Общероссийское
информационное агентство мусульман
21
Вторник
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Самоконтроль – духовная ступень человека

29.11.2012, 11:51 Версия для печати
Самоконтроль – духовная ступень человека

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.



В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется. Что же касается гнева, то это очень серьезная болезнь. Ислам предупредил мусульман об ее ужасных последствиях.
В состоянии гнева человек может физически или устно оскорбить того, кого он любит, побить другое живое существо, например, животное, а во время уныния после гнева даже причинить вред самому себе или совершить попытку самоубийства.

Задумайтесь на минуту: что происходит с вашим лицом и телом, когда вы выражаете радость, гнев, волне¬ние, нетерпение? Что ощущаете вы сами, когда кто-то обращает¬ся к вам со словами радости, гнева, волнения или нетерпения? Одна женщина сказала, описывая свои чувства в связи с гнев¬ными замечаниями подруги: «Она говорила с такой силой, что ее слова ощущались, как пощечина!» Если мы примем во вни¬мание эти факты, мы убедимся в том, насколько полезно сле¬дить за тем, что мы говорим.
Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, который был послан людям, дабы усовершенствовать нравы, научился справляться со своим гневом. Он постоянно предупреждал своих сподвижников о том, чтобы те не гневались. Один сподвижник спросил его: "Дай мне короткий совет, который даст мне надежду на процветание как в этой жизни, так и следующей?", и он сказал: "Не гневайся". Другой человек спросил: "Что спасет меня от гнева Аллаха?", и он сказал: "Не выражай свой гнев". Третий человек трижды спросил: " O Пророк Аллаха, вели сделать короткое доброе дело", и он сказал: "Не сердись". Как только он спросил: "Кого среди вас вы считаете сильным человеком?" , они (сподвижники) сказали, что того, кто может одолеть такого-то борца в битве. Но он сказал: “Нет. Силен тот, кто может справляться со своим гневом”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что гнев подобен огню, изничтожающему человека изнутри и ведущему в адское пламя из-за неправедного его (т.е. гнева) выражения.

Да, безусловно, использование оскорбительных и бранных слов особенно в порыве гнева не допустимо в исламе.

Всемогущий Аллах говорит: “О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не глумятся над другими: может быть, те, [над кем они смеются], лучше их. И женщины [пусть не насмехаются] над другими женщинами: быть может, те, [над кем они смеются], лучше их. Не злословьте друг против друга и не обменивайтесь [обидными] прозвищами. После того как [человек] уверовал, называть его нечестивым именем скверно. Именно те, которые не отреклись [от неверия], суть нечестивцы” (Коран, 49: 11).

Вы должны осознать последствия оплошностей языка, а затем научиться справляться со своим языком и занимать себя поминанием Аллаха и чтением Корана. Это, в свою очередь, приучит Вашу душу и язык повиновению Всевышнему Аллаху.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Кто обещает мне (целомудрие) того, что между двумя челюстями и двумя ногами (то есть, язык и половые органы), тому я обещаю рай” (Аль-Бухари).

Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросил один из его сподвижников: “O Посланник Аллаха, будем ли мы держать отчет за то, что говорим!?” Он ответил: “Есть ли что-нибудь еще, что бросает людей плашмя в огонь так же, как то, что слетает с их языков!”

Как же справляться со своим гневом?

Советы от Имама Газали. Чтобы справиться со своим гневом, Вы должны сделать две вещи. Во-первых, Вы должны спросить себя, почему, когда, и как Вы начинаете сердиться, и управлять обстоятельствами, которые создают такие ситуации (и постараться устранить [раздражающие Вас] факторы). Спросите себя: Почему я становлюсь сердитым? Стоит ли так реагировать на случившееся? Могу ли я изменить это теперь? Если молоко уже пролито, как мой гнев поможет вернуть его? Какая мне польза от моей гневной отповеди? Могу ли я заменить свой гнев на что-то гораздо более полезное?
Кроме того, если Вы не можете справиться с гневом, тогда подумайте обо всех его вредных последствиях. Ведь нет ничего более пагубного, чем гнев, если он ведет к насилию либо причинению людям словесного или эмоционального ущерба. Поэтому заставьте себя думать о пагубных последствиях гнева, покуда не научитесь связывать гнев с болью, несправедливостью и страданиями. Таким образом Вам лучше удастся справиться со своим гневом и обезвредить его.

Во-вторых, как только Вы почувствуете, что Вами овладевает гнев, немедленно направьте свою энергию в благое русло: трижды произнесите «аузу билляхи мин аш-шайтани раджим» («я ищу убежище у Аллаха от проклятого сатаны»), отправьтесь в ванную для омовения прохладной водой, а затем совершите два ракята (молитвы). Вы также можете повторить вышеупомянутые слова и пойти на прогулку, либо сделать несколько глубоких вдохов или физических упражнений, чтобы снять напряжение и расслабиться.

Всем известно, никто не рождается с готовыми привычками, будь они хорошими или не слишком хорошими. Привычки питаются повторением действия или мысли. Даже при действии сначала возникает мысль. Вы можете овладеть своими привычками и преодолеть их, какими бы они ни были.

Подготовил Абдуссабур Хайрутдинов

Оставьте комментарий


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший восемнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама:...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 434

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф