Колыбелью первой мусульманской газеты стал Санкт-Петербург. Татарская газета с символичным названием «Нур» («Свет») увидела свет в столице 2 сентября 1905 года. Революция 1905 года дала мощный импульс развитию татарского книгоиздания. Татарам пришлось ждать разрешения на выпуск изданий долгое время. Объем, тиражи и количество экземпляров периодики, книг за относительно свободные 14 лет с 1905 по 1917 годы многократно превосходят всё, что было издано позже на татарском языке и по исламским вопросам при Советах и после распада СССР. Издания, особенно Кораны и молитвенники, выпущенные в татарских городах и слободах российских, польских, финских, китайских и японских населенных пунктов, были известны всей Евразии, Индо-Китаю, Северной Африке и даже странам за океанами.
Колыбелью первой мусульманской газеты стал Санкт-Петербург. Татарская газета с символичным названием «Нур» («Луч») вышла в свет в столице 2 сентября 1905 года.
Ее издателем являлся известный религиозный и общественный деятель конца XIX – начала XX века, многолетний лидер мусульманской общины С.-Петербурга – Атаулла Баязитов (1846–1911).
Татарская интеллигенция ликовала по поводу этого знаменательного события. Татарский поэт Габдулла Тукай (1886–1913) посвятил первой татарской газете проникновенные строки:
На севере сверкнул молниеносный луч,
Ударив нам в глаза среди ненастных туч…
Газета света, лучший дар, целебный луч;
Великий праздник для татар целебный «Луч».
Так хочется теперь на «Луч» мне уповать,
Что мне воспевать его да воспевать. (Перевод В. Микушевича)
Следующая по времени издания татарская газета появилась 29 октября 1905 года в Казани под названием «Казан мөхбире» («Казанский вестник»), стала официальным печатным органом партии «Иттифак аль-муслимин» (Союз мусульман). Право на ее издание получил присяжный поверенный, гласный Казанской городской думы Саидгирей Алкин (1867–1919).
Третья татарская газета «Фикер» («Мысль») вышла в Уральске (ныне в Казахстане) 26 ноября 1905 года, которую возглавил Камиль Мутыги-Тухфатуллин (1833–1940). Одним из активных сотрудников газеты был Г. Тукай. Вскоре, 11 декабря, появилась еще одна, четвертая по счету и вторая в столице империи, татарская газета «Өлфәт» («Дружба») под редакцией Габдерашида Ибрагимова (1857–1944).
В 1906 году появилось 16 новых изданий. Таким образом, в этот период татарская пресса была представлена двадцатью газетами и журналами и выходила в шести городах: Казани (8), Оренбурге (5), Уральске (3), Санкт-Петербурге (2), Уфе (1) и Астрахани (1). В 1907 году функционировало уже 28 периодических изданий на татарском языке. Правда, некоторые из них по финансовым причинам или из-за политических преследований властей издавались недолго.
По неполным данным, по подсчетам казанского ученого Д.М. Усмановой, в дореволюционный период (с 1905 по февраль 1917 года) на татарском языке выходило 76 изданий (41 газета и 35 журналов), из них к февралю 1917 года «выжило» менее пятой части (17 изданий).
После Февральской революции 1917 года начался качественно новый период в развитии татарской периодической печати. Исследователями приводятся разные количественные данные о росте изданий. В частности, по сведениям Д.М. Усмановой, в течение этого года выходило уже 57 газет и 16 журналов на татарском языке. Резко расширилась и география их издания.
Примечательно, что выпускались газеты и журналы различной тематической направленности: общественно-политические, педагогические, религиозные, экономико-правовые и тому подобные издания.
По своей идейно-политической ориентации татарская периодическая печать в целом соответствовала общероссийской прессе, представляя интересы различных слоев общества и охватывая широкий спектр идеологических воззрений.
Особую популярность у читательской аудитории снискали газеты «Казан мөхбире» (Казань, 1905–1911), «Йолдыз» (Казань, 1916–1918), «Вакыт» (Оренбург, 1906–1918), «Идел» (Астрахань, 1907–1917), «Тормыш» (Уфа, 1913–1918), женский иллюстрированный журнал «Сөембикә» (Казань, 1913–1918) и др.
Таким образом, Первая русская революция открыла новую страницу духовной культуры мусульман и татар. В становлении и развитии татарской периодической печати принимали активное участие видные деятели татарской культуры: Г. Тукай, Г. Исхаки, Г. Камал, Ф. Амирхан, Б. Шараф и многие другие.
Помимо информационной функции, печатное слово сыграло консолидирующую роль в обществе.
Колыбелью первой мусульманской газеты стал Санкт-Петербург. Татарская газета с символичным названием «Нур» («Свет») увидела свет в столице 2 сентября 1905 года. Революция 1905 года дала мощный импульс развитию татарского книгоиздания. Татарам пришлось ждать разрешения на выпуск изданий долгое время. Объем, тиражи и количество экземпляров периодики, книг за относительно свободные 14 лет с 1905 по 1917 годы многократно превосходят всё, что было издано позже на татарском языке и по исламским вопросам при Советах и после распада СССР. Издания, особенно Кораны и молитвенники, выпущенные в татарских городах и слободах российских, польских, финских, китайских и японских населенных пунктов, были известны всей Евразии, Индо-Китаю, Северной Африке и даже странам за океанами.