Общероссийское
информационное агентство мусульман
22
Пятница
сентября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Совершение молитвы людей с нарушениями зрения и слуха

01.03.2012, 15:18 Версия для печати
Совершение молитвы людей с нарушениями зрения и слуха

Среди людей с нарушениями зрения и слуха есть и те, которым многие действия, передвижения даются с большим трудом. Отличительными чертами шариата являются милосердие и легкость, и поэтому больным разрешается молиться сообразно их возможностям. Ниже будут рассмотрены послабления для людей с нарушениями развития при выполнении молитвы.



а). Призыв на молитву



Пророк Мухаммад, мир ему, сказал:
«Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом » (аль-Бухари, Муслим).

Призывать на молитву разрешается людям с нарушениями зрения. Положение об этом выводится из того, что слепой сподвижник посланника Аллаха, мир ему, Абдулла ибн Умм Мактум был муэдзином вместе с Билялем ибн Рабахой. Пять раз в день они громогласно обращались к верующим, созывая их на молитву. Биляль обращался с первым призывом, а ибн Умм Мактум – со вторым, уже непосредственно перед намазом. Возможно, что первым призыв делал ибн Умм Мактум, а вторым – Биляль.

б). Обращение в сторону Каабы во время молитвы.


Обращение к кибле – это обязательное условие во время молитвы.

Если человек не в состоянии обратиться в сторону Каабы, ему следует молиться, повернувшись туда, куда он может повернуться, поскольку обязанности вменяются в соответствии с возможностями, а затруднения следует устранять. То же самое относится и к таким случаям, когда болезнь не позволяет человеку самому обратиться к кибле, и рядом с ним нет никого, кто помог бы ему.

Иногда человек определяет направление, начинает молиться, но потом начинает думать, что, скорее всего, ошибся, и обращается в другую сторону. Такая молитва недействительна, даже если окажется, что последнее направление он выбрал верно.

Если слепой человек постарается выяснить направление киблы и приступит к индивидуальной молитве, обратившись в избранную им сторону, а потом придет какой-нибудь человек и увидит, что незрячий выбрал неверное направление, то ему необходимо повернуть невидящего в нужную сторону, не останавливая его молитвы. Однако видящий человек не имеет право присоединиться к общей молитве с невидящим, поскольку ему будет ясно, что его имам (незрячий) допустил ошибку в начале молитвы, в результате чего молитва видящего человека окажется недействительной.

в). Стояние во время молитвы.


Читать аяты Корана во время молитвы следует стоя, однако для тех людей, которые не могут стоять, Аллах сделал послабление. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что Имран бин Хусайн сказал:

«У меня был геморрой, и я спросил Пророка о (том, как мне совершать) молитву. Он сказал: «Стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лежа) на боку» (аль-Бухари).

Поэтому тем, кто может стоять во время обязательной молитвы, сидеть не разрешается, однако если человек не в силах стоять, то награда его не уменьшится. На это указывает хадис, передаваемый со слов Абу Муссы, что посланник Аллаха, мир ему, сказал:

«Когда раб (Аллаха) болеет или находится в пути, ему записывается (совершение) того же, что он обычно делал, находясь у себя дома и будучи здоровым» (аль-Бухари).

г). Поясной поклон во время молитвы


На обязательность совершения поясных поклонов во время молитвы указывают следующие слова Всевышнего:

«О те, кто уверовал! Совершайте поясные и земные поклоны, и поклоняйтесь вашему Господу, и творите благое, чтобы вы преуспели» (Хадж, 77).

Если у человека имеется горб, из-за которого его спина согнута до такой степени, будто он уже склонился в поясном поклоне, то при совершении этого поклона ему следует склонить голову, обозначая переход от стояния к поясному поклону.

д). Чтение Корана в молитве


По единодушному мнению всех исламских ученых, чтение Корана во время молитвы является обязательным, так как Всевышний сказал:

«…Читай же из Корана то, что для вас необременительно…» (аль-Муззаммиль, 20).

Человек может ошибиться при чтении Корана в молитве, иногда такие ошибки делают ее недействительной. Наиболее грубой ошибкой считается произнесение какого-либо слова так, что это приводит к недопустимому искажению смысла сказанного.

Как известно, люди с нарушениями слуха имеют весьма невнятное, нечеткое произношение, и они просто не могут не ошибаться при произнесении некоторых слов. Это происходит из-за грубого нарушения слуха, когда человек не слышит того, что он говорит, и не может контролировать четкость сказанного, либо когда ему сложно произносить слова ясно и внятно, из-за того, что он сильно шепелявит.

Поэтому нередко складывается ситуация, когда глухой или слабослышащий человек заменяет одну букву другой. Например, вместо «син» произносит межзубное «са», не дифференцирует в своем произношении мягкое «ха» и твердое «ха» и т. д.

На таких людей распространяется следующие установления:

• шепелявый может быть имамом только для таких же шепелявых, как и он сам;
• ему следует прилагать постоянные усилия для исправления своей речи;
• индивидуальная молитва такого человека будет недействительной, если он имеет возможность принять участие в коллективной молитве. Если же шепелявый в состоянии правильно прочесть то, что необходимо читать, эта обязанность с него снимается;
• если шепелявый не в состоянии принимать участие в коллективной молитве, его индивидуальная молитва будет действительной при том условии, что он станет продолжать прилагать усилия для исправления своей речи и учиться.

Не принимается в расчет легкая степень шепелявости, когда человек произносит те или иные звуки не совсем чисто.

е). Коллективная молитва


Совместная молитва имеет большие преимущества перед индивидуальной, на что указывают слова Пророка, мир ему:
«Коллективная молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз» (аль-Бухари).

Выше упоминался хадис о том, как следует поступать незрячему человеку в отношении коллективной молитвы:
Пророк, мир ему, слепого: «Слышишь ли ты призыв на молитву?» Он ответил: «Да», – (и тогда) он (с.а.с.) сказал: «Так отвечай (на него)!» (Муслим).

Из хадиса становится ясно, насколько значима общая молитва, что даже такой недуг, как слепота, не всегда служит причиной отказа от нее. Ведь в исламе очень высоко ценится роль общины.

С другой стороны, понятно, что одно из условий обязательного посещения коллективной молитвы – это возможность услышать призыв на нее и прийти в мечеть. Однако это постановление, конечно, не распространяется на глухого человека, который неспособен слышать призыв на молитву и, ориентируясь на голос муадзина, посетить мечеть.

Тем не менее, это не является оправданием для неслышащего в пропуске совместного намаза. Пророк Мухаммад, мир ему, сравнил общество со стадом овец, а того, кто откололся от него, он уподобил отделившейся овце, ставшей жертвой волка: «Поистине, волк пожирает ту овцу, которая отбилась от стада» (Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи).

Поэтому физическое нарушение не должно служить поводом для отказа от поддержания социальных связей, как со стороны немощных людей, так и со стороны тех, кто может оказать помощь таким лицам.

Однако существуют уважительные причины отсутствия на коллективной молитве. Если дорога до мечети настолько ослабит больного, что он не сможет стоять, ему следует молиться дома. Среди этих причин также болезни и увечье (например, паралич или отсутствие нижней конечности).

Посланник Аллаха, мир ему, сказал:

«… тот, кто услышит призыв, и ему не помешают откликнуться на него какая-нибудь уважительная причина».

Люди стали спрашивать: «А что может служить уважительной причиной?».

Пророк, мир ему, ответил: «Страх или болезнь, а иначе не будет принята совершенная человеком молитва». (Абу Дауд, Ибн Хиббан).

Обязанность участия в коллективной молитве снимается и с того, кто ухаживает за больным, если его отсутствие может быть опасно для второго.

ж). Руководство молитвой.


Известно, что слепой человек может быть имамом. Указанием на это служит сообщение, что, покидая Медину, Пророк, мир ему, иногда оставлял за старшего ибн Умм Мактума, который руководил молитвой, хотя был слепым.

Люди с нарушениями слуха, имеющие нечеткую, невнятную речь, могут руководить молитвой только для таких же людей с невнятной, нечеткой речью, как у них самих.

Человеку, который может молиться стоя, разрешается молиться под руководством горбатого имама, даже если увечье того является столь серьезным, что кажется, будто он совершает поясной поклон, поскольку если стоящему можно молиться под руководством сидящего, то тем более можно делать это под руководством горбатого.

з). Пятничная молитва.


Участие в пятничной молитве является безусловной обязанностью каждого постоянного жителя города или большого селения, если он может присутствовать на ней. Эта обязанность снимается с путников, женщин и больных, которые не могут явиться на молитву.

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Участие в общей пятничной молитве является обязанностью каждого мусульманина, за исключением четырех: подневольного раба, женщины, ребенка и больного» (ат-Тирмизи).

Как было отмечено выше, люди с сенсорными нарушениями не освобождаются от обязанности посещать пятничную молитву, и на них распространяются общие правила ее совершения: «Аллах запечатает сердце того, кто три раза (подряд) пропустит пятничную молитву без уважительной причины» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

Также хорошо известно о правилах поведения во время пятничной молитвы и чтения проповеди. Передают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Если ты скажешь находящемуся рядом с тобой человеку: «Слушай (внимательно)!» – в пятницу во время произнесения имамом хутбы , то скажешь нечто неподобающее».
Желательно также являться на пятничную молитву пораньше и проявлять смирение и покорность. Войдя в мечеть, человек не должен ни переступать через головы собравшихся, ни проходить между ними, во время пятничной проповеди он должен сидеть тихо, не отвлекаясь на мирские дела. Однако это правило позволительно нарушить, если в мечеть пришел слепой человек и ему надо помочь пройти и найти удобное место в ряду прихожан.

Однако это правило позволительно нарушить, в случае если в мечеть пришел слепой человек и ему надо помочь пройти и найти удобное место в ряду прихожан.

http://ourislam.ru

Оставьте комментарий


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший шестнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.
Комментариев: 1

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 334

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф