Общероссийское
информационное агентство мусульман
22
Понедельник
июля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Наущение от шайтана? Глупая невнимательность? Или болезнь?

Дата: 31.05.2023 Версия для печати
Наущение от шайтана? Глупая невнимательность? Или болезнь?

Частенько приходится слышать о том, что многие при чтении намаза начинают путаться и сомневаться. Ошибаться не столь даже в самом чтении молитвы, сколько в порядке их произнесения или в количествах прочтенных ракаатов. А кто-то вовсе начинает сомневается в искренности своего намерения.

 С такой проблемой сталкивается практически каждый. Молодые, новообращенные мусульмане, конечно, намного чаще, однако и те, кто давно в исламе, совершают такого рода ошибки. И тут возникает другой вопрос: Что же это? Наущение от шайтана или рассеянность и невнимательность к совершаемым действиям? А может и вовсе обсессивно-компульсивное расстройство - ОКР? Что с этим можно сделать? Или как избежать этого?

Давайте сначала определим тех, кто сталкивается с данной проблемой чаще - взрослые или молодые, новообращенные или же те, кто давно в исламе.

Лейля, 21 год - 10 лет читает намаз.

«Такое бывало в первые дни, когда я начала читать намаз. Чтобы быть уверенной, что я не путаю слова, читала из книги во время намаза - она лежала рядом. Я считаю, что  это зависит от нас самих. Если мы с правильным ниятом и всей душой будем читать намаз и умом уйдем в поклонение, то вероятность путаницы слов и забывания количества ракаатов мала. Бывают, конечно, исключения. Это и шайтан, и посторонние, которые отвлекают нас.  В таком случае лучше перечитывать, конечно».

Марат, 54 года - 2 года на намазе.

«Мне кажется, что такая проблема очень частая для людей, которые недавно начали совершать поклонение. Ведь им и труднее все выучить, все запомнить, а еще могут отвлекать окружающие, не понимающие их действий. Со мной было также, но благодаря тому, что я пытался и старался не обращать внимания на все эти трудности, практически получилось избавиться от таких ситуаций. Возможно, конечно, есть какая-то доля наущений и от шайтана…».

Зульфира ханум, 72 года - читает намаз непостоянно, периодически.

«К сожалению, в силу своего возраста ли, или других обстоятельств, я постоянно путаюсь в количествах ракаатов, совершенных мной во время намаза. Но суры, которые читаются в намазе, я знаю наизусть, а как только встаю на само поклонение - забываю.  Поэтому в моих руках всегда находится книга, когда я читаю намаз. Но иногда и книга не помогает, в моменте я просто забываю, что читаю, или отвлекаюсь на какие-либо внешние факторы. Не знаю, с чем это связано, но я думаю, что это наущение от шайтана».

Адилжан, 28 лет - 11 лет читает намаз.

«Забывание слов при чтении намаза на первых порах было очень частым явлением. В Коране описывается, что человеку свойственно забывать, поэтому я не считаю это наущением от шайтана, а обычная несконцентрированность человека. В таких ситуациях я просто стою и вспоминаю, а потом дальше продолжаю читать. Как я знаю, по фикху, если забыть суру «Фатиха», то намаз надо читать заново…».

Ибрахим, 20 лет - 4 года на намазе.

«Я считаю, что причина путаницы заключается в том, что человек не до конца сконцентрирован на намаз, связь с Богом. Мусульманин не должен делать намаз ради галочки, а должен делать это осознанно. Думаю, что Аллах видит все.  Конечно, самый безопасный вариант - перечитывание».

И все же мнения наших опрошенных снова разделились. И возраст, который как бы казался главным «защинщиком» проблем, в данной ситуации отошел на второй план. Ведь и 72-летняя Зульфира ханум помнит все молитвы, но забывает именно в момент намаза. Так, как же объяснить это явление? Что же все-таки скрывается за всем этим? Шайтан, которым мы оправдываем нашу ошибку, или наоборот? Или эта несконцентрированность  и приводит нас к наущениям от самого шайтана?

Васвас - это сомнение, которое внушает в сердце человека шайтан и делает его немощным, т.е человек уже не может противостоять совершаемым действиям, ведь его рассудок одурманен. Васавис (мн.ч от слова «васвас») бывает нескольких видов, однако одним из распространенных форм наущений являюттся сомнения касательно совершения поклонения и самого намерения на поклонение. Так, сначала шайтан внушает  человеку, что его намерение совершить намаз не утвердилось в его сердце и что без «действительного» намерения их ритуальное действие не будет принято Всевышним. И человек, который поддается этому, многократного произносит намерение, тем самым уклоняясь от сунны пророка (с.г.в).

Данное состояние Ибн ал-Кайим Аль-Джаузий в книге «Болезнь и Исцеление» описывает следующим образом: «Иблис овладевает ими настолько, что, повинуясь ему, они уподобляются безумцам и сближаются с софистами, отрицавшими реальность существующих вещей и материи. Знание человека о том, что он совершил, является очевидным, но среди этих людей находится такой, который моет часть своего тела, видя это собственными глазами, или возвеличивает Аллаха своим языком, слыша это собственными ушами и осознавая это своим сердцем (более того, его слова слышат и окружающие), а потом начинает сомневаться в том, совершил он это или нет. Шайтан вынуждает его сомневаться в своём собственном намерении, которое ему прекрасно известно и о котором по некоторым признакам могут судить даже окружающие. Несмотря на это, он соглашается с Иблисом, внушающим ему, что он не имел намерения и желания совершить намаз. Он надменно отказывается верить своим глазам и отрицает то, в чём убеждён, и ты можешь видеть, как он в замешательстве и смущении пытается избавиться от того, что отвлекает его, и побороть нечто внутри себя. Всё это чрезмерная покорность Иблису и соглашательство с его наущениями, и если покорность Иблису достигла такой степени, то она достигла своего предела».

Здесь можно также рассмотреть омовение, которое как и выше описанные явления подвергается сомнениям желающего совершить намаз. Как известно, многократное мытье тех или иных частей тела несет в себе уклонение от так называемых норм ислама... Ведь Абу Аль-Газали пишет, что помыть какую-либо часть тела [во время омовения] более трёх раз, как сказал Посланник Аллаха, уже считается проступком, преступлением границ дозволенного и несправедливостью. И как же быть в данной ситуации?

Имам мечети «Ярдам» Рафис хазрат Сайфуллин комментирует это явление следующим образом:  «Наущение шайтана - это явление, которое сопровождает каждого верующего на протяжении всей его жизни. То есть наущение шайтана испытывает каждый верующий вне зависимости от уровня его имана, времени, в которой он находится в религиозной практике. Каждого человека в той или иной степени шайтан наущает, не бывает таких людей, на кого шайтан не оказывал бы своего влияния. Исключением является только пророк Мухаммад (с.г.в.), который был защищен от шайтана, и шайтан  не мог на него воздействовать. Есть история о том, что Аллах очистил сердце пророка, вынув из него скверну, после чего шайтан не мог на него воздействовать. Остальные же люди подвержены постоянным наущениям от шайтана. В чем это выражается? У психически здорового человека, не имеющего другие пограничные растройства, это выражается в минимальном дискомфорте, в сомнениях, которые легко преодолеваются. А что же касается людей с растройствами (ОКР),  то такие персоны навязчиво преследуют идеи того, что они делают что-то неправильно (неправильно берут тахарат, не до конца промывают под ногтями, локтями). И это реальная патология, которая никак не связана с шайтаном и которую надо просто лечить. Человеку, который наблюдает у себя такие проявления навязчивости, нужно обратиться к специалисту - психологу».

Таким образом, можно сделать вывод, что наущение от шайтана есть в любом случае, а вот, насколько она будет сильна, зависит только от отношения самого человека к этому. Однако, продолжая тему растройств, в частности - обсессивно-компульсивного расстройства, хочется перечислить два основных признака, которые характеризуют данное заболевание:

  1. Обсессии - навязчивые мысли, идеи, образы;
  2. Компульсии - повторяющиеся действия и ритуалы.

Практикующий исламский психолог Гузяль Рахмангулова дает следующие советы, как вести себя при наущении от шайтана и как быть тем, кого преследует обсессивно-компульсивное растройство: «Наш намаз - это общение со Всевышним. А все, что нам мешает - сомнения, забывчивость - появляется из-за наших грехов. В-первую очередь, я, как исламский психолог, рекомендую максимально делать поклонение во всем: думать, размышлять и читать Коран. Второе - милостыня. Она очищает наши грехи. Ведь человек будет подвержен меньше наущениям тогда, когда обретет душевное спокойствие. И, конечно же, любой синдром, любое заболевание - это от степени имана человека. Чем сильнее иман, тем человек будет чувствовать себя защищеннее. В крайних ситуациях, то есть при наличии явного заболевания, конечно, стоит обратиться к специалисту».

Понимание ценности поклонения, избегание того, что может отвлекать внимание, вникание в смысл произносимого и читаемого, размеренность в движениях, чтение и размышление над Коран, поминание Всевышнего, и, самое главное, игнорирование мыслей, которые не относятся к молитве – все эти действия не избавят окончательно от наущений, как невозможно избавиться и от шайтана в этом мире, но они помогут снизить его влияние, а также помогут укрепить иман.

 

                                                                                                     Ляйсан Сафина


Оставьте комментарий


Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Редкие для городов фрагменты мозаичных композиций очень ценны. Цветочные фасады мечети «Ярдэм», подобно водяным лилиям, украшают город, выдавая уникальные узоры для комфорта глаз и дают прохладу водной глади.


Мусульманский календарь. Отправной точкой мусульманского календаря является Хиджра, или переселение, Пророка Мухаммада (с.а.в.) из Мекки в Ясриб (ставший позднее известным как Медина), лежащий в 400 км севернее.


Сегодня, когда планета охвачена экономическими кризисами, а мировое сообщество озабочено поисками путей его решения, не следует ли человечеству задуматься об истинных причинах его наступления?

Господь, Создатель людей и животных, сделал животных подвластными нам. Наша зависимость от животных выражается в потреблении молока и мяса. Мы приносим животных в наши дома для любви и товарищеских отношений. Мы спасаемся от болезней и живём дольше б...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1449

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф