Общероссийское
информационное агентство мусульман
11
Воскресенье
декабря
news agency
of Muslims of Russian Federation

Смиренность – дорога к знаниям

06.03.2015, 10:12 Версия для печати
Смиренность – дорога к знаниям

Ат-тавадуг – смиренность от глагола «вадага» – опускать. От этого слова произошло слово «тавадуг» – притворяться, делая усилие, чтобы выглядеть смиренным человеком. По мнению других ученых тавадуг – проявление унижения перед тем, кого хочешь возвеличить. Это определение тавадуг по отношению к Аллаху Субханаху ва Тагаля.

Аль-Хасан Аль-Басри сказал: «Тавадуг- это когда выходишь из своего дома и при встрече с каждым мусульманином ты чувствуешь, что он оказал тебе определенное благо и ты ему должен». Абдулла ибн Мубарак дает удивительное определение, говоря о смиренности по отношению к благам Аллаха: Вершина смиренности – это когда при встрече с человеком, имеющим меньше достатка, чем ты, даешь ему знать, что ты и он на одном уровне, и, даже, что ты ниже него.

Повествуя о смирении Всевышний говорит: «Опусти свое крыло перед верующими, которые следуют за тобой (будь добр и милосерден к ним)» (Поэты, 215).

Тем более, когда речь идет об отношении к своим родителям, Аллах велел нам быть смиренными: «И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким». (17:24) Посланник сказал: «Поистине, Аллах ниспослал мне откровение о том, что следует вам проявлять смирение, чтобы никто не хвастался перед другим и никто не притеснял другого».

В другом изречении сказано: «А любого из тех, кто проявляет смиренность ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах неизменно возвысит». Действительно, если посмотреть на жизнь Пророка, то он был смиренным ко всем, с кем бы он не общался и не имел дело. Каким был посланник Мухаммад со своими внуками? Хасан и Хусейн катались на его спине. Он шутил, что у них самый хороший верховой.

Поистине, в Мухаммаде для нас великий пример, поэтому и наше возвращение домой должно сопровождаться радостью детей. Если мы не можем дружно жить со своими детьми, то нам необходимо проверить нашу веру. Удивительна смиренность пророка, по отношению к людям.

Анас, да будет доволен им Аллах, говорил, что Мухаммад был внимателен к нуждам людей. Даже рабыня могла водить Его за руку по своему вопросу. И был такой случай, когда одна рабыня подошла и увела его, жалуясь на несправедливость своих хозяев. И посланник пошел с ней к ее хозяевам, чтобы увещевать их.

Однажды в одном походе верблюд одного сподвижника сел, отказался идти дальше. Посланник вернулся к этому сподвижнику и стал помогать ему тянуть верблюда, и настолько он не жалел себя, что верблюд чуть не наступал ему на ноги. Один сподвижник охарактеризовал пророка тем, что ему всегда было безразлично, кто его зовет: вдова, бедняк – он приходил на помощь. Сегодня мы, к сожалению, спешим оказать помощь только состоятельным людям. А нужно помогать бедному, который не может найти себе помощника.

О смиренности Мухаммада также говорит то, что когда его звали на какой-то праздник или собрание, он не отказывался, кто бы его ни приглашал. А не так, что к этому пойду, это состоятельный и влиятельный, а к этому не пойду он бедный и никчемный.

Анас ибн Малик десять лег служил Мухаммаду и никогда не слышал от Пророка упреков «Почему ты сделал это» или «Почему ты этого не сделал». Даже один раз посланник послал его передать что-то, но в дороге Анас ибн Малик заигрался с ребятами и забыл от этом, потом Мухаммад переспросил, выполнено ли его задание, но не стал его ругать. Мухаммад, повествуя о преимуществе и важности смирения сказал: «Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в Раю? Это каждый слабый презираемый. Однако, когда он клянется в чем-либо, Аллах обязательно осуществляет его клятву. И не сообщить ли вам о тех, кто окажется в огне? Это каждый грубый, жадный, горделивый».

Итак, замечали ли вы, что существуют люди, которым, похоже, удалось изменить себя, которым хочется давать, а не получать? В некотором отношении они отказались от своего «я»! Отказ от «я» открывает дверь для общения с Богом. Человек, рассчитывающий на мудрость, красоту, умения или деньги, обычно забывает Бога. Но тот, кто смиренен и полон благодарности за Божьи дары, прямо сейчас открывает дверь в некое подобие рая на Земле. Важно освободить себя от своеволия и подчиниться Божьей воле. Понимаете ли вы, как отказ от эгоцентричности помогает человеку стать чистым проводником Божьей любви и мудрости, которые текут сквозь него так легко, как лучи солнца, льющиеся сквозь открытое окно?

«Смирение» – есть осознание того, что Бог бесконечно больше всего того, что когда-либо о нем говорилось, и что он недоступен человеческому разуму и познанию. Когда мы это поймем и станем смиреннее, мы уберем с нашего пути те помехи, которые устраивает нам наше собственное «я». В смирении мы получаем возможность учиться друг у друга, потому что оно позволяет нам открываться друг другу и видеть точку зрения других. А еще мы можем свободно делиться нашими взглядами с окружающими. Именно благодаря смирению мы избегаем греха гордости и нетерпимости и предотвращаем религиозную рознь. Мухаммад сказал: «У кого в душе есть гордость хоть с рисовое зерно, тот не попадет в рай». Смирение открывает дверь в область духа, к исканиям и прогрессу в религии. Смирение – это дорога к знаниям. Как всем известно, смирение в современной западной культуре сильно недооценивается. Бытует мнение, что смирение хорошо для набожных и святых, но в «реальном мире» с ней далеко не уйдешь. Многие люди рассматривают гордость и агрессивность как добродетели, а смирение – как слабость. Возможно, это происходит из-за того, что им непонятна сущность смирения. Они могут приравнивать смирение к самоуничижению и чувству собственной неполноценности, тогда как на самом деле это не настоящее смирение.

Самого глубокого уважения добились именно те, кто признавал, что их величие – это не их собственное достижение, а результат воли Всевышнего. «Чем больше в вас величия, тем нужнее вам смирение».

Сэр Исаак Ньютон, один из величайших в мире ученых, незадолго до смерти сказал следующее: «Я чувствую себя ребенком, играющим на берегу, а передо мной лежит огромный океан еще неоткрытых истин».

Что касается личностного «я» – это то, что большинство из нас привыкло считать собственно собой. Это – то, какими мы себя видим. Оно содержит то выражение, которое мы придаем нашим мыслям относительно самих себя. Личностное «я» идентифицируется с нашей внешностью, нашими успехами, нашей собственностью. Именно это «я» склонно соперничать с другими и может испытывать боль и гнев, если не получает желаемого. Человеческое «я» желает чувствовать себя значительным, правым и управляющим событиями. Человеческое «я» также заставляет людей пытаться решить свои проблемы только собственными усилиями, не обращаясь за помощью к Всевышнему, к Его мудрости. Звучит знакомо? Но по мере того как в нас появляется готовность расстаться с личностным «я», мы входим в более глубокий контакт с Богом. Тот, кто полагается на собственную мудрость или красоту, умение или деньги, редко полагается на Бога. Но тот, кто смиренен и преисполнен благодарности за Божьи благословения, уже здесь, на земле, открывает дверь в рай. Хотя Божественные принципы не могут предстать зримо, они реальнее всего физического мира, который нас окружает. Есть ли сегодня люди, которые не верили бы в существование космических лучей или радиоволн, потому что их не видно? Чтобы каждый из нас рос духовно, важно освободиться от своеволия и предаться Божественной воле.

Чтобы выразить нашей жизнью величие, нам надо научиться смирению. Став смиренными, мы обнаружим, что смирение приносит награду. Смиренно признавая, что мы знаем лишь малую долю Божественной истины, мы все чаще вспоминаем о нашей слабости. Если врач откровенно признает, что не знает абсолютно всех болезней, симптомов и способов лечения, то и мы можем смиренно признаться, что всем нам надо еще очень многое узнать о Боге.

Человек смиренный способен делать великие свершения с редкой безупречностью, поскольку его не тревожат мелочи вроде его собственных интересов или репутации. Смирение – это проявление мудрости. Оно – в знании того, что каждому человеку даны некие особые таланты и способности, которыми он должен поделиться с миром, но что каждый при этом является одним из множества людей, сотворенных Богом, и что каждому в жизни отведена важная роль. Смирение – это уверенность в том, что ты сообразителен, но не всеведущ. Это признание за собой неких сил и способностей – но не всесилия. Как дереву нужна мощная корневая система для того, чтобы оно выросло высоким, как небоскребу необходим глубокий фундамент, позволяющий выдерживать большие нагрузки, так и нам необходима сила смирения.

Эта сила может стать фундаментом нашей жизни и помощником, в том чтобы с верой и мужеством встречать все жизненные трудности. Смиренное отношение к жизни это отношение подвижное. Как дерево должно покачиваться под действием ветра, так и гибкость в решении проблем, которые ставит нам жизнь, может стать нашей силой. Вместе со смирением живет открытый, незакостенелый ум. Мы не знаем всех ответов – а иногда от нас скрыты даже и сами вопросы. Противоположность смирению – это заносчивость: уверенность в том, что мы лучше или умнее других. Иметь чувство гордости и самоуважение важно – без этого невозможно добиться успеха в жизни. Большинство из нас всю жизнь стараются повысить чувство собственной значимости. И это – не грех. Однако если вы будете считать себя человеком особым, более важным, чем другие, то вы впадаете в грех гордыни. что, в свою очередь, отражается в поговорке: «Высоко взлетишь – сильнее ушибешься».

Чрезмерная гордость подобна воздушному шару с горячим воздухом: рано или поздно воздух в нем остынет. Мы можем попытаться принизить других для того, чтобы самим выглядеть лучше. Но когда мы начинаем понимать, что все мы как люди равны, что в реальности ни у кого нет оснований ни для чрезмерного стыда, ни для чрезмерной гордости, воздушный шар нашей гордыни сдувается. Для того чтобы весь наш мир не рухнул, нам необходимо приобрести реалистический, уравновешенный взгляд на себя и на окружающий нас мир. И Дай Аллах чтобы мы были смиренными между собой! И всегда чтобы мы не делали, с кем бы не общались, первым, о чем мы вспомнили, было смирение. И не будем забывать, ведь истинный верующий даже в походке смиренен и непринужден. Всевышний сказал: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно» (Различение,63).

Муслим Сафаров

Оставьте комментарий

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Еще из раздела "Религия Ислам":


Выбор редакции

Опрос
Как вы относитесь к новому президенту США Дональду Трампу?
Всего ответов: 242




09.12 В медицинский колледж ворвались люди в масках и женщина с поясом шахида
09.12 Муфтий Крыма предупредил имамов быть внимательными и бдительными
09.12 Избран новый президент Мусульманского молодежного союза России
09.12 В Катаре прошёл конкурс Корана с призовым фондом в 275000 долларов
09.12 США вооружат страны Ближнего Востока почти на $8 млрд
Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2016 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф