Общероссийское
информационное агентство мусульман
20
Суббота
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарские богословы и мыслители: Садри Максуди (1879-1957)

Дата: 10.02.2014 Версия для печати
Татарские богословы и мыслители: Садри Максуди (1879-1957)

Садри Максуди (Арсал) (1879-1957) прожил яркую, многогранную и плодотворную жизнь. Он был известным ученым, мыслителем, общественным деятелем и политиком.

Садри Максуди (Арсал) (1879-1957) прожил яркую, многогранную и плодотворную жизнь. Он был известным ученым, мыслителем, общественным деятелем и политиком.

Являясь по происхождению казанским татарином, он в молодости закончил юридический факультет (Сорбоннского университета (1906), был депутатом Государственной думы России (1907- 1912), председателем парламента и правительства Национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Европейской России и Сибири (ноябрь 1917), профессором Сорбонны (1923 - 1924), юридической школы, Анкарского (1925 - 1943) и Стамбульского (1943 - 1950) университетов, депутатом турецкого парламента (1931 - 1939,1950-1955).

В 1950 году довольно многочисленная группа депутатов турецкого парламента подняла вопрос о выдвижении С.Максуди кандидатом на пост президента. Эти пожелания нашли свое отражение и в прессе того периода.

Научная деятельность

34 года своей жизни он прожил в России, 11 лет - во Франции, и 32 года - в Турции.

В России он был активным участником политической жизни, был частью истории, о которой в последствии писал. Турецкий период его жизни был сам продуктивным в научном отношении. В частности, большую роль в языковой революции в Турции (1924 - 1930) сыграла его книга «Для турецкого языка» (1930) и многочисленные статьи, которые были посвящены развитию и совершенствованию лексики турецкого языка на его собственной основе.

Большим вкладом в лингвистическую науку является также его монография «Скифы и саки» (1933). Из исторических трудов следует назвать прежде всего книгу «Тюркские государства Центральной Азии» (1934). Но наибольшее количество трудов С. Максуди оставил в области права и истории права. Он также создал совершенно новую отрасль науки под названием «История тюркского права».

Биография

Родился в семье татарского муллы. С 1888 года учился в медресе Апанаева в Казани. В 1893 году в течение года учился в бахчисарайском медресе Исмаила Гаспринского, где в это же время преподавал его старший брат Ахмедхади Максуди. После смерти их отца братья в 1894 году возвращаются в Казань, где Ахмедхади пишет прошение о зачислении своего младшего брата в русскую учительскую школу, которую Садретдин закончил в 1901 году.

По совету выдающегося татарского интеллектуала Исмаила Гаспринского Садри Максуди отправился во Францию, где в 1901—1906 учился на юридическом факультете Парижского университета, и получил степень кандидата права. В первое время во Франции жил крайне бедно, но впоследствии стал работать корреспондентом парижской газеты и сам читал лекции о мусульманах в России и больше не нуждался.

В Париже находит себе друзей на всю жизнь, таких как татарский общественно–политический деятель Юсуф Акчура и турецкий поэт Яхья Кемал. Он не ограничивается печатанием статей, и пишет роман «Йоз ел сонара» (Спустя сто лет), который в 1906 г. печатается в газете «Тарджиман» под инициалами С. М. (1).

В 1906 году после возвращения в Казань включился в активную политическую жизнь татарского общества. В том же году избирается членом ЦК партии «Иттифак ал-муслимин» (Союз мусульман). В 1907 году избирается депутатом II и III-й Государственной Думы. Во II Думе является членом президиума и секретарем мусульманской фракции.

Его выступления на прекрасном русском языке в защиту прав татарского, тюркских, мусульманских народов России, по законопроектам о народном образовании, против обвинения мусульман в панисламизме сделали его популярным по всей России как политика, защищающего интересы российских мусульман. В Думе Максуди, будучи лидером татарских либералов и мусульманской фракции, выступал более пятнадцати раз не за развал Российской империи, а только «за место под солнцем» для татарской нации (2). Однако его предложения Дума не приняла.

Максуди становится одним из признанных лидеров татарского либерализма и идеологов национального движения. В многочисленных статьях, которые печатаются во многих газетах, он проводит мысль о том, что только сохранив свою самобытную культуру, язык, религию, развивая культуру и экономику, татары смогут стать вровень с современными европейскими нациями (3). В этот период своей политической деятельности он был приверженцем толкования гражданской нации: «В каждом государстве есть, так сказать, политический титул – американец, француз и т.д., но в каждом государстве существует масса национальностей, которые во имя своих традиций, своих особенностей быта, которые у них существуют, отстаивают и будут отстаивать свои традиции, и в этом смысле я татарин, и защищаю свой быт, но политически я русский гражданин» (4).

В 1910 совершил поездку в Поволжье, на Урал, в Туркестан, на Кавказ для ознакомления населения с деятельностью Думы и мусульманской фракции. В четвёртый созыв Думы не был избран и вернулся в Казань, где занимался адвокатской практикой.

Велика его активность была в революционный 1917 год. В частности, в июле 1917 года Садри Максуди добился создания единой автономии тюрко-татар мусульман Внутренней России и Сибири и ее правительства — Милли идарэ (5). Он возглавил коллегию по осуществлению национально-культурной автономии. Как образно пишет историк Айдар Хабутдинов, он стал отцом современной татарской нации. При Максуди татары образовали единый политический и культурный организм. Эту автономию признали все татары, за исключением нескольких большевиков.

20 ноября 1917 года Садри Максуди торжественно открыл заседание Миллет меджлисе — Национального собрания татар. Основная часть его доклада была посвящена отчету коллегии по осуществлению национально-культурной автономии. Максуди говорил: «Теперь северные тюрко-татары объявляют всему миру о своем существовании» (5). Он напомнил об исторической роли тюркских государств Газневидов, Чингисана и Тамерлана. Оратор вступил в полемику с европейскими философами, утверждавшими, что время тюркских народов, и особенно тюрок в Европе, безвозвратно ушло. Как отмечает Айдар Хабутдинов, Максуди призвал не повторять ошибок предков, которые стремились до предела расширить свои государства, что и привело к их падению. Он утверждал, что необходимо опираться на собственные силы и собственный народ. После провозглашения Идель-Урал Штата, когда многие ораторы заявляли о готовности пойти на противостояние с русскими, Максуди заявил, что татары строят Штат не для вражды с великороссами и не считают их врагами (5).

На сессии Миллет меджлисе Максуди был избран главой национального правительства, или, как тогда именовали эту должность, министром--президентом. Закрывая сессию, он заявил, что идея автономии приобрела прочную опору в народе.

В 1918 году, после захвата Татарской Слободы в Казани центральное правительство перешло в решительное наступление против национальных органов (5). В ответ на роспуск Милли идарэ Советской властью 25 апреля 1918 года было опубликовано обращение правительства автономии ко всем его местным отделениям. Как сообщает Айдар Хабутдинов, в обращении указывалось на незаконность роспуска центрального Милли идарэ, бывшего не партийным, а общенациональным органом. Местные отделения правительства теперь должны были обеспечивать функционирование религиозной, национальной и культурной жизни, благотворительности, сбора национального налога, представительство в земских и городских организациях в соответствии с Конституцией автономии. Обращение составил и подписал председатель Милли идарэ Садри Максуди (5).

Как пишет историк Айдар Хабутдинов, так закончился великий «год татарской свободы». Впереди был год скитаний по татарским аулам Нижегодчины, а затем долгие годы эмиграции. Максуди был первым мусульманином, возглавившим кафедру парижской Сорбонны. Но вскоре его позвал Ататюрк, и он уехал в Турцию.

В Анкаре он стал одним из основателей юридической школы. Много лет занимался там педагогической деятельностью, после чего уехал работать Стамбульский университет. Играл значительную роль в создании общества изучения турецкого языка и общества изучения турецкой истории. Был автором многих трудов по истории и философии права. Трижды был членом турецкого парламента, в 1931—1935, 1935—1939 и 1950—1954. Также был членом турецкой делегации в Лиге Наций. Умер в 1957 году.

Источники:

1) Гаффар Ф. Садри Максудинын тормыш юлы (1879–1957) // Очерки истории Высокогоского района Республики Татарстан. – Казань, 1999. – С.292–302.

2) Максуди С. Два типа национализма // Йолдыз. – Казан, 1913. – 1 ноябрь.

3) Социализм, либерализм и консерватизм // ИД Медина: http://www.idmedina.ru/books/school-book/?3805#_ftnref14

4) Цит.: Хабутдинов А.Ю. Лидеры нации. – Казань, 2003. – С.92.

5) Хабутдинов А.Ю. Татарин нового века Садри Максуди­Арсал (1879–1957) // Ислам в Российской федерации: http://pda.islamrf.ru/news/culture/history/910/

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1435

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф