Общероссийское
информационное агентство мусульман
5
Понедельник
декабря
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарские богословы: Таджетдин Ялсыгул (1768-1838)

17.12.2013 Версия для печати
Татарские богословы: Таджетдин Ялсыгул (1768-1838)

Таджетдин Ялсыгул Аль-Башкорди (1768—1838) — известный татарский [1][2] учёный-историк, писатель, поэт.

Точное место рождения Таджетдина Ялсыгула неизвестно. Согласно шежере, включенным им в свою знаменитую работу «Булгариева история» («Таварих-и Булгария») они с отцом жили в деревне Курмаш-Йылга в междуречье Ая и Арши (предположительно на территории современной Челябинской области)[3].

Шежере проливают свет и на происхождение Таджетдина Ялсыгула. В них он называет себя «булгарским иштяком» и указывает на свою принадлежность к башкирскому племени айле, роду тыныш. По имеющимся источникам удается установить примерный год его рождения — 1767 или 1768 год. В детстве Таджетдин много путешествует с отцом. Так, примерно в 1775—1776 году они покидают родные места, так как отец Таджетдина отправляется в хадж. Путешествие заняло много времени.

С 1776 по 1781 год они находятся сначала в Астраханском крае, а затем в Дагестане. В 1781 году Таджетдин с отцом добираются до Османской Империи, где в городе Диярбакыре расстаются. Таджетдин остается проходить обучение у некого Абд-аш-Шукура Эфенди, а отец продолжает паломничество. Согласно рукописям в Диярбакыре Таджетдин проводит четырнадцать лет, однако Галяутдинов И. Г. указывает, что, очевидно, следует говорить не о четырнадцати, а о четырёх годах. После возвращения отца они ещё два года живут в Стамбуле, потом с караваном возвращаются в Астрахань, где живут до 1788 года. Согласно одному из сыновей Ялсыгула, отец, находясь в Астрахани, учился в Белой Мечети. В 1788—1789 годах через Москву, Нижний Новгород, Казань отец и сын возвращаются в родной край, направляясь в Троицк. Однако при выезде из Казани отец заболевает и в деревне Урта Сюнь Мамадышского уезда умирает, завещая сыну оберегать его могилу, поселившись рядом, и заниматься обучением детей. Таджетдин выполнил завещание отца — остался рядом с отцовской могилой, преподавал, работал муллой, занимался врачеванием[4].

В 1789—1792 годах Таджетдин живёт в деревне Урта Сюнь (Сюнь) (ныне село Средняя Сунь Мамадышского района Республики Татарстан). С 1792 по 1799 год Таджетдин Ялсыгул живёт в деревне Джерекле Мензелинского уезда Оренбургской губернии (ныне Каенлы Нижнекамского района Республики Татарстан), с 1799 по 1824 годах жил в деревне Кызыл Чапчак (ныне село Красная Кадка Нижнекамского района Республики Татарстан, с 1825 года и до последних дней жизни — в деревне Мелим (ныне село Верхний Налим Заинского района Республики Татарстан).

В 1838 году Таджетдин Ялсыгул умер по пути к больному в деревне Имянлебаш (ныне село Имянлебаш Заинского района Республики Татарстан) и был похоронен в этом селе. Могила Таджетдина Ялсыгула стала местом паломничества в регионе, а о нём самом утвердилась память как о влиятельном мусульманском святом. Могила сохранилась до наших дней и включена в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Заинского муниципального района и города Заинска Республики Татарстан (Могила Таджеддина Ялчыгула — татарского просветителя, писателя, поэта и врача)[5].

Основные труды

Таварих-и Булгария

«Таварих-и Булгария» написана Таджетдином Ялсыгулом в 1805 году. Ялсыгул при её создании использовал различные исторические сведения из «Чингизнаме», «Таварих-и даваир», «Фархангнама» и других[6]. Исследователь произведения «Таварихи Булгария» Миркасым Усманов характеризует её как «фантастическая шаджара» — генеалогия предков автора от Адама до самого Таджетдина[7].

Упоминание Кул Гали в «Таварих-и Булгария»

Наиболее резонансный сюжет родословной — биография некоего Кул-Али упоминаемого в «Дафтар-и Чингиз-наме» как одного из четырёх билярских беков, казненных Аксак Тимуром. Ялчигул записывает этого персонажа в свою родословную, попутно сделав того правнуком булгарского Абдуллы-хан, автором поэмы «Кисса-и Юсуф» и современником монгольских завоеваний.[8]

Источники:

  1. Рамазанова Д. Б. Западноприуральский ареал татарского диалектного языка

  2. Закиев М. З. Татары:проблемы истории и языка.—Казань, 1995, С. 255.

  3. Интересно отметить, что на право называться родиной Таджетдина Ялсыгула претендует село Чалпы Азнакаевского района Республики Татарстан, где в здании Чалпинской средней школы в 2013 году установлена мемориальная доска в память о нём.

  4. Галяутдинов И. Г. Ялсыгул // Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т.7. - Уфа: Башкирская энициклопедия, 2011. С.453.

  5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 сентября 2010 г. № 772 «О Перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Заинского муниципального района и города Заинска Республики Татарстан»

  6. ТАРИХ НАМА-И БУЛГАР

  7. Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв.: «Сборник летописей», «Дафтар-и Чингиз-наме», «Таварих-и Булгария». Татарские шаджара. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1972

  8. Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв.: «Сборник летописей», «Дафтар-и Чингиз-наме», «Таварих-и Булгария». Татарские шаджара. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1972. — с. 165.

  9. Булгаков Р. М., Ильясова Г. Р. Наука об истории башкирского литературного языка и место в ней Тажетдина Ялсыгулова и его произведения «Рисалаи Газиза»//Статья в ж. «История науки и техники», № 9 (спецвыпуск № 4), 2008 г. (на с.8)

  10. Макаров Г. М. Ислам и некоторые аспекты изучения татарской музыкально-инструментальной культуры // Исламо-христианское пограничье:Итоги и перспективы изучения. Сб.материалов междунар.науч.семинара «Христиано-исламское пограничье: история, современность и перспективы»(Казань,26-29 окт.1993г.)— Казань: 1994, С.192.

Смотреть комментарии

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Еще из раздела "Религия Ислам":


avatar
1
Ассаляму алейкум. Господа, как вам не стыдно, разве мусульманам так можно, нагло, преднамеренно писать ложную информацию: башкирского богослова, ученого, алима-суфия, поэта Таджетдина Ялсыгулова наглом и бесстыдном образом, не боясь гнева Аллаhа вы назвали татарским богословом. Слава Аллаhу башкиры мусульмане, но они отдельный от татар народ. Оттого что вы исходя из вашего нескончаемого татарского шовинистического нафса всех башкирских ученых и богословов, поэтов и т.д. назовете татарскими они таковыми ведь не станут, ведь Аллаhу истина известна, вы только лишний раз обрекаете татар, итак прославившихся как бесстыдное племя, гневу Всвышнего и толкаете их в бездну ада. Опомнитесь, не грешите так грязно, бойтесь Аллаhа, уважайте родственный вам и единоверный вам башкирский народ, уймите свой нафс, у вас и своих богословов немало. И разве вы не уверовали? Разве вы не боитесь Аллаhа?
avatar
Выбор редакции

Опрос
Как вы относитесь к новому президенту США Дональду Трампу?
Всего ответов: 189




02.12 Представители ДУМ Саратовской области приняли участие в Гражданском форуме
02.12 Германия намерена выделить Алеппо €50 млн
02.12 Муфтий РТ встретился с и.о. Генерального консула Ирана в Казани
02.12 ОАЭ отмечают 45-ю годовщину объединения эмиратов
02.12 Трамп: США не будут свергать режимы и правительства
Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2016 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф