Накануне в Казани открылся Международный экономический саммит «Россия – Исламский мир: KazanSummit-2016». Этот форум стал основной площадкой для обсуждения самых важных проблем мусульманского общества РФ. Обсуждение финансов по принципам шариата превратился в одну из ключевых платформ для выстраивания взаимодействия России со странами Организации исламского сотрудничества. Форум продлится три дня. Info Islam представит основные вопросы, которые были затронуты на мероприятии в первый день работы, — борьба с ИГИЛ, строительство халяль-клиники в Казани, работа исламского банкинга и развитие мусульманского туризма.
Читайте также: Большая подборка материалов о KazanSummit
«Террористы — адские люди»
KazanSummit-2016 открылся конференцией, посвященной теме борьбы с терроризмом и экстремизмом, — «СМИ Онлайн: Противодействие ДАИШ в информационном пространстве».
На конференции видные религиозные деятели и гости форума обсудили способы борьбы с «Исламским государством» (запрещенная в России террористическая организация). Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин отметил, что бороться с идеологией ИГИЛ нужно комплексно. По его словам, само использование термина «Исламское государство» является недопустимым. Это дискредитирует ислам, сказал он.
«Когда СМИ используют термин "Исламское государство", подчеркивается, что оно исламское. Мне кажется, правильнее сказать "псевдо-исламское государство", — сказал Самигуллин. — Они прикрываются риторикой нашей религии, хотя они далеки от нас, и дискредитируют ислам».
По мнению муфтия, «понадобится очень много времени, чтобы восстановить доброе имя ислама». «Я не могу прогнозировать, сколько времени на это потребуется. Это зависит от того, насколько серьезно мы подойдем к этому. Надо вести антипропаганду», — сказал он.
По большей части эту антипропаганду должны вести средства массовой информации, считают эксперты. Задачам СМИ в борьбе с ИГИЛ был отдельно посвящен круглый стол. К примеру, по мнению участников форума, СМИ должны сообщать о раскаявшихся террористах, больше говорить о традиционном исламе и показывать человечность религии, не ассоциировать ИГИЛ с исламом, называть структуры, поддерживающие ИГИЛ, террористическими, рассказывать о криминальной составляющей этой группировки, давать комментарии религиозных деятелей. Эти меры должны помочь предотвратить привлечение людей в эту организацию, считают эксперты.
«На многих передачах я говорил о проблематике ИГИЛ, о том, что это партия сатаны, о том, что это адские люди, о том, что они далеки от ислама – об этом мы постоянно говорим», — сказал он. Камиль хазрат подчеркнул, что это должны подхватить и СМИ. «Если молодежь идет в Facebook – мы должны уже быть там. Если она идет в твиттер – мы тоже должны быть там», — отметил он.
«Нельзя, чтобы СМИ приучали людей к крови, — сказал Ильдус Файзов. — Начиная с 1990-х годов в России появилось множество телеканалов вроде НТВ, всевозможных таблоидов, которые наращивали аудиторию и тиражи за счет сцен насилия и криминала. Тем же самым, по сути, заманивают на свои сайты и террористы».
«Исламский банкинг нужен как воздух»
В стороне не остались и обсуждения экономических аспектов. Жители Татарстана уже наслышаны о новом опыте региона — исламском банкинге.
По мнению председателя правления национального агентства прямых инвестиций Игоря Вдовина, исламский банкинг нужен Татарстану как воздух. Однако в то же время он назвал его интересной возможностью, которая «нашими умами пока что не изучена».
Вдовин рассказывает, что многие компании в России живут только за счет кредитов. «Что касается банков, финансовых организаций, мы сейчас добиваемся получения кредитов по высокой ставке, чтобы сохранить существующие российские предприятия, потому что вслед за ужесточающимися требованиями Центробанка банки начинают активно душить своих клиентов. Не то что бы они хотят это делать, они поставлены в такую ситуацию. Может наступить такая ситуация, когда компании будут не в состоянии рассчитываться по кредитам, — отметил он. — Что мы видим сегодня? Ухудшение положения именно средних компаний. А это основа экономики. И здесь вступают такие понятия, как мудараба, мушарака и сукук. Сукук — это облигации, в рамках которого нет фиксированного дохода. Сейчас это было бы очень здорово эти облигации выпускать. Татарстанцы несколько лет назад заявили о том, что они готовы подобные облигации выпустить».
Он назвал исламский банкинг возможностью помочь экономике России. Очень важно, что в исламских банках необязательно исповедовать религию, чтобы быть клиентом. По словам Вдовина, больше 70% клиентов — это не мусульмане.
Однако для для распространения исламского банкинга в России должны быть внесены изменения в законодательство. Закон должен признать продукты исламского банкинга финансовыми услугами, рассказал директор торгового дома «Центр партнерского банкинга» Искандер Исхаков.
В качестве примера он привел продажу товаров в рассрочку, которая рассматривается в первую очередь как продажа, хотя во многом является финансовой операцией. В качестве минусов исламского банкинга Исхаков назвал более сложную систему, нестандартность такого вида услуг для России и ограниченность в выборе финансовых операций и инструментов.
Читайте также: Новый опыт Татарстана — в республике появился халяльный банкинг
Примером для внедрения исламского банкинга Татарстану посоветовали использовать опыт Казахстана. «С 2009 года у них запущен закон об исламском банкинге. Сейчас уже фактически подписан закон и внедряется Международный финансовый центр Астаны, — рассказал вице-президент Ассоциации предпринимателей-мусульман России Ринат Габбасов. — То есть весь город будет работать по английскому праву, чтобы защитить интересы инвесторов. Для инвесторов это дополнительные гарантии. В МФЦА реализована такая квота, что не менее 10% будет исламское финансирование, чтобы деньги приходили с Ближнего Востока».
Халяль на экспорт
Сегодня продукция халяль вышла за рамки чисто религиозной. «Халяль» не только для мусульман. В виду высокого качества этой продукции ее полюбили и охотно употребляют в пищу на всех континентах Земли независимо от вероисповедания и национальности, отметил министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов.
«Это не только исламский продукт, но и бренд, знак качества продукции, которая давно стала интернациональной», — добавил министр.
«Такое современное понятие, как «органик фуд» — натуральная пища, как раз характеризует значение «халяль» и прежде всего гарантирует, что продукт не вреден для человеческого организма», — пояснил Камиль Самигуллин.
Читайте также: Стандарт «халяль» становится знаком качества для россиян
В Европе, где живет около 54 млн мусульман, объем потребления халяль оценивается в 65 млрд евро в год. По прогнозам экспертов, к 2025 году не менее 20% от всей продукции в мире будет халяль. В России 20 млн мусульман, и спрос на продукты этого стандарта также резко вырос.
По словам Ахметова, в Татарстане емкость халяльного рынка только по группе пищевых продуктов на сегодня оценивается в 100 млрд рублей. В республике открываются предприятия общепита и магазины, которые работают под этой вывеской. «Перед ними стоит задача защитить бренд от недобросовестных производителей», — подчеркнул он.
В Татарстане более 30 крупных сельхозпроизводителей выпускают халяль. Из них 24 готовы работать на экспорт, поставляя продукцию в первую очередь в мусульманские страны. Например, хлебобулочные и кондитерские продукты, баранину, мясо птицы, говядину, мясные, колбасные изделия, крольчатину, яйца, молочные продукты и многое другое.
В своем выступлении Камиль хазрат назвал халяль одним из драйвером развития мировой экономики с оборотом свыше $2 трлн, и этот показатель продолжает расти. «Сейчас, когда в условиях западных санкций Россия ищет инструменты для плавного разворота в сторону восточных рынков, именно деятельность 20-миллионной уммы российских мусульман в области халяль-индустрии может стать интеграционной платформой для успешного экономического и инвестиционного сотрудничества между Россией и странами Организации исламского сотрудничества», — подытожил муфтий.
Халяльный туризм — самый быстрорастущий рынок в мире
На саммите халяльный туризм был признан самым быстрорастущим рынком мира. По мнению председателя Госкомитета РТ по туризму Сергея Иванова, для туристов из мусульманских стран «очень важно, чтобы для них в путешествиях соблюдались все каноны ислама».
«Это касается питания, проживания и так далее. Это большой рынок и самый быстрорастущий рынок в мире. В данном случае Татарстан тоже двигается в этом направлении — уже есть несколько гостиниц которые прошли сертификацию по стандартам "халяль-френдли". Это касается и наполнения и номеров и определенный принцип обслуживания», — отметил он.
«Мы видим, что в Татарстане рынок халяль-услуг развивается», — отметил доктор наук Абдул Разак Альсагди из иорданского Университета мировых исламских наук и образования. По его словам, Татарстану важно упростить визовую систему, наладить рекламу для мусульман, чтобы они, приехав в Россию, смогут найти халяль-продукцию, и поддерживать предпринимателям, которые будут работать в сфере халяль.
Построить исламскую клинику — это миллионы долларов
В Казани уже в течение трех лет может появиться халяль-клиника при согласии руководства Татарстана на реализацию проекта. Об этом на международном форуме KazanSummit-2016 рассказал представитель турецкой компании Acibadem, которая занимается исламскими клиниками.
Читайте также: Казань познает халяль-медицину
«Перспективы мусульманских медицинских услуг огромны, — рассказал доктор Сердар Нурмедов. — Надо сделать некоторые, субъективные, так сказать, шаги. Могу сказать, что в течение трех лет это возможно. Конечно, это зависит от руководителей Республики Татарстан. Но мы были бы рады и очень хотели бы быть частью этого проекта», — рассказал он.
По его словам, изначально Acibadem собиралась открыть в Татарстане многопрофильную клинику. Так что стоимость проекта исчислялась миллионами долларов. Более конкретные суммы он озвучить отказался: «Но даже приблизительные цены сейчас озвучивать с коммерческой стороны не очень хорошо».
Также собеседник отметил, что не видит проблемы в сотрудничестве Татарстана и Acibadem даже в условиях санкций. Он считает, что медицина вне политики.
Обсуждение проекта строительства клиники Acibadem в Татарстане шло в 2013 году. Тогда премьер-министр РТ Ильдар Халиков предложил компании выбрать место под клинику. Стороны рассматривали варианты строительства «с нуля» либо размещения на уже готовых объектах. Однако работа застопорилась на стадии финансового вопроса.
Гузель Мухаметшина