При жизни татаро-башкирского просветителя Валиуллы хазрата Якупова (Винер, Винерулла, Якуп, Ягъкуб), выходца из просвещенного города Бирска, активиста башкирского центра Казани, много говорили об угрозе "ваххабизма". Обсуждался даже возможность принятия федерального закона о его запрещении. Что же это за явление? Является ли он лукавой выдумкой некоторых сил, мечтающих опорочить ислам, или это обычная религиозная секта? "Чем он опасен для Татарстана, Башкортостана и России?" Об этом писал Валиулла хазрат и он был убит лет 13 назад. Остались тысячи книг переизданные от дореволюционных авторов, новые его собственные и чужие книги, календари, газеты, журналы, издательства, редакции, библиотеки, несколько медресе, культурный центр, молодежный центр, приход самой старой мечети Казани, здания, дома, квартиры переданные обществам и медресе. Была у него одна единственная собственная малюсенькая хрущевка и гениальные знания, дела, дела, дела... Человек работал много и умно, как миллиардер. Но жил очень скромно, как суфий. Похоронен не в Бирске, а в Казани.
Если смотреть с исторической точки зрения, движения ваххабизма зародилось в XVIII веке на территории Аравийского полуострова, основателем движения является Мухаммед ибн Абд-ал-Ваххаб Тамими. Необходимо пояснить, в какой среде, в каких условиях зародилось это движение. Арабы, живущие на Аравийском полуострове, никогда не были однородной народностью. На западе полуострова находится область Хиджаз, родина Пророка ислама Мухаммада (с.г.с.), населенная в основном торговым людом и земледельцами оазисов, а центральную пустынную часть полуострова составляет область Неджд, населенная кочевниками, так называемыми бедуинами. Между этими двумя составляющими арабской народности всегда существовало резкое отличие в отношении к религии. Если в Хиджазе ислам укоренился сразу же (именно здесь находятся священные города Мекка и Медина), то среди бедуинов принятие ислама носило всегда формальный характер. Это наблюдалось даже в конце XIX века, когда Аравию посетил офицер российского генштаба Давлетшин. Он пишет в своем отчете: «Религиозностью кочевые арабы совершенно не отличаются и к религии примешивают много своеобразных обычаев и преданий, которые идут совершенно вразрез с учением ислама». Заметим, что эта ситуация замечается через сто лет уже после начала проповеди ваххабитов.
Даже в Священном Коране Всевышний предупреждает, что нет никого более сильного в безверии и лицемерии, чем арабские бедуины.
В таких условиях и такой среде и начал свою проповедь основатель ваххабизма. Любопытно, что некоторые ученые идентифицируют его появление с предсказаниями Пророка Мухаммада (с.г.с.). Имеется хадис о том, что Пророк, благословляя Шам (Сирию), Йемен и Хиджаз, отказался благословить Неджд, мотивируя это тем, что там появится рог шайтана. Рассказывают также, что один из сподвижников Пророка из племени Тамими обвинил его в несправедливости, на что Пророк ответил, что среди потомков этого сахаба проявится тот, кто проткнет ислам, словно стрелой.
Хиджаз в XVIII веке входил в состав Османского халифата, официальной религиозной доктриной которого являлся ханафитский мазхаб. Поэтому, хотя ваххабиты отвергают все 4 мазхаба, особую неприязнь они питают к ханафитскому мазхабу.
Считается, что главным лозунгом ваххабитов является пропаганда единобожия, критика суфизма, отказ от культа святых. Однако зачастую реальное содержание учения противоречит объявляемым намерениям. Таухид (единобожие) ваххабитов превратился в антропоморфное восприятие Бога: они представляют Аллаха, находящегося на небе и сидящего там на престоле. В ортодоксальном исламе Аллах непредставим, абстрактен и абсолютен, представление Его в пространстве и во времени богохульственно. Отказавшись от суфийских святых, они создали своих и только им доверяют интерпретацию священных текстов, не задумываясь над тем, что верят в несовершенные человеческие интерпретации аятов и хадисов, а вовсе не в сами аяты и хадисы. У них возник свой ряд ученых, которые только могут сортировать достоверные хадисы — некоторые принимать, другие браковать. С точки зрения традиционного ислама, все это не выдерживает критики.
Всех современных им мусульман, кто не разделял их учение, ваххабиты считали худшими «многобожниками», чем людей Джахилийи доисламской Аравии.
Брат основателя секты Сулейман, который долгое время возглавлял антиваххабитские выступления во многих оазисах Неджда, заметил, что непримиримость — характерная черта ваххабизма. Сулейман сказал однажды своему брату Мухаммаду: «Сколько есть столпов ислама, о Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб?» Тот ответил: «Пять». Он сказал: «Нет же, ты сделал шесть, а шестой — кто не последовал за тобой, тот не мусульманин. Это для тебя шестой столп ислама».
Ваххабиты к евреям и христианам относились мягче, чем к мусульманам-неваххабитам. Убеждение, что их противники — «неверные» и «многобожники», оправдывало жестокость по отношению к ним.
Суммируя исторический экскурс, можно сказать, что ваххабизм в политическом плане — это бунт против «турецкого» ислама, суть его — в уязвленном национальном самолюбии арабов. В то же время нельзя не отметить, что упрощенная, доведенная зачастую до христианского примитива догматика ваххабизма сыграла свою роль в определенной исламизации бедуинских племен. Так же, как идеи марксизма, примененные в Швеции, привели к сытости и процветанию, та же доктрина в условиях Кампучии породила кровавую диктатуру «красных кхмеров», совершивших геноцид собственного народа. В этом смысле ваххабизм в случае бедуинов прогрессивен и имеет цивилизаторскую ценность, но абсолютно неприемлем для других наций.
Нельзя в этой связи не отметить, что в биографии Пророка Мухаммада (с.г.с.) всегда подчеркивается его благородное аристократическое происхождение, несмотря на то, что он был из обедневшей семьи, красной нитью проводится мысль о его непринадлежности к бедуинскому плебсу.
Теперь что касается проблемы ваххабизма в Татарстане.
В Коране говорится, что мы, мусульмане, — нация середины, таким образом, нужно избегать крайностей. Наши предки сполна соответствовали этому велению Господа: наши суфии относились к ордену «накшбандия» — самому умеренному и спокойному, наиболее близкому традициям ортодоксального ислама, исповедовали по фикху мазхаб Абу Ханифы — наиболее либеральный и средний. Таким образом, у нас никогда не находили распространения крайности: с одной стороны, шииты и крайние суфии, с другой — ваххабиты. Как отмечали многие татарские ученые, у татар есть две главные особенности в исповедании ислама: наличие женского «духовенства» и коранические межлисы. Формальный ваххабитский подход: если этого нет у арабов, значит, это нововведение. Но если познакомиться с духом и сутью Корана и Сунны, то это похвальное деяние. Только у нас существуют многочисленные «остабикя», «абыстаи», которые учат женщин основам религии. До революции наши путешественники удивлялись отсутствию учительниц в арабских странах и Турции, и даже дочерей турецких губернаторов брались учить наши татарки. Что касается роли межлисов. Их наличие вело священнослужителей в гущу народа, они неоднократно посещали семьи татар, вели проповеди, отвечали на многочисленные вопросы, а не сидели пленниками в мечетях, как их коллеги на арабском Востоке и в Средней Азии. Благодаря этому наш народ был до революции очень образованным, практически поголовно грамотным. В отличие от среднеазиатских народов, где существовала очень грамотная верхушка мусульманских ученых и очень невежественные массы простого народа. Наличие межлисов и дисциплинировало духовенство, являлось стимулом духовного самосовершенствования и повышения уровня образования: нужно было уметь отвечать на самые каверзные вопросы. В этой связи позитивную роль играла и почти полная утрата вакуфного имущества, татарские имамы полностью финансировались за счет подаяний населения. Исламское духовенство же других стран жило за счет монополизации доходных поступлений от вакуфного имущества, что приводило его к некоторой изоляции от народных масс.
В начале 1990-х годов возникла новая генерация молодых мулл, которые нуждались в общественном самоутверждении, завоевании авторитета. Знаний у них было маловато, наиболее простой путь: критика существующих традиций и пропаганда «чистого» ислама, а когда с открытием посольства Королевства Саудовской Аравии в Москве это стало сулить и финансовую помощь — у ваххабизма не могли не возникнуть прозелиты. Одним из основных пунктов внешней критики у татар явились так называемые «межлисы» — собрания верующих для чтения Корана, раздача милостыни, совершения молитв, чаще всего они проводятся в 3-й, 7-й, 40-й дни в качестве поминания душ умерших.
Есть множество преданий от Пророка (с.г.с.), указывающих нам, что если во время молитвы дженаза будет много людей, то душа покойного попадет в рай, кроме того, существуют установления Шариата о том, что намаз, прочитанный коллективом в 27 степеней выше одиночного намаза, таким образом, наши предки относили это и к молитвам по умершим, собирая межлисы хотя бы в 3-й, 7-й, 40-й дни, сообща делали ду’а за умершего и, даст Аллах, благодаря этим молитвам добивались облегчения участи ушедшего из этого мира. Кроме того, есть положение о том, что на собраниях, где поминается Аллах, то есть читается Коран (одним из эпитетов Корана является «зикр», то есть «поминание»), спускаются ангелы, покрывая собравшихся крыльями благодати и напрямую доводя до Всевышнего об этом благом собрании. Только поэтому из стремления к милости Господней у татар так популярны «Коръан мэжлесе» в форме, в том числе и 3-го, 7-го, 40-го дней, т.к. известно, что если во время молитвы творимый «аминь» (да будет так) молящихся совпадает со сказанным «аминь» ангелов, эта ду’а безусловно, принимается. Наши предки, носители высокой шариатской учености, оставили нам в наследство это знание, эту форму поклонения Всевышнему, основанную на пречистой сунне. Поэтому сегодня татарские мусульмане гордятся своими обычаями и традициями, являющимися, безусловно, не только частью, но и источником шариата.
Все эти противоречия, имеющиеся в татарском духовенстве, нельзя, как поступают некоторые, сводить только к проблеме распространения ваххабизма. Есть лишь признаки, внешне похожие на ваххабизм, на самом деле к нему не имеющие отношения. Если некоторые выпускники татарских медресе, зачастую плохо владеющие родным языком, мало знающие шариат, они интуитивно боятся ходить на татарские межлисы и начинают от этого ставить под сомнение саму необходимость межлисов — это еще не ваххабизм, а просто болезни роста, которые не могли не возникнуть. Ведь в начале 1990-х годов, в течение нескольких лет, мы вынуждены были рекрутировать в состав мусульманского духовенства тысячи людей, зачастую не имеющих удовлетворительный подготовки. Со временем эти шероховатости сотрутся.
Существовала также проблема субъективного восприятия лиц, получивших образование за рубежом. Еще Марджани заметил, что приехавших с обучения в Бухаре воспринимали, как ангелов. Было время, когда это же явление относилось к приехавшим из арабских стран. Но все преходяще.
В заключение хочется подчеркнуть, что ресурсы традиционного ислама в нашем народе оказались достаточно прочны. В последние годы он все укрепляет свои позиции и недавние его критики уже на словах, по крайней мере, объявляют себя его адептами.
После того как масс-медиа широко показали похороны короля Иордании Хусейна и лидера Сирии Хафеза Асада, для всех стало очевидно, что обрядовая сторона ислама у нас в Татарстане гораздо ближе к Пророческому и лишена многих нововведений, укоренившихся в арабских странах. Чистота ислама первых веков сохранилась именно у нас.
Что касается идеалов, декларируемых ваххабитами.
В мире ведь есть страны победившего ваххабизма, идеальным примером является Королевство Саудовской Аравии. На ее примере можно проследить соотношение лозунгов и идеологических клише реальной практике жизни. Например, там много говорят о братстве, о социальной справедливости, о том, что положение человека в обществе определяется исключительно его личными качествами и талантами, а не принадлежностью к тем или иным кланам и семьям. На деле же Королевство Саудовской Аравии — это тоталитарная монархия, вся власть в которой принадлежит одной разросшейся королевской семье.
Поэтому если мы будем придерживаться линии наших высокоученых предков, подчеркивающих необходимость предпочтения важнейшего важному, никакие секты и новые «вероучители» не смогут подточить устои Имана нашего народа и не лишат его надежды на счастье и благополучие в этом и последующем мирах.
Валиулла хазрат Якупов, кандидат исторических наук.
Темы и тэги, которые могут быть интересны: БРИКС Владимир Путин Иран Палестина ислам коран сунна напоминание иман религия дагестан намаз мусульмане сунна пророка мусульманка чечня мечеть хиджаб истина мухаммад ихсан рамадан рамазан пост разговение фидья фидия фитр закят закот фитер ураза гаит праздник курбан ингушетия кавказ хадисы аят мусульманин махачкала азан иман сура медина умма мирзоев рахмонов минниханов эрдоган турция душанбе таджикистан бишкек алтайбаев платья исламские видео религия картинки махар махер никах ислам и секс кчр одежда магазин истина жизнь чечня намаз мусульмане ингушетия риба банк деньги финансы богатство богатый жених невеста свадьба туй напоминание москва грозный мусульманка мечеть хиджаб хадисы хадис россия мусульманин мекка рамадан умма мухаммад хадж аварцы чеченцы адыгея сочи краснодар халяль еда рецепты маркет уфа заработок мясо кафе работа деньги бизнес торты астана отель самара отдых экспо работа туризм астрахань новости халал татар татары татарстан татарский казань татарка казан радио тв малай вайн татарочки татарские язык я татарин москвы эстрада татария пенза самары татарочки елюзань белозерье татарки лямбря поймут хабиб нурмагомедов мюрид суфи суфий тарикат челябинск новосибирск уфа башкирия башкортостан ифтар сухур время ифтаров сухура календарь рамадан рамазан екатеринбург омск питер ростов одежда воронеж красноярск волгоград любовь мода пермь саратов владивосток мужская палестина израил ливан газа хамас хезболла западный берег иордана иерусалим туризм путешествие море дубай египет шарджа челны нижнекамск казахстан нива осень альметьевск башкортостан аксессуары дети лаишево хмао татарстан24 фото почта подписка алматы астана правда набережные челны бирск баймак сибай казах казахи токаев намаз нурсултан тараз поймут атырау актау назарбаев караганда актобе токаев илдар баязитов ильгам исмагилов ярдам ярдам-помощь ярдэм мечеть алматы бисмиллях каспийск костанай снг ссср ташкент бухара самарканд баку мусульмане фильмы прикол узбеки туркмены ашхабад калмыкия бурятия байкал тюмень томск интернациональная петропавловск футбол фильм караганда актау атырау павлодар актобе красота тараз семей костанай уральск маникюр ногти наращивание хна красота красивая казахстанский дизайнеры ташкент узбекистан авиабилеты самарканд навои бухара путешествие техника бишкек верный китай уйгуры туры хива оптом мода одесса доставка беларусь душанбе киргизия кыргызыстан бишкек фергана ош андижан исфара ходжанд афганистан индия африка америка палестина израиль газа иерусалим джидда медина каир алжир тунис марокко танец живота спорт песни музыка тексты скачать нашид нашиды мунаджат счастье семья брак сваха знакомства знакомство анкета фото фотография видео дружба женитьба замуж любовь иностранец араб турок иран иранец еврей русский фин француз англия лондон америка париж франция берлин германия курган тверь мурманск учитель коран уроки медресе мечеть университет теология кфу пфу кгу врач доктор медицина лечение болезнь рождение смерть жизнь дом сад огород строительство квартира недвижимость читать книга ботокс пластика операция губы сделать стоматология зубы пластическая хирургия обрезание ковид простуда фитнесс похудение еда кухня туризм гид экскурсовод экскурсии Булгар Болгар Свияжск Казанская икона РПЦ церковь Кремль Баумана гостиница кухня кыстыбый бугульма балиш беляш бялиш треугольники татарские губадия чак-чак баурсак бавырсак токмач татарская лапша азу кухня ресторан танцы песни мунаджат нашид брайлобщество инвалидов слепых глухих врг вос нашиды свадьба тамада ведущий халяльный туй никах свадьба знакомства сваха чай душица кофе бальзам здоровье волга путешествие тур в дмое татарского бая гостеприимный банкет кейтеринг шоу программа концерт фольклор сабан туй сабантуй навруз аид курбан дизайн дизайнер оформление супер тамада диктор певец певица тямаев элвин грей салават фатхутдинов бадретдинова товары бизнес экономика политика мадина камиля доноры гмо тела органов почки сердце печени ураза пост великий рамазан рамадан сухур сахар ифтар таравих время календарь таджутдин талгать альберт альбер крганов муфтий дум рт думрт дум рф рб думрф думрб цдум уфимский казанский татарский башкирский чеченский ДУМЧР ЧР аварский шейх ахмед афанди муфтий председатель Центрального духовного управления мусульман Дагестана Чечни ЦДУМД Централизованная религиозная организация Чувашской Республики Муфтият Чувашии религиозная организация глава ДСМР Москвы общественной палаты Российской Федераций Мансур Хайбуллов Равиль Ямалетдинов Шыгырдан Ильнар Абейдуллин Экзам Шакиров фонд семья Миляуша Гайфуллина Рустам автономия Минниханов Конгресс таджуддин Ильяс Сафиянов Ахмад Абдулаев Накшбандийский Шазилийский Камиль Самигуллинт иджаза Поволжье шейх-уль-ислам Аль-Азхар Муфтий КЦМ СК Исмаил Бердиев Северный Карачаево-Черкессия КЦМСК Айнур Биргалин община ДУМЕС ДСМР РДУМ Салах Межиев Суфий Кадирийский тарикат приход Рамзан Кадыров Ближний Восток ДУМАЧР Нафигулла Аширов Урал Дальний Восток Равиль Гайнутдин Крым Севастополь Эмирали Аблаев Мухамеджан Хусаинов Гусейнов Габдессалям Габдрахимов Габдельвахит Сулейманов Салимгарей Тевкелев Мухамедьяр Султанов Мухаммад Баязитов Галимджан Баруди Ризаэтдин Фахретдинов Габдрахман Расулев Шакирьян Хиялетдинов Хиялетдинов Габдельбарый Исаев Абдель-Барый Хайруллин Зуфар Галиуллин Ринат Раев Джафар Бикмаев Муфтий Ростовской области Джафар Бикмаев Савбян Сулейманов Фанус Салимгареев и Фаиз Мухамедшин Мухаммад екатеринбург сергая суксу рыбушкино елюзань таджуддин бирск нефтекамск янаул салават сибай магнитогорск челябинск аша москва кумертау ишимбай баймак