Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, тот (из вас), кто переживет (меня), станет свидетелем многих раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путем, ни в чем не отступая от этого и полностью избегая новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!»
СА’ИД БИН ‘АБДУЛЛАХ АЛЬ-ГАМИДИ
ХАЛИД БИН СУЛЕЙМАН АЛЬ-ХУСЕЙНАН
ПРАВЕДНЫЕ
ХАЛИФЫ
Краткий исторический очерк
перевод: Владимир (Абдалла) Нирша
МОСКВА 2005
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, тот (из вас), кто переживет (меня), станет свидетелем многих раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путем, ни в чем не отступая от этого и полностью избегая новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!»
(Абу Дауд; ат-Тирмизи)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир лучшему из Его созданий, господину первых и последних, нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
После кончины пророка, мир ему и благословение Аллаха, носителями знамени ислама стали праведные халифы: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али, да будет доволен всеми им Аллах. Эти люди служили для других прекрасными примерами искренности, честности и благочестия. Во время их правления мусульманам удалось покончить с явлением вероотступничества в Аравии и осуществить многочисленные завоевания. В результате за 30 лет исламское государство расширилось и стало занимать огромную территорию от Туркестана на востоке до половины Северной Африки на западе и от Малой Азии на севере до пределов Нубии на юге. Мусульмане обращались с жителями завоёванных ими стран согласно установлениям своей религии единобожия, проявляя по отношению к ним справедливость и терпимость. Они избавили их от угнетения прежних правителей и обеспечили всем им личную безопасность, свободу вероисповедания и сохранность имущества, которым владели эти люди. Благодаря такому отношению многие из них вскоре приняли ислам и выучили арабский язык, на котором зафиксированы великие заповеди этой религии.
В предлагаемом вниманию читателя кратком историческом обзоре жизни и деятельности четырёх праведных халифов, да будет доволен всеми им Аллах, приводятся сведения о происхождении каждого халифа, годе его рождения и принятия ислама, о его достоинствах, образе правления и важнейших свершениях. Каждая тема завершается вопросами по пройденному материалу.
Молим Аллаха Всевышнего о том, чтобы этот обзор пошёл на пользу учащимся, и о том, чтобы наш труд был посвящён только Аллаху Всевышнему, Слышащему, Близкому и Отвечающему на мольбы.
Составители
АБУ БАКР АС-СИДДИК,да будет доволен им Аллах(11 – 13 гг. х.[1]/632 – 634 гг.)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РОЖДЕНИЕ
Имя Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, − ‘Абдуллах бин ‘Усман бин ‘Амир бин ‘Амр Ибн Ка‘б бин Са‘д бин Тайм бин Мурра. Мура был также и предком пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в шестом колене. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, назвал Абу Бакра “Сиддик” (правдивейший) после ночного путешествия и вознесения, когда тот поверил тому, что говорил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, тогда как многобожники объявили его слова ложью.
Сообщается, что после того как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был перенесён ночью к Отдалённейшей Мечети (аль-Масджид аль-Акса[2]), люди стали говорить об этом. Некоторые из тех, кто уверовал в пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и верил его словам, отступились от веры, явились к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, и сказали: «Веришь ли ты утверждениям твоего друга о том, что ночью его перенесли в Иерусалим?» (Абу Бакр) спросил: «А он говорит так?» Они ответили: «Да». (На это Абу Бакр) сказал: «Если он сказал так, значит, так оно и есть». (Эти люди) спросили: «И ты веришь, что за одну ночь он добрался до Иерусалима и вернулся до наступления утра?!» (В ответ им Абу Бакр) сказал: «Да, более того, я верю ему и в том, что больше этого! Я верю вестям с небес, (которые он приносит) утром и вечером». Вот почему Абу Бакр получил прозвище “Сиддик”.[3]
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, родился в Мекке на два года позже посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и вырос в этом городе.
ИСЛАМ АБУ БАКРА И НЕКОТОРЫЕ ЭПИЗОДЫ ЕГО ЖИЗНИ
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сразу же откликнувшийся на призыв посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, считается первым из мужчин, кто принял ислам. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, упоминал о том, что когда Аллах направил его к людям, те посчитали его слов ложью, а Абу Бакр поверил ему. Сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, Аллах послал меня, и вы сказали: “Ты лжёшь!” − а Абу Бакр сказал: “Он говорит правду!” − и он поддерживал меня и (не жалел) для меня своих денег!» (А потом пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) дважды (сказал): «Не прекратите ли вы обижать моего сподвижника?!»[4]
Абу Бакр сопровождал пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, во время его переселения в Медину, о чём был ниспослан следующий айат: «Если вы и не поможете ему, то Аллах уже оказал ему помощь, когда изгнали его те, кто не уверовал. (Будучи) одним из двоих пещере, он сказал своему спутнику: “Не печалься, (ибо,) поистине, Аллах с нами!” Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие (от) Себя, и подержал его воинами, которых вы не видели, и сделал слово тех, кто не уверовал, нижайшим, высшим же является Слово Аллаха; Аллах − Всемогущий, Мудрый».[5]
Абу Бакр, который постоянно поддерживал общение с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, торговал одеждой. К тому времени, когда он принял ислам, его капитал составлял сорок тысяч дирхемов[6], и все эти деньги он потратил на дело исламского призыва, уделяя особое внимание освобождению рабов из числа мусульман. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, который имел возможность распоряжаться деньгами Абу Бакра, как своими собственными, сказал о пользе этого для ислама так: «Ничьи деньги не принесли мне столько пользы, сколько деньги Абу Бакра».[7] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, порадовал его вестью о рае, приказал не оставлять в мечети незапертых дверей, кроме дверки Абу Бакра, велел ему руководить общими молитвами во время своей болезни, советовался с Абу Бакром и породнился с ним, взяв в жёны его дочь ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах.
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА И ДОСТОИНСТВА АБУ БАКРА
Внешний вид
Дочь Абу Бакра ‘Аиша, да будет доволен Аллах ими обоими, описывала его следующим образом: «Он был белокож, худ лицом и телом и сутул. У него были глубоко посаженные глаза, выпуклый лоб и редкая борода на щеках, а на пальцах не было волос».
Нравственные качества
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, часто вздыхал, отличался большой стыдливостью и благочестием, был требователен по отношению к родственникам и хранил свою честь и достоинство. Нет никаких указаний на то, что он когда-нибудь поклонялся идолам, но есть множество свидетельств его благонравия.
Все сунниты едины во мнении о том, что достойнейшим из людей после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был Абу Бакр, затем − ‘Умар, затем − ‘Усман, а затем − ‘Али, да будет доволен ими Аллах. Абу Бакр был мудрым человеком, мудрость и самообладание которого особенно ярко проявились в его поведении, когда мусульманская община была поражена известием о кончине пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Кроме того, сила его личности и политический опыт нашли достойное применение на встрече под навесом рода бану са‘ида. После избрания халифом Абу Бакр держался крайне скромно и отличался воздержанностью. Обращаясь к людям, принёсшим ему присягу, он, в частности, сказал: «Я получил власть над вами, не являясь лучшим из вас». Несмотря на прекрасное знание Корана и сунны[8], глубокое понимание целей и установлений шариата[9] и тот факт, что Абу Бакр сам выносил фетвы, он часто обращался за советом к другим сподвижникам. Обычно Абу Бакр склонялся к проявлению милосердия, примером чего может служить то, что он посоветовал не казнить курайшитов, взятых в плен во время битвы при Бадре, а принять от них выкуп.
ПРИСЯГА АБУ БАКРУ,да будет доволен им Аллах
После смерти пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, ансары[10] собрались под навесом рода бану са‘ида для того, чтобы выбрать халифа из своей среды. На это встрече присутствовало и несколько мухаджиров[11], в том числе Абу Бакр, ‘Умар бин аль-Хаттаб и Абу ‘Убайда ‘Амир бин аль-Джаррах, да будет доволен ими Аллах. Взяв слово, Абу Бакр отметил достоинства ансаров и сказал: «Я бы хотел, чтобы вы избрали одного из этих двоих, так принесите же присягу тому из них, кому пожелаете», после чего взял за руки ‘Умара бин аль-Хаттаба и Абу ‘Убайду бин аль-Джарраха. Тогда ‘Умар сказал: «О ансары, разве вы не знает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел Абу Бакру проводить молитвы с людьми? Так кто же из вас согласится занять место выше Абу Бакра?» В ответ на это ансары сказали: «Мы прибегаем к защите Аллаха от того, чтобы желать этого!» Таким образом, напомнив людям о том, что во время своей болезни пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, велел Абу Бакру проводить молитвы с людьми, ‘Умар бин аль-Хаттаб использовал это в качестве доказательства преимущественного права Абу Бакра на то, чтобы стать халифом. Затем ‘Умар попросил Абу Бакра протянуть руку, чтобы принести ему присягу. Потом он принёс присягу, и его примеру последовали мухаджиры и ансары, ни один из которых не отказался от этого после того, как ‘Умар указал им на преимущества Абу Бакра перед другими сподвижниками, и все они поклялись ему в верности. На следующий день Абу Бакр поднялся на минбар[12] в мечети, и присягу ему принесли все остальные.
МЕТОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АБУ БАКРА
О том, какими будут методы его правления, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, объявил в краткой речи, с которой он обратился к людям в мечети посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Восславив и возблагодарив Аллаха, он сказал: «Я получил власть над вами, не являясь лучшим из вас. Если я буду действовать правильно, оказывайте мне помощь, а если поступлю неверно, поправьте меня. Правдивость проявляется в верности, а ложь есть вероломство. Каждый слабый из вас будет для меня сильным, пока я, с соизволения Аллаха, не верну слабому то, что причитается ему по праву, а каждый сильный из вас будет для меня слабым, пока я, с соизволения Аллаха, не возьму с него должное. Если люди откажутся от джихада[13] на пути Аллаха, Он непременно оставит их без помощи, и если разврат получит распространение среди людей, Аллах непременно поразит бедствием их всех. Повинуйтесь мне, пока сам я буду повиноваться Аллаху и Его посланнику, если же я ослушаюсь Аллаха и Его посланника, вы будете вправе не повиноваться мне».
В этой речи Абу Бакр изложил основные направления своей политики, которые сводились к следующему:
1. Он приравнял себя ко всем остальным людям, заявив, что на него распространяется действие тех же законов, что и на них.
2. Он заявил, что будет придерживаться принципа взаимодействия на основе справедливости.
3. Он призвал придерживаться правдивости и объявить войну лжи.
4. Он заявил о необходимости подавления притеснителей и проявления справедливости по отношению к притесняемым.
5. Он призвал к джихаду на пути Аллаха.
6. Он призвал людей препятствовать распространению разврата в обществе.
7. Он призвал людей подчиняться ему лишь до тех пор, пока сам он не будет нарушать заповеди Аллаха.
ДЕЛА АБУ БАКРА
Абу Бакр совершил великие дела и добился осуществления многих важных целей. Дни его жизни были полны благими делами, однако правил он только два года и три месяца. Ниже перечислены важнейшие из его дел:
1. Незадолго до своей кончины посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, подготовил к походу на Муту войско, во главе которого поставил Усаму бин Зайда, да будет доволен им Аллах. Усама получил приказ двигаться к границам Шама[14] и стал лагерем в аль-Джурфе, где к нему присоединились виднейшие сподвижники, среди которых был и ‘Умар бин пль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах. Однако это войско не покидало Медину из-за болезни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и оставалось в своём лагере вплоть до его кончины и прихода к власти Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. Когда до Медины дошли известия о первых проявлениях вероотступничества, Усама посчитал, что необходимо выжидать, пока положение не прояснится, особенно с учётом того, что с ним находились многие авторитетные лица. Однако Абу Бакр, настаивавший на том, что Усама должен идти туда, куда ему было велено, отверг все предложения и сказал: «Лучшим началом для меня станет выполнение веления посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и пусть лучше меня унесут птицы, чем я не выполню его!» После этого он попросил Усаму оставить ему ‘Умара. Усама позволил ‘Умару остаться, после чего двинулся в путь.
Усама направился к границам Шама. Во время этого похода он разгромил вероотступников из племени куда‘а, которые бежал в Думат аль-Джандаль, Усама же продолжал поход, пока не дошёл до окрестностей Муты. Там он успешно выполнил свою задачу и через 40 дней благополучно вернулся обратно с добычей.
2. Военные действия против вероотступников
Вести о вероотступничестве дошли до столицы исламского государства (Медины). Вероотступники подразделялись на три группы. В первую входили те, кто вернулся к идолопоклонству. Во вторую входили люди, которые последовали за теми, кто выдавал себя за пророков. К третьей относились те, кто продолжал исповедовать ислам, но отрицал обязательность закята[15], утверждая, что обязательным он был только при жизни пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
Для переговоров с халифом представители третьей группы направили в Медину делегацию, члены которой остановились у всех влиятельных сподвижников, за исключением аль-‘Аббаса бин ‘Абд аль-Мутталиба, да будет доволен им Аллах. Некоторые из этих сподвижников, в том числе ‘Умар бин аль-Хаттаб, Абу ‘Убайда бин аль-Джаррах, вольноотпущенник Абу Хузайфы Салим и другие, согласились с предложениями посланцев и стали обсуждать этот вопрос с Абу Бакром. Однако Абу Бакр не принял их предложения и произнёс получившие широкую известность слова: «Клянусь Аллахом, даже если они откажутся отдать мне верблюжьи путы, которые они обычно отдавали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я непременно стану сражаться с ними и из-за (этих пут)!»
В “Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, в котором сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умер и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, стал (халифом), а некоторые из арабов вернулись к неверию, ‘Умар, да будет доволен им Аллах, спросил (Абу Бакра): «Как же ты можешь сражаться с этими людьми?![16] Ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Мне было велено сражаться с этими людьми[17], пока они не скажут: “Нет бога, кроме Аллаха”, а кто произнесёт (эти слова, тем самым) защитит от меня своё имущество и свою жизнь, если только (не совершит ничего такого, за что его можно будет лишить имущества или жизни) по праву[18], и тогда (лишь) Аллах произведёт с ним расчёт”!» (В ответ на это Абу Бакр, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет молитву от закята,[19] ведь закят с имущества брать обязательно! И, клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы козочку, которую отдавали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я стану сражаться с ними из-за этого!»
Таково было мнение Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, рассматривавшего ислам как единое и неделимое целое, в силу чего он не считал возможным делать различия между теми или иным религиозными обязанностями. Закят является важнейшим элементом исламской экономической системы, одним из столпов ислама и одним из видов поклонения. Эту религию нельзя исповедовать частично, выполняя лишь некоторые из её установлений и не заботясь о других. Однако отдельные сподвижники посчитали, что в данном случае лучше проявить мягкость. ‘Умар сказал: «О халиф, добивайся расположения этих людей и прояви по отношению к ним доброту!» На это Абу Бакр ответил: «Я надеялся на твою помощь, а ты пришёл, чтобы оставить меня без поддержки! Неужели тот, кто во времена джахилийи[20] был могуч, стал слабым в исламе? Откровения свыше прекратились, ибо эта религия стала совершенной, так неужели же она уменьшится, пока я жив?! Разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не сказал, что исповедовать ислам можно только благодаря выполнению того, чего требует свидетельство? Свидетельство же требует совершения молитвы и выплаты закята, и, клянусь Аллахом, даже если все люди покинут меня, я буду сражаться с ними сам!»
После этого Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал всем вероотступникам общее послание и разослал его во все концы Аравии с посланцами, за которыми следовали войска. Эти посланцы должны были прочесть его послание людям, чтобы дать им возможность вернуться к истине, обдумать сложившееся положение и выполнить свой долг перед Аллахом, прежде чем начнутся военные действия и дело дойдёт до кровопролития.
В результате произошло несколько столкновений между отрядами мусульман и вероотступниками, а также лжепророками. Мусульмане не жалели сил, ведя эти боевые действия, и их вера проявилась наилучшим образом. Не прошло и года, как им удалось полностью остановить распространение смуты и вернуть вероотступников в лоно религии, которую принёс им посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
3. Собирание священного Корана
Мысль о необходимости собирания Корана пришла в голову ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. В “Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, в котором сообщается, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: «После истребления вероотступников из Йамамы[21] Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, послал за мной, (когда же я пришёл к нему,) оказалось, что у него находится ‘Умар бин аль-Хаттаб. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «‘Умар пришёл ко мне и сказал: “Для чтецов Корана[22] бой в Йамаме был трудным. Я опасаюсь, что чтецы станут погибать и в других сражениях, вследствие чего многое из Корана будет утрачено, и считаю, что ты должен велеть собрать Коран воедино”, и ‘Умар повторял мне это, пока Аллах не вразумил меня, и я согласился с его мнением».
После этого Абу Бакр отдал приказ Зайду, и тот стал собирать Коран, (переписывая то, что было записано) на голых пальмовых ветвях и плоских белых камнях, и записывая то, что запомнили наизусть люди
4. Мусульманские завоевания
После того как власть Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, упрочилась, мятежи вероотступников были подавлены и все дела пришли в порядок, Абу Бакр занялся тем, что является высшей целью ислама, то есть возвышением свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад − посланник Аллаха, и выведением людей с помощью этого свидетельства из мрака к свету. Настало время распространения исламского призыва за пределами Аравийского полуострова.
При жизни Абу Бакра мусульманские завоевания велись на двух направлениях. Первым было восточное направление, где мусульманам противостоял Иран. После того как Халид бин аль-Валид закончил сражаться с вероотступниками, Абу Бакр направил войско под его командованием в Ирак для сражений с персами, которые отвергли исламский призыв. Первым было сражение при Казиме. Персы потерпели поражение, их командующий погиб, а мусульмане захватили богатую добычу. После этого мусульмане одержали победы в нескольких других битвах, после чего в результате боевых действий или мирных переговоров подчинили себе большинство районов страны к западу от Евфрата, сделав центром завоёванных земель Хиру.
В месяце сафар Вторым было северное направление, где мусульмане сражались с византийцами. Абу Бакр послал в Шам войско под командованием Халида бин Са‘ида бин аль-‘Аса, который разбил лагерь в Тайме и встретился с византийцами, после чего отправил Абу Бакру послание с просьбой о помощи. В ответ на это Абу Бакр снарядил четыре отряда. Первый, которым командовал ‘Амр бин аль-‘Ас, был направлен в Палестину; второй отряд под командованием Шурахбиля бин Хасана был направлен в Иорданию; третий под командованием Йазида бин Абу Суфйана был направлен в Балку, а четвёртый под командованием Абу ‘Убайды бин аль-Джарраха был направлен в Химс.
Отряды мусульман достигли Шама и Палестины в начале 13 г. х. Сначала дело ограничилось мелкими стычками, за которыми последовали крупные сражения и великие завоевания.
Сражение при Аджнадайне (13 г. х.)
После первых стычек мусульман с византийцами император Византии Ираклий собрал для сражения с ними большую армию.
Мусульмане обратились за помощью к Абу Бакру, который велел Халиду бин аль-Валиду, да будет доволен Аллах ими обоими, выступить из Ирака с частью войск. Халид бин аль-Валид удивительно быстро пересёк пустыню и соединился с силами мусульман в Шаме. Он взял на себя общее командование и провёл прекрасную реорганизацию войска, после чего все мусульманские отряды двинулись на соединение с ‘Амром бин аль-‘Асом, который противостоял крупным силам византийцев в месте под название Аджнадайн на территории Палестины. После этого началась битва, в которой византийцы потерпели крупное поражение.
Сражении при Мардж ас-Суффар (13 г. х.)
Это сражение с византийскими войсками, которые пришли из расположенного на севере Химса произошло к югу от Дамаска. Халид и Абу ‘Убайда находились за рядами воинов и вместе с ними двигались навстречу посланной Ираклием армии. У византийцев было достаточно сил, чтобы спасти гарнизон осаждённого мусульманами Дамаска. Мусульмане были вынуждены выступить навстречу византийцам, численность которых достигала 10 000 человек. Мусульмане встретились с ними на равнине Мардж ас-Суффар, и когда Халид бин аль-Валид увидел противника, он поспешил построить свои войска так же, как и в день битвы при Аджнадайне. После этого началось сражение, в котором византийцы потерпели поражение. Многие из них погибли, а остальные разбежались, мусульмане же захватили их лагерь.
БОЛЕЗНЬ И КОНЧИНА АБУ БАКРА,да будет доволен им Аллах
Абу Бакр заболел после купания в холодный день. У него началась горячка, продолжавшаяся 15 дней, в течение которых он не выходил на общую молитву и приказывал проводить молитвы с людьми ‘Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен Аллах ими обоими. Всё это время, которое он провёл дома, люди навещали его, а ‘Усман, да будет доволен им Аллах, вообще не покидал Абу Бакра, пока тот болел.
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, скончался в ночь на вторник за восемь дней до завершения месяца джумада аль-ахира 13 г. х. Его правление продолжалось 2 года 3 месяца и 10 дней.
Согласно завещанию Абу Бакра обмыть его тело должна была его жена Асма бинт ‘Умайс. По одним сведениям, его тело было завёрнуто в два савана, а по другим − в три. Заупокойную молитву по нему прочитал ‘Умар бин аль-Хаттаб, после чего Абу Бакра похоронили рядом с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует. Да будет доволен Аллах Абу Бакром и да воздаст Он ему наилучшим воздаянием!
ВОПРОСЫ
1. Расскажите о происхождении Абу Бакра и о том, почему его стали называть “ас-Сиддик”.
2. Кто являлся общим предком пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и Абу Бакра?
3. Где и когда родился Абу Бакр?
4. Расскажите о том, как он принял ислам.
5. Расскажите о том, как выглядел Абу Бакр.
6. Кто из людей после пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, является наиболее достойным?
7. Расскажите, как Абу Бакр стал халифом.
8. Каковы были методы правления Абу Бакра.
9. Расскажите об основных направлениях его политики.
10. Абу Бакр совершил много великих дел. Приведите два примера.
11. Кто посоветовал Абу Бакру заняться собиранием Корана?
12. Кто участвовал в битве при Аджнадайне и кто одержал победу?
13. Сколько времени Абу Бакр был халифом?
14. Когда умер Абу Бакр и где он был похоронен?
[1] Хиджра – мусульманское летоисчисление, которое основывается на лунном календаре и начинается с переселения пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Медину (622 г.).
[2] Мечеть в Иерусалиме, одна из трех святынь в исламе.
[3] Этот хадис приводит аль-Хаким.
[4] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[5] “Покаяние”, 40.
[6] Серебряная монета весом до 3,9 гр.
[7] Этот хадис приводит Ахмад.
[8] Сунна – пример, обычай; пример жизни пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, как руководство для всей мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности.
[9] Шариат – комплекс закрепленных Священным Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.
[10] Сподвижники Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, из племен аус и хазрадж, которые жили в Йасрибе (Медина).
[11] Сподвижники Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, переселившиеся в Медину из Мекки.
[12] Возвышение в мечети, с которого имам произносит хутбу.
[13] Старание, усердие на пути Аллаха; священная война.
[14] Шам – старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина.
[15] Закят – особый налог в пользу нуждающихся мусульман, который должен выплачивать каждый взрослый и дееспособный мусульманин с посевов, финиковых пальм, скота, золота и серебра, а также товаров. Закят выплачивается раз в год только с облагаемого этим налогом минимума (нисаб) урожая, скота и т.д.
[16] Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, принял решение начать боевые действия против тех племён, которые отказались выплачивать закят.
[17] Имеются в виду многобожники.
[18] То есть если человек не будет нарушать установлений шариата, поскольку лишь в этом случае он может лишиться гарантированного исламом права на неприкосновенность личности и имущества.
[19] Молитва и закят относятся к числу столпов ислама, и в этом смысле они неотделимы друг от друга. Таким образом, человек, не признающий необходимость выплаты закята, отрицает один из столпов ислама, что равнозначно отрицанию и всех остальных его столпов, так как подобное ставит человека вне рамок исламской религии.
[20] Джахилийя – доисламский период язычества и невежества.
[21] Йамама − район на северо-востоке Аравийского полуострова, где мусульмане сражались со сторонниками лжепророка Мусайлимы, которые были разбиты в 634 г. в битве при Аркабе.
[22] Имеются в виду люди, знавшие Коран на память.