Общероссийское
информационное агентство мусульман
20
Среда
сентября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Мусульмане Индии: как повлиял индуизм на исламскую культуру

Дата: 18.01.2017 Версия для печати
Мусульмане Индии: как повлиял индуизм на исламскую культуру

Интерес к жизни мусульман на Западе велик. Но мало кто интересуется и знает о том, как живут мусульмане на Востоке, не традиционном исламском, а, например, в Индии. Эта страна где ислам является второй значимой религией. В этой стране больше всего мечетей, чем по всему миру вместе взятых. Исламское общество повлияло на индуизм так же сильно, как индуизм на ислам в регионе. Что из себя представляет этот симбиоз сегодня и чем отличаются мусульмане Индии от своих единоверцев в других странах?

Почему индусы принимают ислам?

Взаимосвязь индийской и мусульманской культуры берет начало в Средневековье. За столетия индуизм успел прочно войти в жизнь мусульман Индии, что неудивительно. Гораздо интереснее, что индийские традиции отразились и на мусульман всего мира. Ненавязчиво, но медленно и верно элементы одной культуры проникали в другую, создавая уникальный симбиоз. В истоках некоторых могут разобраться только высококвалифицированные специалисты. Но некоторые из них видны и невооруженным глазом.

В VIII-XVII веках на Индию обрушилось несколько волн мусульманских завоеваний. Арабы, тюрки, афганцы захватывали индийские княжества и устанавливали в них свои порядки. При завоевании страны мусульмане предлагали побежденным на выбор три возможности: обращение в ислам, уплату пошлины-джизьи и смерть. Когда ислам стал официальной религией Индии при династии Моголов, новая религия быстро распространилась по всем Раджастанам. И дело было даже не столько в том, что люди вдруг уверовали и открыли для себя истину.

Кому дорога была своя вера, входили в соглашение с победителями и уплачивали джизью. От пошлины освобождались лишь монахи, отшельники, нищие и рабы. Даже брахманы (высшая каста, жрецы) обязаны были платить джизью, что унижало не только их, но и всех индусов. Многие индусы принимали ислам по одной простой причине – из-за низкого положения в кастовой системе. Социальное расслоение общества, которое дано человеку от рождения, не давало ему заниматься ни чем иным, кроме как профессией его рода, занимая то же положение в обществе. Для одних это благословение, для других – наказание. Если это жреческая каста брахманов, то уважение и почет от всех живущих на этой индийской земле, если человек из касты отвергнуты – шудр, то он хуже любого существа на земле, на которого даже смотреть нельзя. И в таких вот условиях, когда жизнь человек не жизнь, а сущее наказание, выходом стало принятие другого вероисповедания. Это обеспечивало не только благосклонность новой власти, освобождению от налогов, но и новое положение в обществе.

Еще одним фактором, повлиявших на принятие ислама стали смешанные браки. Даже в современной Индии такие браки осуждаются, но все же признаются. Например, знаменитый мусульманский крикетист, наваб провинции Патауди Восточной Индии Мансур Али Кхан женился на актрисе Шармиле Тагор, которая приняла ислам и взяла имя Айеша Султан Патауди. Ее муж, будучи королевских кровей, именовался бек, а она – бегум. Но индуизм оставался в ее образе жизни, хотя детей воспитывали строго в исламских традициях. Ее сын, ныне известный актер Саиф Али Кхан так же женился на индуистке – Карине Капур. Правда на этот раз никто не менял своей религии, а брак был заключен лишь гражданский. В обществе такой брак считается недействительным как среди мусульман, так и среди индусов. Несоблюдение традиций очень болезненно воспринимается обществом, но становится все частым явлением.

Дети из мусульманских семей участвуют на индуистских праздниках Дети из мусульманских семей участвуют на индуистских праздниках, переодеваясь в божеств. Источник фотографии: pikspost.com

Ситуация со смешанными браками в Индии, когда супруга меняет или остается приверженцем своего вероисповедания - это уже больше нормальное явление. После того, как знаменитости переступают общественные черты, это распространяется и на массы. Немного иной сценарий, печальный для мусульман, наблюдается, когда мусульманин женится на индуистке по их традициям, совершая все необходимые ритуалы. Для мусульманского общества такой шаг единоверцев становится тем больше шокирующим. Если мусульманин потомок благородных кровей.

Подчинение мусульман общественным нормам индуизма.

Мировая история знает немало примеров, когда происходит смена религии, то прежняя не исчезает бесследно, а оставляет очень сильный след в традициях и обычаях новой религии. Взять христианство на Руси и языческие праздники, как масленица. Ислам у татар и тюркский праздник Навуруз байрам. Индийцы не стали исключением. Учитывая обстоятельства, при которых они принимали ислам, неудивительно их лояльность ко многим праздникам и перенятию многих индуистских традиций.

Индусы и мусульмане, живущие в Индии тем не менее зачастую не ладили. И конфликты были вызваны разными обстоятельствами. Как и религиозными фанатиками, так и политическими коллизиями. Корова, как священное животное у индусов, которая имеет больше прав, чем даже человек, простое животное для мусульман. Употребление к пищу говядины сильно ударяло по религиозным принципам индусов. Поэтому сейчас мусульмане Индии питаются бараниной. Хотя любое мясо, даже продукты животного происхождения, кроме молока, могут быть осквернением для человека высшей касты, поэтому соприкосновение с ними для них не просто нежелательно, а даже опасно. К счастью ли или к сожалению, многие бедные слои населения мусульман тоже стали вегетарианцами вслед за индусами, что помогало избежать новых столкновений на почве осквернения религиозных чувств.

Очень часто в Индии можно наблюдать, как индусы приходят в мечеть на молитву, участвуют в мусульманских праздниках, приходя даже в мечеть, а мусульмане принимают участие в их праздниках как в знак солидарности, дружбы. Порой эти праздники. Участвуя в празднике Холи (праздник красок и цвета) или Дивали (праздник света), не значит, что они принимают участие в религиозных ритуалах.

Мусульмане на священном ритуале индусов Мусульмане на священном ритуале индусов Источник фотографии: bajiroo.com

Мусульман, сикх и индус на празднике Холи Мусульман, сикх и индус на празднике Холи. Источник фотографии: bajiroo.com

Очень многие традиции и обычаи индусов плавно перетекли в исламское общество не только живущих на территории Индии, но и в Пакистане. Например, кастовая система общества, когда профессия является семейным делом. И это социальное положение является данным от Бога по мнению индусов, поэтому его нельзя изменить. Несмотря на то, что кастовую систему пытаются изжить, она все же глубоко укоренилась в общественном сознании. Даже мусульмане продолжать семейное дело считают своим священным долгом, обязательством. Хотя кастовая системе менее заметная в городской среде, где размываются границы между социальными группами, люди отрываются от своих корней, они могут работать в разных профессиях. В деревенской среде социальная стратификация строго соблюдается. Профессиональная ориентированность определенных районов свойственна многим народам. Казалось бы, здесь нет ничего предосудительного или необычного. В качестве аналогий можно привести различные городские посады и слободы при крупных городах на территории царской России. Однако кастовую систему отличает религиозное предписание, когда человек, чем бы он ни занимался, он остается тем же «оскверненным» или «святым». Например, даже если брахманы будут нищенствовать, в обществе они будут пользоваться уважением, потому что их карма чиста. Вся их деятельно наполнена благодатью. Если же человек из касты шудр будет богат, есть случаи, когда они становились политиками, уважения к ним не будет в той степени, которая ожидается. Да, финансовая составляющая играет роль, однако религиозное общество все равно не примет человека. Среди мусульман это так же распространено, только немного с другой позиции: человек, рожденный в определенном обществе, не может стать кем-то другим. Само общество не позволяет. Социальная мобильность затруднена как для индусов, так и для мусульман, поэтому они вынуждены подчиняться этой системе. Хотя в Пакистане, несмотря на то, что это мусульманское государство, элементы кастовой системы остались, поэтому зачастую браки проходят только между людьми одной профессии, дети продолжают дело отца.

Индо-мусульманская архитектура

Влияние одной культуры на другую очень хорошо прослеживать не только в традициях и обычаях, но и через архитектурные памятники. Исламская архитектура, оказавшись на территории Индостана, встретилась с диаметрально противоположным зодчеством. Удивительно, что за века владычества мусульман в Индии слияния индуизма и ислама не произошло. Различия религиозного и культового характера были стойкими и сохранялись. Индия осталась одной из немногих стран, где ислам так и не стал религией большинства населения. И все же две религии оказали влияние, на архитектуру двух культур, обогатив их новыми идеями, образами, стилями, формами.

Мечеть Кувватуль-ислам Мечеть "Кувватуль-ислам" Источник фотографии: kumartajmahaltour.com

Мечеть Кувватуль-ислам Мечеть "Кувватуль-ислам" Источник фотографии: lingva-mir.ru

Мечеть ясна обликом, индуистский храм полон тайн и загадок. Мечеть открыта свету и воздуху, знаменует общедоступность. Индусский храм имеет толстые и глухие стены, внутри храма царит полумрак, сумрачные переходы и непроницаемые для света камеры святилищ, ревностно охраняемые. Мечеть не нуждается в центральном святилище, здесь молящемуся достаточно повернуться в сторону Мекки. В храме индусов центром культового притяжения выступает священная целла, глубоко скрытая за лабиринтом коридоров. Мечеть легко обозрима, индуистский храм сложно и тяжело устремлен ввысь. Мусульмане свою религию передают через каллиграфию, цитаты из Корана, узоры из цветной керамической плитки, разработав сложную систему цветовой символики. Так, считается, что белый цвет означает ислам, желтый – веру, темно-синий – божественную милость, зеленый – устойчивый покой, красный – интуитивное знание, черный – страстную любовь к Богу. Индусы же свою религию передают через антропоморфные формы статуй и рельефов, которые сплошным ковром покрывают стены святилищ.

И все же этим принципиально различным формам зодчества предстояло найти область сближения, что началось не ранее XII века.

Своеобразие индо-мусульманских мечетей заключалось в четком членении архитектурных форм на три яруса (платформа-цоколь, стены, купола), в интересе к архитектурному решению порталов, в богатстве декорации стен, многочисленности мелких деталей. Купола мечетей мало-помалу получили форму буддийских ступ и контур «солнечного окна» чайтьи.

Если в Средней Азии для декорации культовых зданий широко использовался узор из красочной керамической мозаики и ярко расписанных глазурованных плиток, то в Индии применяли монохромный орнамент, выполненный резьбой по камню. С конца XV века появилась инкрустация мрамором в камне, а с XVII века – декоративная отделка драгоценными камнями. Классические формы культовой архитектуры установились в период правления в Индии династии Великих Моголов. Для мечетей была утверждена строго симметричная композиция планов. Молитвенный зал обычно перекрывался тремя куполами, по углам двора и зала возвышались минареты.

Прежняя пластичность сменилась в индо-мусульманском зодчестве геометрически четкими контурами с преобладанием плоских и криволинейных поверхностей. Огромное значение получил купол и стрельчатая арка. Первенствующее значение получили такие строительные материалы, как белый мрамор и красный песчаник.

Атрибутика индуизма у мусульман

Одеяние невесты на никахе соответствует наряду невесты в индуистской т Одеяние невесты на никахе соответствует наряду невесты в индуистской традиции: мехенди, браслеты, налобные украшения. Источник фотографии: cjpro.us

Говоря о мечетях, всегда говорят об архитектурном влиянии индуистской культуры, однако мало кто обращает внимание на внутреннее составляющее. И это не убранство мечети. Если обратить внимание на ритуалы, которые свойственны именно данному региону, можно заметить, что индусы после молебна завязывают красные нити в храме. Иногда эти нити с колокольчиком. Считается, что с каждым звоном, их боги будут слышать мольбы людей. Мусульмане привязывают колокольчик, но завязывают красные нити или же ставят замки. Сейчас такие замочки любят крепить молодожены, а в Индии, это особый ритуал верующих. Индианки закрывают голову покрывалом, которое является частью их одежды – дупатой. Национальная одежда сари не подходит для мусульманок. Другой вариант женской одежды – сальвар камиз (платье, под которое одевают лосины из того же материала) – только с более длинными рукавами – является мусульманской версией индийской национальной одежды. Знаменитые индийские браслеты, стеклянные и металлически, которые своим звоном и блеском не могут не обратить на себя внимание, так же являются непременным атрибутом женского одеяния. Стеклянные и природных материалов как раковина носят незамужние, золотые, серебряные и медные – замужние. Индийские браслеты изначально обозначали энергию солнца, теперь стали непременным атрибутом женского образа, что и объясняет его повсеместное использование не только в Индии, но и Пакистане.

Свадебная церемония индусов сопровождается очень красивым ритуалом нанесения на пробор невесты красного порошка – синдура. Это символ замужней женщины в обществе наделен особым символическим значением.

В индуистской традиции практика использования синдура замужними женщинами объясняется при помощи разных мифов. Синдур выражает женскую энергию богинь (жен бога Шивы) Сати и Парвати. Сати является идеалом жены в индуизме из-за жертвоприношений, которые она совершает для защиты чести своего мужа. Богиня Парвати дарует пожизненное счастье замужним женщинам, которые наносят синдур на пробор в своих волосах. Синдур наносят и мусульманки для обозначения положения замужней женщины.

Сейчас в России стали модными налобные украшения, которые надевают невесты для никаха - манг тикка, или тика. Оно тоже пришло к нам из индуизма. Это нить из драгоценного металла с камнями или без, закрывающая пробор волос и свисающая на лоб. Эти украшения крепятся на затылке заколкой, при этом подвеска должна точно попадать в центр лба, где соединяются мужское и женское начало.

Тика - символ женщины, сохраняющей обеты брака, дающей новую жизнь роду и ставшей ее частью.

Мусульманские невесты в Индии носят немного другое украшение – джумар, это та же тикка, но расположенная по диагонали.

К разряду обязательных украшений индийских женщин относится и рисунок хной или Менди, или мехенди. Его чаще всего используют жители Индонезии, Северной Африки и Индии. Существует такой вид украшений уже более пяти тысяч лет и символизирует силу любви в браке, поэтому перед свадьбой проводится ритуал нанесения мехенди на руки невест как среди индиянок, так и мусульман. В создании мехенди используют только растительные узоры. В индуизме они связаны с понятиями регенерации, роста, питания и рождения. В исламской культуре делается как дань традициям и ради красоты.

Индия в своем многообразии и пестроте культур, народов и религий совершенно разная в каждом уголке Индостана. Здесь можно встретить девушек в буркини, а можно увидеть мусульманку, которая еле прикрывает аурат и идет в мечеть. Здесь соединились разные течения ислама, живут люди с разной степенью религиозности, в мусульманских районах или смешались с представителями других религий. Поэтому некоторые вещи характерные для Хайдарабада, могут не подходить для Дели, описание мусульман юга может не соответствовать с теми, кто живет на границе с исламскими странами. Ничего из приведенного выше не распространяется на всех мусульман Индии, однако за рамками туристического маршрута эти детали может уловить каждый.

Алина Хакимзянова


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший шестнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.
Комментариев: 1

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 331

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф