Общероссийское
информационное агентство мусульман
18
Четверг
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Справедливость

Дата: 11.03.2011 Версия для печати
Справедливость

Творец всего сущего создал этот мир в совершенном виде. Он установил Законы, которые поддерживают основы мироздания, и соблюдение которых является необходимым для верующих, чтобы жить в мире, добре и гармонии. Всевышний — Справедливый и предписал соблюдение справедливости людям, как важнейший Закон, исполнение которого определяет жизнь человека в этом мире и перспективы места пребывания его души и тела в вечности.

«Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них — безопасность, и они на верной дороге» (Сура «Скот», 6:82).

Из этого аята Священного Корана мы видим, что истинная вера человека должна проявляться в соблюдении справедливости к себе и ко всему, что его окружает: к людям и ко внешнему миру в целом. Однако в первую очередь мы должны быть справедливы по отношению к нашему Создателю.

«Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме Него, Великого, Мудрого!(Сура «Семейство Имрана», 3:18)»

Соблюдение справедливости по отношению к Всевышнему означает в первую очередь веру в Него и непридание Ему сотоварищей. Признание того, что Творец всего сущего — Господь, что именно Он определяет удел Своих творений.

Справедлив человек, который видит и признает милости, дарованные ему свыше. Он помнит о том, кто даровал ему жизнь, наделил уделом в ней, знает, что все чем он обладает ниспослано ему по воле Всевышнего. Он благодарен Господу своему и выражает эту благодарность в своих молитвах и добрых делах, помогая окружающим людям и принося пользу обществу.

Соблюдение справедливости по отношению к самому себе означает веру, соблюдение божьих заповедей и удаление от грехов. О людях эпохи жизни Посланника (Саляллаху алейхи вассалям.), которые слышали его призыв к вере, но не верили ему, в Священной Книге говорится: «Поистине, Аллах ни в чем не несправедлив к людям, но люди несправедливы сами к себе!» (Сура «Йунус», 10:44).

Тот, кто не остерегается запретного и не стремится к исполнению благочестивых предписаний, относится к самому себе несправедливо, так как последствия такого поведения могут быть плачевными, и человек будет об этом сожалеть. Мы будем справедливы к самим себе, если сможем объективно и беспристрастно анализировать свои слова и поступки на предмет их праведности, а если обнаружим несправедливость — исправим ее. Если у нас возникают какие-либо проблемы в жизни, мы не должны искать виноватых вокруг себя, наоборот, в первую очередь необходимо обратить внимание на себя, на свое отношение к окружающим — не нарушили ли мы справедливость в отношении кого-нибудь?

«А если кто совершит несправедливость, а потом заменит добром после зла,- то ведь Я — Прощающий, Милосердный!» (Сура «Муравьи», 27:11)

Также несправедливо ущемляет себя тот, кто не занимается собственным развитием, не развивает способности и таланты, дарованные ему от рождения. Бесцельная трата времени, пустословие и занятие ненужными делами также относятся к категории несправедливого отношения человека к самому себе, к своему времени, за полезное использование которого мы будем отвечать. Наоборот, быть справедливым к себе значит заботиться о спасении своей души, очищать ее от любого негатива, заниматься поиском полезного знания и саморазвитием. Это значит творить добро, принося пользу людям, реализуя таланты и способности дарованные Всевышним.

В соблюдении справедливости по отношению к окружающим заложен важнейший принцип большинства религий мира: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Как сказал наш Пророк (С.А.В.): «…и желай людям того же, чего желаешь самому себе, и ты будешь мусульманином» (Ат-Тирмизи).

Мы должны быть очень внимательны к соблюдению справедливости всегда и везде: дома и на работе, в дороге и на отдыхе, независимо от настроения и ситуации.

Почти каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда имеем возможность выбрать тот или иной путь решения вопроса, и одним из главных принципов, которые мы должны учитывать при принятии решения, — это соблюдение справедливости.

Несправедлив к себе и к людям тот, кто стремится решить свои задачи, не думая о последствиях для других. Не будут правильными действия, в результате которых мы добьемся своей цели, но кто-то другой несправедливо испытает боль или неприятности.

В Коране говорится: «И не опирайтесь на тех, которые не справедливы, чтобы вас не коснулся огонь. И нет у вас, кроме Аллаха, помощников, и потом не будете вы защищены!»(Сура «Худ», 11:113). Из смысла этого аята можно понять, что мы должны избегать любые несправедливые приемы в своей жизни и не игнорировать внутренний голос своей совести. Какой бы благой нам ни казалась цель, мы не должны достигать ее, проявляя несправедливость к кому либо.

При этом в соблюдении справедливости мы должны быть беспристрастны со всеми без исключения: «О вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидетелями пред Аллахом, хотя бы и против самих себя, или родителей, или близких, будь то богатый или бедный — Аллах ближе всех к обоим. Не следуйте же страсти, чтобы не нарушить справедливости. А если вы скривите или уклонитесь, то Аллах сведущ в том, что вы делаете!» (Сура «Женщины», 4:135).

В переводе «Аль-Мунтахаб» этот аят начинается словами: «О вы, которые уверовали! Справедливость — основа жизни, об этом не должно быть разногласия». Из смысла текста вытекает, что руководствуясь принципом соблюдения справедливости во всех отношениях, мы строим нашу жизнь на прочном основании Слова Всевышнего.

В одном из Хадисов Кудси, Всевышний говорит:

«О, рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!»

Сам Всевышний запретил Себе проявление несправедливости, как же мы можем позволить себе не следовать этому правилу?

Перед Творцом все равны. Соблюдение справедливости по отношению ко всем людям говорит о том, что человек не возвышает себя над другими, соблюдает их права, и таким образом избегает одного из самых тяжких грехов — гордыни, вознесения себя над другими людьми в исключительную степень, что близко к многобожию.

«О вы, которые уверовали! Будьте стойкими пред Аллахом исповедниками по справедливости. Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха до того, что вы нарушите справедливость. Будьте справедливы, это ближе к богобоязненности, и бойтесь Аллаха, поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете!» (Сура «Трапеза», 5:8).

Основой соблюдения справедливости является богобоязненность. В первую очередь именно богобоязненность является основой чувства страха нарушить справедливость.

Наша совесть и понимание того, что Всевышний все видит, все слышит и знает, что у нас на уме, оценивает это, а затем воздает по заслугам, формирует в нас мотивацию выбрать наиболее благочестивый путь.

Но не только богобоязненность должна определять наше поведение, очень важно, чтобы нами двигала любовь, искренняя любовь к Создателю, и к людям, его творениям.

«Вот что возвещает Аллах Своим рабам, которые уверовали и творили благое. Скажи: «Я не прошу у вас за это награды, а только любви к ближним; кто совершит доброе, тому Мы прибавим к этому благое». Поистине, Аллах прощающ и благодарен!»(Сура «Совет», 42:23).

Для того, чтобы избежать нежелательных последствий, каждый из нас должен регулярно проводить мониторинг состояния своих отношений с окружающими: родителями, родственниками, друзьями, коллегами, соседями и т.д. на предмет соблюдения справедливости в этих отношениях, их доброты и гармонии.

Соблюдение справедливости в семье, в отношениях с родителями и родственниками имеет особое значение. Всевышний сообщил нам, что у наших близких есть законные права на наше к ним внимание, заботу, любовь, подарки и материальную поддержку.

«Поистине, Аллах приказывает справедливость, благодеяния и дары близким…»(Сура «Пчелы», 16:90).

В Коране неоднократно упоминается о соблюдении справедливости по отношению к жене и детям. «…чтобы вы устраивали детям справедливость. Чтобы вы ни сделали хорошего, — ведь Аллах знает об этом» (Сура «Женщины», 4:127). Справедливость — это важнейший элемент воспитания детей. Дети, воспитанные в атмосфере справедливого отношения, сами будут относиться к другим справедливо и тем самым заслужат благочестивую, мирную жизнь и милость Всевышнего.

В хадисе Пророка (С.А.В.) говорится: «Поистине, беспристрастные (займут свои места) пред Аллахом на минбарах из света, (а являются ими те), которые придерживаются справедливости в своих решениях, касающихся их семей и (всего) того, над чем они властны». (Муслим).

Особенно актуально помнить о соблюдении справедливости тем людям, в подчинении которых находятся другие члены общества. В соблюдении справедливости по отношению к своим подчиненным заложена огромная ответственность и большое благо. Ведь поступая по истине при управлении людьми мы оправдываем доверие Того, кто направил их к нам в подчинение. Потому что Господь заботится о Своих созданиях, желает им только блага. И будет благословлен тот руководитель, через которого Всевышний дает благо Своим творениям. Пророк Мухаммад (С.А.В.), который сам был примером в соблюдении справедливости, сказал: «Долгота власти обеспечивается справедливостью».

Стремясь к соблюдению справедливости, мы стремимся соблюсти важнейший закон мироздания. В жизни мы должны помнить об этом. Нам следует всегда быть на стороне добра и справедливости и ставить эти ценности превыше своих собственных интересов и желаний, заботится о том, чтобы окружающие нас люди не чувствовали никакого вреда от нас, а только благо и пользу. Если мы выбираем этот благочестивый путь, значит мы следуем истине и заслуживаем довольство Всевышнего, потому что сказано в Священном Коране «… ведь Аллах любит справедливых!».

Айрат Гимадутдинов


Оставьте комментарий

avatar


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Предлагаем вашему вниманию список самых исторически значимых мечетей мира. На фото памятник - Шигабутдин хазрат Марджани. Он работал имамом соборной мечети города Казани. Кстати, единственной мечети в советском городе.

Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Плохие мысли одинаково посещают всех. Говоря о верующих людях, то они отмечают, что люди, легко подвергающиеся эмоциональным всплескам, чаще всего страдают от посещающих их в намазе плохих мыслей. Они страдают, винят себя в грехе и не понимают истоко...

Предлагаем вашему вниманию список самых исторически значимых мечетей мира. На фото памятник - Шигабутдин хазрат Марджани. Он работал имамом соборной мечети города Казани. Кстати, единственной мечети в советском городе.

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1434

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф