Татарские Каргалы были одним из центров - торговых, культурных, духовных - татарского мира в дореволюционное время. Одновременно, Татарские Каргалы это часть истории России. Экономические интересы России в дореволюционное время были тесно связаны с огромным азиатским рынком.
Татарские Каргалы были одним из центров - торговых, культурных, духовных - татарского мира в дореволюционное время. Одновременно, Татарские Каргалы это часть истории России. Экономические интересы России в дореволюционное время были тесно связаны с огромным азиатским рынком. И по этой причине возросла роль татар в международной политике Российской империи.
Руководство страны возлагали особые надежды на Казань. Казанские татары знали обычаи, быт, уклад жизни и языки народов Средней Азии. Большую роль сыграла и общность религии казанских татар и народов Казахстана и Средней Азии. В этих целях в 1730-1738 гг. стала прокладываться караванная торговая дорога от Казани до берегов Яика (ныне Урал).
Село Каргалы был основа в 1744 году как торговая слобода в 18 верстах от Оренбурга на реке Средняя Каргалка группой татар во главе с Сеитом (Сагитом) Хаялином, выходцами из Казанского уезда.
В начале 1744 года казанские татарские купцы обратились к оренбургскому губернатору И.И. Неплюеву с предложением поселиться при новом городе с условием освобождения от рекрутской повинности и разрешением свободно строить мечети и исповедовать свою религию. В том же году в Оренбургскую губернскую канцелярию явился казанский торговый человек, татарин Сеит (Сагит) Аитов Хаялин, один из казанских купцов, который подробно изложил условия и попросил земли под поселение и угодья по обоим берегам реки Сакмары, между Бердской крепостью и до речки Верхней Каргалки, а также под хутора выше урочища Гребеней и Пречистинской крепости. 2 марта 1744 году И.И. Неплюев представил Сенату доклад о предложении казанских купцов. И.И. Неплюев и члены Оренбургской губернской канцелярии, в присутствии старшин Бердской слободы и Сакмарского городка осмотрели земли, просимые Сеитом Хаялиным. 19 сентября 1744 года состоялось определение Оренбургской губернской канцелярии об отводе земель по реке Сакмаре для поселения казанских торговых татар. 8 августа 1745 года Сенат от имени императрицы Елизаветы, по представлению И.И. Неплюева, выдал Сеиту Хаялину указ-грамоту, определяющую условия поселения, территорию и льготы.
Население слободы быстро росло: уже в 1760 г. насчитывалось в Каргале 300 дворов.
Указом Сената от 7 ноября 1784 года Сеитова слобода переименована в Сеитов посад с учреждением в ней ратуши, т.е. с введением городского самоуправления.
В конце XVIII в. слобода представляла собой крупный населенный пункт Оренбургской губернии. В 1787 г. слобода получила статус города: населения насчитывалось около 13 тысяч. В центре посада было возведено здание ратуши - совета, было 11 мечетей, при каждой из них существовало медресе-школа.
В XVIII–XIX веках — Каргалы стали крупный центр транзитной торговли между Средней Азией и Россией. Основное население занималось ремесленным производством (22 производства, 20 мельниц), торговлей, хлебопашеством. И к 1897 году численность населения достигла свыше 13 тыс. жителей.
В 1752-1758 гг. каргалинские торговые татары были более самостоятельнее, чем оренбургские купцы. В это время на 109 торговавших в Оренбурге купцов приходилось: каргалинских -38, казанских - 20, касимовских - 13. В этой связи показательно предложение депутата оренбургского купечества Ильи Коченева. Он, выступая в 1766г. в комиссии по составлению нового уложения, предлагал "переселить в Оренбург сеитовских купцов, достаточно капитал имеющих, могущих держать в своих всю Оренбургскую торговлю...". Всю эту задачу торговли с иностранными государствами взяли на себя каргалинские торговцы.
Каргалинские татары и Индия (Или почему глава правительства Индии Джавахарлал Неру хотел посетить Татарские Каргалы) В 1956 г. в Советский Союз приехал глава правительства Индии Джавахарлал Неру. Он выразил желание посетить Татарскую Каргалу. Дело в том, что каргалинские татары-купцы первыми из Запада проникли в Индию тайными тропами через Тянь-Шань, сумев при этом сохранить эту тайну. Первый раз - в 1750 г... Купцы снарядили два каравана с товарами; экспедицию возглавил Абдулла Хаялин. Экспедиция благополучно доставила товары до Хивы, а дальше в сопровождении посла Шербека караван достиг Индии. Интересна и несколько трагична история экспедиции, организованной в 1751 г. Торговыми послами из России были тоже каргалинские татары: Надыр, Якуб, Абдрахман и Исмаил. Надыр и Абдрахман погибли во время нападения пиратов на них. Якуб и Исмаил достигли Индии. Дошли до города Дели. Этим, очевидно, объясняется интерес Д. Неру к Татарской Каргале.
Каргалинские татары и Европа С размахом вели торговлю с некоторыми городами европейской части России братья Хусаиновы, выходцы из Татарской Каргалы. Их торговые конторы находились в Нижнем Новгороде, Москве, Киеве, Петербурге. Став миллионером, купцом 1 гильдии (он имел 4-х миллионное состояние), Ахмет Хусаинов торговал с Германией, Англией. 4 раза был в Берлине, ездил в Мекку. Этот скромный человек все свои сбережения до последних дней своей жизни тратил на образование татарского населения. На свои средства построил и открыл в 1889 г. одно из крупнейших учебных заведений в Оренбуржье и на Южном Урале - медресе "Хусаиния".
Каргалы как один из центров татарского мира
Слобода сохранила с первых дней основания свою самобытную культуру, обычаи, уклад жизни. Этнографическая экспедиция Российской Академии Наук, организованная под руководством известных ученых Палласа в 1769 г. и Фалька в 1774 г., проезжала многие внутренние губернии России, она посетила Оренбург и Сагитову слободу - Каргалу.
В опубликованных записках членов экспедиции отмечается основательность и благоустроенность поселка, "где каждый из 300 домов состоит из 2-3 белых, чистых комнат, обитатели которых отличаются аккуратностью и чистоплотностью, в одевании бросается в глаза изящность, вкус, а в поведении людей, особенно женщин, - чувство достоинства, немало у них украшений и драгоценностей".
Их поразил также трезвый образ жизни жителей, неравнодушие их к редкой домашней утвари, коврам, серебряной и фарфоровой посуде, которых у них немало.
Довольно высоко было развито и просвещение. Кроме 11 школ - медресе при 11 мечетях, в 1897 г. стала работать и учительская школа, готовящая учителей для татарских, башкирских, казахских школ южной части Башкирии, Урала и Западного Казахстана.
Каргалы живы и сегодня. В настоящее время в селе действуют три мечети. Две исторические — Куш манара и Белая мечеть, а также новая — Ас-салям.
Согласно переписи 2010 года, из 3 800 жителей преобладающая национальность — татары (более 90 %). Также проживают русские, казахи, башкиры и другие народы.
По материалам
1. Из истории села Татарская Каргала. Гафарова М.Г. // "История Оренбужья" www.kraeved.opck.org
2. Ислам Каргала // www.islam-kargala.ru
3. Татарская Каргала. Селение и кладбище // www.wise-travel.ru/russia/orenburgskaia-oblast/otzyv-729.html
4. Татарская Каргала // ru.wikipedia.org
5. ВПН-2010. Численность и размещение населения Оренбургской области. Проверено 5 июня 2014. Архивировано из первоисточника 5 июня 2014.
6. Итоги ВПН — 2010. С.59.