Общероссийское
информационное агентство мусульман
17
Вторник
октября
news agency
of Muslims of Russian Federation

«Ислам и политика в Египте», интервью с Диной Шехата, старшим научным сотрудником Центра политических и стратегических исследований «Аль-Ахр

Дата: 04.03.2011 Версия для печати
«Ислам и политика в Египте», интервью с Диной Шехата, старшим научным сотрудником Центра политических и стратегических исследований «Аль-Ахр

В связи с волнениями в Египте и уходом Президента Хосни Мубарака появились вопросы о роли ислама в предстоящей политической жизни страны. По словам Дины Шехата, эксперта по исламистам в Каире, думать, что Египет ожидает теократия – неправильно. Ислам и шариат уже внедрены в египетскую конституцию, говорит она, и существует «своего рода баланс» между шариатом и гражданским кодексом

В связи с волнениями в Египте и уходом Президента Хосни Мубарака появились вопросы о роли ислама в предстоящей политической жизни страны. По словам Дины Шехата, эксперта по исламистам в Каире, думать, что Египет ожидает теократия – неправильно. Ислам и шариат уже внедрены в египетскую конституцию, говорит она, и существует «своего рода баланс» между шариатом и гражданским кодексом. Даже Мусульманское братство, самая мощная исламистская партия, отмечает она, «не хочет уходить от этого».

Шехата утверждает, что Египет, скорее всего, продолжит следовать примеру таких стран как Малайзия и Турция, имеющих мусульманскую идентичность, но не являющихся полностью исламскими. «То, о чем беспокоятся сейчас многие египтяне – не то, построим ли мы светскую или религиозную страну, а то, как создать демократическую страну, здоровую экономику, справедливый порядок», - говорит она. Дальнейшая задача будет состоять в том, чтобы другие оппозиционные группы создали жизнеспособные политические партии. Она также говорит, что при работе с исламскими политическими партиями, которые были избраны, США «должны уважать волю народа и взаимодействовать с этими правительствами как с легитимными представителями народа».

- Было значительное беспокойство по поводу того, какой тип правления выберут египтяне в дальнейшем. Выберут ли они жесткую исламскую республику, близкую к Ирану, или предпочтут более умеренную систему близкую к Индонезии?

Египет - не Иран, в том смысле, что установление теократии даже не рассматривается. Теократия означает правление духовных лиц. Поэтому, такой возможности для Египта нет. У нас нет сильного духовного органа, как например тот, который пришел к власти в Иране (1979). Мусульманское братство, крупный игрок в этом движении, - это мирские люди, которые являются религиозно-консервативными. Это преподаватели, профессора университетов, врачи, инженеры, и они религиозно-консервативные. Поэтому такое сравнение некорректно на уровне понятий. Возможно, лучше сравнивать Египет с Индонезией, Турцией, и Марокко - странами, в которых скорее присутствуют мирские движения, чем движения, руководимые духовными лицами. Братство является важным в Египте, и будет играть роль в предстоящий период. Но я не думаю, что они сами хотят установить теократию.

- Насколько отличается ислам в Египте, по сравнению с другими странами в регионе? Что определяет ислам в ежедневной жизни Египта? И каково отношение к демократическим идеям?

В египетском обществе есть разные группы, которые по-разному интерпретируют ислам. Есть суфийские группы, которые считают ислам скорее символической системой практик. Есть Мусульманское братство, которое рассматривает ислам больше как социальную и политическую систему. Есть салафитские движения, которые рассматривают ислам как очень строгую систему практик, которая должна четко соблюдаться египтянами. Есть светские египтяне. Некоторые из них религиозны и считают, что ислам это форма индивидуальной практики и веры. Есть те, кто вообще не является религиозным. Эти люди - светские как в своей частной жизни, так и в плане политических взглядов.

Люди говорят об исламе так, как будто он одинаков для каждого человека. Ислам используется многими странами и многими людьми и в различных местах, и связан с различными традициями. В данном случае присутствуют некоторые движения, представляющие значительную группу людей, которые также хотят, чтобы политическая система имела большее влияние ислама. Политическая система Египта уже сейчас не является полностью светской, где на шариате основано семейное право и многие из наших законов уже происходят из шариата. Египетская конституция уже утверждает, что шариат гарантирует силу закона. Поэтому вы не говорим о переходе от полностью светской к полностью исламской системе. Мусульманское братство, когда оно высказывается по поводу своей программы, обычно говорит, что хочет актуализировать или ввести в действие статью 2 конституции, которая говорит, что шариат является главным источником закона.

- За последние два года проводились некоторые исследования по изучению различных стран и отношения в этих странах к демократии, секуляризму и шариату. По данным этих исследований, присутствует значительная поддержка шариатского права. Есть ли какие-нибудь страны, на которые указывают египтяне, где шариат привел к установлению менее коррупционной, более справедливой системы?

Есть мусульманские страны, которые продолжают следовать мусульманской традиции в своей политической системе и которые преуспели, как Малайзия и Индонезия. Они не являются теократиями, но это мусульманские страны, и их правительства не являются как полностью светскими, так и полностью исламскими. Это отражает большую часть населения, которое является как мусульманским, так и современным. В Египте шариат уже является неотъемлемой частью нашей правовой системы, и он уже неотъемлемая часть нашей конституции. Полагать, что мы уходим от светского государства к религиозному государству – ошибочно. Такая точка зрения не обоснована, так как это уже государство, имеющее значительное влияние религиозного права, как многие мусульманские страны. Существует много стран, которые преуспели через модернизацию, сохраняя в то же время свою идентичность в качестве мусульманских стран. Есть также страны, которые не преуспели, но это не связано с исламом. Ислам не объясняет, почему Малайзия преуспела, а Египет нет, или почему Турция движется вперед, а другая страна нет.

- Есть ли область, например семейное право, роль женщин в обществе или положение меньшинств, где политика, на ваш взгляд, может стать более консервативной в религиозном плане?

Единственная область, где возможно более строгое регулирование, это продажа спиртных напитков и их потребление. Но, что касается других вопросов, исламисты не против того, чтобы женщины участвовали в общественной жизни. Многие египтяне уже достаточно консервативны в религиозном плане, и наше семейное право основано на шариатском праве, поэтому здесь не так много нужно сделать, на мой взгляд, в этом направлении. Я не думаю, что они будут пытаться ввести какой-либо дресс-код для египтян, но они могут установить более четкое регулирование потребления алкоголя в ночных клубах, и т.д. Для 99% египтян ничего не изменится. Есть лишь небольшое число египтян, которых можно назвать более прозападными в плане того, что они потребляют спиртные напитки и т.п. Поэтому, на их образ жизни это может повлиять.

- Прямо перед началом протестов, произошли волнения, затронувшие коптских христиан. Что будет с коптами в дальнейшем?

Если Египет создаст более демократическую политическую систему, более жизнеспособную экономическую систему, более справедливую социальную систему, то всем египтянам от этого будет лучше. Если бы это была более образованная страна, если бы это была более демократическая страна, было бы меньше напряжения между любыми египтянами. То, о чем беспокоятся сейчас многие египтяне – не то, построим ли мы светскую или религиозную страну, а то, как создать демократическую страну, здоровую экономику, справедливый порядок.

Многие египтяне довольны существующей формулой - у нас есть шариат, у нас есть гражданский кодекс, и есть определенный баланс между двумя этими системами. Даже Братство не хочет уходить от этого. Они говорят, «нам нравится текущая конституция, мы не хотим ее менять». Поэтому, отношения между христианами и мусульманами могут улучшиться, если Египет сможет построить сильную демократическую политическую систему и жизнеспособную экономику. Если нет, тогда напряжение продолжиться. Потому что это все имеет отношение к существующей политической системе и экономической системе, которое создает большое количество недовольства и социального напряжения между различными сообществами. Прежний режим усилил эти разногласия, чтобы остаться у власти.

- Внимание всех приковано к Мусульманскому братству, но какие крупные политические игроки могут появиться в Египте, кроме Братства?

В Египте есть исламистский блок, либеральный блок, и левый блок. На данный момент, только Братство организовано как единая организация и имеет прошлый опыт победы на выборах, представительства в парламенте и т.д.

Левый блок, (который выступает больше за трудовые права, экономическое перераспределение и социальное обеспечение), с учетом последней волны трудового активизма, имеет реальные шансы для того, чтобы предстать в качестве жизнеспособного политического блока. Многие сторонники левых уже работают над созданием новой политической партии. Конечно, это займет время, пока она сформируется.

Либералы, т.е. бизнес элита, секуляристы, и т.д., имели тенденцию поддерживать бывший режим, но в оппозиции также есть много либералов, например Мохамед ЭльБарадей и Айман Нур, имеющих несколько партий, которые как бы представляют либеральное направление. Задача либералов и левых в предстоящие месяцы и годы будет состоять в том, чтобы организовать себя в жизнеспособную политическую структуру или несколько структур.

- Были дискуссии о том, будут ли США взаимодействовать с исламистами и как это делать. Учитывая борьбу США с Хамасом и Хезболлой, и даже с Талибаном в Афганистане, какой должна быть стратегия США и какие препятствия могут возникнуть?

США должны уважать волю народа и взаимодействовать с этими правительствами как с легитимными представителями народа. Намас и Хезболла - уникальные случаи, потому что они являются движениями сопротивления. Это не обычные политические партии и их нужно рассматривать в этом контексте. Проблема американских аналитиков состоит в том, что они делают широкие заявления об исламистах, не делая различий. Это вооруженные движения, которые вовлечены в борьбу против оккупации. В арабском мире и за его пределами существуют другие исламские движения, которые являются политическими партиями и интегрированы в политическую систему, например Братство в Египте, Партия справедливости и развития в Турции, в Марокко. Взаимодействие с этими партиями происходит по-другому, так как это легитимные политические субъекты, и если их народ предпочтет избрать их для представления своих интересов, то нужно принять это как факт.

- Если посмотреть на волнения в регионе, какую роль может сыграть ислам в формировании этих движений и правительств, которые придут к власти в дальнейшем?

Каждая страна уникальна и имеет свой собственный набор условий, но в данном случае это были движения против авторитарных и коррупционных режимов. Поэтому люди хотят, чтобы эти режимы ушли, и хотят избрать представителей, обеспечивающих народное участие, менее коррупционную и более здоровую экономическую политики. Дело касается демократии, более благоприятных экономических условий и социальной справедливости. И это те требования, которые поддерживают различные группы людей внутри этих стран, исламисты и секуляристы. Эти движения не имеют никакого отношения к исламу.

Вы можете спросить, что я думаю о роли исламистов в предстоящий период. Это другой вопрос. Исламисты являются важной частью всех арабских стран, но они не являются единственным политическим авторитетом. Эти революции стимулировались не исламскими группами. Их преимущественно вели люди, не являющиеся участниками никакого движения - молодые люди, которые считали, что их интересы не представлены. Ислам играет важную роль, но решающим фактором будет то, что другие сделают для того, чтобы были представлены другие интересы.

Источник: www.cfr.org

Перевод: Зухра Галиева


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший семнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти сто...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 383

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф