Общероссийское
информационное агентство мусульман
24
Пятница
мая
news agency
of Muslims of Russian Federation

Атаулла Баязитов: Веротерпимость - принцип Ислама

Дата: 12.04.2023 Версия для печати
Атаулла Баязитов: Веротерпимость - принцип Ислама

На фото памятник Атаулле Баязитову. В работе «Отношение Ислама к науке и иноверцам» (С Пб., 1887) Баязитов доказывал, что веротерпимость является одним основополагающих принципов Ислама, а его цивилизованное отношение к иноверцам — один из основополагающих принципов этой религии.

Атаулла - Гатаулла

Гатаулла Баязитов (Атаулла Баязитович Шахсуваров, Атаулла Баязит улы(сын) Шәхсеваров) родился в 1847 году в деревне Темгенево (Тюбенетау) Касимовского уезда Рязанской губернии в семье муллы. Начальное образование он получил в деревне, в медресе своего отца. Затем продолжил обучение в медресе Баймурад, недалеко от Касимова.

Медресе Кышкар и Баязитов 

Приезд юного Гатауллы в Арский край, в духовный центр татар, конечно, не случаен. Здесь находились многие знаменитые медресе. А медресе деревни Кышкар считалось одним из старейших учебных заведений со своими устоявшимися педагогическими традициями. 

В этом году, на добрую память о знаменитых выпускниках, в начале апреля в здании  медресе Кышкар впервые провели фестиваль «Кышкар нуры»((Свет Кышкара, на татарском). Его организовали общество "Татар ядкәрләре»(Татарские жемчужины, на татарском языке), журнал «Безнең мирас»(Наше наследие, на татарском языке), сельский клуб. 

Формирование мировоззрения Гатауллы Баязитова

Возможно, годы обучения и преподавания в этом медресе, хотя и непродолжительные, сыграли заметную роль в формировании мировоззрения Гатауллы Баязитова. По мнению историка Рафика Мухаметшина, Баязитов, будучи известным общественным и религиозным деятелем, не сумел до конца проникнуться сущностью джадидизма и его прогрессивную роль для системы народного образования татар и других мусульманских народов. Но при этом, как пишет Мухаметшин, нужно отметить, что он никогда не был сторонником традиционного кадимизма. Более того, он стал одним из известных представителей религиозного реформаторства у татар в 19 веке. Баязитов является одним из мыслителей, который в своей практической и научной деятельности довольно ярко показал противоречивость своей эпохи, борьбу различных течений в общественной жизни татарского народа.

Чутай читай как "Четаево"

Также молва гласит, что он учился или практиковался в медресе Чутай(Чутаево).  Чутай - село в Малмыжском уезде Вятской губернии. А вторая версия - село Чутай(Четаево) в стороне Касимова, что более правдоподобно. Вернувшись в деревню Чутай, Гатаулла продолжает свою преподавательскую деятельность. Его назначают учителем логики и философии. Но проработал он недолго. В 1871 году Г. Баязитов получает приглашение виз Петербурга возглавить Второй мусульманский приход. Он согласился, хотя и понимал, что в столице практически нет условий для удовлетворения религиозных потребностей мусульман.

На фото памятник Атаулле Баязитову. Подарок от Татарстана Петербургу. Татарстан  поставил и памятную доску в доме, где жил Баязитов.

Появился этот памятник выдающемуся татарскому мыслителю, религиозному и общественному деятелю во внутреннем дворике филологического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета.

Таким образом татарская община Санкт-Петербурга при поддержке постоянного представительства Татарстана в Петербурге и Ленинградской области решила увековечить память о деятельном имаме, во многом благодаря стараниям которого в городе появилась Соборная мечеть, ставшая одной из его достопримечательностей. Бюст просветителя из бронзы выполнила петербургский скульптор Венера Абдуллина.

Атаулла Баязитов был одним из наиболее известных татарских мыслителей XIX в. Уже будучи имамом, в 1880 году он стал военным ахуном Петербургского гарнизона и переводчиком при МИД, где также преподавал тюркские языки и мусульманское право. Большую известность приобрели его труды, опубликованные в 1880–1890-х гг.: «Возражение на речь Эрнеста Ренана: Ислам и наука», «Отношение Ислама к науке и иноверцам», «Ислам и прогресс». По мнению московского исследователя Марата Сафарова, важнейшим значением работ Баязитова стало то, что благодаря им российский читатель впервые смог ознакомиться с позицией самого мусульманина.

Конфуций и Атаулла Баязитов

"Известный общественный и религиозный деятель Татарстана, приглашённый в Петербург и ставший главой местной мусульманской общины. Благодаря его усилиям в Петербурге появилась знаменитая мечеть на Петроградской стороне. Кроме того, Баязитов учредил первую газету на татарском языке "Нур" ("Свет"). Умер он в 1911 году, в знак уважения к нему городской транспорт остановился на 5 минут, а фабрики и заводы издавали протяжные гудки", - пишет страница анонимного выпускника Питерского университета в статьи "Конфуций и Атаулла Баязитов".  
 

Должны помнить

Прежний имам-мухтасиб Санкт-Петербурга Мунир-хазрат Беюсов говорит: "Отметим, что муфтий Баязитов Атаулла являлся не только имамом, но и просветителем, писателем, журналистом и переводчиком восточных языков. В 1905 году он основал в Петербурге первую в России татарскую газету на татарском языке “Нур” (Свет), был ее первым издателем и редактором.  Газета выходила до 21 июня 1914 года. Покойный муфтий был инициатором строительства в Санкт-Петербурге Соборной мечети и лично собирал средства на ее постройку. Мы всегда должны помнить о нем и молиться за него".  Кстати, благодаря хазрату и его сподвижникам, в кладбище поставлена эпитафия Атаулле Баязитову. А могила не сохранилась.  

 

В Петербурге не было ни одной мечети

Официально существовало три мусульманских прихода, служба проводилась специально нанимаемых помещениях, называемых молельней. Мусульмане собирались на джума в квартире Баязитова.  

 Гатаулла Баязитов активно включается в общественную жизнь столицы. Изучает русский язык, общается со столичной интеллигенцией. Вскоре он получает должность военного ахуна. Дело в том, что в войсках гвардии петербургского гарнизона и на кораблях Балтийского флота постоянно служили представители мусульманских народов. Служили они также в Крымско-татарском эскадроне, в собственном конвое Его Величества. Отдельный гвардейский корпус в Петербурге с начала 19 века комплектовался солдатами и офицерами, исповедовавшими мусульманскую религию. Привлекая их к службе в гвардии, российский генералитет учитывал особые данные, присущие представителям этой конфессии: трезвость, честность, трудолюбие. В гвардии неукоснительно поддерживался принцип веротерпимости. Для мусульман в Отдельном гвардейском корпусе и на Балтийском флоте в штатах предусматривались вакансии священнослужителей – муэдзинов, мулл и «ахуна гвардии». Тот факт, что должность ахуна получил Баязитов свидетельствует о его высоком авторитете.

Разрешение на издание газеты «Нур»

Известно, что татарская интеллигенция уже с начала 19 века поднимала проблему постоянной газеты, но не добилась разрешений на издание газет и журналов. Гатаулла Баязитов в 80-е годы 19 века обращается за разрешением издать газету «Хафта» («Неделя») на татарском и русском языках. После получения отказа он попытается организовать выпуск и других газет. Но и эти просьбы оставались без ответа. Только в 1905 году, получив разрешение на издание газеты «Нур», он становится учредителем и редактором первой газеты на татарском языке.

Полемика с французским ученым Ренаном

Широкую известность Гатаулле Баязитову принесли труды, написанные им в 80-90-е годы XIX века. Это были первые серьезные исследования по исламу, опубликованные на русском языке. Книги получили широкий отклик не только в России, но и за ее пределами. Они появились и в переводах на турецком и французском языках. Первой книгой, вызвавший большой интерес в России и за рубежом стала книга «Возражение на речь Эрнеста Ренана: Ислам и наука» (СПб., 1887). В ней Баязитов вступил в полемику с французским ученым Ренаном, который заявлял о несовместимости положений Ислама и рационального знания. Как отмечает историк Айдар Хабутдинов, миссионер Миропиев констатировал, что, прочитав книгу Баязитова, «русский заурядный интеллигент невольно пленится высотой учения Ислама и обаятельной личностью основателя его, Мухаммеда». Известный русский публицист Александр Амфитеатров в 1898 году опубликовал похвальный отзыв на книгу Баязитова, поддержав главный ее тезис: «Ислам в своем первоисточнике не мертвящая сила, он призывает своих исповедников к прогрессу, в принципе веротерпим к иноверцам, терпим ко свободному мнению даже в области религиозного мышления, благоговеет перед наукой».

Совместимость Ислама и прогресса

В работе «Отношение Ислама к науке и иноверцам» (С Пб., 1887) Баязитов доказывал, что веротерпимость является одним основополагающих принципов Ислама, а его цивилизованное отношение к иноверцам (а не приспособление к новым веяниям времени и европейской цивилизации) — один из основополагающих принципов этой религии. В работе «Ислам и прогресс» (С Пб., 1897) Баязитов утверждал о принципиальной совместимости Ислама и прогресса. Он считал, что «конечный идеал, к которому стремится человечество, и окончательная цель его развития на земле — есть объединение религии и науки, этих высших областей духовного мира человека».

Сущность Ислама для российских сограждан

Книги Баязитова стали откровением для русского читателя и вообще европейского читателя, так как в них они впервые смогли прочесть рассуждения о сущности Ислама и его роли в европейской цивилизации, выдвинутые российским мусульманином. Сегодня мы должны продолжить святую миссию Гатауллы хазрата в объяснении сущности современного Ислама для наших российских сограждан.

Соборная столицы империи

Велика заслуга Гатауллы Баязитова в строительстве Соборной мечети.  Сначала удалось добиться разрешения на создание Комитета по сбору пожертвований в Европейской части России и в Сибири. За период с 1883 по 1898 гг. было собрано около 37000 руб., причем более половины суммы сумел собрать Баязитов. В 1906 году вновь создали Комитета по постройке Соборной мечети. Гатаулла хазрат, будучи самым авторитетным членом Комитета, принимал активное участие в его работе и в организации конкурса на право возведения мечети.

Скромность

 Баязитов подчеркивал, что внутреннее убранство мечети должно быть скромным, ссылаясь на слова Пророка Мухаммада: "Стройте мечети, но внутри не украшайте, стройте города, их украшайте". 3 февраля 1910 года, будучи уже тяжело больным, Гатаулла Баязитов принял участие в церемонии закладки Соборной мечети и даже произнес речь. Мечеть открылась только в 1914 году. 

Приостановлено движение 

Умер просветитель в апреле 1911 году. В день похорон ему были отданы почести, как высшему мусульманскому деятелю Петербурга: по приказу градоначальника на пять минут было приостановлено движение городского транспорта, протяжными гудками заводских труб столица простилась с усопшим. 

Рекомендуем прочитать:

1. Мухаметшин Р. Гатаулла Баязитов (1847-1911) / Татарские интеллектуалы: исторические портреты /Сост. Р.М. Мухаметшин, Казань, 2005 .

2. Хабутдинов Атаулла Гатаулла Баязитов (1847-1911). Сайт нынче не работает: http://www.muslim-spb.ru/index.php?page=gataulla-bayazitov . 

3. Баязитов Атаулла (1846\47- 1911) / История и культура Ислама https://web.archive.org/web/20140107065420/http://www.islam.gmir.ru/excersion/islam_persons/bayazitov-ataulla 

07.05 Мусульмане в Великой Отечественной войне
06.05 День Победы!!! - Это важно!
29.12 Отмечают ли мусульмане Новый год?
11.12 Коран по системе Брайля
30.11 Прошел турнир по адаптивному спорту для инвалидов
23.11 Женись, и будешь прощен!
19.11 Новость с сурдопереводом: Белоснежная внутри
15.11 Из истории мечети "Ярдэм"
30.10 Офицер и хазрат Исхак Лотфуллин – герой своего времени
27.10 Болгарская академия: Вызовы современности и исламские духовно-нравственные ценности

Оставьте комментарий


Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


В столице Татарстана Казани собрались журналисты из стран Центральной Азии по проблемам эпохи цифровизации: Цель школы: Расширение пула журналистов на уровне Центральной Азии и усиление каналов взаимодействия и обмена опытом российских и...


Многие, наверное, замечали, что если чего-то очень-очень сильно захотеть, это непременно сбудется. В моей жизни таких ситуаций было очень много, да и у многих моих знакомых тоже. А задумывались ли вы над тем, что все это не просто так? Что все наши м...

Часто звучат слова в адрес нынешних мусульманок, что наши бабушки так не одевались, хотя это говорят те, которые жили и воспитывались в советское время и видеть, как одевались женщины в дореволюционный период, не могли. Поэтому давайте с вами обратим...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1438

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф