Общероссийское
информационное агентство мусульман
20
Суббота
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарские мечети: Ак мечеть или Вторая соборная (город Томск)

Дата: 17.06.2014 Версия для печати
Татарские мечети: Ак мечеть или Вторая соборная (город Томск)

Белая мечеть (Вторая соборная мечеть Томска) — каменная мечеть в татарской слободе Томска. Построена в 1913 году. Находится по адресу Московский тракт, 43. Памятник архитектуры местного значения.

Белая мечеть (Вторая соборная мечеть Томска) — каменная мечеть в татарской слободе Томска. Построена в 1913 году. Находится по адресу Московский тракт, 43. Памятник архитектуры местного значения.

Сто лет назад, когда ахун Хамза Хамитов строил в Татарской слободе на окраине Томска новую мечеть, вторую по счету в городе после Красной, здесь проходил Московский тракт, дорога на большую землю.

Белая мечеть была построена в 1913 году по проекту главного губернского архитектора Андрея (Генриха) Лангера, имевшего австрийские корни. Автор десятков проектов, в том числе нескольких томских церквей, синагоги, драматического театра. А. Лангер спроектировал Белую мечеть в стиле 'модерн' с исламским декором.

Мечеть на Московском тракту стала одной из последних работ Лангера. В 1916 году губернского архитектора призвали на военную службу. Первым официальным муллой Белой мечети в 1917 году стал Яхья Нурмухаметов, направленный в Томск Духовным Собранием из Уфы. До назначения в Томск Я. Нурмухаметов служил муллой при Оренбургском казачьем войске.

По данным томского краеведа Сайран Бекеновой, изначально муллой Белой мечети был выбран томич Салихутдин Сабитов, но вскоре выяснилось, что этот человек не имеет полномочии от Духовного Собрания, и муллой стал уроженец д. Андреевская Нижегородской губернии Гарифжан Салаватов, который представил прихожанам свидетельство имама, выданное в Уфе.

Официальный мулла Яхья Нурмухаметов был направлен в Томск Духовным Собранием уже на следующий месяц после февральской революции. В документе об его назначении говорится:

«25 сего Марта на имя комиссаров Духовного Собрания из общего собрания мусульман Томской губернии поступила телеграмма о том, что Томское мусульманское бюро при 1-й мечети ахуна Хамитова оставило только временно, а муазина Карьчева отстранило вовсе от должности. Принимая во внимание, что в городе Томске имеется две мечети, причем при 2-й мечети духовные лица не утверждены, а потому за неимением духовных лиц так же и при 1-й мечети, Духовное Собрание постановило: для исполнения духовных треб командировать избранного Томским обществом мусульман имамом к 2-й мечети крестьянина Саратовской губернии Хвалынского уезда Шиковской волости деревни Старый Мостяк Яхью Абдрахманова Нурмухаметова. Об этом Духовное Собрание сообщает Губернскому Правлению для сведения и надлежащего распоряжения».

С прибытием в Томск Нурмухаметова прежний имам Г.Салаватов стал муэдзином Белой мечети.

В период гражданской войны на улице Московский тракт был расквартирован Томский тюрко-татарский мусульманский батальон, скудные сведения о котором не позволяют с уверенностью говорить, на чьей стороне воевал батальон, красных или белых. С уходом Колчака и утверждением в городе Советской власти батальон был расформирован.

В 20-е годы имамом прихода «Вторая Соборная мечеть» избрали Саид-Шарифа Мулюкова. В 1931 году (в год закрытия Красной мечети) Мулюков отказался от звания муллы. В «стране, где так вольно дышит человек» стало опасно быть муллой. В архивах сохранилось сообщение управы мусульманской общины 2-го прихода от 1933 года, где говорится, что «наш мулла Мулюков С.Ш. отказался от службы муллы с 1-го декабря 1931 г., с тех пор он не вмешивается в обязанности муллы и не исполняет никаких обрядов. С тех пор и в настоящее время исполняет религиозные обряды старый мулла Хамитов Хамза, прож. в 2-й мечети на Московском тракте».

Рассказывают, что престарелый ахун Хамза Хамитов жил в подвале мечети. По всей видимости, последние дни его прошли в помещении, которое сейчас отведено под кабинет имама.

После смерти ахуна община Белой мечети обратилась в Центральное Духовное управление в Уфе с просьбой направить в Томск нового имама, и в 1936-м в Сибирь из Ташкента по направлению ЦДУМ приехал 71-летний мулла Шакир Япаров, которому недолго пришлось служить главой томских мусульман. Через год, осенью тридцать седьмого, мулла Япаров был арестован по обвинению в членстве в мифической «Мусульманской военно-повстанческой организации «Гаскери Уешма» и расстрелян. По тому же нелепому обвинению чекисты арестовали весь совет старейшин Белой мечети. После массового ареста прихожан прямо на джума-намазе (осенью тридцать седьмого) служба в Белой мечети прервалась более чем на полвека. Летом тридцать восьмого горсовет взял под охрану пустующее здание. В постановлении Томского горсовета от 9 июля 1938 года говорится:

«Учитывая, что здание татарской (белой) мечети в гор. Томске по Московскому тракту №100, находившееся в пользовании религиозной общины быв. мусульманского культа, для религиозных целей в течении около 11 месяцев не используется, что охрана исполнительным органом была поручена постороннему лицу – жене бывшего муллы Яппаровой Х.Б, которая от дальнейшей охраны имущества отказывается в связи с переменой места жительства и в виду отсутствия представителей исполнительного органа данной религиозной общины, о чем она обратилась с письменным заявлением в Горсовет, с просьбой принять от нее ключи и имущество мечети, Президиум Горсовета Постановляет: в целях охраны здания и имущества мечети от расхищения, поручить ГорФО тов. Митрошину принять имущество мечети для временного хранения, а здание мечети запереть на замок впредь до окончательного решения вопроса о дальнейшем использовании здания и имущества».

10 октября 1939 года постановлением облисполкома Белая мечеть была закрыта официально, здание передано под национальную татарскую школу. Впоследствии строение с минаретом отдали под зернохранилище, с 60-х годов здесь размещался цех карандашной фабрики.

В первой половине 90-х годов, после возвращения Белой мечети вновь созданной мусульманской общине Томска, имамами здесь работали Хаджигали Абзалов и Низамутдин Жумаев. В 1996-м имамом стал направленный в Томск Омским муфтиятом Нурулла Калыкахунов, уроженец села Айгыржыл Узгенского района Ошской области Киргизии, получивший религиозное образование в Бишкекском Исламском институте имени Хазрета Умара. До приезда в Томск Калыкахунов работал заместителем имама Новосибирской мечети.

В 1999-м Белая мечеть восстановлена в первозданном виде, в стиле модерн с исламским декором, какой она и была спроектирована Генрихом Лангером по согласованию с ахуном Хамзой Хамитовым.

, ,

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1435

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф