Во второй половине XVIII века возрастает значение Казани как одного из крупнейших торгово-экономических центров Российской Империи. Она, по существу, превращается в один из главных транзитных пунктов российско-восточной торговли. Татарские купцы занимают ведущие позиции в этой торговле.
Во второй половине XVIII века возрастает значение Казани как одного из крупнейших торгово-экономических центров Российской империи. Она, по существу, превращается в один из главных транзитных пунктов российско-восточной торговли. Татарские купцы занимают ведущие позиции в этой торговле.
Правительственные чиновники нередко обращались к услугам татар для выполнения различных поручении не только торгового, но и порой дипломатического, военно-разведывательного и политического характера, особенно часто это стало практиковаться с появлением нового центра российско-восточной торговли в Оренбурге. Так, оренбургский генерал-губернатор И.И.Неплюев в своих "Записках" отмечает:
"...посылал я за границу грамоты, приглашал как киргизцев, так хивинцев, ташкенцев, кашкарцев, трухменцев и бухар к торговле, обнадеживая к сему их пользою. В сию посылку употреблял я магометан-татар слободы Сеитовой..."1
Судя по документам, во многих городах Среднего Востока существовали целые диаспоры татар, волею судеб заброшенных на чужбину. В 1808 году прапорщик Субханкулов сообщает о поданном ему письме с прошением на имя императора 130 беглых российских мусульман, которые просили власти о разрешении возвращения на родину. Таких беженцев было немало. Автор пишет: "Число беглецов всех, живущих в Бухарин, Хиве, Самарканде, в Ширсябзе и в прочих азиатских городах, сбежавших с недавних времен, простирается до 5000 человек"2. Это подтверждают и донесения других российских посланников в Бухаре: переводчика Оренбургской пограничной комиссии П.И.Демезона3 и прапорщика Оренбургского линейного батальона № 10 И.В.Виткевича4, побывавших в Средней Азии соответственно в 1833 и 1836 годах. Так, Виткевич отмечает, что "беглых татар наших в Бухаре... множество: и немало их, говорят, в Кокане, в Ташкенте и по всему Турану - только в Хиве их почти нет. В степи, подалее от Линии, во всяком ауле два-три человека... татары наши в степи учат грамоте, шьют сапоги, ездят воровать, иные торгуют 5.
Кроме того, в Бухаре, по всей видимости, было немало татар из России, приезжавших на учебу в медресе. Как отмечает П.И.Демезон, "медресе Бухары пользуются большой известностью во всем Туркестане. Сюда приезжают студенты из Хивы, Кокана, Гисара, даже Самарканда, из многих татарских областей"6. В Бухаре насчитывалось до 60 медресе7. Данный пример свидетельствует о наличии относительно устойчивых культурных связей татарского края со среднеазиатским регионом.
Бухарское правительство оказывало содействие татарам в торговле. Например, с казанских купцов взимали пошлину в два раза меньшую, чем с торговцев из других стран или русских. Мы не можем согласиться с Л.М.Свердловой, которая полагает, что "не желая тратиться, русские купцы, заключив устный договор, посылали в Бухару с товаром казанских татар"8. Это была не главная причина того, что русские были редкими гостями в Средней Азии. Торговля с ханствами, а через них и с другими государствами Среднего Востока, была для русских купцов исключительно выгодной. Но отсутствие гарантии безопасности жизни и собственности, постоянные грабежи в пути и беззаконие со стороны местных властей, незнание языка и, зачастую, традиций и обычаев местного населения, частые войны в этом регионе, боязнь быть схваченными и проданными в рабство - вот, на наш взгляд, основные причины, которые сдерживали русско-восточную торговлю в Средней Азии. Подобного рода трудности испытывали русские купцы и в торговле с Ираном9. Заинтересованные в расширении торговых связей с восточными странами, русские купцы часто вынуждены были прибегать либо к услугам посредников, либо покупать восточные товары уже в пределах Империи.
Архивные документы подтверждают, что многие казанские купцы, выезжавшие для торга в страны Среднего Востока, владели местными языками. Это давало им значительные преимущества перед купцами других национальностей. Да и на меновых дворах Оренбурга, Троицка, Орска татарам было намного легче договориться с восточными гостями о ценах, нежели русским.
Даже несмотря на возникавшие время от времени межгосударственные осложнения, казанские купцы не прекращали торговли в странах Среднего Востока. Директор Оренбургской таможни Величко в своем рапорте от 3 марта 1808 года писал: "В Бухарию ныне ходят для торговли из российских поданных одни татары, коим и настоящие российские купцы поверяют свои товары"10. Причем стоит заметить, что в государства Среднего Востока для торговли отправлялись не только казанские татары, но и татары из других городов Российской Империи. В документах рассматриваемого периода среди многочисленных имен российских купцов мы встречаем торговцев из Москвы, Ставрополя, Ростова, Уфы, Калуги, Тулы, Астрахани, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Саратова, Перми, Томска, Симбирска, Арска, Вятки, Мама-дыша и многих других городов России.
К началу XIX века в Казани среди татар-купцов выделялась особая группа торговцев, которых называли "бухар юртучи" (торговец бухарскими товарами)11. Этот собирательный термин обозначал казанских татар, которые выезжали для торговли в государства Среднего Востока и торговали в России восточными товарами. Материалы различных архивов свидетельствуют о том, что во многих ярмарочных городах Империи в конце XVIII - начале XIX веков существовали так называемые "бухарские ряды", а под "бухарскими товарами" понимались те, которые доставлялись из стран Среднего Востока.
В целом же торговлей на рынках Среднего Востока в рассматриваемый период занималось несколько десятков татарских купцов и несколько сотен торговцев являлись посредниками в российско-восточной торговле. Непосредственно в страны Среднего Востока отправлялись в основном торговцы, располагавшие значительными капиталами. Среди таковых в последней четверти XVIII века мы можем назвать казанского купца 1-й гильдии М.Манасыпова, казанских купцов Б.Мансурова, Р.Бакирова, Г.Мустаева, Я.Завыдова;12 в первой четверти XIX века - малмыкского купца А.Утямышева, арского купца 1-й гильдии И.Баязитова, казанского купца А.Юнусова, челябинского купца 1-й гильдии И.Ахматова и других13.
Товары на рынки доставлялись несколькими путями. Назовем основные: через Закавказье сухопутным путем (через Тифлис и Баку), по Волго-Каспийскому пути через Астрахань на север Ирана или Мангышлак, через Оренбургский край казахскими степями на Бухару, Ташкент, Хиву и Самарканд, через земли туркмен с Мангышлака на Бухару и, наконец, из среднеазиатских ханств по многовековым историческим торговым путям в города Индии, Афганистана, Кашмира, Пенджаба, Ирана, Бадахшана, Кашгара.
Путь с берегов Волги или Оренбуржья в эти страны был нелегким и длительным. Караваны, выходившие из Оренбуржья, находились в дороге около двух месяцев. Это был, как правило, путь по маршруту Орск (Троицк) - р.Иргиз - р.Сыр-Дарья - урочище Музбиль • Куван - р.Яны (Кызыл) - горы Букантау - Кагатам - Бабкент - Бухара.
Среди архивных документов есть материалы об ограблении караванов, по которым можно судить и об объемах торговли. Так, в 1806 году по пути в Оренбург киргиз-кайсаки ограбили бухарский караван, в котором находился челябинский купец И.Ахматов. Всего было разграблено товаров с 217 верблюдов, в том числе у Ахматова на сумму 10 330 руб. 50 коп.14 В 1805 году в Троицкой таможне у челябинского купца 1-й гильдии Ивана Ахматова было объявлено товара на 61 410 руб., у казанского купца М.Манасыпова - на 103 743 руб. (у всех на 252 670 руб.). По возвращении из Бухары (уже после ограбления) у Ахматова оказалось товара на 50 629 руб., у Муртазы Манасыпова на 101 366 руб., у Абдуллы Утямышева - на 123 592 руб., а у всех "вообще по сложности на 275 588 руб. 50 коп." Весь караван был ограблен на 19 804 рубля15.
Какие товары имели хождение на рынках этого региона? Определенное представление об этом дает весьма любопытный документ - письмо бухарского посланника за 1776 год.
Бухарское ханство славилось своими ремеслами и хлопком, "из коего прядут пряжу, а из пряжи шьют чадры, кисеи, выбойки, фаты, бурметы, бязи и отвозят из них великое множество в другия государства, а особливо в высокославную Российскую Империю"16.
Из Индии в Бухару, по свидетельству посланника, доставлялись различные коленкоры, кисеи, полосатые и гладкие миткали, золото, серебро, алмазы, яхонты, лалы, изумруды, жемчуг, медикаменты, "ароматы" и т.д. Из Ирана вывозились дыбы ("парча по золотой и серебряной земле с шелковыми травками, самая дорогая в Персии"), китайки, кутии, магрематы ("полосатые с золотыми и серебряными травками кутии"), бахчи ("шелковые с золотыми и серебряными клеточками фаты"), шелк, с золотом и серебром тканые кушаки, платки и иные товары.17
Из Кашкарской области, которая состоит в протекции Китайского Богдыхана, выходит мемран (род травы от глазных болезней -В.Ш.), чепучина, ревень, чай, "всякия медикаменты ароматныя и др."18
Из Российской Империи поставлялись сукна, кармазин, стамед, брусковая краска, юфть, холсты, железо, сталь, тюленьи кожи, зеркала, ружья, ножи, ножницы, иглы, галантерея и другие товары, "которые бухарские купцы, покупая, отвозят в Бухарию, и тамо их продают и на мену променивают19.
В рассматриваемый период Бухарское ханство становится своеобразным центром торговли, где происходит колоссальный по объему обмен товарами как европейскими (доставляемыми из России и частично английскими - из Индии и Ирана), так и восточными.
Исключительно важную роль в торговле России с сопредельными странами Востока играла Астрахань. Через этот город осуществлялись тесные торговые связи с Ираном, Средней Азией, Индией и другими государствами. Еще в XVII веке здесь появились армянская, бухарская, гилянская и индийская колонии, в которых проживали торговцы из стран Востока. Но, по всей видимости, торговля восточных купцов с течением времени все больше ограничивалась рамками города. И если в период проведения Нижегородской ярмарки туда через Астрахань по Волго-Каспийскому пути стекалось "до 50 племен со всех сторон Европы и Азии"20, то в периоды между ярмарками восточные товары вывозились из Астрахани в основном российскими купцами. Так, на крупных ярмарках Поволжья - Карсунскои Троицкой, Симбирской Сборной, Казанской ярмарке "Ташаяк" среди многочисленных приезжавших купцов было очень мало восточных купцов. И, напротив, архивные документы свидетельствуют о том, что привозные восточные товары реализовыва-лись на этих ярмарках либо астраханскими армянами, либо купцами-татарами. Например, на Карсунскои Троицкой ярмарке в последней четверти XVIII века продавали сукна, кожевенные материалы, сахар, чай, галантерейные изделия и другие восточные товары. Они реали-зовывались в основном в Армянском ряду, в котором большинство лавок принадлежало принадлежало местным и казанским татарам21.
В Карсун приезжало ежегодно более 250 купцов и свыше тысячи покупателей и мелких торговцев. Сюда на подводах привозили свой товар купцы из Симбирска и Рязани, Казани и Москвы, Астрахани, Арзамаса, Коломны, Пензы, Твери, Мурома, Ельца, Ряжска, Самары, Алатыря, Коврова, Саранска, Нижнего Новгорода и из многих других российских городов22. Отсюда же расходились товары по всей России.
Бухарскими товарами в Симбирске торговали в основном астраханские армяне и татары-купцы, причем последних было особенно много. Большинство из казанских купцов имели по несколько лавок. В "Книге на записку по линиям и корпусам лавок, купцов и торговцев для торговли в Сборную ярмарку" среди купцов, торговавших бухарскими товарами в 14 корпусе 1-й линии, мы встречаем, например, следующие имена: казанские купцы В.Г.Бигаев, М.Усманов, Д.И.Ильясов, А.И.Юнусов, Н.М.Искаков, М.М.Азимов, М.М.Усманов; мал-мыкские купцы М.Н.Утямышев, У.Х.Якупов.
Казанские купцы, привозившие товары из государств Востока, по возвращении в Россию доставляли их на многочисленные ярмарки страны. Большую роль купцы-татары играли на ведущих ярмарках: Макарьевскои, Троицкой (Оренбург), Рождественской (Курск), Свинской (Брянск), Ирбитской и других.
На отдельных ярмарках, например, Ирбитской, казанские купцы занимали ведущее место.23 Так, по мнению И.А.Лопаткова, товары купцов-татар отличались большим ассортиментом, среди которых было немало восточных.24 Здесь же, в Ирбите, купцы закупали оптом кяхтинский чай, пушнину, сырые кожи, иные товары, которые затем вывозились в Казань, а также на Нижегородскую, Лаишевскую, Мензелинскую и другие ярмарки. Определенная часть оптовых закупок на Ирбитской ярмарке затем вывозились казанскими купцами и на рынки Среднего Востока.
Небезынтересные сведения о российско-индийских торговых связях содержатся в сочинении переводчика Оренбургской пограничной комиссии Абдуллы Амирова и казанского купца Шихмуратова "Об индийском владении и народе, в оном обитаемом". Оба жили в Индии, причем татарин А.Амиров, уроженец Оренбургской губернии, провел там двадцать с лишним лет в качестве дервиша25.
К необычной судьбе этого замечательного человека обращались историки как прошлого, так и настоящего времени (см.: Халфин Н.А. Странствования Габайдуллы Амирова по Индии // Звезда Востока. 1956. № 7. С.107-110; Соловьев О.Ф. Из истории русско-индийских связей. М., 1958. С.38-39; Люстерник Е.Я. Русско-индийские экономические, научные и культурные связи в XIX в. М., 1966; Странствования Габайдуллы Амирова по Азии // Азиатский вестник. Кн.1. 1825. С.26-37, кн.2. С.102-120, кн.3. С.180-189, кн.4. С.241-256; Записки русского географического общества. Кн.Ю. 1855. С.3-53; (Небольсин П.И.). Очерки торговли России со странами Средней Азии, Хивой, Бухарой и Коканом со стороны Оренбургской линии Павла Небольсина. Спб. 1856. С.18-37).
Авторы пишут о том, что российские товары встречаются в разных уголках Индии. Они видели их в лавках Хайдорабада, Джайпура, Калькутты26, причем "здесь очень любят русские блестящие вещи"27. Далее они отмечают: "Многие путешественники заметили, что русские товары в величайшем уважении, а именно юфть, которую тамошние жители по одному запаху с удовольствием покупают, козлы и сафьяны, тонкий холст, разные изделия стальные и железные, полированные, разные хрустальные вещи, хорошие часы разных видов и мастеров, тонкие армячины, делаемые в граде Уральске и в Оренбургском уезде, бить, пряденное золото и другие товары"28.
Данное наблюдение косвенно подтверждает мысль о том, что российско-индийские торговые связи в рассматриваемый период развивались в большей мере через Оренбуржье.
Как и в отчете А.Субханкулова, так и в описании А.Амирова и Шихмуратова приводятся подробные пути (тракты) из Оренбужья до Калькутты с подробным описанием и перечислением населенных пунктов, указанием расстояния между ними, времени в пути и т.д.
Лучшим маршрутом они считали путь из Оренбурга через Бухарское ханство вдоль индийско-иранской границы, затем через Западную Индию и на Калькутту. Авторы делают важный вывод о том, что с наступлением мира и безопасности в казахских степях "можно доставлять индийские товары в Россию, а русские в Индию, с большой выгодою, которой одни только англичане пользуются".
Таким образом, одну из ведущих ролей в упрочении постоянных торговых связей России с мусульманскими государствами Среднего Востока играли казанские купцы-татары. Общность языка, религии, традиций и обычаев, многовековые культурные, политические и экономические связи поволжских татар с мусульманскими народами Востока способствовали росту авторитета России в этом регионе и укреплению позиций торгового капитала татарских купцов на рынках Среднего Востока. Являясь посредниками и одновременно активными участниками российско-восточной торговли, татарские купцы расширяли сферу внешнеэкономических интересов России на Востоке, способствовали распространению отечественных товаров в сопредельных странах. Казань, а вслед за ней и Оренбург, на протяжении всего рассматриваемого периода играют роль важнейших форпостов российской внешней политики на Востоке и вместе с тем одних из главных центров транзитной торговли.
Казанские купцы, активно занимавшиеся торговлей, вкладывали свой капитал и в собственное производство, открывая фабрики и заводы, что давало им возможность не только укреплять свое материальное положение, но и способствовало развитию российской экономики. Эрудиция, знание восточных языков, умение тонко чувствовать пульс Востока, ощущение своей исторической миссии быть посредниками между славянскими и мусульманскими народами - эти и другие качества были присущи лучшим представителям татарского народа, из которого вышли прекрасные предприниматели, офицеры, разведчики, государственные деятели.
В.Шкунов,
заслуженный учитель Российской Федерации
Примечания
1. Неплюев И.И. Записки. - П., 1893. - С.139.
2. ГАОО. Ф.6. Оп.10. Д.291.
3. ГАОО. Ф.Канцелярия военного губернатора. Оп.7. Д.778.
4. Центральный государственный военно-исторический архив. Ф.67; А.Л.Данзас. Д.103.
5. "Записки". - СПб.
6. Там же. - С.45.
7. Там же.
8. Там же. - С. 19.
9. Куканова Н.Г. Очерки по истории русско-иранских торговых отношений в XVII-первой половине XIX века. - М, 1977. С.177-178.
10. ГАОО. Ф.6. Оп.10. Д.402. Л.45.
11. История Татарии в документах и материалах. - М.: СОЦЭКГИЗ. 1937. - С.304.
12. АОО. Ф.З. Оп.1. Д.194. Л.72-109.
13. Там же. Ф.6. Оп.10. Д.654. Л.115.
14. Там же. Д.266. Л.1
15. Там же.
16. Журнал Министерства внутренних дел. 4.17. Спб. 1847. - С.65.
17. ГАОО. Ф.6. Оп.10. Д.394а. Л.Иоб.
18. Там же. Л.ЗЗоб.
19. Там же. Л.34об.
20. Зубов А. Описание Нижегородской ярмарки. - Спб, 1839. - С.1.
21. ГАУО. Ф.746. Оп.4. Д.400.
22. Там же. Ф.196. Оп.1. Д.ЗО. Л.67-71.
23. Свердлова Л.М. Записке о Бухарском ханстве. - М.: Наука. 1983. - С.26.
24. Лопатков И.А. Ярмарочная торговля вообще и торговля Ирбитской ярмарки в частности в связи с развитием наших железнодорожных сообщений. // Труды Всероссийского торгово-промышленного съезда 1896 года в Нижнем Новгороде, т.IV. Bbin.VI-VII. - Спб.1897. - С.162.
25. ГАОО. Ф.6. Оп.10. Д.209. Л.15 об.
26. ГАОО. Ф.166. Оп.1. Д.8. Л.26.
27. Там же.
28. Там же. Л.34-35.
Источники:
Эхо веков/Гасырдар авазы, 1997 г, номер 3/4