Общероссийское
информационное агентство мусульман
29
Пятница
марта
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарские богословы и мыслители: Гаяз Исхаки (1878-1954)

Дата: 31.03.2014 Версия для печати
Татарские богословы и мыслители: Гаяз Исхаки (1878-1954)

Гаяз Исхаки (1878-1954) - выдающийся деятель татарского национального движения, писатель, публицист, издатель и политик.

Гаяз Исхаки (1878-1954) - выдающийся деятель татарского национального движения, писатель, публицист, издатель и политик.

Широкое просветительское движение среди татар, развернувшееся в конце XIX - начале XX века, в результате революции 1905 года получает дополнительный мощный импульс, обогащается политическим содержанием, политической программой, острием которой явилась идеология революционных демократов. Эту идеологию, наряду с джадидизмом, можно рассматривать как этап в развитии просветительства. Джадидизм в свое время стал реальным, практическим воплощением философии и идеологии просветительства в культурно-образовательной и воспитательной сфере. Революционный демократизм, в свою очередь, распространил сферу действия просветительства на общественно-политические отношения, на социальное и политическое просвещение народа. В этом смысле революционных демократов начала XX века - преемников просветительской идеологии XIX века - мы вправе назвать политическими просветителями или просветителями революционной эпохи (1).

Среди выдающихся представителей этого течения, включающего в себя блестящую плеяду татарских литераторов: Г. Тукая, Ф. Амирхана, Г. Ибрагимова, М. Гафури и некоторых других, особое место занимает Гаяз Исхаки. Однако имя этого выдающегося деятеля было предано забвению, и даже упоминание его в специальных исследованиях, как правило, было дано в отрицательном свете. Почему же так случилось?

Гаяз Исхаки после Октябрьской революции 1917 года эмигрировал за границу. Как известно, такие люди, особенно после двадцатых годов, считались врагами революции и объявлялись предателями. Г. Исхаки не мог воспринимать деятельность большевиков в области национальной политики, так как она противоречила его убеждениям. Он всячески разоблачал политику советского правительства в отношении татарской нации и предлагал свои пути решения этих проблем. Поэтому неудивительно, что он оказался среди непримиримых врагов советской власти и тем самым вплоть до восьмидесятых годов XX века вычеркнутым из памяти целого поколения (1).

Классик татарской литературы, выдающийся драматург, крупнейший национальный политический деятель и известный представитель татарской общественной мысли Гаяз Исхаки родился 22 февраля (по новому стилю) 1878 года в деревне Яуширма Чистопольского уезда Казанской губернии в семье авторитетного и образованного муллы Гилязетдина.

Будучи способным ребенком, Гаяз с 5 лет с помощью отца начинает учиться и вскоре усваивает программу начальной школы, легко читает и хорошо понимает книги на арабском и персидском языках. В 1890 году родители отдают его в Чистопольское медресе для продолжения учебы. Однако его не удовлетворяет здешний уровень преподавания, и в пятнадцатилетнем возрасте он прибывает в Казань. Именно здесь для него начинается новая, насыщенная различными событиями жизнь.

В Казани во время учебы в медресе под началом Галлям хазрета Гаяз знакомится с первым тюркским периодическим изданием - газетой "Тарджеман", издававшейся известным просветителем И. Гаспринским. В то время единственная во всей России газета, выходившая на тюркском языке, призывала читателей к возрождению тюркских народов, к пробуждению и просвещению. Интересная по своему содержанию газета привлекла внимание молодого Исхаки.

Одновременно молодой шакирд основательно интересуется литературой на тюркском языке, читает повести и рассказы, турецкие газеты. Однако только эта литература не удовлетворяет его, и он обращается к изучению произведений западных авторов, прежде всего русских. Г. Исхаки серьезно изучает русский язык, знакомится с классическими произведениями русской литературы. Более того, в 1899 году он переводит повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка" на татарский язык. Русская литература сыграла большую роль в формировании взглядов Г. Исхаки (1).

Творческое наследие, жизненный путь и деятельность Г. Исхаки можно рассматривать с различных позиций. Во-первых, несомненно, он является классиком татарской литературы. В этом плане его творчество служит объектом изучения литературоведов. Во-вторых, Г. Исхаки был организатором и идеологом национального движения. В-третьих, он был выдающимся политическим деятелем, сыгравшим значительную роль в истории татарской общественно-политической жизни. Таким образом, Г. Исхаки был значительной фигурой в истории татарской общественной мысли XX века (1).

Свою литературную деятельность Г. Исхаки начинает довольно рано. Свой первый рассказ он пишет в 17 лет. В 1900 году он завершает еще два произведения: рассказ "Кэлэпушче кыз" ("Вышивальщица тюбетеек") и драму "Оч хатын берлэн тормыш" ("Жизнь с тремя женами") и тем самым заявляет о себе как писатель и драматург.

В своих ранних литературных и драматических произведениях он проводит идею о том, что знания, образованность ведут человека к совершенству, а невежество, необразованность, пренебрежение общепринятыми моральными нормами приводят к нравственному падению личности, к деградации. Таким образом, Г. Исхаки свои первые шаги в качестве писателя делает как пропагандист идей просвещения. В 1901 году Гаяз Исхаки со своими единомышленниками создает тайное студенческое общество "Шэкертлек" и выпускает рукописную газету под названием "Тэрэккый", распространяет среди населения различные письма, пытаясь через просвещение пробудить сознание татарского народа (1).

Первое значительное литературное произведение Гаяза Исхаки вызвало среди читателей и критиков много откликов, споров, противоречивых оценок. Это произведение называлось "Ике йоз елдан сон инкыйраз" ("Исчезновение через двести лет"). Слово "инкыйраз" в переводе на современный язык означает "конец", "исчезновение", "катастрофа". Это произведение, созданное в форме фантастического повествования, написано в жанре литературной публицистики. Писатель в своем сочинении предупреждает читателя о возможности в недалеком будущем национальной катастрофы, если не будут преодолены отрицательные тенденции развития современного ему татарского общества (1).

По существу, повесть "Ике йоз елдан сон инкыйраз" является программным произведением Г. Исхаки. В повести ставится вопрос о существовании и возможном исчезновении с лица Земли целой нации - татарской. У автора не вызывает сомнения тот факт, что нынешнее состояние татарской нации не соответствует ее истинному статусу. Он не может мириться с таким положением, когда идет процесс постепенного растворения татар среди других народов, когда падает нравственность среди молодежи, когда нет соответствующих условий для получения настоящего образования на уровне европейских стандартов. Эти и многие другие процессы, идущие в обществе, не дают ему покоя. И автор делает вывод, что если не предпринять немедленно кардинальных мер для спасения татарской нации, то неминуемо наступит катастрофа, и в XXI веке исчезнет последний представитель нации. Что же необходимо предпринять, чтобы спасти некогда имевшую свою государственность нацию? По его мнению, необходимо вести работу в нескольких направлениях. Во-первых, нужно постоянно проводить работу среди народа, открыть новые учебные заведения и перестроить ныне действующие, где преобладает схоластика. При этом писатель особо подчеркивает, что образование должно отвечать потребностям времени, в школах, медресе должны изучаться наряду с другими и научно-практические дисциплины (как и в Европе). Для этого надо полностью изменить систему образования, усовершенствовать методы обучения. Во-вторых, следует распространять научную литературу, издавать такие книги, которые бы побуждали татар к деятельности по изменению нынешней ситуации. В то же время он убежден и в том, что следует всячески использовать и вековые традиции для воспитания нового поколения. В-третьих, писатель призывает к тому, чтобы начатое дело всегда доводить до конца, а не бросать на полпути, встретив препятствия. Только при решении данных задач возможно, твердо убежден мыслитель, спасти татарскую нацию. Иначе, если будет так продолжаться и все останется без изменений, через 200 лет о татарской нации останутся лишь одни воспоминания. Свое значение и актуальность данная повесть не теряет и по сей день (1).

В 1903 году Г. Исхаки готовился к поступлению в Казанский университет, однако по настоянию родителей был вынужден вернуться в родную деревню для выполнения обязанностей муллы. Так как новая деятельность никак не соответствовала его призванию, уже через год он возвращается в Казань, участвует в революционном движении, горячо приветствует русскую революцию 1905 года, принесшую обществу некоторые политические свободы (1).

Русская революция 1905-1907 годов способствовала изменению взглядов Г. Исхаки. В самом деле, если на рубеже XIX-XX веков молодой писатель зарекомендовал себя первыми литературными опытами как классический просветитель-джадидист (подобно Ф. Халиди, Г. Ильяси, 3. Хади, 3. Бигиеву), то уже в 1906 году его имя стало одним из самых громких среди политических деятелей освободительного движения татар. Гаяз Исхаки возглавил радикальное крыло этого движения, связавшего себя с революционными партиями, видевшими главное препятствие на пути народов России к демократии и свободе в самодержавии. В редакционной статье газеты "Тан юлдузы" от 29 мая 1906 года подчеркивается мысль о необходимости всенародной борьбы для создания в России народного правительства. "Только после этого (свержения самодержавия.- авт.) народ будет свободен,- говорится в статье,- только после этого народ обретет свои гражданские права. И только после этого татарский народ обретет свои национальные права",- заключает газета. В этом же номере газеты в концептуальной статье "Наша цель и нация" Чингиз (один из псевдонимов Г. Исхаки) ясно говорит о национальном самоопределении, национальной автономии как конечной цели социальной и классовой борьбы, развернувшейся на огромных пространствах империи. "Мы, социалисты,- продолжает автор статьи,- поддерживаем требования автономистов о правах личности и праве нации на самостоятельное развитие, на свободу отделения нации от государства". Но реализация этих прав возможна в условиях демократического строя, в условиях общегражданских свобод в России. Исходя из этой первоочередной цели и находясь в этот период под сильным воздействием эсеровской идеологии, Г. Исхаки отдает безусловный приоритет общим социальным и политическим задачам борьбы трудящихся всех наций России перед их локальными национальными задачами (1).

Но вот в феврале 1917 года буржуазно-демократическая революция в России одержала победу. Общегражданские политические свободы стали реальностью. В этих условиях перед социально-демократическими силами на первый план выходят задачи строительства национальной жизни, задачи реализации демократических завоеваний в интересах своей нации. И в это время Гаяз Исхаки предстает перед общественностью, перед своим народом в новом качестве выразителя общенациональных интересов, новом по сравнению с его классовыми позициями в годы первой революции. Это был закономерный итог идейной эволюции Г. Исхаки - революционера и мыслителя национального движения, соответствовавшей логике перерастания революционно-классовой борьбы в России в национально-освободительную (1).

На каких же принципах считал возможным Г. Исхаки объединение татарского народа и шире тюрко-мусульман России для достижения их национальных целей? Эти принципы он изложил в своем докладе на I Всероссийском съезде мусульман, состоявшемся в Москве в мае 1917 года. Доклад вышел вскоре после съезда отдельной брошюрой.
Ислам, демократия и право народа на самоопределение - вот три кита, на которых Г. Исхаки считал возможным создание общей платформы тюрко-мусульман на этапе их государственного становления (1).

Программа Г. Исхаки, предложенная съезду, явилась выражением позиций тех кругов интеллигенции мусульманских народов, которые конечную цель революционной борьбы в России видели в осуществлении прав своих народов на выбор собственного пути в условиях демократических свобод. Если говорить о татарской интеллигенции, то практически вся она: писатели и журналисты, политики и духовенство - стояла на этих или близких к ним позициях. Не были в этом смысле исключением и леворадикальные силы из мусульманского социалистического комитета и других организаций, находившихся под влиянием большевиков, ибо они свято верили в провозглашаемые теми лозунги о неотъемлемом праве наций на самоопределение, о свободе совести и прочих свободах... Послеоктябрьскую реальность большевистской диктатуры выдержали далеко не все. Г. Исхаки был среди тех, кто до конца жизни оставался верен выбранному пути борца за национальную независимость, за свободу тюркских народов, хотя этот выбор обрек его на жизнь вдали от родины (1).

Гаяз Исхаки в 1919 году как делегат Версальской конференции выезжает через Дальний Восток в Европу и больше не возвращается... Затем были Париж, Берлин, Варшава... Везде он выступает, агитирует. Издает татарские газеты в Мукдене и Берлине, создает политические организации в Маньчжурии, Германии и Турции, объединяет в Варшаве эмигрантов разных национальностей в организацию антисталинской направленности "Прометей", чьим девизом стал знаменитый лозунг "За вашу и нашу свободу!" Перед самым вторжением в Польшу германских и советских войск польское правительство предупредило эмигрантов о грозящей им со стороны НКВД опасности, и им удается в самый последний момент покинуть Польшу с помощью турецких дипломатов (2).

Гали Акыш - соратник Гаяза Исхаки и его политический преемник - утверждает, что татарская эмиграция из СССР самая малочисленная. Татары по доброй воле не накидали Родину (2).

Начатая на страницах газеты "Тан юлдузы" борьба за разрушение империи привела его к осознанию неотделимости принципов свободы и равенства, демократии от принципов свободы и равенства всех наций и народностей, от их права на выбор собственного пути. И поэтому социалист-революционер Исхаки становится националистом после февраля 1917 года. Националистом в давно и прочно забытом у нас высоком смысле: верного сына своей нации, беззаветно преданного идее ее освобождения и международного признания наравне с другими народами. И глубоко прав был Ф. Амирхан, когда, имея в виду изначальное высокое содержание понятия "миллятче", писал в 1917 году в газете "Кояш": "Гаяз одно время был "тангистом" (то есть социалистом.- авт.). И в это время он критиковал националистов. Однако он и в своем "тангизме", и в своей критике националистов, сознательно или неосознанно, всегда оставался националистом". Другими словами, Г. Исхаки во всей своей деятельности превыше всего ставил надежды и чаяния своего народа, национальные интересы (1).

После вынужденной эмиграции Г. Исхаки живет и работает в разных странах: в Китае, во Франции, в Германии, в Польше и, наконец, обосновывается в Турции, где живет до конца своих дней. Великий писатель, драматург и выдающийся политический деятель ни на минуту не прекращает свою деятельность. Всеми доступными ему средствами пытается быть в курсе жизни народов России, и, естественно, в первую очередь татар Поволжья. Через выпускаемые им газеты и журналы разоблачает политику, проводимую большевиками и коммунистами по отношению к тюркским народам. Например, в Берлине с 1928 по 1939 год издает журнал "Яна милли юл" ("Новый национальный путь"). В эти же годы пишет свои новые художественные произведения. В этих же издательствах выпускаются и татарские книги, статьи и другие публикации Г. Исхаки, изданные и хранящиеся в виде рукописей, они стали возвращаться к нам только в последние годы (1).

Знакомство даже с несколькими из них позволяет сделать вывод о том, что Г. Исхаки ни в коей мере не изменил своим идеалам. В своих произведениях автор в основном описывает жизнь татар дооктябрьского периода, особое внимание уделяя проблеме национального возрождения. В этом плане среди других его работ, увидевших свет после эмиграции из России, следует отметить его историко-публицистическую книгу «Идель-Урал» (1).

Эта книга была отпечатана на татарском языке в Берлине (1933), на русском и французском языках в Париже (1933), в Токио на японском (1934), в Варшаве на польском (1938), в Лондоне на русском (1988) языках. Следовательно, весь мир знал эту работу Г. Исхаки, за исключением российских читателей. В этой книге Гаяз Исхаки, опираясь на источники, описывает историю тюрков Волжско-Уральского региона со времен булгарского, золотоордынского периодов. Указывает на те проблемы, которые возникли после Октябрьского переворота большевиков, и вновь поднимает идею Волжско-Уральского штата, впервые выдвинутую еще в 1918 году в Уфе. Как подчеркивает писатель, цель данного труда - дать краткую историческую и политическую информацию о тюркских народах, живущих в Поволжье. Однако по содержанию данная работа выходит за пределы этих рамок (1).

Автор уверен, что, несмотря на многовековое угнетение, тюркские народы не отказались от стремления к обретению былой независимости и при появлении первой возможности возьмут управление народом в свои руки. Духовное наследие и творческая деятельность Г. Исхаки необъятна для исследователей, предстоит еще многое открыть. Но несомненно одно - выдающийся представитель татарского народа должен занять достойное место в истории своего народа (1).

В Турции, кроме Гаяза Исхаки, оказались Юсуф Акчура, Садри Максуди и несколько позже через Кавказ перебрался туда и Заки Валиди. Чтобы очертить весь круг выдающихся татарских политических деятелей XX века, не хватает Мулла-Нура Вахитова, расстрелянного белочехами в 1918 году, и Мир-Саида Султан-Галиева, замученного в застенках НКВД (2). Их судьбы пересекались в Петербурге, Москве, Казани, они работали иногда вместе, иногда их пути расходились, все они писали статьи в газеты Гаяза Исхаки и горели одним пламенем: вы вести свой народ на широкую дорогу мировой цивилизации. Эти люди повлияли не только на татарское общественное сознание, они - признанные лидеры всего тюркского мира и ряда восточных стран. Если бы в 1918 году они держались вместе, то, возможно, история татарского народа сложилась иначе...

Гаяз Исхаки в Турции не общался с Заки Валиди, он не мог ему простить "Малой Башкирии", расколовшей единый национальный фронт. Как пишет Рафаэль Хакимов, но в конце жизни Заки сам пришел в дом Гаяза, они в дверях обнялись, расплакались и помирились (2).

Основоположник татарской реалистической литературы мастер слова, тонкий художник, выдающийся политик, верный сын татарского народа, посвятивший жизнь борьбе за его освобождение и процветание, Гаяз Исхаки умер 22 июля 1954 года. Он похоронен в Анкаре.

Источник:

1. Зарипов М., Амирханов Р. Гаяз Исхаки (1878-1954)/ Татарские интеллектуалы: исторические портреты / Сост. Р. Мухаметшин. – 2-е изд., Казань: Магариф, 2005

2. Хаким Р. Долгий и трудный путь к свободе / Татарская культура. tatarica.narod.ru

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Не знаю, по какую сторону баррикад находитесь вы в споре о том, может ли мусульманин быть в депрессии – часто приходится слышать, что мы не можем страдать от депрессии, потому что это состояние противно состоянию верующего. Может быть, это и правда, ...

Знаете ли вы, что традиции проведения месяца Рамадан в разных странах имеют свои особенности. В некоторых из них даже обычный приём пищи в этот священный месяц становится праздником. Проведение Рамадана по особенному закрепилось у разных народов благ...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1430

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф