Два скандальных инцидента в Татарстане за прошедший месяц всколыхнули общество – снова заговорили об уровне духовности людей. Неизвестными были осквернены мусульманские могилы на кладбище, а одна из певиц в своем музыкальном клипе исполнила откровенный танец на фоне Белой мечети в Булгаре.
Когда человек теряет язык, он теряет культуру. Когда человек теряет религию – он теряет моральные устои. Когда татары уже не знают свою историю, а ислам становится лишь элементом культуры татарского народа, но не образом жизни, – это общество перестает ценить свое наследие и различать дозволенное от запретного, блуждает в закоулках антисоциальных течений с радикальными и сектантскими настроениями. Два скандальных инцидента за прошедший месяц всколыхнули общество – снова заговорили об уровне духовности людей
О культуре нации судят по кладбищу
Отношение к кладбищам и захоронениям людей имеет прямое отношение к религиозной сфере общественной жизни. Именно религия устанавливает каноны погребения и отношения к мертвым, а также формирует моральные принципы отношения к смерти и душам умерших. Однако, какую бы конфессию мы не рассматривали, она всегда идет рука об руку с местными народными традициями и обычаями, и зависит от политико-экономической и социальной обстановки в стране.
Татарское общество обладало ярко выраженным религиозным менталитетом, вековыми традициями мирного сосуществования народов на нашей земле. Осквернение памяти усопших считалось большим грехом, люди даже в мыслях не могли такое держать. Трепетное отношение к захоронениям было у всех народов края. Есть примеры, когда русские предприниматели участвовали в благоустройстве территории татарского кладбища.
Но в условиях современности татары уже не всегда берегут и сохраняют вековые традиции. Плачевное состояние многих кладбищ свидетельствует не только о культуре нации, но и о состоянии общества в целом, отражает огромное количество проблем как в материальном, так и в духовном плане.
Например, почти забытое современниками кладбище в районе Адмиралтейской слободы г. Казани. Оно относится к эпохе Казанского ханства. Здесь даже есть захоронения, датируемые 1320 г. Долгое время кладбище никак не было обозначено и огорожено. Хотя здесь ежегодно проводятся субботники волонтерами из среды мусульманской и татарской молодежи, в интернете на одном из форумов описано наблюдение:
«На территории древних захоронений царит хаос – разбитые и поруганные надгробия, на которых делают шашлыки, надгробия, выломанные и приготовленные кому-то под коттедж, затоптанные места захоронений, вырванные с корнем надгробные камни или просто сломанные пополам. Территорию древнего кладбища многие казанцы не почитают. Вандалы разбивают надгробия, предприимчивые люди потом на этих надгробиях жарят шашлыки. А три забора у входа уже давно, видимо, служат тиром, а стреляют здесь по пустым бутылкам».
Современная этика поведения отражает не только общекультурное воспитание, но и личное восприятие темы смерти. Приходят ли сюда помолиться, посидеть у могилы и подумать о смысле жизни, о смерти, о Боге? Или приходят пропустить по сто грамм, а то и больше, безвозмездно одолжить ограду для сдачи в центр приема металлолома, посидеть и поболтать. Сейчас появился новый тренд, когда в парках устанавливают скамейки, чтобы люди приходили отдыхать. «На кладбища даже девушек на свидание зовут – такая модная фишка», – говорит Сергей Мохов, издатель и редактор журнала «Археология русской смерти».
В советский период смерть потеряла свое сакральное значение. Массовая ликвидация кладбищ в рамках антирелигиозной кампании, проходившая в 30-50-е годы, привела к десакрализации исламских и христианских ценностей. Кладбища часто использовали под строительство сооружений производственного назначения или как технологическую зону (заводы, склады, свалки). В это время и начинается первый этап отмирания исторической народной памяти. Советская идеология повлияла на образ жизни простого обывателя, а вместе с ней и на мировоззрение. Когда вся организация похорон была передана из ведения религиозных учреждений в местные Советы депутатов трудящихся и их исполкомов, смерть человека стала именоваться просто – «акт гражданского состояния».
Каждая могила – это своя история
Круг вопросов, касающихся современных кладбищ, особенно городских, очень широк. Это и новые места захоронений, и проблема повторного захоронения на одном и том же месте. Такое положение объясняется тем, что до сих пор идут дискуссии об основаниях правового акта, регулирующего этот вопрос. Все никак не определят, что же важнее: развитие и нужды города, экологическая безопасность или историческая память.
Увеличение численности населения, урбанизация, расширение городов привело к тому, что на местах старинных кладбищ стали строиться жилые дома. Поэтому выражение «Казань стоит на людских костях», по сути, имеет под собой основания, это относится к любому древнему городу. Старых кладбищ в городе было много. Мусульманских же – несколько, но позднее об их месторасположении забыли.
Одно из них обнаружили в 1778 году при строительстве Гостиного двора на углу современных улиц Кремлевская и Чернышевского. Тогда был найден так называемый «кабер ташы» (надгробный камень), датируемый 1530 годом с рельефным орнаментом, который ныне хранится в мечети Марджани.
Также известно самое древнее кладбище булгарской знати. Оно располагалось на территории современного Приволжского района, на месте Казанского Новоиерусалимского (Воскресенского) монастыря. Это кладбище относится к XIII–XIV векам.
«В Болгарскую эпоху значительное поселение находилось на берегу озера Дальний Кабан, верстах в 6 от современной Казани. В настоящее время здесь расположен упраздненный Воскресенский монастырь (Архиерейская дача). При постройке монастыря (1780 г.) часть каменных плит, уцелевших от кладбища, была положена в фундаменты зданий. Марджани сообщает: «При начале озера (Кабана), в усадьбе, служащей местопребыванием архиерея, есть древние мусульманские могилы. Когда там производилась стройка, то рабочие положили многие камни под строение. Заметив это, Григорий, который был в то время казанским епископом, а впоследствии сделался митрополитом, остановил рабочих, и таким образом небольшая часть остатков сохранилась в целости». (Константин Худяков «Очерки по истории Казанского ханства».)
На сегодняшний день в Воскресенском монастыре имеются два надгробных камня с арабскими надписями. Один из них находится при входе в монастырские ворота, а другой – в палисаднике около колокольни.
В начале 60-х гг. при строительстве жилого дома на близлежащей территории были вскрыты другие мусульманские погребения XV–XVI веков.
Мусульманское кладбище другой эпохи истории татар, относящееся к XVII–XVIII векам, находилось в Старо-татарской Слободе на улице Московская между улицами Г. Камала и Парижской Коммуны.
К счастью, сохранился уникальный памятник татарской культуры – кладбище Ново-Татарской слободы, которое возникло в конце XVIII века. Здесь похоронены мусульманские просветители и богословы, татарские купцы, известные деятели культуры, ученые. На этом кладбище сохранилось множество памятников мусульманской эпиграфики, которые являются ценными образцами историко-культурного наследия татар.
Наступая на те же грабли…
Учитывая всю историческую ценность Ново-татарского кладбища, неудивительно, что инцидент, произошедший 8 сентября 2016 года, потряс многих. О причинах возникали разные версии.
«Беря во внимание то, что нет никакой систематичности среди разгромленных памятников, можно предположить, что это акт вандализма каких-нибудь хулиганов или сектантов», – говорит Рустам Батров, первый заместитель муфтия РТ.
Издевательство над могилами усопших подвергло в шок не только татарскую и мусульманскую общественность. Акт вандализма здесь случился впервые, но не впервые происходит в Казани. В 2005 году на Арском кладбище вандалы нарисовали свастику на надгробиях. В 2007 акты вандализма повторились – прибавились разрушения памятников. В 2012 году за три месяца было разрушено более 100 могил. Теперь уже осквернены все могилы без разбору – евреев, татар и русских.
Тогда Мэр Казани Ильсур Метшин предложил установить на Арском кладбище побольше камер видеонаблюдения, а также забор с тыльной стороны погоста, чтобы туда было сложнее попасть. Сейчас говорят о тех же мерах и относительно Ново-татарского кладбища.
Но поздно тушить пожар, когда дом уже сгорел. Защищая одно кладбище, желательно было подумать и о безопасности других, а лучше – искать причины этих преступлений. Ведь скорей всего проблема кроется в нравственной деградации общества в целом.
Танцы на могиле исторической памяти
В Средневековой Европе кладбища превращались в большие открытые территории, привлекавшие к себе огромное количество населения. Здесь происходили собрания, рыночные торги. Это было местом прогулок, танцев и свиданий. С глобализацией и усвоением западных ценностей, такие тенденции стали возрождаться, а может быть, общественность снова стала уходить в темные века невежества. Взять, к примеру, инцидент с татарской певицей Резедой Ганиуллиной, снявшей клип на фоне мечети в Булгарах.
Певица танцует на развалинах внутри средневековой булгарской мечети, которая является символом духовного возрождения духовных ценностей татарского народа и сохранения его исторической памяти. Именно поэтому этот инцидент можно считать одного порядка с разгромом надгробных плит на татарском кладбище, считает журналист и режиссер Айназ Мухаметзянов.
В сущности, два разных скандальных события имеют одни истоки – невежество, отдаление от исторических корней, потерю общекультурных ценностей. Как говорил Генрих Гейне: «Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история».
Мечеть – это не музей, а дом Аллаха, куда люди должны приходить не посмотреть на внутреннее убранство, а помолиться.
Танец эстрадной татарской певицы словно визуализировал отношение общества к исламским ценностям. Хотя и было много возмущений и осуждений в адрес вандалов, разгромивших кладбище, в сторону певицы, – это были лишь громкие слова, которые потом утихли. Возможно, эти события нужны были, чтобы стать пощечиной лицу общественности, чтобы она поразмыслила о своем положении, куда движется общество и с чем шагает к будущему.
Мнения экспертов
Айназ Мухаметзянов, режиссер
Айназ Мухаметзянов, казанский режиссер и журналист
«Проблема не в охране кладбищ, так как те, кто хотят осквернить могилы, найдут способ обойти любые предпринятые меры. Проблема в социальных и нравственных болезнях нашего общества, которые становятся причиной распространения фашизма, сатанизма и прочих взглядов, ведущих к различным негативным акциям, в том числе и вандализму. На мой взгляд, лечить надо в первую очередь не симптомы, а саму болезнь».
Илдар хазрат Баязитов, заместитель муфтия Татарстана
Илдар Баязитов, имам
«Сегодня очень важно вести просветительскую деятельность среди татар об их исторической памяти, возрождать и прививать традиционные ценности, чтобы молодежь не вовлекалась в оккультные секты и различные движения, несущие негативную окраску. Возможно, это предотвратит подобные инциденты в будущем»
Дина Хабибуллина, казанский экскурсовод
Дина Хабибуллина, экскурсовод
«Разгром кладбища – это вандализм. Однако, хуже, если это люди делали намеренно. Но тут мы не знаем их мотивы. А еще один акт вандализма – когда люди забывают могилы своих предков, пишут неправильно имена на старотатарском. Мы забываем свою историю».
Алина Хакимзянова