Общероссийское
информационное агентство мусульман
19
Пятница
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Фильм «Мулла» - отражение настоящих судеб...

Дата: 26.12.2022 Версия для печати
Фильм «Мулла» - отражение настоящих судеб...

Премьера полнометражного фильма «Мулла» впервые состоялась еще в конце апреля 2018 года, но тогда фильм не произвел полного впечатления для меня или как говорится - мое сердце не «ёкнуло». То ли из-за того, что в это время я была еще ребенком и не понимала о чем идет речь, то ли мне самой надо было познакомиться с теми, чьи судьбы точь в точь повторяют судьбы героев фильма.

Фильм «Мулла» снят по мотивам произведения известного татарского драматурга Туфана Миннулина. Почему именно по мотивам? Потому что не все то, что написано в произведении, отражено в фильме.

«Мулла» — полнометражный дебют для молодого кинорежиссера Амира Галиаскарова и главного режиссера Атнинского театра Рамиля Фазлыева, который также сыграл в фильме главного героя — молодого муллу Асфандияра.

Сюжет фильма яркий, интересный и вполне знаком каждому жителю татарской деревни. В одну из татарских деревень приезжает Асфандияр, его привозит крутой бизнесмен Самат Закирович. Самат Закирович сам уроженец этой деревни, здесь его корни - дом, близкие, душа. Чтобы спасти деревню от исчезновения он строит здесь мечеть и всячески помогает (чинит дороги, строит мосты), лишь бы деревня «жила».

Асфандияр - один из главных героев фильма. Он три года отсидел в тюрьме, куда попал из-за того, что взял на себя чужую вину,  и к исламу он пришел именно там. Мать Асфандияра умерла, когда он отбывал наказание и теперь он остался сиротой, а из близких у него остался только дядя - тот самый Самат Закирович. Дядя предлагает ему стать муллой в его родной деревне, в мечети, которую он построил. Если изначально молодой герой не соглашается на предложение Самата Закировича, то, подумав, он все же дает добро попробовать пожить в этой деревне и проповедовать ислам в местной мечети.

К сожалению, не все рады появлению Асфандияра в деревне. Первым препятствием для него становится местный бизнесмен - Валиахмет, который хочет купить территорию мечети и заниматься там своим бизнесом (выращиванием овощных культур). Также для Асфандияра большой угрозой становится группа молодых деревенских парней, которые ведут аморальный образ жизни (пьют, курят, не работают, хамят, убивают животных).

Еще одной интересной сюжетной линией в фильме становится любовный аспект - молодая девушка по имени Налима влюбляется в новоиспеченного хазрата.

Асфандияр стал для местных надеждой для спасения. Прежний мулла Саляхетдин хоть и исполнял роль муллы, но вел образ жизни неподобающий ему - любил выпить и видел толк от должности муллы только в том, что есть польза лишь в виде денег, которую местные дают за прочтение молитвы джаназа. Об этом можно судить по сцене, когда Саляхетдин явился к Асфандияру в полутрезвом состоянии с просьбой оставить ему ту часть работы, которая приносит немного денег.

Создатели фильма прекрасно поработали над образом муллы, ведь несмотря на свое криминальное прошлое Асфандияр вызывает не чувство неприязни, а скорее наоборот он влюбляет в себя. Его терпеливость, отзывчивость, желание сделать, добрые дела меняют мирровозрение зрителя относительно него и даже в какой-то степени становятся поучительными. Спокойствие Асфандияра поражает и в то же время удивляет, ведь за этим спокойствием чувствуется твердый стержень героя. Он нужен этим людям, и он меняет их жизни своим появлением. Например, пьяница Бадретдин благодаря новому мулле начинает меняться и возвращаться к прежней жизни, хотя для него это и становится концом (алкоголем он приглушал боль - дети Бадретдина погибли из-за его недосмотра). Но стремление Асфандияра помочь встать человеку на путь истинный выше всех этих моментов. Он учит людей молиться, призывает ходить в мечеть, мастерит и играет вместе с местными мальчишками наравне. Рамиль Фазлыев вжился в свою роль настолько сильно, что представить его уже другим человеком после просмотра фильма не удастся.

Асфандияр и сам является примером того, что никогда не поздно прийти к исламу, начать верить в Аллаха и  добро. Асфандияр - это человек достойный уважение, он образец высоконравственного человека в принципе. У создателей получился прекрасный хазрат в лице Асфандияра, духовный лидер, за  которым, действительно, хочется идти.

 

Налима, которая изначально не с хорошей стороны отнеслась к приезду Асфандияра, а позже, влюбившись в молодого муллу, из черствой и дерзкой девчонки превращается в  целомудренную, терпеливую девушку. Благодаря Асфандияру она приходит к религии, становится сдержанной и мягкой, и в ее образе появляется некая легкость. Возможно, это связано с тем, что девушка перестанет надевать одежду открытого характера, а вместо этого предпочтет скромное длинное платье и платок.

Неожиданным поворотом станет и то, что местный авторитет Валиахмет, который хотел на территории мечети поставить теплицы, тем самым расширить свой бизнес, пойдет на благой поступок - будет отдавать часть прибыли в мечеть. Также приятным сюрпризом для зрителя станет тот момент, когда Валиахмет вместе со всеми станет на намаз.

Не менее важный момент, который приковывает внимание - появление в фильме Марата Башарова, который сыграл роль Артура, друга Асфандияра, пытавшегося увезти его из деревни и сделать из него своего партнера по бизнесу. Роль Марата Башарова хоть и эпизодическая, но все же вносящая свои особенности. Так, например, мы понимаем, что Асфандияр за несколько дней уже прижился в деревне, и он остается верен своей миссии, которую возложил на него Самат Закирович.

Конец фильма по-своему удивителен - в этой сцене заключена его главная идея - вселить в человека веру, наставить в-первую очередь на путь благоразумия местных и  помочь понять истину этой жизни. Асфандияр, который лежит полуживой-полумертвый  и азан маленького парнишки, которого он учил азам ислама - все это создает атмосферу начала новой жизни - верной и богобоязненной. Зло наказано и добро восторжествовало. 

Почему же для меня первый просмотр не оказал такого сильного влияния, как просмотр фильма уже во второй раз?! Фильм «Мулла» изначально воспринимался для меня как что-то выдуманное, то есть выдуманные герои, сюжетные линии, судьба всей татарской деревни. Однако, оказывается, пока человек сам  не столкнется с людьми, чьи жизни полностью отражают судьбы героев фильма или пьесы, то не поймет тему, которую хотели передать создатели того или иного произведения. В любом случае после просмотра фильма «Мулла» остается некая вуаль, которая и становится причиной того, что человек не полностью погружается в  идейную основу.

Для себя я провела параллели между героями. Так например, фонд «Ярдам-Помощь» занимается работой с осужденными, имам мечети и незрячий специалист фонда Фанис Мингараев ездит к заключенным и учит их основам ислама (снят даже  документальный фильм «Посланник»  - Зуфара Хайруллина), а в фильме главный герой Асфандияр рассказывал о том, что к ним в зону приходил некий человек, проповедующий ислам и что они учились основам ислама именно у него. Судьбы повторяются. А жизнь Асфандияра подобна жизни всех заключенных мусульман, которые проходят школу ислама уже за колючей решеткой. Мне и самой посчастливилось познакомиться с таким человеком, чья судьба очень схожа с жизнью Асфандияра. Этого человека зовут Асхат, он несколько лет отсидел в тюрьме и именно там он пришел к исламу - стал изучать азы, читать намаз, давать садака - иначе говоря, делать все, что подобает делать настоящему мусульманину. Сейчас он работает фонде, и также как Асфандияр помогает братьям-мусульманам становиться на путь истины.

Фильм «Мулла» стал новым глотком воздуха в татарской киноиндустрии. Песни, которые звучат в фильме, придают своеобразный оттенок - волнуют, заставляют переживать, беспокоиться, вызывают чувство радости. И самое главное - это татарские песни, которые сжимают сердце каждого татарина или татарки, выходцев из глухих деревенек по типу, представленного в фильме. Текст пьесы Туфана Миннулина четко отделяет плохих и хороших героев, через которых можно прочувствовать беспокойную атмосферу, а в фильме эта атмосфера более умеренная. Однако характер передачи конечных мыслей одинаковый как в текстовом варианте, так и в фильме -  у татарского народа глухой деревушки еще есть будущее, потому как молодому поколению еще можно привить то самое семечко человечности и впустить в их сердца свет добра и религии. Новое поколение не успело запятнать себя еще грехами. Об этом говорит как раз-таки азан маленького парнишки в конце фильма - надежда. Финал, несмотря на всю ясность, все же неоднозначен. Фильм, который начался с духовного перерождения главного героя в тюрьме, закольцовывается сценой ареста преступника, покушавшегося на жизнь муллы. В контексте картины это воспринимается не только как торжество справедливости, но и как надежда на то, что в той же колонии у героя появится шанс на духовное перерождение (или искупление).

Ляйсан Сафина 

 


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1434

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф