Общероссийское
информационное агентство мусульман
29
Пятница
марта
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарские богословы и мыслители: Джамал Валиди (1887-1932)

Дата: 05.03.2014 Версия для печати
Татарские богословы и мыслители: Джамал Валиди (1887-1932)

Джамал Валиди (1887-1932) – один из ярких и прогрессивных представителей татарского просветительского движения начала ХХ в., видный историк татарской общественной мысли, основатель татарской профессиональной литературной критики и эстетической мысли.

Джамал Валиди (1887-1932) – один из ярких и прогрессивных представителей татарского просветительского движения начала ХХ в., видный историк татарской общественной мысли, основатель татарской профессиональной литературной критики и эстетической мысли. Именно его перу принадлежат первые аналитические литературно-критические труды о произведениях Г.Тукая, Г.Ибрагимова, Ш.Камала, Г.Исхаки. Им были собраны и впервые подготовлены к печати пословицы и поговорки татарского народа и толковый словарь татарского языка.

Джамал Валиди родился 2 октября 1887 года в деревне Апастово. Образование получил в знаменитом медресе деревни Иж-Буби, там же намеривался продолжить педагогическую деятельность. Однако после разгрома медресе царскими властями в 1911 году был вынужден перейти на работу в качестве преподавателя в медресе «Хусания» (Оренбург) (1). Именно в этот период были опубликованы его основные труды, оставившие заметный след в истории татарской общественной мысли XX века: «Нация и национальное» (1914), «Течение татарской литературы» (1912), а также многочисленные статьи в периодической печати.

Валиди известен и как историк общественный мысли, и как языковед, и как литературный критик. Вместе с тем его собственная деятельность и выдвинутая им идейно-политическая концепция позволяют говорить о нем как о самобытном мыслителе начала XX века (1).

Уже с первых выступлений Валиди заявил о своей приверженности линии реформаторства и обновления татарской общественной мысли, предшественниками который были А. Курсави, Ш. Марджани, К. Насыри. Как один из представителей джадидизма он ратовал за реформу мусульманской школы, создание светской системы образования, европеизацию культурной жизни (1). Отсюда вытекали его раздумья об общественной прогрессе, который должен был также способствовать обновлению татарского общества (1).

Взгляды Дж. Валиди были составной частью того идейного процесса, который стал выражаться преодолением старых взглядов о татарском обществе только как о мусульманской общине. Из-за отсутствия у татар государственности после падения Казанского ханства в XVI веке, в течении нескольких веков мусульманская община заменяла им практически все общественно-политические и этнические. Все это послужило причиной того, что вплоть до рубежа XIX – XX веков национальное самосознание у татар отождествлялось с религиозным (1).

Рассматривая теоретические проблемы формирования татарской нации, Дж. Валиди признает все еще значительную роль религии. Более того, он считает, что в жизни таких угнетенных народов, как татары, ее роль возрастает (1). В тоже время он уже отличает собственную природу национального развития, которая имеет специфические черты и опирается не на религиозную основу, а на этнические компоненты. Формирование народов в этническом отношении, по его мнению, проходит через ряд этапов. Его такие простые виды, как род и племя, заменяются народностью, а в последующем из нее образуется нация. Валиди подчеркивает закономерный характер возникновения нации, которую можно задержать в развитии или притеснять, но силой одолеть невозможно.

Среди признаков, обеспечивающих целостность нации, Валиди называет общность языка, религии, происхождения, традиции и отчизны. Конечно, по своей значимости для функционирования нации эти признаки не равнозначны. Так, например, для национально-этнической консолидации общность происхождения не столь значительна, как формирование единого национального языка; религия также не может заменить национальную организацию, отличающуюся сильной политической консолидацией (1). Поэтому он среди всех признаков нации особо выделял язык и литературу, имея в виду под последней всю философскую, общественную, научную и художественную мысль народа (1).

Дж. Валиди также сыграл важнейшую роль в разработке методологии современного татарского языкознания и в его становлении как подлинно научной дисциплины. Выдающийся ученый проявил себя не только как сильный теоретик, но и как деятельный практик, умелый организатор, претворяющий в жизнь результаты научных открытий (2).
Как и многие выдающиеся языковеды, оставившие глубокий след в истории лингвистики, Дж.Валиди отличался разносторонностью и широтой научных интересов. Его лингвистическая деятельность включала в себя изучение теоретической и практической грамматики, актуальных проблем графики и орфографии, лексикологии (особенно терминологии), истории литературного языка и языкознания, методики преподавания родного языка, а также общих вопросов развития тюркских языков и др. Он представляет для современных языковедов пример разносторонности интересов и умения органично связать лингвистические исследования с актуальными проблемами общественной жизни (2). Именно этим объясняется его величие и то, что он является классиком и в языкознании.

Дж.Валиди не избежал репрессий 30-х годов XX века. В начале 1930 года Джамал Валиди вместе с Гали Рахимом, Садри Джалалом и другими деятелями татарской культуры проходил по делу так называемого "филиала султангалиевской организации в Татарии". В 1930 по ложному обвинению был арестован и осужден Коллегией ОГПУ ТАССР 11.5.32 по ст. 58-10, 58-11. Приговор: 5 лет концлагерей. Умер 30.11.32 в заключении, на строительстве Беломоро-Балтийского канала (2). Реабилитирован 29.9.59. В течение долгих лет научные труды Дж.Валиди были забыты, преемственность в татарском языкознании была нарушена. Утерян также и личный архив Валиди. После реабилитации ученого в 1959 году исследователи, работающие в области татарского языкознания, все больше и больше обращаются к его многогранному и богатейшему наследию (2). Однако следует отметить, что это наследие изучено в татарском языкознании фрагментарно и существует потребность в обобщающих трудах в данной области.

Источники:

Камалов Т. Джамал Валиди (1887-1932) / / Татарские интеллектуалы: исторические портреты / Сост. Р. Мухаметшин. – 2-е изд., Казань: Магариф, 2005 – с. 203-213

Джамал Валиди и развитие татарской грамматической науки // Портал Татар мирасы

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Не знаю, по какую сторону баррикад находитесь вы в споре о том, может ли мусульманин быть в депрессии – часто приходится слышать, что мы не можем страдать от депрессии, потому что это состояние противно состоянию верующего. Может быть, это и правда, ...

Знаете ли вы, что традиции проведения месяца Рамадан в разных странах имеют свои особенности. В некоторых из них даже обычный приём пищи в этот священный месяц становится праздником. Проведение Рамадана по особенному закрепилось у разных народов благ...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1430

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф