На днях в СМИ появилась информация о том, что Духовное управление мусульман Ханты-Мансийского автономного округа выходит из состава ЦДУМ России, многие годы возглавляемого Талгатом хазратом Таджуддином. Правда ли это и что происходит в этих муфтиятах?
Сегодня мы представляем своим читателям возможность узнать, что говорит об этом сам муфтий ХМАО Тагир хазрат Саматов
Читайте также: Из ЦДУМ вышел РДУМ Ханты-Мансийского округа
Тагир хазрат Саматов:
Наверное, было бы не совсем корректно говорить вне контекста просто об отделении нашего ДУМ, т. е. о выходе муфтията Ханты-Мансийского автономного округа из состава ЦДУМ РФ. В нашем уставе, зарегистрированном в Министерстве юстиции РФ, нет таких понятий как «вхождение» и «выход». Есть слова о сотрудничестве в своей деятельности с ЦДУМ РФ, но говорится о нашей самостоятельной административной работе. В условиях свободы вероисповедания в России даже 10 человек могут создать свою общину. Не совсем правильно было бы также назначать и убирать глав духовных управлений разных регионов России приказом из Уфы без учета специфики территорий. В уставе ЦДУМ РФ, написанном еще в 80-е годы, это прописано. Поэтому в данном случае правильно было бы говорить не о механических вхождении и выходе, а о созидательном сотрудничестве во благо Всевышнего Аллаха, религии Ислам, верующих мусульман. Издание книг, развитие религиозных традиций, укрепление горизонтальных связей с другими духовными управлениями мусульман.
У нас в ХМАО живут мусульмане почти ста национальностей, приехавшие в 70-е годы из разных уголков СССР: дагестанцы, таджики, уйгуры, чеченцы… Они справедливо считают себя достойными получать духовное образование, работать имамами, муфтиями. Далеко непросто их объединить, наставлять. Кроме того, есть мусульманские татарские деревни, как и в Татарстане и Башкортостане, в Пермской, Екатеринбургской, Челябинской, Тюменской, Омской, Иркутской, Красноярской, Читинской областях со своими общинами, мечетями. Татары здесь жили не одно столетие, и их представители также считают себя достойными занимать должности в нашем духовном управлении. У нас кроме татар и башкир есть имамы-чеченцы, имамы-дагестанцы, имамы-узбеки, имамы-таджики, имам-киргиз. Искренне верующему имаму мы не чиним препятствия для его дальнейшего карьерного роста. На пленумы в Уфе они не попадают и свое мнение высказать не могут. Поэтому соблюдение справедливости потребовало таких организационных изменений, вписывающихся в рамки существующих законов.
Существуют и работают Духовные управления Петербурга и Ленинградской области, Республики Татарстан, Чувашии, Совет муфтиев России, есть Сибирский муфтият, Духовное управление мусульман азиатской части, Духовное управление мусульман европейской части России. Мы готовы совместно вести созидательную деятельность со всеми мусульманскими объединениями нашей страны. Из 80 муфтиятов на сегодняшний день остаются в ЦДУМ РФ лишь 25 региональных духовных управлений. Хотелось бы порекомендовать нашим братьям в Уфе быть не столь консервативными и более открытыми, чтобы дать мусульманам реализовать больше возможностей для совместного труда во имя Аллаха.
Записал Касым Сафиуллин