Общероссийское
информационное агентство мусульман
25
Среда
июня
news agency
of Muslims of Russian Federation

Время образования

Дата: 31.05.2025 Версия для печати
Время образования

«Наука без религии хрома, религия без науки слепа». Именно с этих слов одного из самых выдающихся ученых в истории человечества Альберта Эйнштейна хочется коснуться темы исламского религиозного образования у нас в стране.

Хотя Эйнштейн и не был мусульманином, а тема его религиозной принадлежности до сих пор будоражит ума многих представителей ученого мира - кто-то считает его верующим, а другие упорно пытаются доказать его принадлежность к атеистам, его слова из статьи «Наука и религия» наиболее верно подходят к определению роли религии и науки в исламе. В исламской религии никогда не существовало противопоставления науки и религии, не было разделения образования на светскую и религиозную. Ислам охватывает все аспекты жизни общества, в том числе образованию и науке в нем отводится важнейшее место. Если взглянуть в истории, во всех крупнейших образовательных центрах исламского мира наравне с религиозными преподавались и точные, естественнонаучные предметы. Исключением также не является наши татарские учебные заведения дореволюционной эпохи. Здесь наряду с основами ислама важную роль играло преподавание математики, биологии, истории, географии и др.

Особое место в истории науки занимают VIII-XIII столетия Средних веков, известные как «Золотой век Ислама». В течение этого периода многие мусульманские ученые и мыслители внесли огромнейший вклад в развитие естественных и точных наук, философии, литературы, экономики, социологии и др.. За это время исламский мир превратился в мировой центр науки, образования, медицины. Ислам послужил сильнейшим толчком к развитию науки и образования в арабских, персидских странах. Вдохновленные аятами из Корана и хадисами мусульманские ученые сделали целый рад важнейших научных открытий, создали множество полезнейших книг и трактатов по математике, медицине, истории, географии и другим наукам, перевели труды древнегреческих мыслителей.

Действительно, многие аяты и хадисы указывают нам о важности получения знаний, о необходимости изучения законов мироздания. Аят, который приводится ниже, в полной мере показывает значимость обладающего знанием человека перед Всевышним - «Скажи: "Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?"(Толпы:9). Также Посланник Аллаха в своих хадисах призывал к получению знаний и указывал на необходимость заниматься научной деятельностью. Например, со слов Абу Умамы передают, что однажды Посланник Аллаха сказал: «Превосходство знающего над поклоняющимся подобно моему превосходству над нижайшим из вас». В хадисе речь идет о человеке, который выполняя обязательное поклонение, остальное время посвящает поиску знаний, и человеке, который ограничиваясь минимальным количеством знания, посвящает все свое время поклонению. То есть этот хадис показывает ценность человека, находящегося в постоянном поиске знаний, изучении законов вселенной, установленных Творцом, перед тем, который ограничивается лишь выполнением обязательного поклонения.

До появления ислама арабский народ представлял собой племена малограмотных бедуинов, которые были увлечены лишь удовлетворением своих природных потребностей – в их среде царил разврат, праздный образ жизни. Доходило вплоть до того, что в живьем закапывали своих дочерей. Если в какой-то сфере и преуспели арабы доисламской эпохи – то только в поэзии, а об их достижениях в математике, истории, медицине и представить было невозможно. Но коренным образом все поменялось спустя буквально пару столетий – исламские страны стали мировым центром науки и образования. Именно призывы Священного Корана и хадисов нашего Пророка послужили причиной такого качественного скачка, благодаря которому сознание людей коренным образом изменилось.

К сожалению, на сегодняшний день исламский мир остался далеко в стороне от научно-технического прогресса. Законодателем мод в науке и образования уже в течение последних нескольких столетий являются европейские и американские научные центры, традиционно считающиеся представителями христианской цивилизации. Основной же причиной этого является отход мусульман от ценностей, которые были заложены Посланником Всевышнего и которые активно претворялись в жизнь его последователями.

Но в нынешних мусульманских образовательных учреждениях акцентируется внимание лишь на религиозном образовании, практически полностью нивелируется значимость «светских» предметов. Эта проблема однобокости религиозного образования является наиболее острой и в нашей стране. Во многих высших мусульманских учебных заведениях совершенно игнорируется преподавание естественнонаучных, гуманитарных предметов. Даже элементарные знания многих выпускников медресе по истории, географии и других предметов оставляет желать лучшего. Создается очень плачевная ситуация из-за отхода от одного из основных принципов исламской религии, которая заключается во всестороннем образовании и воспитании подрастающего поколения.

На сегодняшний день, когда исламофобные настроения обуревают сознание всего западный мир, а многие СМИ преподносят ислам в виде одной из главных угроз человечества, сами же мусульмане продолжают оставаться врагами мусульман. Мы сами способствуем установлению негативных стереотипов о мусульманах в обществе. Исламскому сообществу страны очень не хватает высокообразованных, интеллигентных личностей, которые могли бы нести с собой свет ислама в общество, показывая, что истинная исламская религия представлена не длинными бородами и пакистанскими национальными нарядами, а, в первую очередь, высокими духовными ценностями. И в этом огромна роль мусульманских учебных заведений. Ведь, как правило, многие представители мусульманской молодежи почему-то предпочитают поступать не в университеты, а в медресе. И в связи с этим естественно возникает вопрос – справляются ли исламские учебные заведения с задачей подготовки действительно высококвалифицированных кадров?

 


Оставьте комментарий


Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Нельзя просить то, что незаконно и невозможно ни с точки зрения разума, ни с точки зрения законов жизни (физики), ни с точки зрения того, что запрещено канонами Ислама.Известно, что, если происходит остановка сердца, то клетки мозга сразу не разру...


Нельзя просить то, что незаконно и невозможно ни с точки зрения разума, ни с точки зрения законов жизни (физики), ни с точки зрения того, что запрещено канонами Ислама.Известно, что, если происходит остановка сердца, то клетки мозга сразу не разру...


Нельзя просить то, что незаконно и невозможно ни с точки зрения разума, ни с точки зрения законов жизни (физики), ни с точки зрения того, что запрещено канонами Ислама.Известно, что, если происходит остановка сердца, то клетки мозга сразу не разру...


Нельзя просить то, что незаконно и невозможно ни с точки зрения разума, ни с точки зрения законов жизни (физики), ни с точки зрения того, что запрещено канонами Ислама.Известно, что, если происходит остановка сердца, то клетки мозга сразу не разру...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1552

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2025 ИА "Инфо-Ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат ИА "Инфо-Ислам". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 16+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф