями этот договор наделяет обе стороны, хочу лишь остановиться на обязанностях, которые не прекращаются даже при его разрыве. Тогда, при определении опекуна, в первую очередь руководствуются интересами детей, поэтому малолетние дети обычно после развода остаются с матерью (конечно в том случае, если она сможет дать им надлежащее воспитание).Однако содержать их в этот период по шариату должен их отец. Тому, что мусульманин должен расходовать из своих средств, есть доказательство в Коране: «А на том, у кого родился,- пропитание их и одежда согласно обычаю. Не возлагается на душу ничего, кроме возможного для нее. Да не причиняется обиды родительнице за ее ребенка и тому, у кого родился, за его ребенка» Коран 2:223.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Воистину, все благочестивые деяния связаны с намерением». А также сказал: «Все, что расходует мусульманин на семью, если он делает это с искренностью ради Аллаха Всевышнего и чистым намерением, засчитывается как саадака».

Шариатский суд принудит нерадивого отца к выплате алиментов, обратись женщина к кадию (шариатскому судье).Судебная система нашей страны тоже будет защищать интересы ее маленьких граждан. То, что не захочет отец выполнять ради довольства Всевышнего для своих детей, придется делать во первых, принудительно, во вторых, это не будет красить его в глазах общества и подрастающих его детей. И то, что в религии нет понятия «алиментов» и определенной фиксированной их суммы, не является доводом для отрицания ответственности за судьбу детей. Тем более что в шариате есть равнозначное понятие: «нафака» (расход на содержание) и отец обязан выплачивать столько, сколько необходимо детям на покрытие нужд, которые касаются питания, одежды, бытовых услуг, в общем всего того, что необходимо для нормального существования согласно общепринятым нормам (би аль-магруф).Минимальная его помощь должна отвечать хотя бы прожиточному минимуму. Причем отец должен обеспечивать своих детей даже в том случае, если он не работает и вынужден брать в долг. То есть с отца никто не снимает обязанность обеспечения своего ребенка ни при каких обстоятельствах. Ну а если отец детей живет в достатке, то, соответственно спрос с него будет уже совсем иным.

В «проблемном поле» находится еще одно обязательство мусульманина-это выплата процентов по взятому кредиту, в основе которого также находится договор, т.е. обоюдное долговое соглашение. В то время, как получение ссудного процента для мусульман категорически запрещено, по утверждению ряда богословов, выплата процентов за кредит допускается, если в этом есть крайняя необходимость. Ислам учитывает крайние ситуации, в которых может оказаться человек. Если он из-за крайней бедности подвергается смерти в силу того, что он не находит средств на насущное пропитание, необходимую одежду и лечение, а также и жилье ,и не остается другого выхода, кроме как взять в долг под проценты, то здесь грех и вина ложатся только на кредитора. В данной же ситуации человек имеет право получить процентную ссуду и, в дальнейшем, выплачивать свой долг. Такую фатву, при соблюдении ряда условий, дают мусульманские ученые. Мусульманин, заключивший подобный договор, должен выполнить свои обязательства перед кредитором, следуя завету Всевышнего: «О те, которые уверовали, исполняйте заключенные соглашения…».

Уважаемые мусульмане! В этот благословенный месяц рождения пророка Аллаха посланного как милость для миров, попросим в своих молитвах своего Создателя наставить Умму Мухаммада в ее отношениях с их Господом, с его рабами, и с самими собой. Первое, что спрашивал посланник Аллаха при совершении джаназа намаза по покойному - есть ли на нем долг и, если был, побуждал к его уплате. А ведь джаназа намаз это «шафагать»- заступничество за покойника и как не заступничеству самого пророка быть принятым у его Господа! Но нет, уважаемые мусульмане, только после того, как обладатели права среди людей получат свое. Давайте начнем освобождать себя от долгов в этот месяц милости Всевышнего ко всем мирам потому, что именно они отгородят нас от Его милости в мире вечном.

О Аллах, даруй мусульманской общине благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам – исправиться. Аминь.

Дамир хазрат Хусаинов.Мухтасиб Старокулаткинского района Ульяновской области

Оставьте комментарий

avatar


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


О качествах идеальной жены! Почему некогда любимая жена вдруг перестает быть желанной, достойной восторгов мужа? Чего ожидают мужчины от своей жены в семейной жизни? 


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1436

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф