Общероссийское
информационное агентство мусульман
6
Воскресенье
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

ДУМский фактор

Дата: 24.04.2012 Версия для печати
ДУМский фактор

Совершенно очевидно и ясно, что сложившаяся в последние годы в России ситуация с официальным религиозным духовенством привела к очередному кризису этого института. Это касается не только исламского, но и православного духовенства. Скандалы, связанные с РПЦ по масштабу и частоте не уступают, но даже превосходят те некрасивые истории, в которые все чаще втягиваются официальные исламские структуры России.

Скандалы с Pussi Riots, часами Патриарха, нашумевшее интервью казанского священника о своих дорогих часах, автомобилях и домах и многое многое другое сотрясают информационное пространство страны.

Надо сказать, что и до революции как в татарском/мусульманском, так и в русском/православном обществах зрело негативное отношение к своим церковникам. Это находило выражение как в народном творчестве, так и в профессиональных произведениях писателей, поэтов и драматургов. Некоторым итогом этого стала октябрьская революция 1917 года и то, насколько относительно просто и быстро утвердилась в СССР атеистическая идеология. Уже к тому времени население империи устало от наглости, кастовости и роскошной (в сравнении с остальными населением) жизни православного и исламского духовенства. Конечно, в течении десятилетий многие наши соотечественники хранили верность своей религии и вере в Бога. Наверное, именно в те годы она носила гораздо более искренний и чистый характер, произошло некоторое очищение. Ведь тот факт, что атеистическая идеология победила, стало закономерным итогом вырождения как класса церковной прослойки, ее в массе своей моральной деградации, глухости и оторванности от простого населения и прихожан (вспомним, указных мулл и привилегированность священников, которые не выбирались, а назначались сверху). Чиновники от религии из-за своего положения в массе своей не чувствовали своей социальной ответственности.

В связи с этим приходится удивляться тому, с какой скоростью сразу после развала СССР в течении почти двадцати лет церковь как сословие снова возродилась в том виде, в каком она исчезла в начале прошлого столетия. Всего лишь за 20 лет церковники умудрились снова настроить против себя значительную часть общественности. При том наиболее социально, гуманитарно чувствительную ее часть. Как показывают исследования политологов и социологов, в последние годы возросло число людей обращающихся к религии, однако происходит этот процесс естественным путем, духовенство же оказывается предметом насмешек, критики и даже откровенного раздражения обычных прихожан мечетей и церквей. Духовенство повторяет методично, но в гораздо более интенсивных темпах, ошибки своих предшественников. Так и хочется спросить: история ничему не учит? Чем закончилась ситуация 100 летней давности нам всем известно, а исторические процессы ведь протекают сейчас гораздо быстрее… Неслучайно, что новые российские "революционеры" - системная и внесистемная оппозиции - снова как и их предшественники 100 лет назад одним из основных рычагов борьбы используют критику религиозных институтов и церковников. Сценарий тот же..

То, что мечети (как и церкви) стали местом обогащения духовенства стала «притчей воизыцех». Это отталкивает очень многих людей от религии, от ислама. Скептический ум, который является признаком думающего человека, просто не может игнорировать все те факты и примеры политиканства, чинопочитания, властолюбия, корысти, склочности и финансовой ориентированности, ставшие частью жизни значительной части исламского духовенства страны, особенно его правящего класса.

Какое реальное отношение к вере, возрождению истинных ценностей, пропаганде добра и любви, помощи ближним, имеет деятельность практически всех Духовных управлений, которые плодятся в стране как грибы после дождя? Не в этом ли и заключается истинная причина того, что в России среди мусульманской молодежи стали популярны радикально-салафитские и прочие деструктивные течения ислама, исторически нехарактерные для нашей страны? Руководство страны бьется над решением вопроса религиозного фанатизма, выделяет значительные средства на то, чтобы решить эти проблемы. Итогом же этого становится только то, что в религиозной и около-религиозной сферах стали плодиться «профессиональные борцы с экстремизмом»: как среди духовенства, так и среди продажного журналистского и псевдо-экспертного сообщества, которые имеют прямую материальную заинтересованность в этой борьбе. В итоге вместо решения проблемы мы имеем дело только с ее усугублением. Замкнутый круг…

Решением же этой ситуации может стать, пересмотр деятельности Духовных управлений. Выработка идеологического ответа салафитской или ваххабитской идеологии лежит вовсе не в богословской плоскости, как наивно полагают многие. Необходимо обратиться к социальным причинам появления исламского радикализма. И здесь необходимо назвать обостренное чувство социальной справедливости молодежи и неприятие ими того образа жизни, который сформировался у многих представителей официального духовенства (ориентация на материальные ценности, популизм и провокационное политиканство).

Мусульманская молодежь должна получить возможность почувствовать, что она принимает самое непосредственное и деятельное участие в решение важных социальных вопросов государства и общества. Каналов для реализации этой деятельности множество, как и много социальных проблем, до которых у государства просто не доходят руки и которые требуют незамедлительного решения.

Через благотворительные акции, организацию различных центров и фондов помощи социально обездоленным и нуждающимся, создание СМИ, открытие самых различных образовательных курсов, можно по-новому поставить работу татарстанских приходов. И во всем этом должны принимать непосредственное активное участие молодежь. Именно на них обязаны опираться при развитии всех этих направлений Духовные управления мусульман. Очень важно: этой работой должны заниматься буквально все мечети республики. Не только центральные мечети и мухтасибаты, но и все городские и по возможности крупные сельские мечети Татарстана. Именно такая кропотливая работа на низовом уровне, которая отвлечет молодежь от пустых и бесполезных идеологических и политических дебатов на религиозную тему, может стать ключом к решению проблемы радикализма. А теперь давайте подумаем, какие из Духовных управлений мусульман в России ведут такую работу? Чтобы не расстраивать себя и окружающих лучше даже не задаваться такими вопросами…

Ильфат Нур


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


Красная сальвия видна издалека. -– Во дворе мечети "Ярдэм" растут цветы, которые видны за 200 метров! Будто красные огоньки-брызги на клумбах. Это сальвия сверкающая (блестящая) красная, он же и шалфей сверкающий.


Помнить обиду – принять решение страдать.


Помнить обиду – принять решение страдать.


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1464

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф