Общероссийское
информационное агентство мусульман
27
Суббота
июля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Илдар хазрат Баязитов о мировом экстремизме и исламофобии

Дата: 12.01.2017 Версия для печати
Илдар хазрат Баязитов о мировом экстремизме и исламофобии

На самом деле, мусульмане, которые в своей реальной жизни сталкиваются с вопиющей несправедливостью из-за их религиозной принадлежности, могут оказаться в рядах экстремистов даже без серьезной идеологической обработки. Чувство протеста, негодования, несогласия с несправедливостью в отношении них и их религии может оказаться серьезной причиной чтобы толкнуть некоторых мусульман в экстремистские течения и даже сделать их идеологами.

Для любого думающего человека очевидно, что результатом деятельности экстремистов из таких организаций как ИГИЛ (запрещенная в России организация) является рост исламофобии в мире. Главная цель экстремистов, которые прикрываются знаменами ислама это увеличение раскола в мире, в котором мусульмане оказываются дискриминируемым меньшинством. Таким образом, исламофобия и экстремизм, который прикрывается знаменами ислама, идут рука об руку. Одно порождает другое и порой уже непонятно, что возникло раньше. Однако, уже сейчас мы можем зафиксировать тот факт, что эти явления между собой совершенно точно связаны.

Мусульмане в нашей стране, при неслабой поддержке со стороны государства, активно ведут борьбу с экстремистской идеологией пытаясь вывести из под ее влияния максимальное число мусульман. Однако для того, чтобы победить это явление необходимо работать не только среди мусульман, но и среди остального нашего общества, в котором, к сожалению, мы можем встречать примеры исламофобии. Ведь сталкиваясь с исламофобией в реальной жизни многие мусульмане и становятся радикальными экстремистами.

Государства на своем высшем уровне, мусульманское духовенство, исламские активисты могут сколько угодно бороться с проникновением экстремистской идеологии в общество российских мусульман, однако эта работа может пойти насмарку, если негативные стереотипы об исламе и мусульманах будут толкать остальное наше общество на проявление исламофобских настроений. Я хочу отметить, что это не только российская проблема, это проблема характерна не в меньшей степени и западным обществам.

Когда на каком-нибудь районом уровне школьный чиновник запрещает учителям носить самый обычный платок, когда университетский вахтер не пускает в вуз совершеннолетнею студентку в хиджабе или местный чиновник препятствует строительству мечети, они тем самым дают мощный аргумент в руки идеологов деструктивных псевдноисламских течений. На самом деле, мусульмане, которые в своей реальной жизни сталкиваются с вопиющей несправедливостью из-за их религиозной принадлежности, могут оказаться в рядах экстремистов даже без особой серьезной идеологической обработки. Чувство протеста, негодования, несогласия с несправедливостью в отношении них и их религии, может оказаться очень серьезной причиной, которая может не просто толкнуть некоторых мусульман в ряды экстремистских течений, но даже сделать их самих идеологами таких групп.

Секуляризм: пример Франции и Турции

Источник фотографии: olayci.com

Как я уже говорил, это не специфически российская проблема, а проблема международная, которая имеет глубокие корни. Самый яркий тому пример это Франция. Несмотря на то, что сегодня практически вся Европа столкнулась с фактами террористических атак со стороны тех, кто называет себя мусульманами, именно Франция и вообще франкоязычная Европа, столкнулась с этой проблемой раньше всех. Да и сегодня именно во франкоязычных странах Европы происходят самые яркие и жесткие теракты. Во многом это можно объяснять особой политической культурой и колониальной историей Франции.

Во-первых, французская колонизация неевропейского мира довольно сильно отличалась от, например, английской колонизации. Основное ее отличие заключалось в том, что французы в отличие от англичан, из-за всех сил старались навязать свою культуру тем народам, которых они колонизировали – язык, французские имена, своя политическая культура и частично религия.

Отличие колонизированной французами северной мусульманской Африки от колонизированной ими Африки тропической было только в том, что арабы из Магриба, конечно, не принимали католицизм. Однако элиты новых арабских стран переняли от французов политическую культуру, которой характерно было агрессивное отношение к религии. Как итог, знающие хорошо французский язык и французскую культуру, арабы довольно легко переезжали во Францию, а также в другие франкоязычные страны, например, в Бельгию, из-за того, что экономическое положение в их странах под давлением европейского колониализма крайне быстро ухудшалась. И именно там они сталкивались с особой политической культурой Франции в отношении религии.

И это вторая причина, почему Франция раньше и жестче столкнулась с этой проблемой. Дело в том, что во Франции господствует особый вид секуляризма, который называется лаицизмом. Это самый агрессивный вид секуляризма, который отказывает религии в каком-либо выражении в публичной сфере, оттесняя ее исключительно в приватную сферу. Однако и в приватной сфере религия оказывается под ударом через журналы, газеты и прочие каналы пропаганды. И поскольку ислам с момента своего появления в этой стране в новейшей истории Франции был самой активной религией, на фоне утухающего католического влияния, то именно по исламу и происходили во Франции самые сильные удары в виде запрета платков, оскорбляющих мусульман карикатур и прочего агрессивного секулярного мракобесия, который из самого мирного мусульманина может слепить озлобленного маргинала. Культивируемая во Франции исламофобия и привела часть мусульман к экстремистскому радикализму.

В свое время кемалистская Турция также взяла на вооружение французские лаицизские взгляды (известно, что Кемаль Ататюрк был большим поклонником Франции): запрещала платок в школах, намаз в армии и т.д. А что произошло в итоге? Это вызывало еще большое сопротивление мусульман и к власти пришли те, кого принято называть умеренными исламистами.

Источник фотографии: gazeteplus.com

Можно приводить массу примеров, где агрессивная политика в отношении ислама, распространение исламофобии приводят к еще большей радикализации мусульман. Здесь можно было бы вспомнить печальный опыт и некоторых среднеазиатских стран. Однако основной мой тезис, я думаю, ясен – распространение уничижительного отношения к мусульманам и исламу как религии создает благоприятную почву для появления экстремизма, который прикрывается исламом. А сами эти экстремисты будут из-за всех сил стараться создавать поводы, чтобы мусульман в мире ненавидело как можно большее число людей. Им это нужно для пополнения собственных рядом и получения большего количества политических очков.

Здесь я бы хотел повторить мысль, что для победы над такого рода экстремизмом надо не только работать над профилактикой деструктивных настроений среди мусульман, но и не допускать проявления исламофобии в нашем обществе. То есть на поводу экстремистов не должны идти не только мусульмане, но представители других религий или просто светские нерелигиозные граждане нашего общества, так как проявляя исламофобию они играют в пользу экстремистов, которые только того и ждут. Агрессивный исламофоб и радикальный исламист оказываются здесь одинаково вредоносными.

Поэтому задача по преодолению такой ситуации, конечно, сложная, поскольку для ее реализации необходимо работать с гораздо более широкими группами населения, разными слоями, субкультурами, политическими силами, средствами массовой информации, институтами образования и т.д. и т.п. Исламофобские проявления порой настолько глубоко проникают в язык и поведение некоторых людей, что почти превращаются в норму. Поэтому и необходимо довольно большая и сложная разъяснительная работа.

Небольшой пример из нашей жизни

Маленький пример из нашей жизни. Сегодня некоторыми деятелями национальной татарской культуру упорно продвигается ложная мысль, что татарские женщины никогда не носили платок (или как сегодня говорят хиджаб – то есть одежду закрывающую гаурат). Помимо того, что это абсолютная ложь и наговор на наших предков, это еще и причина, которая может оттолкнуть некоторых татарских мусульман от татарской культуры.

Современным соблюдающим мусульманкам упорно вбивают мысль, что их образ жизни это не татарский образ жизни, это не татарская одежда, не татарская традиция. Чего таким образом можно добиться? Того, что они поверят в это, отдаляться от традиционного для татар ислама и будут искать правду на стороне среди деструктивных течений с Ближнего Востока? Ну, нельзя заставить соблюдающую мусульманку оголить волосы и надеть калфак!

Во-первых, в прошлом калфак носила маленькая прослойка татарской городской, в основном, буржуазии. Которые, к слову, и имели возможность много и часто фотографироваться, что привело к ложному мнению, что все татарки ходили в калфаках. На самом деле, мода на калфак среди городских татар распространилась только во второй половине XIX века. Да и в то время, подавляющее большинство татарок закрывали гаурат – то есть носили платок, костюмы с длинными рукавами, юбками и т.д. Утверждать обратное, это клеветать на наших предков. Да, они меньше фотографировались из-за религиозных и финансовых причин, но правда не в количестве фотографий, а в реальной жизни.

Во-вторых, сами современные светские татары, которые агрессивно нападают на мусульманок, калфаки в повседневной жизни не носят, а носят нетатарские, а европейские одежды. Тогда почему они считают, что имеют права критиковать других? И в итоге мы получаем такую картину – светские татары, которые сами не соблюдают татарских традиций в одежде, убеждают соблюдающих мусульманок в том, что они далеки от татарской культуры. Отличный способ оттолкнуть таких мусульманок от татарской культуры и убедить их в том, что их оппоненты из национальной татарской светской среды лицемерят (страшный для мусульманина грех). А это уже отличный аргумент для экстремистских идеологов. Вот так исламофобия создает отличную базу для деструктивных идеологий.

Поэтому, я повторю, что необходимо большая разъяснительная работа на самых разных уровнях – районном, областном, республиканском, региональном и федеральном. На локальных же уровнях также нужно учитывать специфику региона – условно в татарской глубинке Татарстана актуальны одни вопросы (тот же спор о калфаке и хиджабе), а, например, в городе Иваново другие (возможно, строительство мечети и открытие магазина с халяльным мясом).

Поднятая мною здесь тема давно волнует мусульманское сообщество и не только. Поэтому я и приглашаю обсуждать эту тему открыто.

Илдар хазрат Баязитов


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Редкие для городов фрагменты мозаичных композиций очень ценны. Цветочные фасады мечети «Ярдэм», подобно водяным лилиям, украшают город, выдавая уникальные узоры для комфорта глаз и дают прохладу водной глади.


Мусульманский календарь. Отправной точкой мусульманского календаря является Хиджра, или переселение, Пророка Мухаммада (с.а.в.) из Мекки в Ясриб (ставший позднее известным как Медина), лежащий в 400 км севернее.




«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1450

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф