Общероссийское
информационное агентство мусульман
21
Пятница
июля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Расставляя приоритеты: духовное и материальное

Дата: 14.02.2011 Версия для печати
Расставляя приоритеты: духовное и материальное

В последнее время стали актуальными темы разговоров, которые касаются именно материальной стороны жизни. Сегодня, по современным меркам, не так уж и важно, какой ты человек: порядочный, добрый и честный или совсем наоборот?

В последнее время стали актуальными темы разговоров, которые касаются именно материальной стороны жизни. Сегодня, по современным меркам, не так уж и важно, какой ты человек: порядочный, добрый и честный или совсем наоборот? И мало кто станет обращать внимание на твою доброту и честность, если у тебя по каким-то причинам нет денег.

Стало очевидным фактом, что сегодня жизнь человека посвящена только материальной добыче, а не приобретению духовных богатств. Современный человек стал роботом по добыванию денег. И сегодня неуемная любовь к преходящим благам этого мира является основной причиной возникновения таких негативных моральных качеств, как алчность, жадность, зависть, высокомерие и многих других, наличие которых причиняет страдания не только окружающим, но, в первую очередь, самому их обладателю. И все это лишает сердце человека божественного света, в результате чего наступает духовная деградация.

Поэтому мы должны осознать происходящее с нами: если мы не изменим ситуацию, то уверенно придем в тупик безнравственности и антигуманизма. И если не сегодня, то завтра...

Равновесие между духовным и материальным мирами – приоритет от Ислама

Наш Создатель желает нам наилучшего: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» (2:185). Он установил определенный гармоничный порядок нашей жизни и четко определил утерянное многими равновесие между духовным и материальным мирами: «А при помощи того, что Аллах даровал тебе, стремись обрести обитель будущей жизни. Не пренебрегай и долей твоей в этом мире, твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих» (28:77).

Поэтому верующий не разграничивает религиозный и светский образы жизни – для него они дополняют друг друга в такой гармонии, которую редко или никогда не увидим в других религиях или законодательствах. «... ведь Мы ничего не упустили в этом Писании, – а потом все они будут собраны перед своим Господом» (6:38).

Мирская жизнь – инструмент для счастья в загробной жизни

Безграничную милость явил Всевышний Аллах своим рабам – Он дал в пользование человеку земную жизнь со всеми возможными благами. В лучшем положении оказывается тот, кто сумеет противостоять искушениям и соблазнам, изобилующим в мире, и использовать эту жизнь для загробной.

Ведь блага в загробном мире – вечны, и вознаграждены ими будут лишь те, кто предался всей душой Аллаху. Тогда как блага земной жизни лишь преходящие и не всегда могут по тем или иным причинам попасть к тем, кто их заслуживает.

Жизнь в погоне за…

Если посмотреть со стороны, как проживает жизнь человек, то становится очевидным, что человек проживает жизнь «в погоне за»: за продуктами питания, за модной и стильной одеждой, за техническими новинками, престижными автомобилями. В конечном итоге все сводится к тому, что понятие счастья-несчастья сводится к понятию обладать - не обладать. Обманчивый мир всегда пытается обольстить человека своими украшениями, Ближний мир с его прелестями и наслаждениями подобен обманчивому миражу, манящему к себе жаждущих путников пустыни. Когда путники подходят ближе, а подходят они только после преодоления большого расстояния в погоне за миражом, они понимают, что это всего лишь оптический обман. Они не нашли воды, а их жажда стала еще сильнее. Так и мирская жизнь. Обманутые ею люди десятилетиями гонятся за иллюзиями, а когда годы подходят к концу, они вдруг осознают, что жизнь провели впустую и даже не пытались достичь главного.

Душевная зависимость от мирской жизни: вот в чем проблема!

Весьма важной особенностью в Исламе является внутреннее отношение человека к мирскому и его душевная зависимость от мирской жизни. Ислам не признает ярого аскетизма. Он не порицает мирскую жизнь, не призывает к бедности. Пророк Мухаммад, да пребудет над ним мир и благословенье Всевышнего, сказал: «Поистине, Аллах любит, когда по рабу Его видно, что Он оказал ему милость Свою» (ат-Тирмизи и аль-Хаким). Известно также, что он одобрял действия мусульман, умело зарабатывающих и наживающих себе состояние: «Нет ничего дурного в том, чтобы быть человеку богатым, если он страшится Аллаха» (Ибн Маджа, Тиджарат, 1).

Но проблема заключается в том, что если человек, обуреваемый страстями, потакает своим прихотям, забывая, ради кого он здесь, то фактически он будет балансировать на грани между верой и многобожьем…

Ведь Всевышний сказал: «Разве ты не видел того, кто взял своим богом страсть, и Аллах сбил его с пути при Своем знании и положил печать на его слух и сердце, а на его зрение положил завесу» (сура «Коленопреклоненная», аят 23).

Променять жизнь следующую на эту – великая потеря

Конечно, совершенно неправильно уклониться от участия в мирских делах, в земледелии, животноводстве, производстве и прочее. Но всегда нужно отдавать предпочтение приобретениям в жизни иной.

В толкованиях к словам Пророка «Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник» ан-Навави пояснял: «Этот хадис является основой, направляющей человека к тому, чтобы он связывал поменьше надежд с миром этим, ведь верующий не должен считать его постоянным местом своего пребывания и склоняться к нему, но ему следует быть в этом мире подобным чужеземцу, который готовит все необходимое к отъезду и пребывает в постоянной готовности к наступлению обещанного Дня». Именно таким в жизни был посланник Всевышнего, да пребудет над ним мир и благословенье. Он во всем следовал своим словам: «Если бы у меня было золото величиной с гору Ухуд, оно не задержалось бы у меня более трех дней». Это явно указывает, что Пророк, да пребудет над ним мир и благословенье, всегда предпочитал жизнь иную этой жизни.

Всевышний установил, что наше богатство, имущество не должно быть для нас дороже, чем любовь к Нему и Его Пророку: «Скажи (Мухаммад): «Если ваши отцы, сыновья, братья, супруги, ваши семьи, накопленное имущество, торговля, застоя которой вы опасаетесь, и жилища, которым вы радуетесь, если все это милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба за Его дело, то ждите же, пока не исполнится воля Аллаха. Ведь Аллах не наставляет на прямой путь грешных людей» (9:24).

Главный вопрос: Что делать?

Сегодня перед всеми нами стоит главный вопрос: так что же нам делать, мы хотим позитивных сдвигов и перемен. Пусть каждый из нас посмотрит на себя, начнет с себя и сам станет жить по законам, установленным Богом.

Ведь Мы не можем жить, как животные, – только кушать, спать и ни о чем не думать. Ведь Аллах задумал и создал нас не такими: «Несомненно, Мы даровали почет сынам Адама и по Нашей воле они передвигались по земле и морю, Мы наделили их благами и дали им явное превосходство над другими тварями» (17:70). Поэтому все зависит от силы нашей убежденности в истине слов посланника Всевышнего, да благословит Его Всевышний и приветствует, который сказал: «Площадь, которую занимает плетка в раю, лучше, чем весь этот мир и все, что на нем есть» (Аль-Бухари).

Абдрахман Хабибуллин


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
С 18 по 20 мая в Казани будет проходить крупное мусульманское мероприятие - фестиваль Halal Wedding. Это двухдневная выставка услуг и товаров представителей свадебной индустрии, работающих в халяль-сегменте, которая будет сопровождаться мастер-класса...

Документальный фильм из авторского цикла Рената Хабибуллина «Подвиг веры простого человека» посвящен преподавателю казанского Центра реабилитации инвалидов по зрению при мусульманском благотворительном фонде «Ярдэм» Идрису Хайретдинову. Более двадцат...

Рамадан имеет множество достоинств. В этот месяц мусульманин пытается измениться к лучшему. Правда ли, что этот священный период постящийся обретает душевное спокойствие, и как это происходит?

Продолжение. Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 218

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф