Общероссийское
информационное агентство мусульман
20
Суббота
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Чудесный месяц по-казански: большой репортаж об ежедневных ифтарах в столице Татарстана

Дата: 05.07.2016 Версия для печати
Чудесный месяц по-казански: большой репортаж об ежедневных ифтарах в столице Татарстана

Наш репортаж о том, как в этом году проходили публичные ифтары в Казани, что это такое и для чего они нужны, в какую сумму обходились и за чей счет проводились, а также где, чем и сколько казанцев было накормлено и кто из казанцев кормит африканских мусульман

На сегодняшний день в Казани действует более полусотни мечетей (81 мусульманский приход оформлен либо находится на оформлении). Из них около половины вернулись к прерванной в СССР традиции проведения регулярных ифтаров во время Рамадана. Наш репортаж о том, как в этом году проходили публичные ифтары в Казани, что это такое и для чего они нужны, в какую сумму обходились и за чей счет проводились, а также где, чем и сколько казанцев было накормлено и кто из казанцев кормит африканских мусульман. На примере нескольких мусульманских мест мы постараемся показать колоритность казанских ифтаров от 30 до 1000 человек.

Казань сейчас является одним из безусловных центров ислама в России. Большое количество мусульманских мероприятий, внимание к делам религии со стороны руководства республики, значительное количество мечетей, несколько высших и средних исламских учебных заведений, относительно налаженные системы хаджа, закята, халяль-сертификации, подготовки хафизов, наличие собственной концепции возрождения богословия, развития института махалли и вакфов, единый республиканский муфтият, тысячелетняя мусульманская история и традиция, пусть она в значительной степени и была прервана советским периодом. Именно последний факт, вероятно, и породил современный феномен Казани, которая является сейчас с одной стороны светской, но с другой — мусульманской. И наш рассказ об одной из граней этого феномена — традиции проведения публичных ифтаров в течение священного месяца Рамадан.

К сожалению, в советский период были закрыты почти все объекты мусульманской религиозной инфраструктуры в Казани. Действовала лишь одна мечеть — "Марджани" — старейшая в России каменная мечеть, возводящая свою историю к периоду императрицы Екатерины II. С падением Советского союза (и даже немногим ранее) татары принялись возрождать свою религиозную культуру, в первую очередь восстанавливать старые и строить новые мечети. Но начнем сегодняшний рассказ мы именно с легендарной мечети "Аль Марджани" под руководством имама-хатыйба Мансура хазрата Джалялетдинова, который рассказал об ифтарах в самой мечети, а также о том, как постились 30 лет назад и как это происходит сейчас.

Мечеть "Марджани": 15 видов блюд и 250-летняя история ифтаров

Мансур хазрат работает в этой мечети три десятилетия, и выражает мнение, что ифтары здесь проводятся не только в течение его работы, но уже 250 лет. В советские времена ифтары были другими. В 80-е годы уразу Мансур хазрат держал примерно в такое же время — длинный день и короткая ночь. Но наступление Рамадана ждали с нетерпением. Бабушки и дедушки начинали с трепетом готовиться за 2 месяца до уразы. Они заранее договаривались на Колхозном рынке Казани (единственное место продажи в городе халяльного мяса в то время), либо с жителями деревень, чтобы те привезли специальное мясо, не слишком жирное и не слишком постное. Заказывали и конину, и говядину, и баранину, запасались всем заранее. Наш народ, наверно, вообще привык жить запасами, вот и к уразе готовились заранее — и продуктами и внутренне, психологически, делали ният (намерение) поститься. И было не тяжело. Даже пожилые постящиеся оставались бодрыми днем. К вечеру, может, глаза немного угасали, но после разговения снова все были довольные, читали даже тасбих-намазы (это поклонение во время Рамадана, дополнительное к ежедневным длительным ночным таравих-намазам — прим. "Инфо-Ислам"), пост — это был праздник, а Рамадан — это 30 дней праздника. Люди общались, поссорившиеся старались примириться, в те давние времена на время уразы даже войны прекращались.

"Мы в мечети "Марджани" молились Аллаху (30 лет назад — прим. редакции) чтобы мечетей больше было, — сняв очки и подняв руки будто в молитве, с чувством вспоминает Мансур хазрат. — Чтобы в каждой мечети такой же ифтар проходил. Это действительно надо видеть, это надо прочувствовать, надо быть на ифтаре. И вот я думаю, что Всевышний услышал наши молитвы".

В этом году в "Марджани" ифтары проводились на первом этаже здания мечети. Когда был шатер, мечеть принимала ифтар на 300-350 человек, это вместе со студентами Казанского исламского колледжа, который находится на территории мечети. Сейчас шатер убран, так как его конструкция стала приходить в негодность, появилась вероятность обрушения. Сама мечеть может вместить на ифтар до 200 человек. Своей махалли как таковой нет, это исторический центр Казани, тут совсем небольшая плотность населения для города. Но мечеть полная, люди съезжаются. Немаловажную роль здесь играет традиция посещения именно той мечети, которая посещалась братом, отцом, дедом. Например, приезжают из микрорайонов Азино, несмотря на то, что по дороге будет много других мечетей.

Ифтары в мечети Марджани

Ифтары в мечети Марджани

Ифтары в мечети Марджани

Непосредственно организацией ифтара, разносом еды занимаются студенты Казанского исламского колледжа (возглавляемого М. Джалялетдиновым — прим. ИА "Инфо-Ислам") и желающие волонтеры – всего задействовано около 20 человек. Во время ифтара в "Марджани" кто-нибудь из местных имамов делает проповеди на татарском и русском языках, ведь в Казани проживают люди 140 национальностей. При мечети действует свое кафе, оно не работает днем во время Рамадана, но готовит еду для ифтаров. Это 15 видов блюд, то есть за месяц каждое блюдо повторяется не более 2 раз. Это лапша и фрикадельки, рисовые супы, щи, пельмени, чумак, уха, плов, котлеты, манты, картошка, макароны по-флотски, рыба и т. д. Чтобы накормить 1 человека, уходит около 200 рублей, в 30 тысяч рублей обходится 1 день ифтара в "Марджани". Первую неделю Рамадана мечеть проводила ифтары самостоятельно, затем оплату некоторых дней стали брать на себя отдельные бизнесмены. "Это несложно, — считает Мансур Джалялетдин, — и я других имамов к этому призываю. Аллах сам даст пропитание, точно так же как Аллах говорит в Коране не бояться рожать детей, для них уже приготовлено пропитание". Во время ифтара мы просим у Аллаха, а ведь Аллах не отказывает тем, кто выполняет Его приказы, постящимся, — уверен Мансур хазрат.

Обычно женщин приходит больше чем мужчин. Мансур хазрат считает женщин очень целенаправленными в вопросах поста. Мусульманки иногда приходят в мечеть с вопросом, задают его, а потом этот же вопрос задают в других мечетях, сравнивая ответы. Бывают на ифтаре и известные люди из числа политиков, артистов, спортсменов. Они не очень любят афишировать свое участие, не хотят совершать добро напоказ, даже на намазе выбирают места сзади. На ифтар приходят и те, кто пост не держит. Но заглянуть в душу человеку невозможно, постится ли он, постится ли искренне. Намаз человеком читается для себя, хадж совершается для себя, закят выплачивается для себя, а ураза для Всевышнего, — считает Мансур хазрат. Может кому-то его пост будет засчитан только как голодание, все в руках Аллаха. Возможно те, кто не постятся, придя на ифтар, увидят что кто-то постится и читает намаз, и в дальнейшем из них появятся новые мукмины (искренние мусульмане, усердствующие в религии — прим. ИА "Инфо-Ислам"). Неизвестно также, встретим ли мы уразу в следующем году, будем ли свидетелями священного месяца Рамадан, поэтому люди стараются, если уж застали уразу, успеть сделать как можно больше хороших дел.

"Раньше в мечетях были старики, а сейчас люди любого возраста", — рассказывает Мансур хазрат. В казанском поселке Караваево есть мечеть. Поселковая, в основном там старики собирались. А сейчас там есть школьники, есть дошкольники. Во всех наших мечетях сейчас нельзя сказать какой тут средний возраст, — поясняет Мансур хазрат. В любых мечетях — от мала до велика.

"Первой мечетью, поставившей шатер (для разговения во время Рамадана), были мы", — вспоминает также Мансур хазрат Джалялетдинов. — "Тогда еще даже в Москве не было. "Шатер Рамазана" мы на нем написали. И я думаю, что мы дали толчок, дали "крик моды" (на шатры). И потом это уже пошло и в других мечетях города и в других городах. В мечетях не всегда удобно, у нас там все-таки ковры, мы там намаз читаем, нужно, чтобы были залы, помещения, а самое простое — это шатер поставить. А в летний период можно и под открытым небом провести".

В Казани недавно был проведен республиканский ифтар на огромной спортивной площадке "Казань-Арена". Это пример многим регионам. Мансур хазрат уверен в этом, потому что и Сабантуй когда-то проводился только в Татарстане, а сегодня он проводится в России и в разных регионах мира.

Апанаевская мечеть: татарская интеллигенция и самый дорогой "чек" на одного человека

Апанаевская мечеть Казани

Нияз харат Сабиров

Также мы посетили и другую широко известную мечеть в историческом центре Казани — Апанаевскую или, как ее еще называли, Байскую. Построена во второй половине 18 века на средства богатого татарского купца, является действующей отреставрированной мечетью и памятником татарской архитектуры. Возглавляет ее с декабря 2013 года руководитель отдела исламского призыва ДУМ РТ, кандидат исторических наук Нияз хазрат Сабиров.

В эту мечеть исторически ходила татарская интеллигенция. Более 90% современных прихожан составляют татары: молодежь и люди интеллектуальных профессий. Неслучайно проповеди здесь ведутся на литературном татарском языке (отличается от разговорного более богатым лексиконом, сложным построением предложений, поэтому не всегда может быть полностью понятен владеющим только разговорным татарским языком — прим. "Инфо-Ислам"). Мечеть была отреставрирована недавно. Строгий дизайн, светлые стены без излишеств, настенные светильники с теплым светом в молельных залах, которые по своему расположению кстати напоминают молельные залы мечети "Марджани" — это отголосок татарской традиции мечетестроения того времени.

Апанаевская мечеть Казани

Ифтары здесь проводят сами прихожане, можно сказать по-семейному, ежегодно с 2014 года. Проходят они не ежедневно, а по мере поступающих заявок. Проводящий ифтар приглашает своих родственников, друзей и соседей, каждый раз стол готовится всего на 30-40 человек. Однако эта мечеть отличается дорогостоящим меню ифтаров и состоит оно, в основном, из традиционных блюд татарской кухни. Средний "чек" ифтара на одного человека здесь составляет 500 рублей, что вдвое превышает затраты других мечетей. "Меню насыщенное, очень богатое, — признает Нияз хазрат, — Все зависит от проводящего ифтар, от его возможностей. Во время Рамадана люди хотят получить больше наград от Аллаха и проявляют такую щедрость, не жалеют средств для проведения праздника".

Непосредственно прием пищи происходит на первом этаже мечети, в обеденном зале, где находятся 2 ряда столов. На "первое" часто подается суп-лапша, на "второе" — классическая для татарских меджлисов картошка с мясом. Иногда бывает плов, постоянно много фруктов, различные салаты, сладкое. Перед началом ифтара в Апанаевской мечети имам читает проповедь. Затем звучит азан и гости ифтара совершают разговение финиками и водой. Завершается разговение чтением Корана и коллективной мольбой к Аллаху. "В месяц Рамадан Аллах открывает ворота Своей милости. И чем больше людей обращаются к Нему, тем больше вероятности, что наши просьбы будут приняты", — рассказывает Нияз хазрат. После ифтара, как и в других мечетях, — ночной намаз, таравих-намаз, в перерывах чтение тасбиха нараспев.

Ифтары в Апанаевской мечети

Ифтары в Апанаевской мечети

В Апанаевской мечети на ифтары приходят не только практикующие Ислам мусульмане. Однако Нияз хазрат несколько раз был свидетелем того, как некоторые из них затем начинали выполнять регулярный намаз. При мечети работает издательство "Иман", ранее возглавлявшееся покойным ныне Валиуллой хазратом Якуповым. Сейчас оно издает небольшие брошюры о Рамадане, которые и раздаются прихожанам во время ифтаров. В следующем году планируется установка летнего шатра-беседки во дворе мечети. Это даст возможность проводить ифтар на большее количество прихожан, чем сейчас. 60-70 человек — на такое количество надеется имам.

Мечеть "Энилер" и Российский исламский институт: ифтары в разгар сессии

Рафик Мухаметшович Мухаметшин

Мечеть "Энилер" ("Матери" — пер. с татарcкого) прикреплена к Российскому исламскому институту (ранее назывался РИУ), последние 10 лет возглавляемому доктором политических наук заместителем муфтия РТ профессором Рафиком Мухаметшовичем Мухаметшиным. Прихожане ее состоят в основном из студентов и преподавателей, хотя есть и местные жители, а ифтары проводятся ежегодно более 10 лет. В некоторые годы ифтары были небольшими, так как многие студенты разъезжались на лето, но в этом году Рамадан совпал с полным разгаром сессии в РИИ. Сдавать экзамены приехали очники и заочники, вопрос организации питания стал актуальным, необходимо было кормить 150 человек. В следующие годы количество ежедневно разговляющихся в мечети "Энилер" и РИИ дойдет до 300 человек, и Рафик Мухаметшович готовится в будущем решать еще более сложную задачу, сейчас столько мест институт предоставить не может, да и сумма в 3 миллиона рублей для РИИ очень велика.

Готовят в РИИ повара институтской столовой, 5 человек. Волонтеров тут нет, их роль выполняют сами студенты. Сейчас здесь разговляются ежедневно 150 человек, это студенты и преподаватели, местные жители, малоимущие люди – мечеть "Энилер" полная. Здания мечети и института находятся друг напротив друга, также рядом стоит шатер для разговления от мусульманской организации "Вакф" и халяль-кафе "Азу". Около 1 миллиона рублей в месяц обходится для РИИ организация ифтаров в этом Рамадане. "В принципе, сейчас найти спонсора для проведения ифтара при хорошей организации работы не так уж сложно, — считает Мухаметшин. — Но в этом году мы стали работать в этом направлении поздно. У нас где-то 50% ифтаров проводят (спонсоры). Некоторые преподаватели — тоже". Один день ифтара тут стоит около 25 000 рублей, то есть менее 200 рублей на человека. Готовится плов, гречневая каша с мясом, мясной гуляш, котлеты, супы, фрукты, овощные нарезки. Есть договоренность с "Бахетле" — известная сеть супермаркетов "закрывала" потребность в пирогах примерно половину Рамадана, оставшиеся дни столовая института готовила сладкие пирожки. Помогла в этом году также сеть продуктовых магазинов "Эдельвейс", некоторые ифтары провели представители таджикской диаспоры, подключалась несколько раз и Ассоциация мусульман-предпринимателей России, также несколько человек скромно оставляли деньги на ифтары на условиях анонимности.

"Я не могу конечно сказать, что у нас меню с какими-то изощренными блюдами, — рассказывает Рафик Мухаметшович, — но я сравнивал с другими местами, ифтар у нас нормальный. Наши студенты молоды, кормить их надо хорошо, порции у нас большие, мы не хотим чтобы студенты расходились в поисках".
С собой в комнату на утро учащиеся забирают любые блюда, у многих есть микроволновые печи, проблемы с сухуром (утренней трапезой перед началом нового дня поста — прим. ИА "Инфо-Ислам") нет. Мужчины и женщины в РИИ ифтарят раздельно согласно исламской традиции.

Ифтары в Российском исламском институте

Ифтары в Российском исламском институте

Ифтары в Российском исламском институте

Ректор РИИ сомневается, что каждая мечеть сейчас может проводить ифтары. Летом особых трудностей нет, так как можно просто поставить шатры, но зимой разговляться придется внутри мечети. А приспособлена к этому не каждая мечеть, не везде есть кухня, не каждое здание может кормить большое количество людей по соображениям пожарной и санитарной безопасности. Для этого мечеть должна быть подготовленной. Но, конечно, не все мусульмане кушают во время Рамадана в мечетях, это же семейный праздник, кто-то просто читает намаз в мечети и идет кушать домой. В некоторых местах СНГ в домах запрещают разговляться, вынуждают делать это именно в мечетях. Мы знаем, что в Таджикистане, в приграничных районах, Узбекистане ситуация непростая, рассказывает Р. Мухаметшин. Население бедное, происходит радикализация, и, конечно, позиция властей понятна — максимально жестко контролировать всех жителей. Но, конечно, с нашей точки зрения это неправильно. Ифтары нужно проводить, люди хотят собирать своих близких, друзей и в домах. Это очень важно.

В будущем Р. Мухаметшин планирует приглашать на ифтары известных людей — спортсменов, политиков, артистов. Провести ифтар с такими людьми для кого-то может оказаться интересным. А для самих студентов, учитывая, что будущие Рамаданы будут приходиться на учебное время, это может стать ярким событием их студенческой жизни.

Мечеть "Ярдэм": самые массовые ежедневные ифтары в Казани

Первые ифтары местная мусульманская община начала проводить в 2002 году в своем прежнем здании — мечети "Сулейман" в казанском поселке Левченко. Прихожан было мало, ифтары были организованы для роста и сплочения махалли. Началось все с 6-10 человек, но росло из года в год. В 2005-2006 годах собиралось до 60 человек, в 2008 — более 150 человек, в 2012 году — 300 человек. Больше мечеть просто не могла вместить, было поставлено 2 палатки, заняты все места.

Параллельно в 2008 году началось строительство нового здания нынешней мечети под названием "Ярдэм" (помощь — пер. с татарского языка). В середине Рамадана в 2013 году община переехала в новое здание, где был установлен шатер на 350 человек. На следующий год собиралось около 600 человек, а в Рамаданы 2015 и 2016 годов тут собирается ежедневно более 1000 человек. Среди разговляющихся большое количество неимущих, инвалидов по зрению (в мечети находится единственный в России мусульманский учебно-реабилитационный центр для незрячих), инвалидов с ДЦП, дети, взятые мечетью из детских домов, а также местные прихожане и люди со всего города, слышавшие про наши ифтары, — рассказывает имам-хатыйб мечети "Ярдэм" Илдар хазрат Баязитов. Желающие могут после ифтара остаться и на сухур.

"Угощение в месяц Рамадан — это самое красивое, что может быть в Рамадане, потому что люди сплачиваются. В шатре бывает даже тесно, но мы чувствуем сближение. Высокие гости, приходящие на ифтар, садятся вместе с остальными прихожанами — незрячими, инвалидами ДЦП, простыми прихожанами — все равны, как и должно быть перед Аллахом", — говорит Баязитов.

Ифтарят мусульмане в специальном большом шатре. Он разделен на 2 равные части — для мужчин и женщин. Имеется 4 выхода, освещение, микрофоны и усилители звука для ежедневного проведения культурной программы. Сама культурная часть проводится здесь ежедневно, тут вспоминают известных имамов и богословов, историю татар и Ислама, все происходит в доступной форме вопросов к гостям, викторин с призами, проповедей, выступлений желающих. Каждый вечер сюда как на работу приходит известный ведущий и татарский шоумен, тамада безалкогольных свадеб Гамиль Нур. Он умело преподносит информацию, освещает тему текущего дня, каждый раз разную.

Ифтары в мечети

Ифтары в мечети

Мусульманский тамада Гамиль Нур

Ифтары в мечети

Ежедневно присутствует известная поэтесса Лилия Салахутдинова, она выпустила 3 сборника стихов, а также известный деятель Альмира Адиатуллина, добившаяся права мусульманкам фотографироваться на паспорт в хиджабах. Среди выступающих много незрячих, они делают обращения, иногда поют мусульманские нашиды (песнопения) на разных языках. Вообще, общение на ифтарах очень важно для незрячих. Они ведь не могут увидеть единение людей, но в шатре можно прочувствовать дух Рамадана через слух, через общение, через выступление при большом количестве людей.

Слепой имам Казани Фанис хазрат

Ифтары в мечети

Эти ифтары посетило большое количество известных людей — руководители республики и города, директоры крупнейших татарстанских предприятий, татарская творческая интеллигенция, имамы из районов республики. При подготовке меню ифтаров было учтено, что для многие разговляющихся здесь – это единственное питание. Меню ежедневно состоит из первых и вторых блюд, фруктов, пирогов, треугольников, самсы, компота из сухофруктов. Из расчета в 200 рублей на человека, что совпадает с размером фидии-садаки. Один день ифтара в мечети "Ярдэм" обходится в 200 тысяч рублей, за месяц — 6 миллионов рублей. Каждый день ифтара в Рамадане был оплачен кем-либо из спонсоров, иногда это один человек, а иногда группа. "Конечно, мы им очень благодарны, — говорит Илдар хазрат, — Но самая большая награда их ждет от Всевышнего, если они делали это искренне".

Для организации такого массового ифтара нужны ресурсы, в том числе человеческие. При подготовке к ифтару задействовано около 60 волонтеров, процесс начинается утром с закупки свежих фруктов, с заготовок, наши 4 повара готовят в четырех 100-литровых казанах, на дровах для особого вкуса, — делится опытом Баязитов. Внешне это выглядит так: люди зашли в шатер и сели, им принесли первое, потом второе, потом они попили чай и вышли. Но для того, чтобы это выглядело так, нужна была кропотливая организация работы волонтеров, чтобы каждый знал, к какому столу подойти, как быстро это сделать. И волонтеры сами ведь держат пост, но ежедневно накрывают, разносят, помогают убирать, за что огромное им спасибо. В "Ярдэм" действует молодежный отдел, и это его показатель.

Мечеть "Бурнай": простые ифтары с несложной организацией

Мечеть "Бурнай" в Казани известна. Например, именно здесь более 10 лет назад собиралось особенно много мусульманской молодежи послушать доступные проповеди, ведь здесь они были организованы на русском языке. Сама мечеть находится в центре Казани, плотность населения тут небольшая, больших денежных возможностей нет, но ифтары проходят очень непосредственно. Даже свою беседу с нами Фархад хазрат начинает со слов "Всех поздравляю с праздником Рамадан и прошу Аллаха Субхануху ваТааля, чтобы принял от всех верующих дни поста и молитв, усердия и стараний на пути Аллаха. Чтобы Аллах воздал своими лучшими наградами всем верующим в этом мире и в мире будущем, это главное". И лишь потом начинает отвечать на наши вопросы.

Фархад хазрат Мавлетдинов

С 1992 года возглавляет "Бурнай" Фархад хазрат Мавлетдинов, он вспоминает историю ифтаров в этой мечети, сидя в небольшом кабинете имама, в простой белой рубашке и строгой черной тюбетейке, перед ним рабочий ноутбук, а позади — шкаф с исламской литературой. "Поначалу было трудно, — говорит имам, — прихожан было мало, махалля только формировалась. С 1994-1995 годов мы начали проводить тут ифтары". В то время в городе еще не было некоторых крупных мечетей, которые есть сейчас. Да и на русском языке разъясняли Ислам не везде. Обучение Исламу во многом происходило в центральной части Казани, в том числе в мечети "Бурнай".

Сама мечеть небольшая, за стол могут сесть 25-30 человек, но выход был найден — разговляющиеся просто рассаживались на полу, расстелив клеенку. Так ифтарилось уже до 100 человек вместо 30.

Практика ифтаров тут проходит каждый год силами людей, желающих накормить прихожан.

"Хвала Аллаху, — говорит Мавлетдинов, — перед Рамаданом думаешь, а будут ли ифтары, рассказываешь на пятничных проповедях о достоинствах и наградах кормления постящихся, а люди находятся. Аллах раскрывает души людей для щедрости и благотворительности. Аллах дает возможность через Рамадан объединять людей. Это основа, Аллах желает, чтобы отношения между людьми были построены на любви, поддержке, милосердии".

В культурную программу ифтаров обязательно входит проповедь. Уроки об Исламе Фархад хазрат ведет во время ифтаров и после них до ночной молитвы. Прихожане тут в основном и сейчас молодые. Да и земля тут намоленная – это Старо-Татарская слобода Казани, историческое место. Ежедневно в "Бурнае" собираются 25-30 человек, но лица не одни и те же, люди приходят разные. В меню ифтаров входит лапша, плов, рагу с картофелем, капустой и бараниной, картофельное пюре, гречка, пироги, печенье, чай, фрукты, салаты. Еда привозится в мечеть в готовом виде, тут нет своей кухни. Мечеть особо не обращается с просьбами, не ведет специальных поисков спонсоров, объявление об ифтарах производится только на пятничной молитве. "Махалля маленькая, мечеть из одной комнаты и вот комната имама, где я сейчас, — говорит Ф. Мавлетдинов, — Это же исторически была мечеть для студенческой практики, для студентов медресе "Мухаммадия", например". Один ифтар тут обходится в 4-5 тысяч рублей, то есть около 200 рублей на человека. Сама мечеть не может осилить такие расходы, их берет на себя кто-нибудь из прихожан, желающих накормить остальных. Например, такой человек нашелся и в тот день, когда мы беседовали с хазратом.

Мечеть

Мечеть

Мечеть "Розовая" и медресе 1000-летия принятия Ислама: проводить ифтары не трудно

В Казани есть 2 мечети с "цветными" названиями — это "Розовая" и "Голубая". Ифтары проводятся в обеих, и нашей редакции удалось посетить одну из них. Это "Розовая" мечеть, к которой территориально относится и казанское медресе имени 1000-летия принятия Ислама. Возглавляется мечеть и медресе известным и опытным мусульманским деятелем Ильясом хазратом Зиганшиным, бывшим ранее также руководителем центрального аппарата Духовного управления мусульман Татарстана. Мы поговорили с имамом в молельном помещении "Розовой" мечети и узнали, кто приходит на ифтары в эту мечеть и медресе, и как организуется разговение. Кстати, интересный факт – само медресе известно также тем, что выпускникам здесь стараются дать и религиозное образование, и ремесленно-практические навыки, обучают пчеловодству на своей пасеке.

Казанское медресе 1000-летия принятия Ислама и, соответственно, "Розовая" мечеть в течение 20 лет своего существования во время месяца Рамадан проводит ифтары. Хотя мы много людей собирать не можем, — говорит Ильяс хазрат,— но 50-60 человек на ифтарах регулярно принимают участие. Ифтары проводят бизнесмены, сами шакирды, получившие образование в этом медресе, а также просто прихожане. Они перед Рамаданом к нам обращаются со своим желанием провести ифтар. И в этом году каждый день в медресе проводятся ифтары. Непосредственно ифтары организуются в кафе возле мечети. Меню ифтара здесь полноценно — это первые и вторые блюда, фрукты, ягоды и сладости, треугольники и пироги, все как полагается.

Ильяс хазрат Зиганшин

У "Розовой" мечети, как и у других, есть свои особенности в организации ифтаров. Например, спонсоры сами выбирают меню, самостоятельно договариваются и оплачивают все блюда руководству кафе, напрямую без посредничества мечети, такая здесь практика. "Когда приходит человек и желает дать денег на проведение ифтаров, мы не хотим, чтобы в его душе остались хоть какие-то сомнения. Таким образом, ни у кого не возникают вопросы", — уверен Ильяс хазрат. При этом кафе полностью занимается и приготовлением еды, и разносом, и сервировкой столов, и уборкой. Ифтары проводятся раздельно для мужчин и женщин. Те блюда, которые остаются после ифтара, служат шакирдам во время сухура. Проведение 1 дня ифтара обходится около 20 тысяч рублей. Все дни Рамадана расписаны, заняты кем-либо из спонсоров.

Ифтары в медресе 1000-летия принятия Ислама

Ифтары в медресе 1000-летия принятия Ислама

Ифтары в медресе 1000-летия принятия Ислама

Ифтары в медресе 1000-летия принятия Ислама

Другая особенность — тут собираются видные деятели: писатели, певцы, спортсмены, проводится культурная программа с участием известных песенных исполнителей. Порядок следующий. На ифтары гости собираются за час до разговения в медресе и это время посвящают проповедям местных имамов. После намаза гости идут в кафе, где ифтар продолжается более часа, так как желающим выступить предоставляется слово, проводится культурная программа. Тут рассказываются наставления, а татарские певцы, например, Мингол Галиев и Ильяс Халиков исполняют национальные мунаджаты. Кстати, некоторые татарские певцы посещают пятничные проповеди именно в "Розовой" мечети. "Многие говорят, что в медресе ифтары проходят очень весело, — делится Зиганшин, — Например, такой ифтар проводил хоккеист Эмиль Гарипов. Он также для своих друзей и родителей делал курбан аш (праздничное собрание и угощение на курбан-байрам)". Ильяс хазрат подчеркивает связующую и объединительную функцию ифтара. Люди здесь приглашают своих друзей на ифтар в целях дагвата (исламского призыва). "Хочу сказать, что ифтар надо проводить так, чтобы он запомнился и давал поддержку начинающему постящемуся", — добавляет имам.

Ильяс Зиганшин говорит, что проводить ифтары не трудно.

"Никакой трудности здесь нет. В каждой мечети есть хоть какая-нибудь комната. Может, в нее помещается 10 человек, или 20, 40, можно проводить ифтары. Теперь ифтары (имеется в виду с широким приглашением друзей и родственников — прим. ИА "Инфо-ислам") даже дома не проводят, предпочитают проведение в общественных местах".

Казанская мечеть "Нурулла": ифтары в Африке на 3000 человек

Габдулла хазрат Галиуллин и бенинский студент Габдульгаффар

Также наша редакция успела посетить известную казанскую мечеть "Нурулла", имевшую название "Сенная", которая была одной из Соборных мечетей. Возведена на средства купеческого рода Юнусовых в середине 19 века. Сейчас прихожанами этой мечети являются в значительной степени студенты близлежащих светских и религиозных учебных заведений и те, кто работает в центре города в торговле, офисные работники. Много лет возглавляет мечеть бывший муфтий Республики Татарстан имам-хатыйб Габдулла хазрат Галиуллин. В его небольшом кабинете на первом этаже мечети скромная обстановка — однотонные светлозеленые стены, книжный шкаф с исламской литературой и рабочий стол. Сам хазрат уже многое видел и теперь поделился небольшой частью своего опыта с читателями "Инфо-Ислам". А самое интересное в сегодняшней беседе — это то, что казанская мечеть "Нурулла" проводит ифтары не в Казани, а в Африке.

"Было время когда и в нашу республику и вообще в Россию приезжали арабы и помогали нам. В 1992-1994 годах, когда я еще был муфтием. Потому что мы нуждались в поддержке. В то время выдать преподавателям воскресных курсов при мечети зарплату по 10 долларов было значительной поддержкой. Получали мусульмане деньги и на проведение ифтаров, и на Курбан. Прошло 25 лет и уровень жизни у нас повысился. Настало время когда мы и сами уже должны помогать", — считает Габдулла хазрат.
Помогать мусульманам, которые находятся в более трудном положении. Г. Галиуллин побывал в хадже 5 лет назад и во время обряда стояния на Арафате познакомился с одним из африканских имамов, а именно из небольшой и бедной республики Бенин. Это был казый и имам Абдурафик. Сам же Бенин — это государство в западной Африке, бывшая французская колония (до 1960 года), которая до 1975 года называлась Дагомея, государство признано и имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией. Население Бенина составляет около 10 миллионов человек. Абдурафик хазрат рассказал, что в Бенине около 20% населения мусульмане, остальные преимущественно христиане, соотношение почти как в России. Страна бедная и аграрная, во время поста ифтар там состоит из рисового блюда, воды и куска мяса. В Бенине вообще нет традиции публичных общественных ифтаров, такое там практически невозможно, средств оплатить ифтар для друзей и соседей у населения нет. Не хватает там и питьевой воды, стоимость рытья колодца 1000 долларов, таких денег местное население иметь просто не может. Как нет средств и на строительство мечетей.

С этими впечатлениями и мыслями из хаджа вернулся в Россию Габдулла хазрат. А в прошлом 2015 году уже в казанской мечети он встретил африканцев из Бенина. И тогда на пятничной проповеди Галиуллин объявил прихожанам мечети о том, что есть такая африканская страна, в которой люди нуждаются в помощи в организации ифтаров. Казанцы оставили кто сколько может, и в Бенин отправилась сумма, эквивалентная 1500 долларов, то есть деньги на 1500 порций ифтара. Эти деньги были собраны в "Нурулле" за одну пятничную проповедь, а тратились на разговения в Бенине весь месяц. Местные мусульмане старательно распределили ифтары на каждый день Рамадана, но это была не вся республика, а только один из ее районов, это около 30 африканских небольших мечетей по 30-50 постящихся в каждой. Деньги были отправлены вместе с той группой африканцев, которые встретились хазрату в мечети.

Объявление в мечети

Объявление в мечети

Организовав у себя на родине ифтары, они прислали подробный фотоотчет об использовании средств. И в этом 2016 году мечеть "Нурулла" собрала для бенинцев уже 3000 долларов. На этот раз бенинцы сделали продуктовые наборы и раздачу оплаченной еды осуществили адресно. Такие наборы получили только постящиеся и при условии, что они являются еще и нуждающимися. В каждый набор вошли 5 кг риса, 1 литр оливкового масла, макароны и томатная паста. Мясо не вошло, но этой еды должно хватить человеку на пропитание в течение одного месяца, то есть иметь ифтар каждый день Рамадана. Все продукты закупались бенинцами на месте, после чего они предоставили фотоотчет. Мечеть "Нурулла", по словам Габдуллы хазрата, планирует проводить ифтары в Бенине и в будущем, а также оплатить рытье нескольких колодцев. У казанской мечети пока не налажены какие-то отношения с Бенинской ассоциацией мечетей, помощь оказывается конкретному человеку, местному имаму, который закупает на месте и распределяет продукты, а потом отчитывается за расходование средств. Неформально, просто на человеческих отношениях.

Ифтар в Бенине

Ифтар в Бенине

Ифтар в Бенине

Ифтар в Бенине

Мы поинтересовались у Габдуллы хазрата также о том, почему ифтары проводятся только в Бенине, но не проводятся в самой "Нурулле". Тут нет своей кухни и невозможно готовить пищу на месте, также нет большого помещения столовой, где можно было бы принимать привозимую готовую еду. Читают намаз в этой мечети люди работающие, не нуждающиеся особо в бесплатной еде и при этом организация ифтаров в "Нурулле" затруднительна по объективным причинам. Кроме того, постоянной махалли у мечети нет, это студенты, торговцы, проезжие, сотрудники офисов. Но во время пятничных богослужений имам все же спросил у прихожан, как они отнесутся к проведению ифтаров для африканцев. Ведь они сейчас примерно в том же положении, в котором были российские мусульмане 25 лет назад, но сейчас достаток наших людей изменился. И люди одобрили.

"Туган авылым": что будет, если ифтаром займется профессиональный ресторатор

В Казани есть интересное место под названием "Туган авылым" (родная деревня — пер. с татарского языка). Это комплекс зданий и площадок из дерева в старотатарском стиле, куда можно прийти и отдохнуть душой, окунуться ненадолго в атмосферу татарской деревни. Одним из владельцев комплекса является руководитель татарстанского отделения Ассоциации предпринимателей-мусульман России ресторатор Радик Мухарлямович Абдрахманов. В течение Рамадана здесь ежедневно проводились разговения на несколько сотен человек в специальном шатре рядом с внутрикомплексовой мечетью. Ну а подробнее о том, как все происходило, мы узнали во время визита в "Туган авылым" и встречи с самим Абдрахмановым, поговорив за одним из столов шатра, покрытых белой ресторанной скатертью и наблюдая, как идут приготовления к очередному ифтару.

Ифтар в

Ифтар в

Ифтар в

Ифтар в

Ифтар в

Ифтары здесь проводятся с первого дня Рамадана, то есть каждый день. Идея проводить их пришла сама собой, ведь есть собственная площадка, собственная мечеть, собственная кухня. Самое активное участие в организации ифтаров в "Туган авылым" принимают члены Ассоциации мусульман-предпринимателей России. Оплату некоторых из дней ифтаров берут на себя отдельные прихожане местной мечети, другие дни оплачивают члены АПМ. Один день ифтара обходится в 60 тысяч рублей. Стоимость ифтара на человека здесь составляет около 300 рублей, меню состоит из первых и вторых блюд, салатов, фруктов, нарезок, сладостей, пирогов, повара стараются не повторяться в блюдах. Ежедневно шатер собирает 220-250 человек.

Особенностью местного ифтара является культурная программа. Вообще, программа была написана заранее, на открытии, например, выступал муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. Были и приглашенные гости из руководства православной (митрополит Феофан) и иудейской общин Татарстана для того, чтобы показать нашу культуру, наш быт и традиции. А каждый день здесь приглушают свет и выводят на большой экран один из заранее подготовленных видеороликов о Рамадане – получается как ресторан и кинотеатр. Также ежедневно работают и приглашенные ведущие, приглашенные для проповедей имамы, имеется программа мероприятий, чтобы давать что-то новое каждый день. Здесь регулярно рассказываются истории о нашем Пророке (мир ему и благословение Аллаха), о сахабах, о Рамадане

Мечеть в

Мечеть в

Сюда приходят жители местных домов, то есть практически формируется своя махалля, а также приезжают люди с целью поифтарить именно здесь – шатер открыт для всех. У комплекса есть 2 парковки, одна из которых бесплатная, многие приходят пешком либо приезжают на общественном транспорте. Около половины шатра занимают женщины. После ифтара люди остаются в местной мечети для чтения таравих-намаза, после которого вместе возвращаются домой, имеющие машину бесплатно подвозят тех, кто пришел без машины.


Такими нашей редакции запомнились казанские ифтары в Рамадан 2016 года. Жаль, что мы не успели посетить и подробно осветить это мероприятие в других казанских мечетях, ведь в Казани общественные ифтары проводились не менее чем в 30 местах. Но вы можете почитать наши отдельные репортажи о работе перед Рамаданом в татарстанских колониях и о республиканском ифтаре в Казани на 10 тысяч человек. Возможно, в следующие годы удастся показать вам еще больше.

Подготовил Радик Хуснутдинов.
Фотографии и видеосъемка — Данис Касимов.


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1435

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф