Общероссийское
информационное агентство мусульман
26
Воскресенье
февраля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Татарские богословы: Мухлиса Буби (1869-1937)

21.01.2014 Версия для печати
Татарские богословы: Мухлиса Буби (1869-1937)
Мухлиса Буби – представительница династии просветителей из деревни Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне Агрызский район Татарстана). Более двадцати лет учила она девушек, затем в течении двадцати лет (1917-1937) состояла членом Духовного управления мусульман, была первой в России женщиной-казией, то есть шариатским судьей (1).

Родилась она в семье религиозный деятелей. Мулла деревни Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии Нигматуллин (1834-1903) и его жена Бадрульбанат (1838-1922), дочь имама и мударриса деревни Чебенле Мензелинского уезда Уфимской губернии Иманкула сына Махмуда, вырастили троих детей – Губайдуллу (1866-1938), Мухлису (1869-1937) и Габдуллу (1871-1922). Родители воспитали их в строгости, в мусульманских традициях, с детства приучая к труду и учению (2).

Когда Мухлисе исполнилось 18 лет, ее выдают замуж за немолодого муллу из Мензелинского уезда. Но личная жизнь девушки складывается совсем не так, как она хотела бы. Она мечтала, по примеру своих родителей, стать преподавателем, вместе с мужем давать уроки местным жителям (2). Но деспот-муж даже слышать об этом не хочет, наоборот, запрещает жене продолжать даже собственное обучение.

Со временем в семье появляются дети. Несмотря на несогласие мужа, Мухлиса берет на воспитание девочку, мама которой – служанка в их доме – умерла при родах. Девочку назвали Нажией. Немного позже рождается и собственная дочь Мухлисы, которую назвали Мунжией.

В какой-то момент жизнь с жестким и деспотичным мужем становится для Мухлисы невыносимой. О том, как абыстай спаслась и обрела свободу, известно по рассказам дочерей ее брата Габдуллы. В 1895 году второй из братьев Губайдулла возвращается с учебы из Турции. Братья едут проведать сестру. Увидев, в каких условиях она живет, просят муллу отпустить ее, дать развод. Муж, естественно, не соглашается. Тогда Мухлиса, провожая братьев, с дочками садится в их повозку, и убегает с ними от мужа. Соседи обманывают разъяренного муллу, говорят, что лошади повели, не смогли остановить. Но даже после такого побега муж не дает согласия на развод. Вплоть до 1917 года Мухлиса официально считается его женой, и их развод признается действительной только по особому разрешению муфтия Ризаэтдина Фахретдина (2).

В 1895 году, когда Мухлиса вернулась в семью родителей, ее братья приступили к преобразованию мужского медресе в новометодное медресе. Реорганизация затронула и женскую школу. Душой и вдохновителем строительства этого очага просвещения, подобного которому не было в то время не только у татар, но, пожалуй, и во всем мусульманском мире, был самый младший из Нигматуллиных-Буби - Габдулла, Однако нельзя умалять роль остальных членов семьи в этом деле (3).

В родной деревне Иж-Буби Мухлиса-абыстай вместе с женами братьев полностью посвятила себя обучению и воспитанию девочек. Сделавшая делом всей своей жизни создание образовательно-просветительского комплекса на базе старого медресе Буби для воспитания и обучения юношества – будущего нации – семья Нигматуллиных-Буби в середине девяностых годов XIX века дружно принялась за работу (1). В течение десяти лет они создали в своей деревне комплекс учебных заведений, куда входили мужское медресе с восьмилетним курсом обучения с четырехлетней начальной школой при нем и восьмилетнее женское медресе. Этот комплекс был первым у татар и единственным в своем роде, где давали среднее светское образование на родном языке и готовили учителей и учительниц для новометодных татарских школ (1).

Воспитание и обучение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения уровня образования и культуры, по мнению братьев Буби, - одно из необходимых условий для преодоления отсталости и обеспечения прогресса нации. Но чтобы создать женские школы, необходимо было найти учительниц для них. И братья нашли выход – они решили подготовить сестру и молодых жен к работе в женской школе и преуспели в этом. Женщины семьи зажглись идеей создания школы и обучения девушек (1).

Так, неустанно занимаясь созданием женского медресе, Мухлиса-ханум продолжала и сама учиться. Она не только брала по вечерам уроки, как писал Габдулла Буби, но и под руководством братьев изучала богословские науки по программе мужского медресе Буби. Можно безошибочно утверждать, что к 1905 году она была уже высокообразованной женщиной, хорошо знавшей исламское вероучение.
Братья полностью поручили ей руководство дарельмугаллиматом (женской учительской семинарией). Ее начали называть «мулла-абыстай». Это, несомненно, было признанием ее авторитета не только как руководителя медресе, но и как ученого-богослова, знатока мусульманского права, теолога (1).

В 1905-1908 годы Буби добиваются открытия при своих школах педагогических училищ. В 1907 году им разрешают принимать экзамены и выдавать свидетельства о присуждении звания учителя-мугаллима и учительницы-мугаллимы. Примечательно, что эти свидетельства являлись официальным документом, и признавались административными органами России (2).

Медресе стало первым учебным заведением, готовившим учительниц и для женских медресе и мактабов. В качестве основных предметов выделялись вероучение (включая основы мусульманского права), татарский язык и литература, русский язык и литература, математика.

Также преподавались арабский язык, география, естествознание, педагогика и методика, каллиграфия, рисование, домоводство, рукоделие. К последнему молодые просветители относились с особым трепетом, так как считали, что именно воспитание и обучение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения уровня образования и культуры — одно из необходимых условий преодоления отсталости и обеспечения прогресса нации (4).

Но вот наступает время столыпинских реформ. Татарские школы начинают закрывать, под предлогом, что они разрушают российское государство. Начинаются обыски, аресты. Закрывается Иж-бубинские медресе, учителей сажают в сарапульскую тюрьму. Несмотря на угрозы, женская школа продолжает работать, но в 1912 году вынуждают закрыть и ее. Мухлиса с дочерью Мунжией переезжает в Троицк. Там ей удается открыть начальную школу для девочек. Через некоторое время Мухлиса убеждает местных мурз в необходимости открытия женского педагогического училища, и становится его директором. Все это время Мухлиса получает постоянную моральную поддержку братьев (2).

Мухлиса Буби принимала участие на I Всероссийском мусульманском съезде, который проходил в Москве с 1 по 11 сентября 1917 года, на котором она была избрана кади Центрального духовного управления мусульман, что вызвало критику со стороны многих российских мусульманских деятелей, но не помешало ей переизбираться в 1920, 1923 и 1926 годах. Работая на этой должности в Уфе, в основном разбирала судебные иски от мусульман, руководила семейным отделом ЦДУМ, вела метрические книги, а также регулярно выступала в 1920-х годах со своими статьями по женскому вопросу в газетах «Ульфат», «Ахбар», «Вакыт» и журналах «Сююмбике» и «Ислам маджалласы».

Основой её взглядов было убеждение в том, что мусульманские женщины могут и должны достичь равноправия с мужчинами, при этом сохраняя нравственность и не нарушая заветов ислама.

В 1924 году в статье «Женщины в мире ислама» она писала: «Число женщин, служащих великому делу укоренения Ислама в мире посредством знаний, насчитывается не десятками, а сотнями».

Ключевыми обязанностями женщин современности Мухлиса Буби называет «одно из них — сохранение религиозных обычаев, второе — сохранение языка». Эти заветы более чем актуальны и в новом тысячелетии. В 1920 — 1930 годы Мухлиса Буби публиковалась в журнале «Ислам мэжэллэсе» («Исламский журнал»), издававшемся при ЦДУМ, составляла фетвы, выступала арбитром по семейным проблемам (4).

«Мусульманский журнал» опубликовал статью «Женщинам». В ней Мухлиса Буби уделяет внимание обязанностям родителей перед детьми. Она подразделяет период взросления на три части (детство, отрочество, юность), даёт каждому подробную характеристику и подробно объясняет с позиций ислама все обязанности родителей по отношению к детям (4).

В 1926 году Мухлиса Буби обратилась в Наркомат просвещения Татарстана с просьбой допустить женщин к преподаванию вероучения в религиозных школах, чем вызвала резкий протест у властей. При этом женщины в городах начали организовывать свои попечительские советы-мутаваллияты (4).

В 1930 году Мухлиса Буби была арестована НКВД в году по подозрению в участии в контрреволюционной националистической башкирской организации. Провела семь лет в заключении, после чего была расстреляна.

Постановлением Президиума Верховного суда БАССР от 23 мая 1960 года она была оправдана и реабилитирована посмертно.

Источники:

1. Махмутова А. Мухлиса Буби (1869-1937) / Сост. Р. Мухаметшин. – 2-е изд., Казань: Магариф, 2005 – 271 с

2. Бикмухамметова Р. Мухлиса Буби, женщина и первая судья по шариату / Татарская деловая газета «eTatar.ru»: http://etatar.ru/top/38785

3. Махматова А. Феномен Мухлисы Бубы / Журнал «Гасырлар авазы. Эхо веков».

4. Бадретдин Г. Мухлиса Буби — первая женщина-кади / Журнал «Мусульманка», 18 марта 2013

Оставьте комментарий

Loading...

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Еще из раздела "Религия Ислам":


avatar
Новости партнеров
Loading...

Выбор редакции

Опрос
Как необходимо решать проблему ношения Хиджаба в школах?
Всего ответов: 150




25.02 Саратовские мусульманки запустили социальный проект «Платок - это красиво»
24.02 Трамп намерен увеличить ядерный потенциал США
24.02 В Москве прошла пресс-конференция по итогам визита делегации ДУМ РФ в Ливан с благотворительной акцией
24.02 В Китае дадут $14,5 млн за информацию о терактах, женщинах в хиджабах и мужчинах с бородой
24.02 На Миланской неделе моды модель вышла в хиджабе
Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф