Любую проблему невозможно решить только одним методом. Особенно это касается проблемы экстремизма, которую можно преодолеть при помощи только комплексных мер. Это вопрос не только силового военного подхода, без которого сложно решать такие проблемы, но и вопрос идеологический. И он не менее сложный, поскольку предполагает выработку идейной альтернативы экстремистской пропаганде.
Самую большую опасность представляет сегодня ИГИЛ (запрещенная в России организация). Причина опасности этой организации не только в том, что она использует силовые методы борьбы. Опасность ее в том, что она использует в своей работе и «мягкую силу». Их мягкая сила – это те зерна, которые могут вырасти снова даже после силовой победы над этой организацией.
Дело в том, что ИГИЛ (запрещенная в России организация) возникла на территории Ирака и Сирии, где на момент его появления творился хаос. Свергнув Саддама Хуссейна, американские войска ушли оттуда, не оказав стране серьезной помощи в установлении новых государственных институтов. Игиловцы же, помимо того насилия, которое они обрушили на регион, довольно активно работали с простым местным населением – на территории, контролируемой этой организацией, было реализовано много социальных программ помощи местным жителям, благодаря которым они восстановили функционирование многих городских служб, помогали в строительстве новых жилых домов, оказывали продуктовую и прочую поддержку местному населению. В своей внутренней политике они делали акцент на так называемой идее справедливости, – это их козырь. Именно потому, что эта организация прикрывается идеей социальной справедливости, она становится особенно опасной. Ведь мы не знаем, как много простых людей на Ближнем Востоке теперь сочувствуют им. И даже после разгрома этой организации всегда будет оставаться опасность ее возрождения в новом виде именно потому, что они породили и распространили идею, которая не имеет географических границ.
Для мусульман мира борьба с игиловцами – это борьба за выживание уммы, в первую очередь это идейная борьба. Я уверен, что для общей победы борьба должна быть выиграна именно на этом поле – поле идеологическом. Составляющих этой победы, на мой взгляд, может быть две: 1) сложившиеся богословские школы мазхабического ислама; 2) последовательная и масштабная социально-благотворительная работа.
Необходимо осознавать, что нам нет нужды придумывать какое-то направление в исламе, нам нужно взять на вооружение весь богатый, накопленный веками богословский исламский опыт – от суфийского до джадидистско-модернистского – и соединить его с масштабной социальной программой, основанной в первую очередь на благотворительной работе.
ИГИЛ (запрещенная в России организация) – это зло для нас, с ним мы должны последовательно и, самое главное, комплексно бороться.
Я уже много и довольно часто писал о том, что исламизм, лежащий в основе деятельности этой организации, – это просто метод использования ислама в политической игре отдельных заинтересованных лиц. На самом деле речь идет не об исламе, речь идет об использовании ислама, – это надо четко понимать и неустанно повторять. Также я много и часто писал о том, что нам нужна последовательная и продуманная социальная доктрина, которая должна базироваться как раз на идее социальной работы и благотворительности. Социальная доктрина без социальной работы – это бессмыслица, которая не решает на практике ни одну проблему.
Активно развивая социальную работу, мы сможем сделать огромный шаг в деле профилактики экстремизма. Но одновременно необходимо понимать, что социальная работа без идейной основы в виде серьезной богословской школы также будет бессмысленна и неэффективна, поэтому необходимо развивать оба этих крыла.
Борьба с экстремизмом – это идейный вызов для мусульманского мира, на который нам до сих пор не удалось достойно ответить, и сегодня судьба не только нашей уммы, но и других обществ и стран во многом зависит от этого.
Я нисколько не сомневаюсь, что по природе своей человеку свойственно созидать, а не разрушать. Человек хочет жить в спокойном, мирном и благополучном обществе, а не в обществе, раздираемом войнами и конфликтами. В пику тому, что творят на Ближнем Востоке экстремисты, мы должны формировать свою мягкую силу – созидать и развиваться вопреки всему.
Илдар Баязитов