Общероссийское
информационное агентство мусульман
6
Воскресенье
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Ректор РИУ об исламском образовании, шариате и войне религий

Дата: 08.11.2012 Версия для печати
Ректор РИУ об исламском образовании, шариате и войне религий

Рафик Мухаметшин дал интервью региональному изданию «АиФ-Казань», где рассказал свое видение об исламском образовании, шариате и войне религий.

Рафик Мухаметшин, профессор, ректор Российского Исламского университета, самого престижного мусульманского вуза страны, дал интервью региональному изданию «АиФ-Казань», где рассказал свое видение об исламском образовании, шариате и войне религий.

Учись, мусульманин!

- РИУ основан в 1998-м, став первым исламским вузом в стране. Кто учится сейчас, Рафик Мухаметшович?

- По различным направлениям – почти тысяча студентов. Очники – из 25 регионов страны, заочники – почти из 45. Представлена вся центральная Россия. Много студентов из Таджикистана, Киргизии, а в этом году мы реализовали дистанционный проект с Казахстаном, откуда примерно 40 человек изучают теологию. Появились студенты с Украины, чьи деды и отцы, татары, трудились шахтёрами в Донбассе. Есть среди студентов и русские мусульмане. У нас примерно 60% юношей и 40% - девушек.

- Но ведь в исламе нет женщин - священнослужителей…

- У татар (и это чисто наш феномен!) издревле есть абыстаи. Необязательно это жены мулл, просто просвещённые в исламе женщины. Они собирают вокруг себя девушек для изучения Корана, являясь одновременно и наставницами, и советчицами по семейным вопросам. Роли женщин в исламе уделяется сейчас огромное внимание. Мы должны формировать и воспитывать татарскую интеллигенцию в современном формате..

- Каков средний возраст ваших студентов?

- Вплоть до 80 лет (на заочном отделении). Мотивация для обучения разная. Не могу сказать, что факультеты теологии или подготовки религиозных деятелей пользуются огромной популярностью. Больше - специальности лингвиста, журналиста, экономиста. Планируем готовить юристов.

- Они будут изучать шариат?

- Естественно, все наши выпускники обязаны владеть такими знаниями. Ведь исламский мир имеет свои особенности, в частности, в бизнесе. Чтобы профессионально писать о проблемах в исламском мире, необходимо знать терминологию и тонкости перевода. Но наши лингвисты, экономисты, журналисты смогут работать и в светских областях. Все наши преподаватели должны быть практикующими мусульманами, даже по светским дисциплинам.

О наследии

- Занимается ли вуз переводами с арабского трудов Ш. Марджани и других богословов, которые и обосновали традиционный татарский ислам, не имеющий ничего общего с ваххабизмом?

- Мы ввели учебный курс татарской богословской мысли, подготовили учебники и продолжаем работу. Курс обязателен и для преподавателей, которые обучались не у нас. Ведь если наш выпускник, имам, не знает традиций, заложенных предшественниками в толковании Корана, он моментально утратит доверие прихожан. Переводы трудов Марджани появились года три назад. В работе – следующие. Но этих трудов – 47! Задача для РИУ непосильная. Надо подключиться всему гуманитарному сообществу Татарстана. Мы занимаемся уже и многотомной антологией татарской богословской и философской мысли. Это – целина непаханая, классика, которую невозможно охватить нашими силами. Имя Марджани, например, известно во всём исламском мире. Но ведь есть и другие мыслители, о них необходимо помнить.

- Нужен ли ФЗ об оскорблении чувств верующих, проект которого предполагает 5 лет лишения свободы? Фильм «Невинность мусульман», которого никто толком не видел, карикатуры на Пророка, стихи С.Рушди то и дело будоражат мусульманский мир… А в христианском мире смирились когда-то даже с «Занимательной Библией»…

- Закон в принципе нужен. Но где граница оскорбления, кто выступит экспертом, каковы критерии? Если атеист говорит: «Бога нет!», это оскорбление или свобода совести? Вот вы спросили о шариате… РТ - республика поликонфессиональная. Но в Российской империи до 1917 г. мусульмане решали многие юридические проблемы самостоятельно, а имперская власть признавала такие решения. Никах, например, имел силу в государственном суде, если речь заходила о наследстве или судьбе детей. Да и у православных брак считался действительным, если он зарегистрирован в церковной книге. Так было! Сейчас, я думаю, навязывать правила шариата всем жителям РТ неверно, это не пройдёт.

- В школах изучают основы мировых религий. Вы – автор исламской главы учебника… Рады такому нововведению?

- В РФ надо сформулировать направления конфессиональной политики. Разобщение детей в одном классе по религиозному признаку может привести к нарушению принципа толерант¬ности. У нас в республике пока не делят. И это – взвешенное решение.

О хиджабах

- В светских вузах РТ некоторые дамы преподают в хиджабах светские дисциплины, в КФУ кое- кто из студентов требовал халяльного питания и комнату для молений... Это многих раздражает…

- Проблема хиджабов не нова. Но ведь в церковь православные без платка не ходят? Кого оскорб¬ляет хиджаб? Мусульманки имеют право придерживаться правил своей религии.

- Татарки никогда не носили хиджаб. Платок, калфак – да! А тут нечто чуждое…

- Есть, конечно, вопросы. И всё же не считаю, что это повод для дискуссий. Хотя древняя арабская мода не вполне уместна сегодня. Только ведь на вкус и цвет товарищей нет. Наши студентки очень красиво носят хиджаб!

- РТ грозит свой «Талибан?» Говорят, что 3 тыс. ваххабитов засели в лесах, сёлах и городах…

- Кто считал? Последние теракты – звенья одной цепи, которую обезвредили наши силовики. Радикализация мусульманского сообщества в стране, безусловно, есть. А Татарстан – богатая республика, столкнувшаяся с глобализацией. Влияют и мировые процессы: арабские «цветные революции», события в Сирии и других странах… Слом времён сказывается и на настроениях молодёжи, особенно не¬устроенной, и на традициях, и на взаимоотношениях людей..

- XXI век – арена войны христианства и ислама?

- Не думаю. Уже сказал, что вижу в этом игры политиков, озабоченных собственными интересами. Как в городах, так и в сёлах РТ, традиции предков в вопросах веры – святы. О других регионах страны, в частности о Кавказе, судить не берусь, поскольку там проблем выше крыши. Задача РИУ – защищать и оберегать «традиционный» ислам, что в интересах государства и общества.

- М. Шаймиев станет главным муфтием страны? Идея обсуждается в прессе…

- Широкого распространения и поддержки эта идея, выдвинутая Талгатом Таджутдином нынешним летом, не получила. Наш экс-президент, похоже, нашёл себя в иной сфере – восстановлении исторических памятников.

АиФ-Казань


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


Красная сальвия видна издалека. -– Во дворе мечети "Ярдэм" растут цветы, которые видны за 200 метров! Будто красные огоньки-брызги на клумбах. Это сальвия сверкающая (блестящая) красная, он же и шалфей сверкающий.


Помнить обиду – принять решение страдать.


Помнить обиду – принять решение страдать.


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1464

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф