Общероссийское
информационное агентство мусульман
28
Четверг
марта
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарские благотворители: династия Галеевых (Баруди)

Дата: 24.07.2014 Версия для печати
Татарские благотворители: династия Галеевых (Баруди)

Галимзян Мухаметзянович Галеев (Баруди) - выдающийся ученый, просветитель и общественный деятель, совершившего в начале XX века грандиозный переворот в духовной жизни нации.

Галимзян Мухаметзянович Галеев (Баруди) - выдающийся ученый, просветитель и общественный деятель, совершившего в начале XX века грандиозный переворот в духовной жизни нации.

Меценаты Псевдоним Баруди в переводе означает "Пороховой" и указывает на то, что именно в Пороховой слободе г.Казани начала прорисовываться основная линия фамильного шаджаре. Здесь 13 сентября 1832 года у "отставного рядового" Ибнамина Галеева и его жены Хуснульхаят родился сын Мухаметзян. Как это было принято в то время, мальчик быстро вышел из-под опеки родителей. Проучившись несколько лет в приходском медресе, он начал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Родители отдали его в ученики к известному в казанском крае торговцу Мустафе Файзуллину. Этот купец занимался прибыльным и на ту пору малоизвестным в Поволжье делом. Еще в конце XVIII века он приобрел на Оренбургской ярмарке несколько образцов произведенной в Бухаре азиатской обуви - узорных сапожков и туфель, а по возвращении в Казань, убедившись, что новинка пришлась покупателям по вкусу, наладил ее массовое производство. Для этого Мустафа бай нанял в городе и окрестных деревнях лучших кожевенников и десятки искусных швей-мастериц, которые и начали изготавливать мягкие, удобные, покрытые изящным узорочьем ичиги. Мухаметзян Галеев, переселившийся в д.Чувашлы Казанского уезда (ныне Высокогорского района РТ), по всей видимости, выполнял роль торгового агента у Файзуллина, собирая уже готовую продукцию в селах Заказанья и обеспечивая работников сырьем. Вскоре юноша благодаря природным способностям, упорству и трудолюбию становится первым помощником купца во всех его коммерческих операциях. Жизнь молодого предпринимателя вступает в полосу важных событий.

В 1855 году он сосватал дочь крестьянина д. Малые Ковали Фахренису Хайбуллину, а еще через два года у молодоженов родился первенец - Галимзян. Почти вслед за этим умирает Мустафа Файзуллин и неожиданно для самого себя Мухаметзян Галеев оказывается у руля большой процветающей фирмы. В первую очередь, новоиспеченный купец позаботился о качестве производимой обуви, значительно расширил ее ассортимент и отказался от неудобной системы мастеров-надомников. Теперь его работники трудились в стационарных мастерских, где ежегодно изготавливались десятки модификаций азиатских сапожков и туфель, среди которых наибольшей популярностью пользовались ичиги, расшитые золотыми и серебряными нитями. Усилия М.И.Галеева увенчались успехом. Он сумел значительно увеличить доходы своего предприятия, расширить его границы. Купец приобрел лавки на Ирбитской и Нижегородской ярмарках, открыл фирменные магазины в Уфе и Троицке. Переехав в 1861 году с семьей на постоянное жительство в Казань и в 1869 году официально войдя в местное купеческое сословие, М.И.Галеев превратился из коммерсанта средней руки в богатого торговца и промышленника. Согласно новому статусу он выстроил на Тихвинской улице (одной из центральных в Старотатарской слободе) большой каменный особняк (ныне ул. Тукаевская, д.38), а также расширил и обустроил находящуюся рядом 5-ю соборную мечеть.

Грамотный, энергичный, обладающий несомненным талантом общественного деятеля предприниматель вошел в среду влиятельных людей губернского центра. М.И.Галеев очти тридцать лет без перерыва, с 1875 года выполнял обязанности гласного городской Думы, избирался членом городской Управы (1875-1880), казанского городового сиротского Суда, торговой депутации (1880-1890), купеческим старостой и др. Показательно, что трижды в 1894 и 18% годах городское общество делегировало его в Санкт-Петербург на церемонию восшествия на престол, бракосочетания и священного коронования императора России Николая II. Но особого восхищения заслуживает работа купца в различных финансовых структурах. Это, наверное, уникальный для царской России случай, когда коммерсант-мусульманин занимал должность члена учетного комитета сразу в 5 банках, а именно в Волжско-Камском - 20 лет, Казанском купеческом - 15 лет, Казанском городском общественном банке - 25 лет, а также в Нижегородском ярмарочном и Мензелинском отделениях Госбанка. Не случайно, к началу XX века в послужном списке М.И.Галеева значились три золотых, две серебряные и одна темно-бронзовая медали, пожалованные ему монархом за неутомимую общественную деятельность.

Будучи глубоко верующим мусульманином, Мухаметзян бай особо чтил те заповеди Корана, в которых говорится о помощи ближнему, старался неотступно следовать им. Несколько десятилетий подряд он был практически бессменным попечителем магометанского кладбища в Ново-Татарской слободе, выделяя каждый год немалые средства на его нужды. А в ноябре 1898 года купец выступил инициатором очень важного мероприятия. Заручившись поддержкой самых влиятельных торговых фамилий города - Апанаевых, Юнусовых, Утямышевых, Аитовых, Галикеевых, Сайдашевых, он подает прошение городскому голове с просьбой о разрешении учредить в Казани Благотворительное общество, целью которого являлось бы "облегчение участи нуждающихся жителей-мусульман Казанской губернии и их семейств путем оказания им постоянных или единовременных пособий, доставление способов для призрения престарелых магометан и воспитание детей обоего пола". Власти удовлетворили прошение, и Мухаметзян Галеев уже в качестве одного из руководителей общества сразу же взялся за переоборудование дома Юнусовых (ул. Ф.Карими, д.6) под помещение мусульманской богадельни. Вскоре в великолепном двухэтажном здании появились первые жильцы - десять бесприютных доселе стариков. Провидение сопутствовало всем благородным начинаниям Галеева. Вот и Мусульманское благотворительное общество оказалось весьма жизнеспособным, просуществовав до 1917 года. К тому времени оно превратилось в самое крупное учреждение из ему подобных магометанских обществ России.

По своим взглядам и устремлениям Мухаметзян Ибнаминович Галеев, безусловно, принадлежал к новой формации татарского купечества. Он был грамотным и чрезвычайно любознательным человеком. При каждом удобном случае покупал книги, старинные рукописи и в конце концов собрал большую библиотеку. Соответственно в духе гуманизма воспитал он и четверых своих сыновей. Лишь один из них - Газизжан - продолжил торговое дело отца, трое других - Галимзян, Салихзян, Абдрахман, получив образование в медресе Бухары, Турции, Египта, Аравии, посвятили свою жизнь Аллаху, став священнослужителями в казанских приходах. Старшему из них, Галимзяну, суждено было обессмертить фамилию рода.

Галимзян Мухаметзянович Галеев (Баруди) родился 5 февраля (по старому стилю) 1857 года в д. Малые Ковали Казанского уезда (ныне Высокогорского района РТ).

В 1862 году Галимзяна отдают учиться в престижное казанское медресе "Каримия" ("Апанаевское") при 2-й соборной мечети. Здесь преподавали знаменитые в то время ученые-теологи, получившие богословское образование в Бухаре, Кабуле, Аравии и Египте. Один из них - Салахутдин Исхаков, признанный знаток шариата и восточных языков, имевший дома богатую библиотеку духовной литературы, стал главным наставником Галимзяна Галеева. Под руководством этого мудариса юный шакирд изучил основы веры, сделал первые шаги в постижении арабской, тюркской и персидской культуры. Успехи были столь основательны, что по окончании четырехлетнего курса медресе Г.Баруди уже самому доверяют обучение шакирдов-первогодков. Стремительно разбогатевший отец, заметно утвердивший свое влияние в забулачной части города, расчитывает в перспективе видеть сына в должности главного духовного наставника большой и богатой махалли 5-й соборной мечети (ныне ул.Тукаевская, д.40). Он решает дать ему высшее теософское образование и отправляет в 1875 году на учебу в Бухару.

Вернувшись в Казань Г.Баруди 28 октября 1882 года получил указ за № 7724 на исполнение должности второго муллы 5-й соборной мечети. В этом храме, построенном уже в 1798 году купцом Мусой Мамяшем, издавна служили имамами представители династии Сагитовых.

Отец подарил Галимзяну прекрасную усадьбу на Сенной улице напротив мечети, подыскал для него хорошую жену, дочь малмыжского 1-й гильдии купца Исхака Мусича Утямышева - Бибимагруй. Свадьба состоялась в 1883 году в с.Маскара Малмыжского уезда Вятской губернии - родовом гнезде Утямышевых.

М.И.Галеев учредил в махалле второе, после Сагитовского медресе, получившее имя своего основателя - название "Мухаммадия". Для него Мухаметзян бай в 1883 году по проекту архитектора М.Ермолаева на дворовом участке, принадлежавшем 5-й соборной мечети (ныне ул. Тукаевская, д.34) построил одноэтажное кирпичное здание. Здесь и начал педагогическую работу Г.Баруди. Вскоре старое одноэтажное здание училища перестало отвечать требованиям нормального учебного процесса. Однако для М.И.Галеева, несмотря на его капиталы, большое строительство было не по силам. Тогда за дело взялись всем миром. В 1885-1886 годах казанский 1-й гильдии купец Ахметзян Яхьич Сайдашев и малмыжский промышленник, зять Г.Баруди Габдулла Исхакович Утямышев, надстроили над прежним зданием второй и третий этажи. Благодаря этой помощи "Мухаммадия" превратилась в одно из самых богатых и благоустроенных медресе города. Забегая вперед отметим, что окончательно его строительство завершилось в 1901 году, когда усилиями того же Утямышева и оренбургского миллионера, известного мецената Ахмета Галеевича Хусаинова оно обрело, наконец, хорошо знакомый нам архитектурный облик.

В 1887 году ученый отправился в хафи, намереваясь по пути остановиться в мусульманских центрах - Турции, Египте и Аравии, чтобы там послушать лекции знаменитых исламских правоведов, философов, ближе познакомиться с наследием и современным духовным состоянием восточного мира. Из этой поездки Г.Баруди вынес одно глубокое убеждение - прогресс мусульманских народов невозможен без приобщения их к достижениям европейской и мировой цивилизации. Он еще раз убедился в правильности выбранной им стези и теперь уже, невзирая на трудности, начал решительную ломку средневековых устоев национального просвещения. В 1891 году медресе "Мухаммадия" официально перешло на преподавание по новому звуковому методу. За неимением специальной литературы Г.Баруди сам пишет ряд учебников, многие из которых впоследствии стали классическими образцами учебных пособий для магометанских школ и выдержали более десяти переизданий. Это первая на турецком языке новометодная азбука "Савадхан" (1891), учебники по арифметике "Нэмунэи хисап" (1891), арабскому языку "Хосул-эл-ирэб..."(1892), "Хоси-эл-мэшрэб..."(1891), татарско-арабско-персидский словарь "Погатэ солес" (1893) и многие другие. Опять-таки впервые в истории Галимзян хазрет наряду с традиционными богословскими предметами ввел в программу своего медресе светские науки, приблизив его тем самым к учебным заведениям европейского уровня. Шакирды, поступившие туда учиться, занимались в течение 14 лет. Они изучали арабский, турецкий, русский языки, математику, геометрию, физику, географию, психологию, педагогику, историю России, историю тюркских народов и другие дисциплины, т.е. получали полноценное светское и духовное образоване. Кроме того, Г.Баруди часто приглашал в свое учебное заведение видных представителей науки и культуры, политических и общественных деятелей для чтения различных лекций, проведения факультативных занятий. По сведениям Р.У.Амирханова, детально изучившего историю медресе "Мухаммадия", здесь в начале XX века доктор А.Г.Терегулов читал курс медицины и гигиены, юрист С.Ш.Алкин - правоведение, публицист Ю.Х.Акчура - политической истории и т.д. Большое внимание педагог уделял оборудованию учебных кабинетов и бытовым условиям учащихся. С помощью богатых татарских купцов он снабдил классы медресе всем необходимым - картами, черными досками, кафедрами и наглядными пособиями. Учебный процесс был подчинен строгому расписанию. Свободное время шакирды могли проводить в благоустроенном общежитии, в мастерских или же на стадионе, зимой превращаемом в каток. В медресе царила атмосфера относительного свободомыслия, учащиеся имели возможность объединяться в неформальные общества, выпускать рукописные газеты и журналы, ставить спектакли. В начале XX века в "Мухаммадии" насчитывалось рекордное количество учащихся - 500 человек и 20 мугаллимов (преподавателей).

Опираясь на доносы и другие сомнительные источники информации, 11 мая 1907 года жандармское управление обвинило давно подозреваемых в неблагонадежности казанских купцов и имамов в создании революционной партии и сослало под гласный надзор полиции в Архангельскую губернию на три года.

Г.Баруди уезжал с тяжелым сердцем. Он с братом оставлял в Казани хворого отца и престарелую мать. Душа болела и за судьбу любимого детища - медресе "Мухаммадия".

31 декабря 1908 года от сердечного приступа скончался глава семейства Мухаметзян Ибнаминович Галеев. Его вдова Фахрениса Хайбуллина, в отчаянии от навалившегося на нее горя, обратилась со слезным прошением на имя императрицы Александры Федоровны с просьбой о возвращении Галимзяна и Салихзяна домой. В ответ пришел категорический отказ. Галимзян мулла отправился в Дамаск, а затем в Бейрут, Салихзян Галеев в Стамбул, Габдулла Апанаев в хадж, Абдулхамид Казаков в Берлин, откуда в марте-июне 1910 года все четверо вернулись в Казань. Но там, как выяснилось, вместо радостной встречи их ожидали новые злоключения.

В 1917 году Г.Баруди избрали муфтием Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. В 1920 году Г.Баруди подарил молодой Татарской республике самое свое большое богатство - личную библиотеку, насчитывающую 4288 томов - библиотеку, которую начал собирать еще в середине XIX века его покойный отец. В дальнейшем она составила основу восточного фонда Научной библиотеки КГУ имени Н.И.Лобачевского. Галимзян мулла буквально до последнего вздоха продолжал заниматься богоугодными делами. Он скончался в 1921 году в Москве, куда приехал, чтобы обсудить в правительстве чрезвычайные меры для оказания помощи голодающим Поволжья.



Источник:
Харисова Л.А., "Культура народов Татарстана", Магариф, Казань, 2005
www.tat-business.ru, tatforum.info

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Не знаю, по какую сторону баррикад находитесь вы в споре о том, может ли мусульманин быть в депрессии – часто приходится слышать, что мы не можем страдать от депрессии, потому что это состояние противно состоянию верующего. Может быть, это и правда, ...

Говоря о причинах кормления в месяц Рамадан мы конечно же не откроем Америку.

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1430

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф