Кто проводит «трезвые корпоративы», как на местную свадебную культуру повлияли выходцы из Средней Азии и чем кукморцы похожи на шведов.
Известный шоумен Гамиль Нур уверен, что он единственный «безалкогольный тамада» Казани. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, как високосный год сказался на ивент-индустрии, почему в Шыгырдане свадьбы не проводят в кафе и почему он сам хочет сменить профиль занятий.
«БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ КОРПОРАТИВЫ ПРОВОДИТ ПРОДВИНУТАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА»
— Гамиль, вы известны прежде всего как мастер проведения безалкогольных свадеб. А как обстоит дело с новогодними корпоративами, приглашают?
— В этом году у меня 12 новогодних заказов, на днях вел праздник у сотрудников городского управления архитектуры и градостроительства. А непосредственно 31 декабря у меня намечается необычная вечеринка. В ресторане «Каретный двор» соберутся татары со всей страны. Они не могут ехать в Париж, Дубаи, другие места, Лондон, например, а в Казани все демократично. Заказывают места через интернет и к нам приезжают, а ночуют в многочисленных гостиницах, расположенных рядом.
— А безалкогольные новогодние корпоративы бывают?
— Бывают, но не так часто. Их проводит продвинутая часть общества, в основном всевозможные редакции, как правило, татарских газет и журналов. Но число, думаю, будет расти. На алкогольные свадьбы я не хожу, а вот на корпоративах иногда появляюсь в качестве Деда Мороза. Хотя, если на столе есть водка, то сразу же начинаю выражать мнение по поводу спиртного, прошу, чтобы не употребляли горячительных напитков.
— Кстати, есть ведь и другие варианты встречи Нового года, не привязанные к 1 января.
— В 90-е много писали о Нардугане. Это день наиболее долгой ночи — 22 декабря. Но он так и не стал народным. Его фрагменты сохранились у кряшен, и они проводили Нардуган в Казани. Но в последние пять лет перестали делать, Нардуган отпал. Есть еще Навруз, весенний Новый год 21 марта, но и он татарским не стал. Есть и начало мусульманского летоисчисления, по Хиджри, но верующие его не празднуют, а светским он не нужен.
«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ЭКОНОМНЫЙ ИЛИ ПОФИГИСТ, ТО ЕМУ ТАМАДА НЕ НУЖЕН»
— А это правда, что особенно востребован ваш труд в августе?
— Да, начинается свадебный бум, ажиотажное время до конца августа, самые большие гонорары в это время, самые красивые свадьбы, самые большие прибыли у ресторанов, у организаторов, у модельеров, у владельцев автопарков, но это не свадебный бум имел место, поскольку 2016 — високосный год. Следовательно, женившихся меньше процентов на 20. Хотя на мне это и не сказалось, все-таки я работаю в качестве свадебного тамады для определенной социальной группы, а на них такие вещи не влияют.
— Но в этом году в Рамазан мусульмане особо свадеб и не проводили, хотя запрет на это является мифом.
— Они провели бы. Да вот ифтар во время Уразы был очень поздно. После 10 - 11 часов вечера не проведешь ведь свадьбу, а если зимой Рамазан, то еще можно делать свадьбу. А светские, этнические мусульмане как раз и не любят жениться во время Рамазана, потому что у них бывают родственники верующие, но пьющие. И они говорят, что как-то не удобно во время Рамазана пить, родственников приглашать.
— Так почему свадебный бум приходится на август?
— Существует традиционный крестьянский метод, года до 1995-го, когда люди голодали, люди делали свадьбы в основном в августе, иногда в сентябре. Картошка бесплатная, овощи, фрукты, цветы дешевые. Когда произошел нефтяной бум, у людей появились деньги, и они стали проводить свадьбы в любое время. Но сейчас времена вернулись. Люди женятся больше всего в августе.
Кстати, если человек экономный или пофигист, то ему тамада не нужен, а если традиционных советских устоев, что должна быть многочисленная свадьба по всем правилам, то да. И еще есть определенная категория людей, которая переехала в Казань из Средней Азии, они тоже любят свадьбы. У них есть определенный колорит, они любят пышные столы. В советские времена какие у нас были свадьбы? Дома, в тесноте, но не в обиде. В лучшем случае очень дешевое кафе. Минимум танцев, максимум, может быть, песен застольных. В Средней Азии люди жили по другому формату, у них была хорошая зарплата. Во время перестройки в Татарстан приехали из тех краев 200 - 300 тысяч человек, и они принесли с собой культуру шикарных свадеб. Хотя этот кризисный год привнес, повторюсь, определенные коррективы.
— Какие?
— Люди хотят делать пышную свадьбу, а у них нет денег на ресторан, на тамаду, на культурную программу. Они ее не делают. Или делают так: заказывают дорогой ресторан на 15 человек. Я им говорю: вы что с ума сошли! У тебя в деревне 150 родственников. Езжайте туда и в местной школьной столовой делайте. Пригласите всех, а они: ой, не хотим! У них сознание или ментальность уже испорчена. Сначала гламурные журналы были, сейчас «Инстаграм» влияет на умы людей. Раньше не было стыдно делать свадьбу в деревне, пусть на 100 - 150 человек. Простые деревенские люди, когда посещают эти рестораны, становятся снобами. Свою простоту теряют, поэтому им нужны роскошные шоу-программы. Получается, что за те же самые свадьбы, которые можно делать за 50 - 100 тысяч рублей или в деревне, в ресторане нужно будет отдать полмиллиона.
«НАЧАЛ ТАМАДИТЬ ДЛЯ ПРОПАГАНДЫ ТРЕЗВЫХ СВАДЕБ»
— Как вы вообще начали этим заниматься?
— Я начал заниматься этим не из-за денег, начал это дело как миссию. Был и остаюсь убежденным трезвенником и начал тамадить для пропаганды трезвых свадеб. Такие свадьбы были один-два-три раза в году, потом резко начали платить. Такая ломка произошла в 2000-х годах.
— А сейчас каков процент безалкогольных свадеб?
— Сейчас, возможно, 1 - 2 процента народа проводят без спиртных напитков. Это убежденные трезвенники, ну и мусульмане. Например, в Казани если в год 20 тысяч свадеб проходит, из них 200 свадеб безалкогольные. А в наше время была одна такая на миллион.
— Тогда в советские годы, помнится, родственники были против трезвых свадеб. Даже ставили ультиматумы, мол, не придем на ваше бракосочетание. Как это не напиться, не подраться, не порвать два баяна?
— Сейчас таких недовольных все меньше. Возросла урбанистическая культура людей. Если раньше общиной, коммуной жили, то сейчас это все меньше и меньше. Люди стали индивидуалистами. Они понимают, что кто-то пьет, кто-то не пьет. Потом люди привыкли к религии. Они понимают, что мусульмане — трезвенники и их становится все больше и больше. Потом раньше пьющих было много, большинство из них спились и умерли. Алкоголиков все меньше и меньше. Это раньше мужик мог пить, родственники его откачивали, лечили, ставили системы, давали витамины, а сейчас они никому не нужны. Жены их не берегут, оставляют. Вообще, алкоголизм вышел из моды. Да, есть умеренно пьющие, но они нормально воспринимают то, что свадьба трезвая.
Сложность моей работы в том, что я работаю с закрытыми людьми, с трезвыми людьми. Они не контактируют. Моя работа заключается в том, чтобы войти им в души без транквилизатора. Поэтому такого как я, безалкогольного тамады, к сожалению, нет в Казани.
— Вы говорите, что вы единственный безалкогольный тамада. А как же Ильяс Халиков?
— Он больше певец, эстрадный певец.
— Кстати, сейчас и большинство певцов начинают подрабатывать ведением свадеб.
— В связи с кризисом — да. Все татарские певцы без работы сидят, пробуют себя в качестве тамады. Но есть певец, есть тамада. Это две разные вещи.
«ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ ДЕЛАТЬ В МЕЧЕТИ СВАДЬБУ НЕ ОЧЕНЬ КОМФОРТНО»
— Как в эпоху кризиса еще можно минимизировать расходы?
— Большинство расходов идет на питание, то есть смывается в унитаз. Можно кормить людей в ресторане по 4 тысяче рублей, можно кормить у себя дома. Пельмешки сварил, во дворе стол накрыл — твой бюджет обойдется в десятки раз дешевле. Так проводят в том числе некоторые небедные люди, которые считают, что нужно придерживаться традиций. Они не жадные, просто считают, что благодать должна быть в доме и свадьба должна быть именно в доме. Например, есть такое селение Шыгырдан (в Чувашской Республике — прим. ред.), они не будут делать свадьбу в кафе. Они строят большие дома, большие залы и, соответственно, туда приглашают всех родных близких. Они, например, хотят пригласить 200 человек, как их всех разместить? Для этого с утра приглашают 50 человек, 50 человек после обеда, 50 вечером, на следующий день оставшуюся партию. Получается посменная система.
— Потом есть такая система, что, если раньше никах читался в доме у невесты, то сейчас его проводят больше в мечетях. Не умрет ли традиция домашних посиделок?
— Люди проводят дома, если в квартиру нестыдно пригласить гостей, если она ухоженная и немаленькая. Есть много татар, которые не придерживаются традиций, или если это сближаются люди из разных регионов. Например, казанские татары и сибирские или вообще интернациональный брак. Они мыслят по-своему, считая, что, если проведут в мечети, то получат благоденствие. Во-вторых, никах — это бизнес для мечетей. У многих мечетей есть свои кафе, куда они рекомендуют приглашать гостей. Сейчас мечети берут относительно экономный сектор. В ресторане, например, 2,5 тысячи на человека, а в кафе при мечети они могут сделать за тысячу рублей. Потом есть определенная категория людей, которая не собираются делать свадьбу, а собирается делать никах. Для них тоже удобный вариант делать в мечети. Но по большому счету делать в мечети свадьбу не очень комфортно. Это ведь место, куда люди ходят возносить молитву. За стенкой люди обращаются ко Всевышнему, а ты свадьбу делаешь. Там молятся за упокой души, а ты за здравие...
«НАЧИНАЮ УЖЕ РАБОТАТЬ ПО ИНЕРЦИИ, ОТ ВЕДЕНИЯ ПОСТЕПЕННО ОТХОЖУ»
— Свадьбы городских и сельских жителей отличаются?
— Города тоже разные, Караваево, Мирный. Там люди жили в основном по своим традициям. Есть горожане, которые из разных деревень, из разных городов. Например, Старо-Татарская слобода. У них традиции были практически такие же, как в Арском районе. Или взять Караваево, где проживают выходцы из Зеленодольского, Высокогорского района, Заказанья. В деревнях придерживаются своих традиций. В деревни Шыгырдан своя традиция, в Елюзани Пензенской области — своя традиция.
— А если жених и невеста из разных районов?
— Бывает по-разному. Никах проводят в родном селении невесты. Свадьбу, например, в Казани. А еще зависит от того, кто инвестор, кто денег больше платит или кто активность проявляет. У кого больше влияние на эту свадьбу, тот и солирует. Есть еще традиция высокой культуры. Это бухарская традиция. Вместе с Марджани, другими хазратами, пришли традиции Бухары. Это, можно сказать, персидская культура. Например, чак-чак пекут, это ведь бухарский продукт или калява. Беляши в Казани пекут с рисом, как плов, сухофрукты, изюм, чернослив — все это среднеазиатские продукты. Вообще, мелкий чак-чак в мире продают китайцы. Что касается восточных районов, то там чак-чак крупный, ногайский, его в Китае не продают.
— Как на свадьбах обстоят дела с развлечениями?
— У меня ведь трезвая аудитория, их трудно расшевелить, как я уже говорил. Хотят посмотреть, поаплодировать и уйти. Ведь когда человек немножко пьяный, он играет, он активный, он коммуникабельный. А когда трезвый, тем более татарин с северного Татарстана, то это закрытый тип — индивидуалист. Он не любит общаться, больше слушать. Арские, кукморцы, например, как шведы. В Агрызе же живут, условно говоря, башкиры, ногайцы, они теплее. Когда кукморцы делают свадьбу, местные к ним не идут. А я иду, потому что могу зажечь свадьбу. Мне транквилизаторы не нужны.
— Каковы ваши гонорары?
— Раньше на безалкогольных платили больше, а теперь большинство трезвых свадеб совмещено с никахом, а у людей есть мнение, что на никах можно тратиться в 10 раз меньше. Кафе, машину, платье, тамаду — все это можно дешевле. Но если ты сумеешь уговорить людей, что здесь два мероприятия, соответственно, они должны платить за два.... Но для этого нужен опыт
— Шоумен — ваша основная профессия?
— Шоуменство мне приносит основной заработок. Но я потихоньку от этого устаю, начинаю уже работать по инерции, от ведения постепенно отхожу, больше стараюсь журналистикой заниматься, хочу вернуться в профессию. Сейчас пишу, много приглашают из коммерческих изданий. Так что поживем — увидим.
Окончил Казанский ордена Ленина Государственный ветеринарный институт им. Баумана, факультет общественных профессий, специальность — «организатор культмассовых мероприятий, художник оформитель» (1992).
Работал в СМИ Татарстана, пресс-секретарем ДУМ РТ, учился в аспирантуре ИЯЛИ, изучал тему: «Татарская медицинская и биологическая печатная книга на арабской графике».
Альфред Мухаметрахимов
Темы и тэги, которые могут быть интересны: счастье радость Гамил супер тамада Иран Палестина ислам коран сунна напоминание иман религия дагестан намаз мусульмане сунна пророка мусульманка чечня мечеть хиджаб истина мухаммад ихсан рамадан рамазан пост разговение фидья фидия фитр закят закот фитер ураза гаит праздник курбан ингушетия кавказ хадисы аят мусульманин махачкала азан иман сура медина умма мирзоев рахмонов минниханов эрдоган турция душанбе таджикистан бишкек алтайбаев платья исламские видео религия картинки махар махер никах ислам и секс кчр одежда магазин истина жизнь чечня намаз мусульмане ингушетия риба банк деньги финансы богатство богатый жених невеста свадьба туй напоминание москва грозный мусульманка мечеть хиджаб хадисы хадис россия мусульманин мекка рамадан умма мухаммад хадж аварцы чеченцы адыгея сочи краснодар халяль еда рецепты маркет уфа заработок мясо кафе работа деньги бизнес торты астана отель самара отдых экспо работа туризм астрахань новости халал татар татары татарстан татарский казань татарка казан радио тв малай вайн татарочки татарские язык я татарин москвы эстрада татария пенза самары татарочки елюзань белозерье татарки лямбря поймут хабиб нурмагомедов мюрид суфи суфий тарикат челябинск новосибирск екатеринбург омск питер ростов одежда воронеж красноярск волгоград любовь мода пермь саратов владивосток мужская палестина ихрасил ливан газа хамас хезболла западный берег иордана иерусалим туризм путешествие море дубай египет шарджа челны нижнекамск казахстан нива осень альметьевск башкортостан аксессуары дети лаишево хмао татарстан24 фото почта подпискаалматы астана правда набережные челны бирск баймак сибай казах казахи токаев намаз нурсултан тараз поймут атырау актау назарбаев караганда актобе токаев алматы бисмиллях
каспийск костанай снг ссср ташкент бухара самарканд баку мусульмане фильмы прикол узбеки туркмены ашхабад калмыкия бурятия байкал тюмень томск интернациональная петропавловск футбол фильм караганда актау атырау павлодар актобе красота тараз семей костанай уральск маникюр ногти наращивание хна красота красивая казахстанский дизайнеры ташкент узбекистан авиабилеты самарканд навои бухара путешествие техника бишкек верный китай уйгуры туры хива
оптом мода одесса доставка беларусь душанбе киргизия кыргызыстан бишкек фергана ош андижан исфара ходжанд афганистан индия африка америка палестина израиль газа иерусалим джидда медина каир алжир тунис марокко танец живота спорт песни музыка тексты скачать нашид нашиды мунаджат счастье семья брак сваха знакомства знакомство анкета фото фотография видео дружба женитьба замуж любовь иностранец араб турок иран иранец еврей русский фин француз англия лондон америка париж франция берлин германия курган тверь мурманск учитель коран уроки медресе мечеть университет теология кфу пфу кгу врач доктор медицина лечение болезнь рождение смерть жизнь дом сад огород строительство квартира недвижимость читать книга ботокс пластика операция губы сделать стоматология зубы пластическая хирургия обрезание ковид простуда фитнесс похудение еда кухня туризм гид экскурсовод экскурсии Булгар Болгар Свияжск Казанская икона РПЦ церковь Кремль Баумана гостиница кухня кыстыбый бугульма балиш беляш бялиш треугольники татарские губадия чак-чак баурсак бавырсак токмач татарская лапша азу кухня ресторан танцы песни мунаджат нашид брайлобщество инвалидов слепых глухих врг вос нашиды свадьба тамада ведущий халяльный туй никах свадьба знакомства сваха чай душица кофе бальзам здоровье волга путешествие тур в дмое татарского бая гостеприимный банкет кейтеринг шоу программа концерт фольклор сабан туй сабантуй навруз аид курбан дизайн дизайнер оформление супер тамада диктор певец певица тямаев элвин грей салават фатхутдинов бадретдинова товары бизнес экономика политика лнр днр харьков киев украина берлин германия сша вашингтон москва сво владимир путин трамп дональд пекин китай северная южная корея вьетнам русские русская новороссийск новороссия запорожье аэс днепр молдова днестр европа америка брюссель илон маск вконтакте телеграм тикток донецк сума круск брянск белгород сирия иран саудия хадж мекка медина вариант варианты торжеств работ стилей ВИП Премиум Люкс Делюкс формат Большая Татарская Русско-татарская Интернациональная Никах плюс регистрация плюс Выездная регистрация плюс Башкирская мишарская без водки Безалькогольная Трезвая Кызыл Ретро нижегородских Кавказская Чувашская Удмуртская Марийская Немецкая Английская Польская Армянская Цыганская Восточная Турецкая Узбекская Казахская Таджикская Азербайджанская Арабская Домашняя дома квартира коттедж мечеть Маленькая Скромная Экономная Юбилей Абсолютный Легкий шариат Маленький Большой Никах мечеть кафе ресторан Сабан туй Интеллектуальное шоу Навруз Рамазан байрам Ифтар Вечер памяти Промоушен-акция Рекламная компания Имидж политика PR Микшинг фокусник мыльные пузыри официант-шоу танцоры ГАИ-шоу ансамбли шоколадный лимонадный фонтан чайный стол фото-уголок музейный уголок семьи кэнди бар бармен-шоу лимонады соки барный стол фуршет леди-фуршет мистер-фуршет чак-чак шоу татарские игры танцы дискотека цвето-музыка аппаратура ди-джей баянист курай гитара скрипка пианино рояль саз дутар ударные саксафон девушка-гармонистка угадай мелодию флеш-мобы караоке лимузин белый джип оформление арка боньбоньерки выездная регистрация регистратор распорядитель шев-повар торт кап-кейки маффины выездной повар официанты имам Ведущий Данир Сабиров Фирдус Тямаев Тамада Гамиль Нур Певица Гузель Уразова Ильдар Хакимов Ведущий Фаниль Вакказов работаем Уфа Стерлитамак Салават Нефтекамск Октябрьский Белорецк Ишимбай Туймазы Сибай Кумертау Мелеуз Белебей Бирск Учалы Благовещенск Дюртюли Янаул Давлеканово Агидель Баймак Межгорье Буздяк Авдон Альшеевский Раевка Толбазы Старлетамак Старлебаш Красноуфимск Барда Пермь Екатеринбург Челябинск Аргаяш Миасс Тюмень Омск Томск Троицк Соль-Илецк Самара Оренбург Саракташ Камышла Кулатка Ульяновск Пенза Уфа Черниковка Зубровка Дема Мияка Борай Татишли Балтачево певец певица башкортостан башкирия ЗАГС женитьба повар ресторан выездная регистратор регистрация оформление корпоратив музыка певец эстрада песня имам безалкогольная никах баян тальян гармонист музыкант саксофон мусульманская фотограф видеограф фото тамада halal халяль казань москва кузнецк Похвистнево Алькино Челны Ижевск Тобольск