Общероссийское
информационное агентство мусульман
17
Вторник
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Т.Ю. Ирмияева. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Наместники Пророка

11.05.2009, 21:53 Версия для печати
Т.Ю. Ирмияева. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Наместники Пророка

Наместники Пророка - халифы, идущие прямым путем 632-634. Халифат Абу Бекрa. Преодоление ридды. С точки зрения классического ислама кульминационный момент всемирной истории завершен со смертью Пророка.

Умма Мухаммадийа, с последних лет жизни Пророка именуемая джамаа, представляла собой сплоченное единство. Это была жизнь общины, формируемая заповедями Корана, создавшая образец праведного существования и выявившая категории, на основании которых мог быть решен вопрос о преемниках Мухаммеда.

Мухаммед не оставил наследников мужского пола. Его сыновья умерли в раннем возрасте, а приемный сын Зайд ибн Харис был убит в сражении при Муте. Во время своей последней болезни Мухаммед поручил Абу Бекру представлять его на общей молитве. Именно в том, чтобы быть представителем Посланника Аллаха - халифат расуль Аллах, - увидел Абу Бекр свою миссию.

Назначение Абу Бекра халифом (букв. "идущий по стопам Пророка") было произведено при помощи выборов и узаконено присягой, принесенной мусульманами путем рукопожатий, причем присутствовавшие могли принести присягу и за отсутствовавших родственников. Вместе с тем был момент, когда принявшие ислам бедуины посчитали себя свободными от обязательств перед уммой, которые они рассматривали как обязательства перед Мухаммедом. Тем не менее это отпадение (ридда) не сопровождалось возвращением к язычеству. Меньше чем за год ридда была побеждена, равно как и ересь в лице активизировавшегося после смерти Мухаммеда лжепророка Масламы.

В арабской истории Маслама известен как Мусейлима ал-Каззаб - лжец Масламишка. Этот проповедник родился и вырос в Неджде, долгое время выдавал себя за святого и имел приверженцев. Когда Мухаммед стал широко известен, Мусейлима посетил его вместе с представителями племени ханифа. В 631 году он написал Мухаммеду напыщенное письмо "от пророка к пророку" с предложением поделить между собой территории влияния. Мухаммед ответил: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. От Мухаммеда Пророка к Мусейлиме ал-Каззаб. Мир тому, кто следует по правильному пути. Воистину, земля принадлежит Аллаху, и наследует землю тот из Его рабов, которого Он захочет. Благоприятный исход принадлежит благочестивым".

В 633 году халиф Абу Бекр направил против Мусейлимы отряд во главе с Халидом ибн ал-Валидом, который рассеял сторонников лжепророка. Маслама в этом сражении был убит.

За два года халифата Абу Бекра положение ислама в Аравии упрочилось. В состав уммы вошли территории Бахрейна, Южной Аравии - Оман, Хадрамаут, а также часть Ирака и Сирии. Расширение земель ислама, дар ал-ислам, шло с колоссальным успехом. В начале 633 года арабы под предводительством Мусанны ибн Хариса вторглись в Месопотамию и в марте заняли Хиру, бывшую столицу Лахмидов. Одержав победу в "цепном бою", названном так потому, что персы в передних рядах связывали себя цепями, Мусанна переправился через Евфрат. В мае того же года другой арабский полководец, великий Халид ибн ал-Валид, одержал победу над персами при Улейсе. В начале 634 года его войско было отправлено на завоевание Сирии.

Южная Палестина пала в то же время, что и Хира. Победа в сражении при ал-Аджнадайне в июле 634 года открыла арабам путь в глубь провинции.

Таким образом, очень быстро ислам получил международное распространение и оказал огромное влияние на дальнейшую историю Ирана и сопредельных стран. Тридцатилетнее правление первых четырех халифов - Абу Бекра, Умара ибн ал-Хаттаба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба - стало периодом обширных арабских завоеваний.

Так случилось, что VII веку для Ирана, Сирии, Египта, Северной Африки и Испании суждено было стать столетием великих потрясений и перемен. Завоевания арабов-мусульман в VII-VIII веках по всемирно-историческому значению их последствий стоят в одном ряду с походами Александра Македонского и великим переселением народов в Европе. Последствия эти - возникновение существующих и поныне государств Арабского Востока и создание арабо-мусульманской культурно-исторической системы, предопределившей развитие европейской цивилизации.

Начало VII века ознаменовалось ужесточением борьбы между Византией и Сасанидским Ираном. Михаил Сириец писал в своей хронике, что, начиная войну, последний великий шахиншах Ирана Хосров II Парвиз "...хотел овладеть всем Ромейским царством". Одна за другой следовали победы: взятые византийские города Эдесса, Антиохия и Иерусалим, в 617 году завоеван Египет. В 622 году персы захватили остров Родос и осадили Константинополь. Границы Иранской империи Ахменидов фактически были восстановлены. Несметные сокровища стекались в столицу Ирана Ктесифон. В ответ на предложение императора Ираклия о мире Хосров II потребовал от Византии отказаться от христианства и принять зороастризм. Аравия к этому времени находилась почти в кольце владений Сасанидов, а Южная Аравия давно уже была персидской провинцией. Казалось, что окончательная победа Хосрова II над империей Ираклия приведет к автоматическому включению всей Аравии в состав Сасанидской империи. Но в 614 году в Мекке Мухаммед произнес пророчество: "Побеждены румы в ближайшей земле, но они после победы над ними победят через несколько лет" (Коран, 30:1-3) (1) . И произошло неожиданное. Император Ираклий осенью 627 года переплыл с войском Черное море и через Армению и Азербайджан стремительно двинулся в самое сердце Иранской империи - на Ктесифон. Священные храмы Гандзака, религиозные святыни Ирана, были разграблены; войска персов, отступая, терпели поражение за поражением. В декабре 627 года Ираклий захватил резиденцию Хосрова II близ Ктесифона и все его сокровища. Сам Хосров II вскоре был свергнут и убит. В сентябре 629 года Ираклий вернулся в Константинополь победителем. А в начале января 630 года Мухаммед вступил в Мекку...

Собственные и завоеванные земли арабов находились во владении мусульманской общины. Государственное строительство осуществлялось на основании Корана и преданий о Пророке. Высшая власть халифа представляла собой неразрывное триединство власти духовной, судебной и военной, как это было установлено Мухаммедом.

Первый халиф Абу Бекр родился в 573 году в Мекке. Он был богатым купцом, пользовался авторитетом справедливого судьи и поэтому к нему часто обращались за советом. Абу Бекр собирал и записывал откровения Пророка. Человек мягкого нрава, он тем не менее обладал твердыми нравственными принципами. Когда Мухаммед умер, первыми словами Абу Бекра, вышедшего к собравшимся в мечети, были: "Кто желает поклоняться Мухаммеду, да знает, что Мухаммед мертв. Поклоняйтесь Аллаху: Аллах жив и не умрет вовеки!" В историю мусульманства первый халиф вошел как Абу Бекр ас-Сиддик Акбар - "Великий Правдивец", покоритель Сирии. Абу Бекр умер в 634 году в Медине и был похоронен рядом с Пророком.

634-644

Халифат Умара ибн ал-Хаттаба

Дальнейшие важные события мусульманской истории происходили при халифе Умаре ибн ал-Хаттабе, которого Абу Бекр, находясь на смертном одре, назначил своим преемником.

Умар стал величайшим правителем своего времени. За десятилетие его халифата ислам благодаря военным походам арабов распространился далеко за пределами Аравии. В сентябре 635 года был завоеван Дамаск. Халид ибн ал-Валид заключил с жителями города мирный договор. После поражения византийцев на реке Ярмук в августе 636 года судьба Сирии была предопределена на столетия вперед. Битва на Ярмуке продолжалась три дня. В ней участвовали соединенные силы Халида ибн ал-Валида и Амра ибн ал-Аса. В том же году в результате победы в битве при Кадисии, что юго-западнее Хиры, и захвата Ктесифона неиранские провинции империи Сасанидов перешли под власть Халифата. В 638 году пал Иерусалим. Кесария сдалась в 640 году.

После завоевания Верхней Месопотамии, осуществленного уже из Сирии, арабы вторглись в Персию: в 642 году была одержана важная победа при Нехавенде, и Йездигерд III Сасанид отступил на северо-восток.

Умар ибн ал-Хаттаб развил и укрепил систему власти, основы которой были заложены Мухаммедом и поддержаны Абу Бекром. Управление осуществлялось из Медины, являвшейся духовным и административным центром. Арабы не были завоевателями-захватчиками и свои победы воспринимали как естественное торжество истинной веры. Именно поэтому народы завоеванных стран в основном охотно принимали ислам - они не чувствовали угрозы своему существованию и благополучию, а выгоды такого решения были очевидны. Отношения с мирными жителями закреплялись в договорах, гарантировавших безопасность подданных мусульманского государства. Вот, например, такой мирный договор 18 года хиджры: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Это - грамота, данная Сувайдом ибн Мукарраном Рузбан Сулу, сыну Рузбана, и жителям Дихистана, и прочим жителям Джурджана. Вам дается покровительство, а на нас лежит ваша защита при том условии, что на вас возлагается ежегодная уплата подати по мере вашей возможности, с каждого, достигшего зрелости. Если мы призовем кого-либо из вас для военной подмоги, то его подать - в его службе по подмоге, взамен лежащей на нем джизьи. Им даруется неприкосновенность их самих, их имущества, их веры и их законов. Ничто из этого не будет изменено. Это даруется, пока они уплачивают подать, указывают дорогу путникам, проявляют дружбу и оказывают приют мусульманам. И да не будет с их стороны ненависти и измены. Тем, кто находится среди них временно, даруется то же, что и им, а тот, кто вышел, находится под защитой, пока не достигнет безопасного места. И при условии, что если кто-либо будет поносить мусульманина, будет взыскано с него строго, а если кто-нибудь нападет на мусульманина - дозволено пролитие крови обидчика. Засвидетельствовали: Савад ибн Кутба, Хинд ибн Амр, Симак ибн Махрама и Утайба ибн ан-Наххас. Написано в 18 году хиджры".

Эти условия соблюдались не всегда. При халифе Умаре ибн ал-Хаттабе христиане Наджрана, часто нарушавшие договор с Мухаммедом, были выселены на окраины Халифата - частью в Сирию, частью в окрестности Куфы, с выплатой им компенсации за оставленные земли.

Халиф Умар в 641 году утвердил порядок выплаты пособий семьям мусульман, имеющих заслуги перед исламом. Право получать это пособие переходило к их потомкам. Умар поручил трем курейшитам, знатокам генеалогии, составить список-реестр таких членов мусульманской общины по племенам. Начинался он с семьи Пророка и его родственников, далее шли первые мусульмане - сподвижники Мухаммеда, затем мухаджиры и ансары, участники его военных походов, и, наконец, все остальные. Эта запись является первой, зафиксировавшей кровнородственные и союзные отношения части арабских племен. Реестр Умара хранился в Медине в резиденции халифа в специальном помещении, называемом Бейт ал-каратис, "Дом бумаг". Аналогичные реестры были составлены и в центрах провинций - в городах Басре, Куфе, Дамаске и Фустате, а также в Йемене. Последний "пенсионер" из этого списка умер в 850 году.

В период правления халифа Умара была принята единая для всех мусульман точка отсчета исторического времени от хиджры Мухаммеда. С этого момента и берет свое начало мусульманская историография как особая отрасль знаний в системе средневековой арабской культуры. Не прошло и ста лет, как появились первые хроники, излагающие историю Халифата во временной последовательности событий. Мусульманская эра началась 16 июля 622 года.

По предложению мухаджира Ади ибн Хатима к титулу халифа был прибавлен титул Амир ал-муминин - "Повелитель правоверных".

При халифе Умаре окончательно сложилась государственная система сбора налогов и контроля за расходованием средств. Для этого был произведен обмер земель Халифата. Налог мал Аллах, пятая часть военного трофея, предназначался Пророку. Далее следовал налог садакат, или закят; он взимался в размере 2,5% от стоимости неиспользуемого имущества, в том числе Дохода налогоплательщика, в случае, если он превосходил нисаб - уровень зажиточности. Стали четко различаться территории, полученные мусульманами мирным путем - сулхан - и завоеванные силой оружия - анватан. Жители первых сохраняли свое имущество и вносили коллективную подать, которая не могла быть произвольно увеличена. Население вторых теряло права на собственность, но оставалось на своих землях в обмен на уплату налога, назначенного правителем.

Крестьян на завоеванных землях не рассматривали как военную добычу. В плен брали тех, кто сопротивлялся с оружием в руках, или тех, кто присоединялся к армии врага. Земля поступала в собственность уммы, а крестьяне оставались на ней наследственными арендаторами. Рабской зависимости не было - крестьяне оставались собственниками своего имущества и урожая.

В 638 году, совершив малое паломничество, Умар ибн ал-Хаттаб взялся за ремонт Каабы, пострадавшей после двух паводков. "Макам Ибрахим", снесенный селем, был установлен на новом месте, пространство вокруг Каабы обнесено стеной, часть близлежащих домов разобрана. Хозяева строений получили компенсацию - столько, сколько попросили. Была сооружена дамба, защитившая мечеть от ливневых потоков, обновлены пограничные камни харама. Благоустроена была дорога, по которой паломники шли от Медины до Мекки, построены стоянки для караванов с подведенной к ним водой и другие улучшения.

Третьего ноября 644 года халиф Умар ибн ал-Хаттаб был смертельно ранен персидским зиммием при выходе из мечети. Перед смертью Умар успел создать избирательный совет (аш-шура) из шести самых авторитетных представителей племени курейш с целью выборов из их числа нового халифа.

Умар ибн ал-Хаттаб был зятем Пророка. При нем Халифат достиг своего полного могущества. Его называли Фарух Мени - "Великий Прозорливец". Справедливость и прямота халифа Умара проявилась в его ответе шахиншаху Ирана, когда Йездигерд III отправил посла к повелителю правоверных сказать, что "...во всем мире нет двора более многолюдного, чем наш двор, нет казнохранилища более благоустроенного, чем наше казнохранилище, нет войска более отважного, чем наше войско, никто не имеет столько людей и снаряжения, сколько находится у нас". Халиф Умар ответил: "Да, двор ваш - многолюден, но жалобщиками, ваше казнохранилище благоустроено, но неправильными налогами, ваше войско отважно, но непослушливо. Когда уходит державность, не приносит пользы снаряжение и многолюдство. И это является доказательством вашей бездержавности. От вашего упадка спасение в том, чтобы ваш султан самолично творил справедливость, чтобы все стали справедливыми и чтобы никто не питал вожделения к недозволенному".

637

Сражение при Кадисии

Военные действия арабов начались почти одновременно и против византийских, и против иранских областей. Палестина, Сирия, Верхняя Месопотамия и Египет были завоеваны между 634 и 642 годами. Начатое в 640 году завоевание стран Закавказья завершилось к началу VIII века. В Малую Азию арабы вторгались не раз, но прочно удержаться не смогли. В начале VIII века граница между Византийской империей и арабским Халифатом стабилизировалась. Она пролегала по горам Тавра и в верховьях Евфрата. В целом, арабам отошло примерно две трети владений Византии.

Когда в 634 году войско Халида ибн ал-Валида ушло из Ирана в Сирию, персы перешли к активным военным действиям. В ноябре 634 года знаменитый полководец Рустам, могущественный сипахбед Хорасана, позволив арабскому отряду переправиться через Евфрат, окружил его и нанес тяжелое поражение при Кусе ан-Натифе, в "Битве у моста", на дороге из Хиры в Ктесифон. Благодаря присутствию духа и энергии Мусанны ибн Хариса арабы вырвались из окружения и спаслись, снова переправившись через Евфрат. Но уже в следующем году они взяли реванш в битве у Бувейба, близ Хиры, где был уничтожен большой отряд персов под командованием полководца Михрана.

Правительство Йездигерда III убедилось, что до сих пор оно недооценивало опасность, тем более что в Иран пришла весть о победе арабов над главной византийской армией у Ярмука, притока реки Иордан, 20 августа 636 года. Сипахбед Рустам собрал ополчение из всех областей Ирана. Осенью 636 года огромное персидское войско расположилось лагерем у местечка Кадисия, близ Хиры, а неподалеку лагерем встали арабы. Главнокомандующим арабского войска халиф Умар назначил мухаджира Саада ибн Абу Ваккаса. Ему противостояла великолепная, хорошо вооруженная иранская конница, сопровождаемая слонами с укрепленными на них башнями, в которых сидели лучники.

Битва при Кадисии продолжалась четыре дня. Сражение было очень упорным. На стороне персов бились ополченцы из всех провинций Ирана. В течение этих дней к арабам подошло подкрепление из Сирии. В последний день ветер погнал тучи песка в лицо иранцам, что было расценено арабами как прямая помощь Аллаха, и победа осталась за ними. Полководец Рустам пал в бою, его войско бежало. В этом сражении отличился один из арабских командиров - ал-Ахнаф ибн Кайс, будущий завоеватель Хорасана.

Получив известие о катастрофе при Кадисии, двор Йездигерда III оставил столицу Ктесифон на реке Тигр и остановился в Хульване, в горах Загроса. Вскоре покинутая шахиншахом столица встречала армию халифа. Общая стоимость военной добычи арабов составляла девятьсот миллионов дирхемов.

В конце 637 года, разбив еще раз персов при Джалуле, к востоку от Тигра, арабы включили в состав Халифата Двуречье - территорию Ирака между Евфратом и Тигром. Так завершилась миссия Мухаммеда для арабов - подданных Византийской и Иранской империй.

640

Завоевание Египта. Амр ибн ал-Ас

В 639 году один из командующих войсками халифа, Амр ибн ал-Ас, пересек египетскую границу. По мере продвижения в глубь страны штурмом был взят укрепленный город Билбейс, затем последовал захват Умм Дунайн и других крепостей дельты Нила. В июле 640 года византийцы потерпели поражение у Вавилона, но сама крепость устояла. Осада Александрии продолжалась четырнадцать месяцев, прежде чем ее гарнизон сдался в декабре 641 года.

В Вавилоне патриарх Кир заключил с арабами соглашение, по которому Александрию, ключевой пункт Византии в Египте, могли бы спокойно покинуть те из ее жителей, которых не устраивали арабские порядки. Византийцы, как правило, покидали территории, завоеванные мусульманами, а персы оставались на месте.

22 сентября 642 года Амр ибн ал-Ас вступил в город. Легенда о том, что знаменитая Александрийская библиотека, насчитывающая 428 тысяч томов, была сожжена арабами при завоевании Египта, не соответствует действительности. Библиотеку разгромили фанатики-христиане гораздо раньше. Под предводительством патриарха Феофила, объявившего ее рассадницей ереси, поскольку в ней сосредоточилась вся эллинская книжная мудрость, они полностью уничтожили эту сокровищницу человеческого знания. В 389 году здание библиотеки было передано христианскому храму.

Амр ибн ал-Ас сначала был одним из непримиримейших врагов Мухаммеда и его сподвижников, но затем принял ислам. Имя этого выдающегося полководца Халифата неразрывно связано с историей первых лет мусульманского государства. В 634 году при халифе Абу Бекре Амр ибн ал-Ас завоевал Сирию. При халифе Умаре - Египет и пограничные с ним территории до Триполиса. Во всех покоренных странах он с большим искусством организовывал управление провинциями, приводил в порядок правительственные учреждения, чем немало способствовал процветанию жителей. Но слишком большие полномочия испортили характер Амра. В дальнейшем, после того как был убит третий халиф - Усман ибн Аффан, Амр перешел на сторону Муавийи, сирийского наместника, который выступал против законного халифа Али. Когда в 661 году Муавийя стал халифом, он сразу же назначил Амра наместником Египта, кем тот и оставался до своей смерти в 664 году.

Завоевание Египта открывало арабам путь на запад, вдоль побережья Средиземного моря, но на этом пути оказалось много преград в виде укрепленных гарнизонов Византии. Много хлопот причиняли и местные племена. Амр ибн ал-Ас послал своего военачальника на завоевание берберов, обитателей Центральной Сахары.

В 643 году Амр дошел до Нибары (совр. Триполи). После длительной осады крепость была взята со стороны моря - по единственному пути, открывавшемуся во время отлива. Неприступная со стороны суши, крепость была почти не укреплена со стороны моря. Вскоре после этой победы блестящим броском была захвачена крепость Сабрат. Лукавство Амра ибн ал-Аса уже тогда проявилось в том, что он увеличил сумму налога с египтян, объявив Египет завоеванным силой оружия. В случае мирного договора такое было невозможно. Даже при проведении экстраординарных поборов налогоплательщику выдавалась государственная расписка, удостоверявшая, что внесенные сверх налога деньги считаются уплатой его вперед. Амр собирал с египтян по два динара, оправдывая произвол плодородием дельты Нила и богатством населения. Но вскоре он получил предупреждение от халифа Умара: "Я послал тебя в Египет не для того, чтобы он стал кормушкой тебе и твоему роду!" В конце концов, чтобы остановить Амра, халиф назначил в Верхний Египет второго наместника - Файйуму Абдаллаха ибн Саада, который должен был наблюдать за соблюдением законов в Египте.

636-642

Основание военных городов:

Басры, Куфы и Фустата

После победы при Кадисии под властью арабов оказалась Бактрия - Иранская провинция, расположенная к северу от Гиндукуша и по среднему течению Аму-Дарьи. Заняв Хульван, арабы двинулись в глубь Иранского нагорья. Судьбоносное сражение 642 года при Нехавенде, что к югу от Хамадана, принесло арабам вторую решающую победу. Персидский полководец Фирузан пал в бою. После этого окончательное завоевание Ирана было лишь вопросом времени.

Арабы переселялись в Иран племенами, и поэтому в городах многие кварталы стали называться по имени того или иного живущего в нем племени. Крупные города управлялись наместниками халифа. Почти везде арабы не отделялись от местных жителей, которые также не проявляли к ним враждебности.

Необходимость иметь постоянные базы для армии, все более и более удалявшейся от Медины в своих завоевательных походах, привела к закладке новых городов. Так, в Ираке в 635-636 годах была построена Басра - при впадении речки Шатт ал-Араба в Персидский залив. Основателем города считается военачальник Утба ибн Газван. Басра стала форпостом Халифата. Отсюда арабы отправлялись на завоевание Азербайджана, Армении и Северо-Восточного Кавказа до Дербента в 642-643 годах.

Таким же городом стала и построенная в 638 году Куфа - военная база в Шуристане. Город основал Саад ибн Абу Ваккас. Басра застраивалась хаотично, без плана. Строительство же Куфы осуществлялось по плану халифа Умара. Главные улицы закладывались шириной в сорок локтей, второстепенные - в тридцать и двадцать, участки под строительство домов нарезались по три тысячи шестьсот квадратных локтей каждый. Такие нормы градостроительства были обычными для того времени. Через несколько лет после Куфы арабы заложили еще один военный город на севере Ирака, который стал базой для завоевания Армении и Азербайджана, - Мосул. Он расположился на правом берегу Тигра, напротив древней ассирийской столицы Ниневии.

В 642 году в завоеванном Египте был заложен город Фустат ("Лагерь"), в котором участки были поделены между арабскими племенами. В Фустате построили Резиденцию для халифа, но Умар, презирая роскошь, приказал превратить ее в базар, о чем свидетельствует египетский историк Ибн Абдалхакам. Выполнить это распоряжение было несложно, поскольку первые дворцы и административные здания представляли собой квадратные постройки с внутренним двором, куда выходили все помещения здания. Глухой внешний фасад, похожий на крепость, прорезал один монументальный проезд.

В Фустате были построены и другие дворцы, а также торговые ряды, жилые кварталы, бани. Первые мечети этих военных городов были, по существу, большими площадями в центре города. В 642 году Амр ибн ал-Ас построил в Фустате знаменитую пятничную мечеть. Лишь в 665 году наместник восточной части Халифата построил в Басре мечеть, ставшую образцом для последующих. Через пять лет такую же мечеть построили в Куфе. Это были квадратные в плане здания с квадратным же внутренним двором, окруженным со всех сторон галереями на колоннах. С южной стороны галерея была глубиной в пять рядов колонн. Мечеть являлась центральным зданием города или квартала и служила местом сбора для пятничной молитвы всех взрослых мусульман. Имамами выбирались те, кто лучше всех знал Коран и молитвы. Обычно эту обязанность выполняли наместники или начальники гарнизонов. Сакрального значения должности имама не придавалось. Мечеть одновременно служила и школой. В Дамаске в середине XII века было более двухсот сорока мечетей, а в его пригородах - сто сорок восемь. Главные мечети городов стали называться ал-масджид ал-джами.

Рядом с главной мечетью обычно находилась резиденция наместника. Дальше начинались базары - торговые ряды, расположение которых было строго регламентировано. Сначала шли лавки ювелиров, торговцев тканями, пряностями, другими ценными товарами, а затем остальные. За базарами наступала очередь жилых кварталов и ближе к окраинам - ремесленных мастерских, у дверей которых выставлялся на продажу произведенный товар.

644-656

Халифат Усмана ибн Аффана ал-Умави

В назначенный халифом Умаром избирательный комитет вошли: Абдаррахман ибн Ауф, Али ибн Абу Талиб, Усман ибн Аффан, аз-Зубайр - родной брат Хадиджи по отцу и двоюродный брат Мухаммеда по матери, Тальха и Саад ибн Абу Ваккас - внук Абу Суфьяна по матери и, следовательно, троюродный племянник Усмана ибн Аффана. Сын убитого халифа Умара ибн ал-Хаттаба, Абдаллах, отказавшийся от претензий на халифат, был включен в комитет с правом совещательного голоса, то есть без права участвовать в голосовании и быть избранным. Задачей комитета было избрание из своего состава нового халифа.

В решающий момент совещания, когда остались Две главные кандидатуры - Али и Усмана, им был задан вопрос: "Клянетесь ли вы следовать Корану Аллаха, и обычаю Пророка, и деяниям Абу Бекра и Умара?" Али ответил: "О Аллах! Клянусь стараться делать это в меру сил". Усман ответил: "Да", - и был избран халифом.

Халиф Умар завещал не смещать назначенных им наместников провинций в течение года. Это были: в Мекке - Халид ибн ал-Ас ал-Махсуми, в Таифе - Суфьян ибн Абдаллах ас-Сакафи, в Йемене - Йала ибн Мунйа, в ал-Джанаде - Абдаллах ибн Абу Рабиа, в Куфе - Мугира ибн Шууба, в Басре - Абу Муса ал-Ашари, в Египте - Амр ибн ал-Ас, в Химсе - Умайр ибн Абу-л-Ас.

При халифе Усмане завоевания продолжались: в 646 году верховную власть Медины признала Армения, в 647 году - Киренаика, в 649 году был завоеван Кипр. В 654 году мусульманский флот, построенный в Египте, разгромил византийскую эскадру у южного побережья Малой Азии. В состав Халифата вошли территории Хорасана. Династия могущественных Сасанидов прекратила свое существование.

Усман ибн Аффан происходил из рода Омейи, к которому принадлежали самые непримиримые лидеры мекканских язычников, выступавших против Пророка. Усман, будучи благочестивым мусульманином, не стремился к личному обогащению, но не сумел найти разумного компромисса в отстаивании государственных интересов, с одной стороны, и интересов своих родственников - с другой. А среди них были и такие, которые не имели достаточного религиозного авторитета у мусульман. Назначая их на важные посты, Усман не задумывался о том, что тем самым обесценивает понятие высшей власти, освященной авторитетом Мухаммеда: правитель, не имеющий заслуг перед исламом, не может стоять во главе мусульман. К тому же Усман позволил себе изменить и молитвенный ритуал. Нарушение установленного Пророком было расценено современниками как возвращение к джахилийе. Своими действиями Усман вносил раскол в единство уммы. Все это было расценено как вызов, побуждающий объявить джихад против внутреннего врага. Результатом стало гражданское неповиновение со стороны некоторых наместников. В 655 году волнения были подавлены.

Но недовольство Усманом возрастало. В апреле 656 года из Куфы, Басры и Египта прибыло вооруженное ополчение численностью в пятьсот человек и расположилось лагерем у ворот Медины. С египтянами прибыл Абдаллах ибн Саба, куфийцами руководил Малик ибн ал-Аштар. Усман, при посредничестве Али, вступил в переговоры с мятежниками и пообещал убрать своих ставленников. В то же самое время он в письме к правителю Египта Ибн Абу Сарху предписывал предать бунтовщиков казни, когда они вернутся из Медины. Это письмо было перехвачено, и мятежники потребовали от Усмана добровольного отречения от власти. После десяти недель осады халифского дворца распространился слух, что на помощь Усману идут его войска из Басры и Дамаска. Тогда восставшие ворвались во дворец, и 17 июня 656 года престарелый Усман, склонившийся над Кораном, был убит.

Так сбылось пророчество Мухаммеда об Усмане.

Рядом с халифом до самого конца оставался один Али. Абдаллах ибн Саба предложил избрать Али халифом, и с ним согласились все остальные. Но сподвижники Пророка Тальха и аз-Зубайр, пережидавшие события в Мекке, выступили против. На их стороне была "мать правоверных" Аиша, вдова Пророка и свояченица аз-Зубайра. Отказался признать Али халифом и полководец Саад ибн Абу Ваккас. Наместник Сирии Муавийя обвинил Али в убийстве Усмана.

Свое назначение на должность халифа Усман расценивал как волю Всевышнего, избравшего род Омейи управлять Халифатом. Поэтому Усман не видел ничего плохого в назначениях родственников на все ключевые посты в государстве, независимо от их деловых и нравственных качеств. Мусульмане, по его мысли, должны беспрекословно подчиняться, если они по-настоящему преданы воле Аллаха. Эту идею Усман сумел внушить своим родичам - отсюда и непоколебимая уверенность Муавийи в том, что именно он, старший в роде Омейядов, должен стать халифом после Усмана. Так проявлялось еще неизжитое языческое подсознание, которое "помнило", что сейиды должны происходить из одного рода. Сказав: "Да, буду исполнять волю Аллаха", - Усман исполнял ее так, как считал истинно верным. С этой точки зрения Али казался Омейядам самозванцем. А от такой убежденности недалеко было и до прямого обвинения Али в убийстве Усмана, хотя никаких доказательств у Муавийи не было.

Этот трагический момент исламской истории свидетельствует, с одной стороны, о постепенном "выветривании" бедуинского представления о чести: требование кровной мести стало всего лишь политическим лозунгом; а с другой - о складывании прогрессивного, истинно исламского мировоззрения, провозвестником которого был Али, при всех обстоятельствах своей жизни хранивший верность заветам Пророка.

648

Завоевание Карфагена и Кипра

Для того чтобы закрепиться на Средиземноморье, арабам необходимо было лишить Византию ее крепостей в Северной Африке. Имея сильный флот, византийцы часто высаживали на берег десанты, которые выбивали арабов с завоеванных территорий.

Это произошло и в конце лета 645 года, когда византийцы, прибывшие под командованием императора Мануила на трехстах судах, высадились в Александрии и перебили весь арабский гарнизон. В конце декабря 645 года Амр ибн ал-Ас штурмом взял город и в гневе приказал разрушить его укрепления. Так Александрия потеряла свое значение опорного пункта Византийской империи. Но через месяц халиф Усман сместил Амра, и бывший наместник затаил ненависть к Омейядам. Вместо него наместником был назначен Абдаллах ибн Саад, молочный брат Усмана. Абдаллаху понравилась идея Амра завоевать византийскую провинцию Африка, которую арабы называли Ифрикийа (совр. Тунис и восточная часть Алжира). В Медине было собрано ополчение, воглаве которого встали Абдаллах и Убайдаллах - сыновья Умара, а также Абдаррахман ибн Абу Бекр, Абдаллах ибн Амр ибн ал-Ас, Абдаллах ибн аз-Зубайр, Абдаррахман ибн Зайд ибн ал-Хаттаб, Мабад ибн Аббас и другие сыновья и внуки прославленных полководцев первых лет завоевательных походов. В Египте ополчение, состоявшее из разных племен, соединилось с войском наместника, который и возглавил эту армию. В пути к ней присоединялись берберы. После упорного сражения сдался Карфаген, жители которого выплатили контрибуцию в два миллиона пятьсот двадцать тысяч динаров.

Не столь впечатляющими были успехи арабов на море. Еще халиф Умар сравнивал выходящего в море человека с червем на деревяшке: если он не утонет, то сойдет с ума. Приморские города Средиземноморья были неприступны с суши, поскольку с моря они постоянно могли получать подкрепление живой силой, оружием, водой и продовольствием. В этом арабы убедились еще в 639 году, когда пытались захватить Кесарию. Сирийские наместники - Йазид, а затем его брат Муавийя - безуспешно пытались закрепиться в Кесарии после того, как им удавалось захватить город. И тогда Муавийя начал строить в Акке собственный флот для нападения на Кипр. В случае успеха арабы получали господство над восточной частью Средиземного моря.

В 648 году двести арабских судов подошли к Кипру и высадили десант. Остров был завоеван, с жителями подписан мирный договор. Арабские купцы получили наконец возможность безопасного плавания к европейскому континенту. Но эта победа была неполной. В 653 году киприоты переметнулись на сторону Византии и перебили арабский гарнизон. В ответ на это флотилия Абу Авара, которая насчитывала в своем составе уже пятьсот судов, двинулась на Кипр. Морское сражение произошло у Фойника, на ликейском побережье. В результате взятый на абордаж византийский флот был полностью уничтожен. Восточная часть Средиземного моря стала безопасной для плавания арабских купцов и мореходов.

650-651

Поход Абдаллаха ибн Амира в Иран

В 650 году арабский отряд во главе с Абдаллахом ибн Амиром, тесня персов все далее и далее на восток, подошел к Истахару. В этом укрепленном городе нашли прибежище придворные Фарса. Их войско, неожиданно напав на авангард Ибн Амира и убив его командира Убайдаллаха ибн Мамара, вновь укрылось за крепостными стенами. Гнев Абдаллаха ибн Амира был так велик, что он поклялся убивать засевших в городе персов до тех пор, пока их кровь не покажется из-под городских ворот. И он сдержал свое слово: расправа была столь жестокой, что некоторые командиры арабских отрядов, желая остановить бойню, пошли на хитрость. Они полили улицы водой, и когда из-под городских ворот Действительно показался мутный поток, Абдаллах вошел в город. В том же году были завоеваны Джур и область Дерабджерда. Путь на Керман и далее на Сиджистан, где скрывался Йездигерд III, был свободен.

Йездигерд III, опасаясь измены со стороны Керманской знати, потребовал дать ему заложников. В ответ на это правитель Кермана выдворил шахиншаха за пределы своих владений. Йездигерд III с небольшой свитой и домочадцами через Сиджистан отправился в Хорасан искать союзников.

Ибн Амир остановился в Ширеджане. Отсюда он послал отряд во главе с ар-Раби в Сиджистан. Ар-Раби захватил главный город Зерендж, прошел до Буста и затем вернулся обратно. В это время на севере Ирана Сайд ибн ал-Ас, наместник Куфы, захватил город Тамис на границе Джурджана и Табаристана. Главные силы Ибн Амира и ал-Ахнафа ибн Кайса с юга подошли к Нишапуру. Так арабские войска вслед за Йездигердом III стянулись на границе Хорасана. Халиф Усман пообещал назначить наместником Хорасана того, кто первым войдет в него.

651

Завоевание Хорасана.

Гибель Йездигерда III,

последнего Сасанида

После битвы при Нехавенде у Йездигерда III не было ни армии, ни реальной власти. Он мог только отступать перед войсками халифа все дальше и дальше в глубь империи. В 643 году арабы заняли Зенджан, Казбин, Кумис и Рей. В 644 году к Халифату отошли Хамадан, Кум, Кашан и Исфахан, откуда шахиншах бежал в Истахар в Фарсе. В Фарс арабы вторглись в том же году: с моря из Бахрейна и по суше из Хузистана. Персы, возглавляемые марзпаном (букв, "сторож границы") Фарса Шахраком, были разбиты в сражении у Рейшехра, близ Тавваджа.

Многие города и крупные землевладельцы Ирана заключали мир с арабами на условиях уплаты контрибуции. Так, марзпан Нишапура обязался уплатить семьсот тысяч дирхемов и четыреста вьюков шафрана, а владелец земель Абиверда - четыреста тысяч дирхемов. После выплаты контрибуции иноверцы облагались подушным налогом.

Ислам потеснил в Иране государственную религию зороастризм. Язычник или иноверец - иудей, христианин, зороастриец - при переходе в ислам считался арабом, а так как у арабов была племенная организация, то будущий мусульманин должен был сначала найти себе племя, согласное его "усыновить". На первых порах, пока такой примкнувший к племени (мавали) еще не был связан с ним узами кровного родства, он не мог претендовать на равные со всеми права. В дальнейшем права мавали ничем не отличались от прав мусульман-арабов.

Йездигерд III, отступая, как будто вел за собой армию халифа. Из Кермана он бежал в Систан, а когда и в эту область пришли арабы, шахиншах бежал в Хорасан. В 651 году арабы овладели Хорасаном. В те времена его территория была более обширной, чем сейчас. К ней относились области Нишапурская, Мервская, Балхская и Хератская, то есть северо-восток Ирана, юг нынешней Туркмении, северная и западная части Афганистана.

Шахиншах отступил в Мервский оазис. Возглавив местный гарнизон, Йездигерд III в стычке с соседними тюркскими племенами потерял последних воинов и пешком вернулся к воротам Мерва. Правитель оазиса не открыл их. Обстоятельства гибели шахиншаха точно не известны. Так бесславно закончил Свои дни последний Сасанид, бабкой которого была "блаженная Ширин", сириянка-христианка, любимая жена Хосрова II Парвиза. Мерв подчинился арабам, обязавшись уплатить контрибуцию в один миллион дирхемов.

С гибелью Йездигерда III Сасанидская империя перестала существовать. Иран практически весь был завоеван арабами, вплоть до Аму-Дарьи на северо-востоке. Последний Сасанид шахиншах Йездигерд III был предан земле мервским митрополитом Ильей. Сын Йездигерда III пытался собрать войско против арабов с помощью союза с тюрками Центральной Азии и даже с китайцами, но его попытки были безуспешными.

Территория Халифата расширялась в основном путем заключения мирных договоров. Сохранился такой договор между полководцем Абдаллахом ибн Амиром и жителями областей Герата: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Этим договором Абдаллах ибн Амир повелевает правителю Герата, Бушанджа и Бадгиса повиноваться Аллаху, наставлять мусульман, держать в исправном состоянии земли, находящиеся под его управлением, - в договор входят все равнины и горные места Герата. А также он должен платить джизью, сообразно условиям заключенного им мира. Сумму выплачиваемой джизьи следует разделить на все земли поровну и справедливо. И тот, кто отказался от того, что возложено на него, не будет ему ни гарантии безопасности, ни защиты. Написал: Раби ибн Нахшах и приложил печать Ибн Амир".

Под наименованием "Хорасан" обычно понимают культурные области восточной части Ирана и левобережье Аму-Дарьи. При Сасанидах слово "Хорасан" означало вообще восток. При них граница Хорасана тянулась от Каспийских ворот около Рея по горам Эльбурса вдоль юговосточного побережья Хазарского моря, Атрекскому ущелью; затем по линии, соответствующей современной железной дороге за Хазарским морем, доходящей до Лутфабада; оттуда - через степи Теджена и Мерва до Аму-Дарьи под Керки; далее через вершины гор Гиссарского хребта граница доходила до Памира, поворачивала на юг вдоль Аму-Дарьи, пересекая область Бадахшан до вершин Гиндукуша, затем поворачивала на запад по горной цепи от Гиндукуша до юга Герата и пролегала по южной части Туршиза и Хавафа, через Кухистан - к Каспийским воротам. Но арабы включали в Хорасан и Мавераннахр - территорию между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей.

В Хорасане арабы столкнулись с племенами тюрок-эфталитов и хайталцев - завоевателей из Средней Азии, которые пришли на эти земли в середине V - начале VI веков. Фируз Сасанид (459-484) трижды предпринимал против них безуспешные походы. В третьем он погиб.

В военном отношении эфталиты оказались достойными противниками. Впервые с ними сразился авангард Ибн Амира под командованием ал-Ахнафа ибн Кайса. Упорное сражение закончилось победой арабов. Тюрки подписали мирный договор. Так были завоеваны Кухистан, Себзевар, Нишапур, Нис, Абиверд, Серахс, Мерв, Мерверруд и Джузджан (Гузган). Когда ал-Ахнаф подошел к Балху, крупнейшему городу Тохаристана, жители открыли ему ворота. Так завершилось завоевание всех земель, когда-либо принадлежавших Сасанидам.

Закончился первый период великих арабских завоеваний. Армия Абдаллаха ибн-Амира ушла в Басру; Хорасан был поделен между четырьмя наместниками. Одним из них был прославленный полководец ал-Ахнаф ибн Кайс (619-691). Глава племени тамим, завоеватель Хорасана, он был человеком находчивым и остроумным. Все халифы прислушивались к его мнению и советам. Одна из крепостей, которую он завоевал, стала называться его именем: Каср ал-Ахнаф. Также его имя получила и прилегающая к ней местность: Рустак ал-Ахнаф. Ал-Ахнаф обращался к своим соплеменникам: "О люди тамим! Любите и поддерживайте друг друга, тогда ваши дела пойдут как должно. Первым делом боритесь против своих желудков и лени, тогда ваши сердца станут пригодны для вашей веры. Будьте умеренны во всем, чтобы благополучной была для вас ваша борьба".

Столицей восточно-мусульманского мира стал крупный город в Хорасане - Нишапур.

651

Завоевание Армении и Закавказья

В 651 году арабский отряд вторгся на территорию Армении со стороны Азербайджана. Правитель Армении, ишхан Теодорос Рштуни, оценив преимущество мирных предложений арабов, заключил с наместником Сирии договор, в котором Муавийя подтверждал следующее: "Таков будет мирный договор между мной и вами, на сколько лет вам будет угодно. Три года не возьму с вас дани, а после этого срока платите сколько пожелаете. В этом даю вам клятву. Держите в вашей земле конницу в полторы тысячи человек, содержание ее - из вашей страны, и я зачту это в счет дани. Конницу вашу я не вызову в Сирию, но в другие места; когда бы я ни потребовал, она должна быть готова к выступлению. Я не пришлю в ваши крепости ни своих командиров, ни арабского войска, даже ни единого всадника. Никакой враг не вступит в Армению, если же рамеи (1) нападут на вас, то я пришлю на помощь войско, какое вы пожелаете. Клянусь всемогущим Аллахом, что не обману вас".

Рштуни обговорил также условие не использовать армянский отряд в войнах с Византией, то есть против христиан. Но церковь Армении осудила ишхана за договор с "язычниками" и призвала императора Византии покарать изменника. Император выступил в поход. На пути в Армению он встретил посланника Муавийи с предупреждением, что византийская армия вступает в страну, находящуюся под покровительством Халифата. Император Констант возразил, что Армения принадлежит ему. Тогда Муавийя, отвлекая армию императора, напал на прибрежные города Византии, и Константу пришлось повернуть назад. В помощь Теодоросу, жизнь которого была в опасности из-за дворцовых интриг, халифом был послан семитысячный отряд, который весной 653 года соединился с армянским и разгромил византийцев в области Тайк. Арабы дошли до Трапезунда. Власть Халифата таким образом утвердилась по всей Армении и в Закавказье.

653

Оставьте комментарий


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший семнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти сто...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 383

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф