Общероссийское
информационное агентство мусульман
11
Пятница
июля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Свадебные понты – это зло

Дата: 23.06.2025 Версия для печати
Свадебные понты – это зло

"В общем и целом у татар европейский индивидуалистский менталитет. Это такой сдержанный северный народ. Но в какой-то момент, у понторезов конечно, вошло в моду делать свадьбы, как в Ташкенте или как в Дубае. То есть с такой холодной роскошью, большим разреженным пространством, отдельными круглыми столами, белым фоном…"

«Супер тамада» Гамиль Нур: Свадебные понты – это зло

Фото предоставлено Гамилем Нуром
 

Журналист и блогер Гамиль Нур первым в 90-х годах вышел на тогда ещё целинную территорию рынка безалкогольных свадеб. Далеко не сразу эта специфическая ниша начала приносить ему доход — зато сейчас записаться к Нуру приходится за полгода вперёд. «Супер Тамада», как он себя называет, рассказал «Вверх» о том, как татарская свадьба разрывается между европейским и азиатским форматами, почему невозможна гласная свадьба со второй женой и как следует поступать с неадекватными заказчиками.

«Что у трезвого на уме»


— Как и когда Вы пришли к ведению безалкогольных свадеб?
— Сколько себя помню, всегда был своего рода коммуникатором, человеком, который налаживал связи в коллективе. Когда мои друзья начали жениться (это было в начале 90-х), они стали приглашать меня на свои свадьбы свидетелем. Свидетели тогда выполняли роль тамады и ведущего. Это были традиционные свадьбы с употреблением алкоголя. Я провёл одну такую свадьбу, потом вторую, третью... Поскольку я убеждённый трезвенник, воспитанник горбачёвской антиалкогольной кампании, мне всё это быстро надоело.

Последней каплей стало, когда один из женихов на собственной свадьбе внезапно выпалил мне: «А зачем ты восхваляешь моего отца?» Речь шла об умершем родителе. Я был поражён — человек вступает в брак, сам вскоре станет отцом семейства... Я, воспитанный в патриархальной

среде, но выросший без отца, искренне радовался счастью жениха. Однако он, очевидно, всю жизнь таил глубокую обиду на отца-абьюзера, алкоголика. Ведь в советское время большинство отцов вели такой образ жизни. Это считалось нормальным поведением в колхозе. Но свадьба — не место для обид, наоборот, это повод прославлять каждого гостя. О мёртвых родственниках мы говорим лишь хорошее!

И тут я задумался: зачем мне, идеалисту, связываться с людьми, разрушенными алкоголем? После этого случая я перестал соглашаться вести праздники, где присутствует алкоголь.

К концу 90-х годов тамаде стали предлагать оплату за работу. Меня вновь позвали на свадьбы, причём уже за приличные гонорары. Тем не менее я продолжал отказываться. Параллельно я вёл массовые татарские культурные мероприятия (естественно, также без употребления спиртного). Постепенно зрители оценили моё мастерство ведения мероприятий, и меня постепенно начали приглашать на собственные торжества новые единомышленники-трезвенники.

— Сколько безалкогольных свадеб проводилось в Татарстане в 80-е, 90-е, 2010-е годы?
— В 80-х такие свадьбы практически отсутствовали.

— А так называемые комсомольские свадьбы?
— СССР был невероятно большим и разнообразным. Люди жили в совершенно разных полюсах реальности и или иллюзий. Как жили грузины или прибалты в нашей деревни и знать не имели право. Форматы социализма сильно отличались. Точно также и "комсомольская свадьба" была двух видов. В Средней Азии, особенно в локомотиве азиатских советов - в Узбекистане появилась своя версия "комсомольских свадеб" в середине шестидесятых. А до этого были жесткие условия калыма, приданого, никаха. Узбеки, в отличии от татар, никогда не жили без никаха. У них также было и обрезание, что практически отсутствовало в казани в Уфе. В Ташкенте были и свадьбы обрезания. В советское время никахи там были. А вот новые свадьбы, то есть церемония ЗАГСа, а потом и светские тусовки без муллы, иногда и с водкой, появились до семидесятых и вплоть до двухтысячных годов назывались "комсомольские свадьбы". Но узбеки сами не пили, ставили алкоголь на столы только для видимости, для обозрения партработникам, власти, для употребления неузбекских соседей, гостей. То есть сегодняшние обычные татарские, другие и есть подобие "комсомольских свадеб" в Ташкенте. А вот то, что Вы подразумеваете, Ваша версия "комсомольских свадеб", трезвые застолья, появились во время Михаила Горбачева. Формально они существовали, по одному в каждом райкоме комсомола.  С
вадьба во времена сухого закона, "комсомольской" была по составу гостей, но со спиртным, иначе комсомольцы бы не поняли. Пока присутствовал инструктор из райкома, гости имитировали воздержание от спиртного, однако после его ухода начиналась самая настоящая гулянка. И еще пили водку из самоваров, либо прятались в банях. То же самое происходило и на моих свадьбах нулевых годов. Например, дети устраивали торжество согласно канонам ислама, а их родители параллельно организовывали вечеринку с алкоголью в соседнем помещении или вообще в бане. Были случаи, что мы сидели за столом, хотели пить чай, и нам из белых чайников выливали спиртные напитки. Ведь алкоголизм со середины пятидесятых годов двадцатого века у наших стал незаменимым атрибутом бытия. Идет долгий процесс отвыкания...

Безалкогольные свадьбы были редкостью и в 90-е годы. Скажем, в 1995 году в Татарстане насчитывалось всего две-три таких церемонии. К 2000-му году их количество увеличилось примерно до десятка, к 2005-му перевалило за сотню. Сегодня их, вероятно, десятки тысяч, учитывая современные форматы («никах плюс продолжения»). Что касается моей личной практики, она приобрела систематический характер около 20 лет назад. Именно тогда я ушёл из журналистики и сосредоточился исключительно на ведении праздников. Так как я принципиально отказался сотрудничать с алкогольной аудиторией, у меня долгое время не было постоянных клиентов. Зато благодаря известному имени в СМИ люди искали меня сами. Большая часть получила бесплатные консультации. Иногда звонили клиенты из отдалённых регионов вроде Тывы. Отправляться туда физически я не мог — занятость или дороговизна билетов становились препятствием.

 

«Наблюдая за сменяющимся пейзажем»

— А командировочные Вам оплачивают? Как Вы ездите за пределы своего города?
— Конечно же, нет. Командировочные оплачиваются государственным артистам или сотрудникам муниципальных учреждений. Эти специалисты путешествуют за счёт бюджетных средств, выделенных из налогов населения. У меня ситуация совершенно иная. Главные затраты при длительных переездах связаны с дорогой. Поэтому я предпочитаю приобретать наиболее доступные билеты на плацкартные вагоны поездов. Во время путешествия люблю наблюдать за сменяющимся пейзажем за окном: бесконечными полями и лесами, живописными деревянными домиками. За окном мелькают дачи, деревни, рабочие посёлки и крупные города. Природа радует разнообразием ландшафта: зелёные пшеничные поля чередуются с фиолетово-лиловыми зарослями люпинов, осенью появляются золотые подсолнечные поля, а зимой везде белоснежный покров и пушистый снег.

Особенно запоминаются виды вдоль крупных станций: выходишь прогуляться и любоваться городскими улицами, посёлоками. Здесь много старинных построек, позволяющих ощутить дух прошлых эпох. Обожаю общаться с попутчиками. Среди пассажиров нередко встречаю рабочих-вахтовиков — активных и инициативных людей, которые вносят вклад в развитие своих семей и всей страны...

Во время путешествий продолжаю заниматься работой: разрабатываю праздничные программы, улучшаю сценарии выступлений, консультирую заинтересованных клиентов. Нередко использую поездку для отдыха: ведущие привыкли высыпаться днём, компенсируя недостаток сна ночью, ведь наши будни наполнены ночными выступлениями и творческими проектами. Хотя бывают случаи, когда клиенты вынуждены приобрести билет на самолёт. Полёты самолётом утомительны и неудобны: дорога в аэропорт, ожидание рейсов, перелёт в другой регион, переезды от пункта назначения до места события. Всё это сопряжено с большими временными затратами и высокими расходами. Авиабилеты стоят дорого, поэтому пользуются ими редко. Мои авиаперелёты случились лишь на тех мероприятиях, которые организовали обеспеченные люди.

— Вы единственный, кто работал на этом рынке в Татарстане принципиально без алкоголя?
— Да. Вернее сказать: единственным я был в масштабах всей России. Даже представители Кавказа звонили и приглашали на трезвые мероприятия. Я думал, что там такое проведение давно считается нормой. Кстати, в последнее десятилетие я смог начать получать прибыль именно благодаря этому принципу трезвости. Коллеги тоже заметили зарождение нового рынка и постепенно включились в процесс. Затем последовал резкий рост интереса к такому формату, и некоторые поняли, что можно неплохо заработать, переключившись с традиционных алкогольных мероприятий. У нас есть известные ведущие, видеографы и фотографы, окончившие медресе «Мухаммадия», считавшие себя набожными мусульманами, регулярно совершавшими намаз. Но когда им поступало предложение, скажем, 30 тысяч рублей (по меркам двухтысячных годов) за проведение свадьбы с алкоголем, они охотно соглашались. Мол, деньги не имеют запаха. Я же категорически отказывался, даже несмотря на то, что раньше проводил всего одну свадьбу в год, и тем более отказался, когда число трезвых заказов резко возросло. Некоторые другие ведущие, ранее называвшие себя традиционными, позже переквалифицировались в ведущих халяльного формата, перейдя на новый рынок. Сегодня финансовые риски для них минимальны: трезвый ивент-рынок Татарстана сильно расширился и продолжает расти. Теперь места хватит и для тех, кто перешёл на безалкогольную тематику, и для тех, кто работает по старинке. Стандартная рыночная практика: каждый специалист ищет способ выжить, кто-то предпочитает универсальность, а кто-то осваивает узкую специализацию. Безалкогольное направление перестало быть эксклюзивным и превратилось в массовый сегмент.

Но подчеркну: пришёл я сюда не ради заработка, а скорее как проповедник новой культуры — безалкогольного формата.

— Сейчас этот формат стал повседневностью. Существуют ли другие причины, помимо увеличения числа молодых мусульман?
— Безусловно. Главная причина — экономическая. Денег у людей стало значительно меньше, приходится сокращать расходы, включая траты на алкоголь. Многие отказываются устраивать дорогостоящие свадьбы стоимостью миллион рублей и довольствуются простым обрядом никаха, которого можно организовать и за 50 тысяч рублей. Для заключения никаха не нужны лимузины, свадебные наряды, рестораны, роскошные подарки и прочие атрибуты.
Именно поэтому трезвый формат приобрёл популярность. Помимо этого, возник новый тренд, о котором я говорил ранее: никах и последующий праздник в стиле халяля. Раньше после никаха ждали ухода муллы и пили водку. А теперь уже в такой обстановке употребление водки выглядит неуместным. Вот и получается, что моя концепция находит отклик.

— Кто ваш типичный заказчик?
— Обычно у меня две категории заказчиков, представляющие собой противоположные полюса общества. Первая группа — влиятельные и финансово обеспечённые люди, недавно обратившиеся в ислам. Или это их дети, решившие следовать новым принципам веры. Вторая группа — люди крайне небогатые, глубоко верующие мусульмане. Зачастую их бедность обусловлена самой верой: они честны, не берут взятки, живут многодетными семьями, тратя много ресурсов и времени. Вместо пышных свадеб они проводят скромный обряд никаха прямо дома, а после организовывают небольшую встречу гостей.
Есть ещё третья категория — люди, находящиеся в процессе духовного поиска. Это приверженцы различных направлений, такие как йоги, кришнаиты, старообрядцы, члены трезвеннического движения и другие. Эта аудитория немногочисленна, и чаще всего работа с ними сводится к консультациям. Они рассредоточены по всей стране, и я не имею возможности посещать их лично — вынужден совмещать плотный график мероприятий в Татарстане и Москве. Большинство из них стеснены в средствах, а я не благотворитель. Мы общаемся удалённо, преимущественно онлайн.

 — Говорят, что Вас приглашают выступать даже за границу?
— Редко, приглашали! Зарубежье бывало разным — ближним и безвизовым, дальним и визовым. Ближние и безвизовые направления всегда были доступными, поездка туда воспринималась столь же привычно, как путешествие в Москву. Другое дело — страны Шенгенской зоны. Там процедура усложнялась необходимостью заранее оформлять визы, забронировав предварительно билеты и жильё. Чаще всего удавалось получить лишь краткосрочную одноразовую визу сроком на пару-тройку дней. Однажды пришлось приехать буквально на один вечер: выступил на субботней свадьбе и глубокой ночью улетел в Казань, чтобы провести очередное мероприятие.

 

Сейчас ситуация поменялась. В большинстве стран сформировался профессиональный пул ведущих, способных эффективно справляться с организацией праздничных мероприятий без алкоголя. Благодаря социальным сетям и средствам массовой информации я успел поделиться массой ценных рекомендаций и лайфхаков, используемых коллегами. Моя задача заключалась вовсе не в коммерческом продвижении, а в обучении профессионалов самостоятельному развитию бизнеса без участия известных лиц. Западные жители предпочитают простоту: часто обходятся своими силами, устраивая небольшие семейные торжества без приглашения ведущих и специального оборудования. Раньше моё присутствие было востребовано там, где ощущалась нехватка талантливых организаторов. Но зарубежные гастроли остались единичным событием. Основные заказы приходили изнутри нашей страны, где компактно проживают значительные сообщества татар, башкир, аварцев, казахов, узбеков, таджиков.

«В крае джигитов»

— Вы упомянули аварцев?
— Совершенно верно. Несмотря на малозаметность в Казани, численность аварцев в России превышает миллион человек. Представители этой национальности отличаются активностью и лидерством в религиозной сфере. Их влияние на молодёжь России сильнее, чем у татарского народа. Ярко выраженное воздействие проявляется в современной городской культуре. Примечательно, что на любой татарской свадьбе, особенно безалкогольной, гости непременно требуют не традиционный татарский танец, а энергичную лезгинку. Такое предпочтение является отражением культурного влияния приезжающих в города представителей Северного Кавказа. Мужчины-кавказцы привлекают внимание окружающих спортивностью, активной жизненной позицией и стремлением поддерживать здоровый образ жизни. Они вдохновляют не только верующих, но и светских женщин. Основная территория проживания аварцев расположена в мультинациональном Дагестане. Современная динамика породила новую тенденцию: теперь молодые аварцы часто вступают в браки с представителями других народов Кавказа. Моё участие в организации межэтнических союзов способствует укреплению взаимопонимания между народами. Вместе с тем в Дагестане выросло целое поколение местных профессиональных мастеров церемоний. Наши пути пересеклись на столичных площадках, посвящённых мусульманскому искусству.

— На каком языке они говорят?
— Преимущественно на русском. Востребованность русского языка особенно велика в Дагестане, где проживает множество народов с ярко выраженным этническим сознанием. Республика объединяет десятки различных национальных языков, среди которых представлены как крупные группы, так и малые народности. Русский язык – средство общения. Представителей отдельных этносов на собственных моноязычных мероприятиях зачастую вполне устраивает общение и на родном языке. У аварцев ситуация особая: внутри этого народа насчитывается свыше десяти диалектов. Бывали случаи, когда молодожены из разных аварских деревень элементарно не могли понять речь друг друга. Междиалектным языком общения служит общепринятый вариант «болмац», хотя далеко не все владеют им одинаково хорошо. Гораздо проще, когда обе стороны принадлежат одному аулу. Похожее положение дел наблюдается и у татар. Например, московские татары благодарят казанского ведущего словами: «Большое спасибо. Отдохните немного, а мы дальше сами». Затем местный ведущий подключается и ведёт мероприятие, ориентируясь на особенности местной речи, характерные для сергачевских татар. Такая же картина складывается и у уральских, сибирских татар, башкир, которым бывает сложно воспринимать произношение классических казанских татарских ведущих. Реакция слушателей следующая: «Ваш голос звучит идеально, как на канале ТНВ, но понимаем плохо».

Моя сильная сторона заключается в способности мгновенно переходить с одного языка на другой: татарский, башкирский, тюркские говоры, русский, английский и др. Знаю все татарские диалекты. Готовясь к каждому выступлению, я проявляю дотошность, устраняя любые непредвиденные обстоятельства. Обязательно уточняю, на каких языках и диалектах говорят гости мероприятия, тщательно изучаю материалы, касающиеся языковой коммуникации. Обычно иностранный язык или диалекты применяются эпизодически, например, для развлечения старшего поколения. Если что-то забылось или неизвестно, заглядываю в подготовленную памятку. Однако основным рабочим инструментом остаётся русский язык. А свадьбы на национальных языках традиционно проводятся в крупнейших татарских, башкирских, чеченских, аварских, кумыкских, ногайских, казахских, турецких, чувашских, цыганских общинах, а также в эмигрантских диаспорах из южных республик бывшего СССР. Внутри этих сообществ существуют признанные лидеры мнений, опытные координаторы и аниматоры. Современные ведущие освоили организацию безалкогольных торжеств, научились грамотно руководить процессом и привлекать публику. Некоторые пары продолжают придерживаться традиционного подхода: достаточно собраться вместе, вкусно поесть, потанцевать под музыку без привлечения специальных артистов. Почему бы и нет? Зачем тратить лишние усилия и ресурсы, если праздник проходит весело и непринуждённо?

«Многогранный Бащкортостан»

— Расскажите подробнее про Башкирию. Из этого региона читатели заходят часто и активно участвуют в обсуждениях...
— Действительно, читателей из Башкортостана много во всех татарских ресурсах, и они демонстрируют высокую активность в культурной жизни, искусстве, музыке, но пока уступают в вопросах религии. Долгое время я оставался единственным ведущим из Казани, работавшим на массовых событиях в данном регионе с многомиллионной аудиторией. Причина очевидна: я умел профессионально организовать сухие мероприятия, то есть без алкоголя, в то время как местная публика предпочитала классический формат с участием спиртного. Основной контингент региона составляют коренные мусульмане, но традиции празднования сводились исключительно к алкогольным посиделкам. Позже местные организаторы взяли на вооружение мой опыт, начав развивать аналогичные формы досуга. Приятно видеть, что республика обладает большим потенциалом для реализации альтернативных сценариев проведения мероприятий. Здесь живут одарённые музыканты, великолепные исполнители песен, танцев и прекрасные ведущие. Подтверждение тому — многочисленные знаменитости родом из Башкортостана, работающие в столице Татарстана.
Есть знаковые уфимские певцы и на московской эстраде. Артисты Предуралья регулярно приезжают выступать в Казань на концерты и свадьбы. Они освоили наш рынок. Вектор культурной миграции традиционно шёл из Уфы в Казань. Многие остались здесь жить и успешно продолжают карьеру. Сегодня артисты Башкортостана уверенно выступают и на трезвых мероприятиях. Радует тенденция распространения подобного опыта и в другие регионы, где компактно проживают татары, башкиры, ногайцы и представители других немусульманских народов. Такая позитивная динамика радует глаз. Однако замечается и некоторый откат назад. После пандемии некоторые вновь поверили в целебность алкоголя, вернувшись к старым традициям застолий. Особенно ярко это проявляется в сельской местности. До сих пор сохраняется определённая группа лиц, склонных к чрезмерному употреблению спиртного. Это лишний раз подчёркивает важность активного продвижения здорового образа жизни и полного отказа от употребления алкоголя.

 – Итак, кто из немусульман обращался к Вам за консультациями?
– Спасибо за вопрос. В первую очередь тувинские чиновники. Они стремятся внедрить трезвые мероприятия, проявлять инициативу и регулярно обращаются с вопросами. Дело в том, что в Тыве практически отсутствуют мусульманские диаспоры и общины, поддерживающие идею трезвости. Некому спросить совета, научиться. Однако тувинцы упорно продвигаются самостоятельно. Буряты и якуты, напротив, взаимодействуют с непьющими мигрантами-аварцами и таджиками, заимствуя у них положительный опыт.

– Какие регионы нуждаются в наибольшей активности трезвеннического движения?
– Мой взгляд субъективен. Людям, интересующимся данной темой, стоит заняться собственным исследованием вопроса. Согласно некоторым наблюдениям, острее всего проблема алкоголизма проявляет себя в депрессивных регионах с высокой безработицей и низким уровнем социальной поддержки. Наоборот, в богато развитых городах, процветающих деревнях и областях компактного проживания верующих мусульман родственники страдающие зависимостью оперативно приводятся к трезвой жизни посредством медицинских процедур, кодирования и ограничений потребления спиртного. Типичными примерами являются традиционные, то есть зажиточные, татарские поселения и северокавказские территории, такие как Чечня и высокогорные районы Дагестана, где уровень алкоголизации минимальный.

Также, видимо важно учитывать генетические факторы, влияющие на восприятие алкоголя организмом. Исследования подтверждают, что южные регионы, включая Грецию, Грузию, Армению, Турцию, Иран и Азербайджан, обладают лучшей способностью усваивать алкоголь благодаря повышенной активности фермента ацетальдегиддегидрогеназы. Жители этих территорий переносят алкоголь лучше большинства. Однако люди Севера и восточных евразийских стран и регионов гораздо быстрее попадают в зависимость от спиртного. Отсюда рекомендация: если Вы не относитесь к жителям средиземноморья или Закавказья, лучше избегать употребления алкоголя совсем, чтобы избежать быстрого привыкания. Не берите и каплю в рот! Даже не нюхайте.

– Вы сами употребляли?

Нет. Тогда подростками начинали выпивать. Я понял, что, если начну подростком, никогда не остановлюсь. Тому были серьёзные зримые причины. Я был активным и ответственным пионером, искренне верил всему, что говорилось по государственному телевизору. К счастью, в период моего взросления с экранов звучали призывы не только к трезвости, но и к борьбе с алкоголизмом. Поэтому я решил посвятить этому делу свою жизнь. У меня возникла идея отрезвлять людей. 

–   Какие регионы нуждаются в наибольшей активности трезвеннического движения?

Что касается личного опыта, то я считаю, что мы, представители северных татар, связанных и с кочевыми племенами, подвержены алкоголю сильнее многих южных групп. Историки, исследователи и мой собственный жизненный путь свидетельствуют, что именно среди нерелигиозных представителей моей этнической группы алкоголизм был широко распространён в XX веке и частично передался следующему поколению. А Ислам же изначально защищал нас от подобного негативного воздействия.

«Не имея дел с веществами»

— Какова ситуация с наркотиками?
— Сразу оговорюсь, что я не являюсь наркологом, моя профессиональная сфера — культура и просветительство. Однако, будучи ответственным гражданином и сторонником трезвого образа жизни, хочу выразить своё мнение. Алкоголь, увы, тоже представляет своеобразное наркотическое средство, вызывающее привыкание и требующее профессионального вмешательства врачей-наркологов. Что касается тяжёлых наркотических веществ и их производных, то лично я не столкнулся с их потребителями в реальной жизни, узнал лишь косвенно, прочитав публикации в СМИ. Ни я, ни мои близкие никогда не имели дела с подобными веществами, поскольку любое их использование незаконно.

Тем не менее, известно, что значительная доля потребляющих наркотики людей начинают свою историю с лёгкого алкоголя, такого как пиво, а впоследствии переходят на крепкие напитки, например водку. В результате возникает риск перехода к сильнодействующим психоактивным веществам. Можно утверждать, что алкоголь выступает стартовой площадкой на пути к серьёзной зависимости. Следовательно, борьба с алкоголизмом способна стать эффективным способом снижения уровня наркомании. Сокращение потребления алкоголя неизбежно приведёт к снижению спроса на другие психоактивные препараты. Вопросы относительно ситуаций в южных регионах остаются открытыми, поскольку культурные и национальные различия оказывают значительное влияние на степень проблемы.

 «Сижу в президиуме, а счастья нет»

— Какой формат преобладает сейчас у татарских свадеб — строгий европейский или шумный восточный?
— Если обобщить ситуацию, то татарский народ отличается спокойствием и рациональностью, присущими северной культуре. Однако среди зажиточных слоёв населения вошла мода подражать узбекским или арабским свадьбам, стремясь создать атмосферу холодящей роскоши, просторных залов, отдельных круглых столов и белого оформления.

— Так называемый «оперный театр», как называют это интерьерщики?
— Ну, опера всё-таки теплее! Там хотя бы присутствует темный бархат, игра красного и золотистого цветов, создаётся ощущение тепла и комфорта

 — Значит, новобрачные находятся где-то отдельно, в стороне, так?
— Именно так. Они располагаются вдалеке, пассивно наблюдая за происходящим, иногда даже засыпая. А я мечтаю вовлечь их в активное участие.

При проведении обычной пьяной свадьбы подобная ситуация не так страшен: после рюмок спиртного рано или поздно гостям становится горячо и хорошо, они контактируют и развлекаются. А вот когда они трезвые, то здесь, люди сидят холодные, с закрытой душой. Часто и уходят куда-нибудь отдохнуть, и никому особо нет дела до соседей. Мне же хотелось бы пробудить чувство единства и энергии у трезвого, тихого, индивидуального народа. Чтобы участники чувствовали себя словно на подростковом вечере, общаясь и заряжаясь эмоциями друг от друга. Я хотел бы вызвать у них радость общения и открытость. Работа с трезвым обществом требует внимания к деталям, имеющим психологическое значение. Важна каждая деталь: расположение столов, цвета помещения, общая обстановка. Я предпочитаю интимную обстановку небольшого зала и общего стола. Простота атмосферы прекрасно подходит для традиций татарской свадьбы.

Впрочем, если заказчик располагает средствами и его гости настоящие индивидуалисты, желающие сохранить дистанцию, я предлагаю особый сценарий для огромных помещений. Если хочешь добиться ощущения сплочённости и радости в большом пространстве, при не контактирующих гостях, то придется вложиться в артистов и спецэффекты. Любые согревающие решения возможны, главное — заплатить.

Сегодня тенденции мирового масштаба указывают на постепенный переход к камерным европейским формам празднований. Горожане  выбирают именно такой стиль. Однако наше общество включает и переселенцев из Азии, несущих свои традиции, включая пышные свадебные обычаи. Такой яркий и насыщенный праздник способен укрепить национальную идентичность малых народов. Отличный пример — сохранение культуры двумя народами: турками-месхетинцами и крымскими татарами. Разлучённые и рассеянные, они собирались вместе исключительно ради свадеб, сохраняя таким образом родные языки, традиции и танцы. Подобное произошло и с татарами Узбекистана: глядя на соседей-узбеков, они проводили грандиозные свадьбы, сохранив собственную идентичность и национальный колорит. Только благодаря подобным событиям сохранялись важные элементы национальной кухни и культуры, такие как блюдо бухарская калява – мелкий чак-чак, забытое в Татарстане вплоть до 90-х годов.

«Истоки помогают»

Отзыв; Трапеза стала настоящей феерией эмоций, ведь вечер вёл легендарный мастер своего дела, непревзойденный тамада, краевед Гамиль Нур! Именно он устроил путешествие во времени, вернул нас в молодость и детство. Торжество украсил знаменитый шоумен, весёлый и мудрый одновременно — Гамиль абый, сделавший праздник ярким событием для всех присутствующих.
 
Стремление вернуться к истокам помогает людям осознать ценность традиций. В период экономической нестабильности акцент смещается от показухи к сохранению семейных ценностей. Просто заключение брака (никах) само по себе превращается в значимое событие, имеющее глубокий смысл и соответствующий контекст. И это полезно для сохранения национального наследия: появляется возможность увидеть рядом родных и близких, вкусить национальную кухню, услышать традиционные мелодии.

Ещё недавно, когда цены на нефть били рекорды, возникла обратная тенденция: стремление продемонстрировать богатство и статус превалировало над уважением традиций. Понторезы тратили колоссальные суммы на ненужные представления и зрелища, забывая о главном. Кредитовались даже семьи с небольшим достатком, лишь бы соответствовать ожиданиям окружения.

— Насколько распространены среди татар браки между представителями разных социальных уровней?
— Довольно часто. Классовых барьеров среди татар почти нет, особенно в городских агломерациях. Богатые родители готовы принять мезальянс, считая важным не столько финансовое состояние партнёра, сколько принадлежность к одной нации или схожие моральные ценности. Один родитель из Москвы выразил мысль следующим образом: «Наш ребёнок влюблён в простого рабочего. Ничего страшного, миллионы долларов не спасут ребёнка от одиночества, да и подходящего претендента из соплеменников мы вряд ли найдем». Порой в истории любви знатных особ случается встретить супругу из простой семьи, и это нормально.
Из трёх принцев у одного жена — Золушка, что тут поделаешь...
В ситуациях социального несоответствия не рекомендуется выбирать шикарные заведения для праздника. Богатые и бедные родственники обязаны оплатить скромную свадебную церемонию в удобном формате для менее обеспеченных гостей. Вместо пышных торжеств я бы рекомендовал состоятельным родителям направить средства на действительно полезные вещи для молодых, например, вложив деньги в покупку жилья или на учебу, на развитие бизнеса.

— Большое количество межнациональных браков наблюдается среди татар?
— Более чем достаточное. Половина всех браков татар межнациональные. Молодёжь выросла в смешанных семьях, где сочетаются татарские, русские и другие корни. Число межнациональных союзов в российских городах значительно превосходит показатели западных стран. Татарские семьи давно привыкли к общим правилам, отвыкли от раздельного проживания в этнических махалля. Сегодня для татарина жениться на женщине другой национальности и конфессии - обычное дело.

— Какую культуру чаще выбирают супруги?
— Раньше, до 2010-х годов, доминировала ориентация на татарскую идентичность. Жёны обычно принимали религию мужа — Ислам. Сейчас, вроде, приоритеты изменились.

— Ваше личное отношение к межнациональным бракам?
— С уважением отношусь. Сам я интернационалист. Мои лучшие друзья — это многоязычная смешанная семья. Участвовал в их свадьбе в 1993 году и продолжаю дружить с ними по сей день. Дружба культур для меня естественно. Рос в интернациональной среде, играл главные роли в театральных постановках как на русском, так и на татарском языках, возглавлял многонациональный класс. Стремился освоить языки своих друзей. Идея многоязычия близка мне. Отец и дед свободно говорили на трёх языках: татарском, русском, удмуртском, знали базовые элементы марийского. Прекрасно, если бы дети сегодняшних поколений свободно владели несколькими языками, соответствующими культурам родителей. Собственное мнение держу при себе, так как понимаю, что личные взгляды супругов — это их внутреннее дело. Я реалист и принимаю действительность такой, какая она есть. Навязывание чужих взглядов в такой тонкой области недопустимо.

«Любовниц не легитимирую»

— Часто ли Ваши подопечные сталкиваются с разводами?
— Конечно, хотелось бы похвалиться полным отсутствием разводов среди своих участников, но это невозможно. Случаи развода происходят. Одна из основных причин — недостаточная проверка психологической совместимости будущих супругов. Посещение квалифицированного психолога помогло бы избежать множества конфликтов. Однако среди моих подопечных, состоящих главным образом из верующих и благочестивых людей, разводы встречаются значительно реже — примерно в пять раз. Остальные категории пар склонны к разводам намного чаще. Организаторам свадеб не ставят задачи помогать в коррекции отношений, изменении культурных установок молодожёнов и укреплении семейных связей. Цель организатора — получить гонорар, типа быстро и эффектно провести запланированную программу, обеспечив яркие эмоции участникам.

 — А если мужчина официально объявляет намерение заключить второй никах, поставив в известность всех, включая первую жену?
— Теоретически я мог бы согласиться провести подобное мероприятие. Но на практике это едва ли осуществимо. Ведь в таком случае родственники второй невесты узнают, что она выходит замуж второй женой. Обычно в таких ситуациях церемония ограничивается самим никахом, а официальную свадьбу не устраивают. Ведь тяжело придётся не только первой жене, но и второй. Родственники последней просто откажутся прийти на подобное торжество.
Однажды я вёл свадьбу дочери имама из деревни Кукморского района. Кто-то пошутил, напомнив, что мусульманам дозволяется многоженство. Присутствующие арабы согласились с этим утверждением. Тогда сам имам добавил: «Верно сказано, но пророк подразумевал исключения лишь для немногих людей, испытывающих повышенную потребность в близости. Мы же, татары, — цивилизованный народ, умеющий контролировать свои желания. Второму браку нет нужды существовать». Такая позиция кажется достойной уважения. Ведь на свадьбах мы призваны пропагандировать искреннюю, нежную и прочную любовь, которую хранят до конца жизни. Недостойно выступать посредником между партнёрами, планирующими полигамию или быстрый развод. Независимо от вероисповедания, на любых свадьбах декларируется классический подход к отношениям — супружеская верность одному человеку на протяжении всей жизни. Допустим, романтичность чувства «любовь до гроба» уходит в прошлое, заменяясь новыми формами взаимоотношений. Но никак не принято провозглашать на свадьбе свободу выбора партнёров и легкость разрыва уз. Никаких призывов к быстрому расторжению брака на свадьбах нет и не появится. Все организаторы придерживаются принципа возвышенной моногамии — существования единственной привязанности к одному избраннику. Не хочется быть аферистом, хочу оставаться последовательным в своих словах и действиях.

— Как молодожёны обычно находят вас?
— Чаще всего через соцсети, особенно сегодня «ВКонтакте». Пользователи используют поисковики, чтобы получить рекомендации и советы по подготовке к свадьбе. Ищут нужную информацию, обнаруживают мои страницы, звонят или читают опубликованные статьи. Информация доступна повсеместно, легко находят, легко выходят на связь. Также много сайтов-агрегаторов, справочников, не моих, где много текста написанных нейросетью. Теперь и кроме меня много виртуальных авторов, консультантов. 

По материалам: Рустема Шакирова, «Реальное время», «Вверх».

Темы и тэги, которые могут быть интересны: счастье радость Гамил супер тамада Иран Палестина ислам коран сунна напоминание иман религия дагестан намаз мусульмане сунна пророка мусульманка чечня мечеть хиджаб истина мухаммад ихсан рамадан рамазан пост разговение фидья фидия фитр закят закот фитер ураза гаит праздник курбан ингушетия кавказ хадисы аят мусульманин махачкала азан иман сура медина умма мирзоев рахмонов минниханов эрдоган турция душанбе таджикистан бишкек алтайбаев платья исламские видео религия картинки махар махер никах ислам и секс кчр одежда магазин истина жизнь чечня намаз мусульмане ингушетия риба банк деньги финансы богатство богатый жених невеста свадьба туй напоминание москва грозный мусульманка мечеть хиджаб хадисы хадис россия мусульманин мекка рамадан умма мухаммад хадж аварцы чеченцы адыгея сочи краснодар халяль еда рецепты маркет уфа заработок мясо кафе работа деньги бизнес торты астана отель самара отдых экспо работа туризм астрахань новости халал татар татары татарстан татарский казань татарка казан радио тв малай вайн татарочки татарские язык я татарин москвы эстрада татария  пенза самары татарочки елюзань белозерье татарки лямбря поймут хабиб нурмагомедов мюрид суфи суфий тарикат челябинск новосибирск екатеринбург омск питер ростов одежда воронеж красноярск волгоград любовь мода пермь саратов владивосток мужская палестина ихрасил ливан газа хамас хезболла западный берег иордана иерусалим туризм путешествие море дубай египет шарджа челны нижнекамск казахстан нива осень альметьевск башкортостан аксессуары дети лаишево хмао татарстан24 фото почта подпискаалматы астана правда набережные челны бирск баймак сибай казах казахи токаев намаз нурсултан тараз поймут атырау актау назарбаев караганда актобе токаев алматы бисмиллях
каспийск костанай снг ссср ташкент бухара самарканд баку мусульмане фильмы прикол узбеки туркмены ашхабад калмыкия бурятия байкал тюмень томск интернациональная петропавловск футбол фильм караганда актау атырау павлодар актобе красота тараз семей костанай уральск маникюр ногти наращивание хна красота красивая казахстанский дизайнеры ташкент узбекистан авиабилеты самарканд навои бухара путешествие техника бишкек верный китай уйгуры туры хива
оптом мода одесса доставка беларусь душанбе киргизия кыргызыстан бишкек фергана ош андижан исфара ходжанд афганистан индия африка америка палестина израиль газа иерусалим джидда медина каир алжир тунис марокко танец живота спорт песни музыка тексты скачать нашид нашиды мунаджат счастье семья брак сваха знакомства знакомство анкета фото фотография видео дружба женитьба замуж любовь иностранец араб турок иран иранец еврей русский фин француз англия лондон америка париж франция берлин германия курган тверь мурманск учитель коран уроки медресе мечеть университет теология кфу пфу кгу врач доктор медицина лечение болезнь рождение смерть жизнь дом сад огород строительство квартира недвижимость читать книга ботокс пластика операция губы сделать стоматология зубы пластическая хирургия обрезание ковид простуда фитнесс похудение еда кухня  туризм гид экскурсовод экскурсии Булгар Болгар Свияжск Казанская икона РПЦ церковь Кремль Баумана гостиница кухня кыстыбый бугульма балиш беляш бялиш треугольники татарские губадия чак-чак баурсак бавырсак токмач татарская лапша азу кухня ресторан танцы песни мунаджат нашид брайлобщество инвалидов слепых глухих врг вос  нашиды свадьба тамада ведущий халяльный туй никах свадьба знакомства сваха чай душица кофе бальзам здоровье волга путешествие тур в дмое татарского бая гостеприимный банкет кейтеринг шоу программа концерт фольклор  сабан туй сабантуй навруз аид курбан дизайн дизайнер оформление супер тамада диктор певец певица тямаев элвин грей салават фатхутдинов бадретдинова  товары бизнес экономика политика лнр днр харьков киев украина берлин германия сша вашингтон москва сво владимир путин трамп дональд пекин китай северная южная корея вьетнам русские русская новороссийск новороссия запорожье аэс днепр молдова днестр европа америка брюссель илон маск вконтакте телеграм тикток донецк сума круск брянск белгород сирия иран саудия хадж мекка медина  вариант варианты торжеств работ стилей ВИП Премиум Люкс Делюкс формат Большая Татарская Русско-татарская Интернациональная Никах плюс регистрация плюс Выездная регистрация плюс Башкирская мишарская без водки Безалькогольная Трезвая Кызыл Ретро нижегородских Кавказская Чувашская Удмуртская Марийская Немецкая Английская Польская Армянская Цыганская Восточная Турецкая Узбекская Казахская Таджикская Азербайджанская Арабская Домашняя дома квартира коттедж мечеть Маленькая Скромная Экономная Юбилей Абсолютный Легкий шариат Маленький Большой Никах мечеть кафе ресторан Сабан туй Интеллектуальное шоу Навруз Рамазан байрам Ифтар Вечер памяти Промоушен-акция Рекламная компания Имидж политика PR Микшинг фокусник мыльные пузыри официант-шоу танцоры ГАИ-шоу ансамбли шоколадный лимонадный фонтан чайный стол фото-уголок музейный уголок семьи кэнди бар бармен-шоу лимонады соки барный стол фуршет леди-фуршет мистер-фуршет чак-чак шоу татарские игры танцы дискотека цвето-музыка аппаратура ди-джей баянист курай гитара скрипка пианино рояль саз дутар ударные саксафон девушка-гармонистка угадай мелодию флеш-мобы караоке лимузин белый джип оформление арка боньбоньерки выездная регистрация регистратор распорядитель шев-повар торт кап-кейки маффины выездной повар официанты имам Ведущий Данир Сабиров Фирдус Тямаев Тамада Гамиль Нур Певица Гузель Уразова Ильдар Хакимов Ведущий Фаниль Вакказов работаем Уфа Стерлитамак Салават Нефтекамск Октябрьский Белорецк Ишимбай Туймазы Сибай Кумертау Мелеуз Белебей Бирск Учалы Благовещенск Дюртюли Янаул Давлеканово Агидель Баймак Межгорье Буздяк Авдон Альшеевский Раевка Толбазы Старлетамак Старлебаш Красноуфимск Барда Пермь Екатеринбург Челябинск Аргаяш Миасс Тюмень Омск Томск Троицк Соль-Илецк Самара Оренбург Саракташ Камышла Кулатка Ульяновск Пенза Уфа Черниковка Зубровка Дема Мияка Борай Татишли Балтачево певец певица башкортостан башкирия ЗАГС женитьба повар ресторан выездная регистратор регистрация оформление корпоратив музыка певец эстрада песня имам безалкогольная никах баян тальян гармонист музыкант саксофон мусульманская фотограф видеограф фото тамада halal халяль казань москва кузнецк Похвистнево Алькино Челны Ижевск Тобольск

 


Смотреть комментарии

avatar
0
2 redaktor
Браво
avatar
0
1 redaktor
Спсб.

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Нельзя просить то, что незаконно и невозможно ни с точки зрения разума, ни с точки зрения законов жизни (физики), ни с точки зрения того, что запрещено канонами Ислама.Известно, что, если происходит остановка сердца, то клетки мозга сразу не разру...


Нельзя просить то, что незаконно и невозможно ни с точки зрения разума, ни с точки зрения законов жизни (физики), ни с точки зрения того, что запрещено канонами Ислама.Известно, что, если происходит остановка сердца, то клетки мозга сразу не разру...


Нельзя просить то, что незаконно и невозможно ни с точки зрения разума, ни с точки зрения законов жизни (физики), ни с точки зрения того, что запрещено канонами Ислама.Известно, что, если происходит остановка сердца, то клетки мозга сразу не разру...


Нельзя просить то, что незаконно и невозможно ни с точки зрения разума, ни с точки зрения законов жизни (физики), ни с точки зрения того, что запрещено канонами Ислама.Известно, что, если происходит остановка сердца, то клетки мозга сразу не разру...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1554

Выбор редакции
Выбор редакции

Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2025 ИА "Инфо-Ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат ИА "Инфо-Ислам". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 16+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф