Общероссийское
информационное агентство мусульман
17
Среда
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Как одевались наши бабушки?

Дата: 05.06.2023 Версия для печати
Как одевались наши бабушки?

Как одевались наши бабушки или разговор о женском костюме татар прошлого столетия.

Как одевались наши бабушки или разговор о женском костюме татар прошлого столетия.
 
 Самые ранние яркие воспоминания моего детства связаны с моей бабушкой, точнее с теми беседами, которые мы с ней вели. Удобно устроившись на подушках, расшитых яркими татарскими узорами, мы не торопясь начинали разговор. Я задавала вопросы, которые тревожили мою детскую душу и будоражили пытливый разум, а бабушка спокойно и терпеливо рассказывала, объясняла, поясняла. Много лет прошло, а традиция эта сохранилась. И сегодня я с нетерпением жду встречи и ценю любую возможности устроиться рядом с родным моим человеком и поговорить по душам, о сокровенном, о том, что волнует. И хочется все выспросить, узнать и запомнить, пока такая возможность еще есть. Чтобы потом со своими внуками поделиться.            
- А расскажи мне, как ты одевалась когда молодая была, - с этой просьбой я обратилась к своей бабушке и даже не подозревала, как далеко заведет меня этот вопрос. Несколько часов напролет мы обсуждали татарскую женскую моду прошлого века. Бабушка рассказывала, а я мысленно представляла костюм ярких тканей цветов Востока, головной убор с богатым рисунком, шитые золотом сапожки на каблучке, длинные серьги, завораживающие своим замысловатым узором.
- Да! - думала я, - какая же красивая была моя бабушка в молодости. И модная такая. В длинной атласной рубахе-платье кулмэк с воротником стойкой, широких однотонных штанах-шароварах и роскошной бархатной длинной жилетке камзоле, отделанной вставками из парчи. Легкое платье струилось до земли, а жилет всей тяжестью ткани как бы сковывал ее тело, подчеркивая его стройность. На голове ее расшитая бархатная шапочка калфак. На ногах кожаные сапожки инчиги на мягкой подошве с каблучком и расшитыми узорами голенищами. А от украшений просто глаз не отвести! В ушах массивные серьги с цветными камнями и чеканными пластинами. В волосах звенящий при любом движении накосник чулпы с яркими бирюзовыми и аметистовыми бусинами, серебряными и золотыми монетами, тяжелыми бляхами, украшенными филигранью. Перевязь хасите на правой руке, перекинутая через плечо, расшитая жемчугом, каменьями и империалами. К хасите пришит бети — матерчатый футляр, в котором она - мусульманка носит свой миниатюрный Коран или молитвенные тексты. Пышное нагрудное украшение с милым названием изю. Перстни на изящных пальчиках. Во все это роскошество хочется вглядеться и рассматривать все детали, подмечать все мелочи не отрываясь. И сложно даже представить, что вес всех этих женских украшений мог превышать целых шесть килограмм.        
- И , что, все эти килограммы украшений ты носила постоянно? - Наивно интересуюсь я, вглядываясь в бабушкино невозмутимое лицо с чуть заметной улыбкой на губах и в который раз удивляясь ее безграничной осведомленности.

- Нет, конечно, - спокойно отвечает бабушка. - Это праздничный комплект. Все эти украшения надевали на большие торжества. Носить их постоянно было не принято. И потом, роскошные украшения из золота, серебра и каменьев были у богатых. Бедные носили украшения попроще, с оберегами из лент, шнурков и монет.  

- Скажи, длинное платье, тяжелый камзол — во всем этом должно быть не очень удобно передвигаться?! - Задаю я очередной наивный, но очень важный для меня вопрос.

– Традиции нашего национального костюма складывались столетиями! Понимаешь, девочка, наша одежда продумывалась таким образом, чтобы в ней было удобно ездить верхом. Не забывай, что татары вели кочевой образ жизни, - терпеливо поясняет бабушка. - И в ней было не холодно зимой и не жарко летом. Одежда была достаточно легкая и красивая. Для ее пошива использовались натуральные ткани, мех, натуральная кожа, верблюжий или бараний войлок и сукно.
- Послушай, ба, ну вот сапожки... Они, конечно очень красивые, но в них же летом жарко было. А в поле работать в них не удобно. И подошва у них мягкая. Как ходить то?! - Вываливаю я очередную порцию своих детских «а почему».

- Так никто в сапожках постоянно и не ходил, глупышка! - Спокойно объясняет бабушка, поправляя платок и заправляя в него непослушный седой локон. - Летом мы носили сандалии, сплетенные из тонкой кожи. В поле чабаты — плетеную лыковую обувь на подобии русских лаптей, надевали. Зимой в валенках ходили. А на сапожки, если на улицу выйти нужно было, поверх галоши полагалось носить. Понятно тебе?!

- По-нят-но, - растягивая слово, соглашаюсь я. - А вот скажи, почему шаровары всегда однотонные и без украшений и цвет у них в основном, или вишневый и синий, белый и желтый или зеленый?

- Все правильно говоришь! И ничего странного в этом нет, - бабушка распрямляет спину и подкладывает под поясницу мягкую подушечку. -  Это платья украшали воланами, разноцветными лентами, кружевом и тесьмой. А шаровары под платьем не видны и украшать их смысла никакого нет. А цвет у них самый натуральный, как и во всем татарском костюме, природный. Ты заметила, что традиционный орнамент для вышивки одежды именно растительный?!

- А чем еще украшался костюм? - не унимаюсь я.

- Украшался и вышивкой, и аппликациями, золотой тесьмой, монетками, мехом и даже перьями, - спокойно отвечает бабушка.

- А вот почему так много разных женских головных уборов? В разных городах разные носили?! - тороплюсь я задать свой очередной вопрос.
- Может и разные носили в разных городах. Но в женских головных уборах татар четко прослеживалась именно возрастное деление. - С готовностью продолжает разговор бабушка. - Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением ука-чачак, а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. Шапочка украшалась вышивкой и декором из бусин, серебра, кораллов. У сельских девушек калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. У горожанок калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей. Головные уборы замужних закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние уборы - волосники - использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину. Средние уборы – покрывала – носили пожилые женщины. Они были разными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.
- Бабуль, скажи, а свадебное платье у тебя белое было? - тороплюсь я задать свой сокровенный вопрос, понимая, что разговор подходит к концу.
- Белоснежное. Хотя можно было выбрать насыщенно зеленого, бордового или синего цвета — наши традиции это позволяют. А вот сапожки и камзол были бордовые. А голова у меня была покрыта свадебным покрывалом. Ты что-то еще хотела спросить, а то скоро обед, а у меня еще бешбармак не готов?! - неожиданно засобиравшись, поинтересовалась бабушка.
- Ой, вот спросить хотела о серьгах... - затараторила я.
- Серьги татарка носит с раннего детства и до старости. Тебе ушки в три года прокололи. - Твердо произнесла бабушка и легко поднявшись, неторопливо пошла на кухню.
А я, раскинув руки, уткнувшись лицом в подушки, представила себя в белоснежном платье с белоснежным покрывалом на голове...  
 
 
 
                                                                                                                                                 Садыкова Динара 
 


Оставьте комментарий


Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Характер человека таков, что он любит все в жизни усложнять. В шутку даже говорят: «Мы не ищем легких путей». В народе же в ходу поговорка «Делать из мухи слона», т.е. преувеличивать проблему. Даже там, где ее нет, мы умудряемся ее найти, в крайнем с...

Характер человека таков, что он любит все в жизни усложнять. В шутку даже говорят: «Мы не ищем легких путей». В народе же в ходу поговорка «Делать из мухи слона», т.е. преувеличивать проблему. Даже там, где ее нет, мы умудряемся ее найти, в крайнем с...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1434

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф