На этой неделе египетский суд запретил зарегистрированную всего несколько месяцев назад организацию "Братья-мусульмане".
На этой неделе египетский суд запретил зарегистрированную всего несколько месяцев назад организацию "Братья-мусульмане". Это означает отказ от политического урегулирования внутреннего конфликта и вытеснение исламистов в подполье, как это было с начала существования "Братьев" и до свержения президента Хосни Мубарака в 2011 году.
Египетские военные во главе с руководителем антиисламистского переворота, первым заместителем премьер-министра страны генералом Абделем Фаттахом ас-Сисси решили окончательно уничтожить исламистов как политическую силу в Египте. Вопреки советам лидеров умеренных политических сил во главе с Мохаммедом эль-Барадеи, военные не ослабляют давления на исламистов.
Власти решили применить по отношению к египетскому исламистскому движению тактику "разделяй и властвуй". Низводя "Братьев-мусульман" до уровня нелегальной организации, военные делают ставку на иные исламистские организации и движения типа "Аль-Гамаа аль-Исламийя", ожидая, что они смогут отбить протестный электорат у "Братьев". Этой же тактики придерживалось правительство при Хосни Мубараке. Она не дала положительного для властей результата, поскольку "Братья" неизменно оказывались авторитетнее провластных спойлеров.
Теперь, когда власти фактически объявили войну исламистам, а прежние политические союзники отказались их поддерживать, "Братья-мусульмане" начнут искать поддержки у иных, более радикальных организаций. У той же "Аль-Каиды", которая давно уже не прочь включиться в египетский конфликт и превратить его в очередное поле боя за установление нового Халифата на Ближнем Востоке.
Если при Мубараке и его предшественниках исламисты не стремились заключать открытые союзы с международными террористическими сетями, справедливо опасаясь, что те потеснят их на египетском политическом поле, то теперь тактика "Братьев-мусульман", скорее всего, изменится. Июльский переворот показал, что египетские военные при поддержке либеральных политических сил не потерпят правления демократически избранных лидеров из числа "Братьев". Значит, исламисты перейдут к практике недемократичной, начав нелегальную борьбу за власть.
Такое решение готовы поддержать "горячие головы" из среднего управленческого звена исламистов. Для Египта это будет означать появление террористического подполья, которое поддерживают до 40 % избирателей – именно столько голосов было отдано за "Братьев-мусульман" в ходе последних парламентских выборов. Уже сейчас разгорается партизанская война с военными и полицией на Синайском полуострове. В перспективе она может перекинуться на остальные районы Египта, где для этого конфликта существует питательная социальная среда: огромные массы молодежи и людей среднего возраста находятся за чертой бедности, потому что у них нет работы.
Разумеется, половина населения не готова отправиться на войну с военными, превратив противостояние между исламистской оппозицией и властями в гражданскую войну – египтяне для этого обладают слишком высоким уровнем культуры и терпимости к властям. Однако есть все предпосылки для усиленной вербовки сотен и тысяч молодых людей в ряды запрещенных "Братьев-мусульман" для подпольной террористической борьбы с режимом военных.
Напомним, что эскалация политического конфликта с июля этого года уже привела к массовому оттоку туристов из Египта. Усиление экономического кризиса вскоре может окончательно лишить военных поддержки в народе.
Поскольку генерал ас-Сисси отрезал для себя и окружения путь к мирному решению конфликта с исламистами, ему остается только продолжать "закручивать гайки" внутри страны, чтобы помешать укреплению "Братьев-мусульман". Для этого будет использован весь арсенал средств, накопленных президентами-диктаторами, начиная с середины прошлого века. Более того, если "Братья" пойдут на вовлечение в конфликт других радикальных международных исламистских организаций, власти должны будут прибегнуть к еще более жестким и бескомпромиссным методам, предельно расширив полномочия спецслужб, полиции и армии по подавлению инакомыслия и экстремизма внутри страны.
Тогда Египет расколется на два непримиримых враждующих лагеря, что снижает поле для политического маневра как внутренних, так и внешних игроков. В таких условиях Западу, одобрившему правительство военных, придется либо поддержать репрессивные меры против египтян, либо согласиться на возможный переход власти от военных к умеренным политикам типа Мохаммеда эль-Барадеи, который сразу после кровопролитных столкновений между демонстрантами и полицией летом этого года предусмотрительно ушел в оппозицию нынешнему режиму.