Общероссийское
информационное агентство мусульман
25
Четверг
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

«Я могу нести свет ислама в новую нишу…»

Дата: 24.03.2023 Версия для печати
«Я могу нести свет ислама в новую нишу…»

Тема театра, в особенности татарского театра, всегда оставалась актуальной, ведь театр — это искусство, которое нельзя ничем заменить, она хранит в себе многовековые истории, которые и определяют лицо того или иного народа. После просмотра спектакля «Зәңгәр шәл» в моей душе остался непрояснимый осадок. Осадок от того, что пьеса, как утверждают знатоки в этой сфере, является классикой и символом татарского народа. «Но разве спектакль, в котором высмеивают религию татарского народа может быть классикой? !»,  — раз за разом говорила я, всем, кто придерживался мнения знатоков .

И на этот раз, в очередной раз, когда беседа в компании знакомых мне уже лиц перетекла в обсуждение темы театров, в частности, татарского и мусульманского театра, я снова выразила свою точку зрения, а в ответ услышала из чьих-то уст: «Поговори с Аминой, она очень любит такое». «Кто такая Амина? О чем мне с ней говорить? Да и вообще с чего это я должна с ней разговаривать», - пронеслись в тот момент мысли в моей голове. Но я все же взяла контакты Амины и решила ей позвонить, чтобы услышать ее точку зрения. Однако я и предположить не могла, насколько талантливый и воодушевленный жизнью человек окажется на том конце трубки.

- Ассаляму Алейкум, Амина! Мне сказали, что с вами можно поговорить на тему театров и что вы много чего знаете в этой области, - поздоровалась я.

- Валейкум Ассалям! Да, могу рассказать, а что конкретно интересует? - ответили мне.

- Хотелось бы услышать вашу позицию касательно пьесы «Зәңгәр шәл», в котором смеются над религией татар.

- Ааа, знаешь, у меня как раз была история с этим…, - продолжила она и начала свой рассказ о том, как один просмотр спектакля повлиял на всю ее жизнь.

Как оказалось, Амина Миндиярова в свое время была такого же мнения, как и я насчет пьесы «Зәңгәр шәл», но позже она пришла к пониманию, что спектакль вовсе не высмеивает, а скорее наоборот показывает, каким не надо быть.

Амина Миндиярова была такой же студенткой, как и все мы, но она была заинтересованной, что и помогло ей добиться больших успехов.

Амина начала свой рассказ со студенческих лет, когда училась в медресе «Мухаммадия».

- Когда я училась в «Мухаммадия», впервые вышел спектакль «Мулла», и нам как-то достали шесть билетов, чтобы мы сходили посмотреть. И после просмотра я была очень сильно поражена именно самим материалом.  Я не так часто ходила на спектакли, для своих-то семнадцати лет, я в принципе, особо так его и не любила, потому что в театре, как я считала, было достаточно скучно: там не меняются декорации в отличие от фильма, весь спектакль одни и те же декорации… Да, может один-два раза быть смена декорации, и все… Не интересно. А после «Муллы» я поняла, что театр - это огромная площадка, - вспоминает Амина.

Невольно перебив ее, я поинтересовалась, что она понимает под «огромной площадкой».

- Сейчас объясню. Женщина не может проповедовать, женщина может преподавать, воспитывать детей, но не проповедовать, то есть она не может выйти на минбар, например… Но есть же еще театр, а есть кино.  И в театр приходят «не а бы, кабы кто». Да, в мечеть приходят все люди: образованные, необразованные, люди разных категорий. А в театр ходит непосредственно интеллигенция. Это люди в целом интересующиеся миром, люди широких взглядов. И ты понимаешь, что у тебя приходит, условно, 700 человек образованных людей, не безразличных к истории своего народа, к своей культуре, и у тебя есть два-три часа, чтобы заложить в них какой-то свет веры, и для меня это было открытием. Тогда я училась на втором курсе, и я поняла, что «Вау», что вот это я могу, вот это мое! И там речь ни о славе, ведь режиссер, в основном, остается за сценой. Да, знают актеров, а не режиссеров. Я поняла, что я могу нести свет ислама в новую нишу. Я настолько поразилась материалу пьесы, что поняла, что через театр можно делать дагват. И я взяла эту идею и начала делать первые шаги к ее воплощению, - объяснила свою ранее сказанную мысль девушка.

Вы только представьте, насколько сильное желание было у девушки нести свет ислама в общество, показать ее истинную красоту, что она, будучи мусульманкой, решилась на реализацию этой идеи (хотя для мусульманок это нехарактерная черта, ведь они должны быть скромными и «не лезть» туда, куда не следовало бы).

Первым делом, Амина Миндиярова нашла контакты Туфана Миннуллина, который и написал пьесу «Мулла», и позвонила ему.

-Я спросила у него, могу ли поставить пьесу «Мулла» в медресе. А он сказал, что можно - вспоминает она.

Тогда еще маленькая, но уже с большими планами на свою творческую судьбу Амина Миндиярова отправилась в магазин «Нур» на Баумана. Здесь она приобрела ту самую заветную книжку, и целую дорогу от Баумана до медресе она, не отводя глаз и не замечая никаких преград,  шла и читала.

- Мне это было безумно интересно. Помню, потом я долго делала дуа, чтобы Зуфар хазрат - ректор медресе, разрешил мне поставить спектакль. А спектакль и ислам, знаете, это вот такая двоякая, непонятная вещь… Конечно, Зуфар хазрат сначала почитал текст пьесы, вычеркнул лишние недозволительные моменты и разрешил ставить. И, Альхамдуллилях, мы поставили этот спектакль. Потом мы поставили еще один спектакль «Әниләр һәм бәбиләр», после которого я поняла, что мне не хватает опыта, профессионализма. Когда я поставила второй спектакль, я подумала, что, наверное, надо учиться. Не то, что учиться, я вообще никогда не думала, что стану режиссером. У меня такой мечты и не было. И тогда я подумала, что мне надо сходить на пару репетиций в театр, и я всему научусь. Это же легко мне казалось тогда, - рассказывает Амина, спустя несколько лет, когда уже сейчас сама является экспертом и профессионалом в сфере искусства.

Как говорит Амина, она достаточно нескромная и яркая мусульманка, которая всегда находится в общении с разными людьми, в частности и мужчины тоже.

Переломным моментом в ее жизни стало также желание снять платок, который носила девушка уже несколько лет.

- На втором курсе я хотела снять платок, потому что мне казалось, что я обманываю людей. Потому что люди видят мусульманку, и они думают, что я такая скромная, как положено мусульманке, но у меня достаточно яркая и смелая профессия, где я постоянно тусуюсь с парнями, где я постоянно в общении, где я руковожу... Женщина-мусульманка - она, априори, не должна быть руководителем, то есть мужчины руководители, но не женщина. И в этот момент, когда у меня было желание снять платок, моя хорошая подруга, актриса башкирского театра - Ирада Фаизова как раз-таки в это время покрылась, и она меня отговорила меня, она дала мне понять, что это мнение людей и что ты должен жить так, как велит только твое сердце. А проблем с платком в Москве не было от слова совсем... Иногда даже девочки говорили, что волос торчит из-под платка или напоминали о намазе. Театральный мир он очень либеральный, в отличие от исламского - консервативного и строгого.

Такие моменты стали для Амины Миндияровы хорошим стимулом для движения дальше. Ведь, как она говорила ранее, театр - это новая ниша, в которой делать дагват можно красиво и со смыслом.

Амина Миндиярова вскоре вступила в ряды юных режиссеров и под руководством известных уже тогда режиссеров Фарида Бикчантаева и Ильгиза Зайниева начала свой путь в мир профессионального театра.

- Когда я заканчивала пятый курс медресе, увидела объявление, что Фарид Бикчантаев и Ильгиз Зайниев набирают на актерско-режиссерский курс студентов в университете культуры и искусств. Я тогда все бросила, даже не дописала дипломную работу, я не получила диплом в медресе, о чем я сожалению до сих пор.  И начала готовиться к поступлению в театральный институт на режиссера: я зачитывала все книги, полгода старательно готовилась. У меня нет талантов художника, я вообще не творческий человек, и в то, что поступлю, не верила и сама, и другие. Я не знаю, почему у меня была надежда, но она была. Но я очень  сильно хотела, хотела, чтобы у нас у мусульман был свой театр, чтобы мы развивались, чтобы был дагват, - объясняет Амина.

Тогда, когда Амина готовилась к поступлению на актерско-режиссерские курсы, она работала в реабилитационном центре «Ярдам» со слепыми и просила их, чтобы они сделали за нее дуа, ведь, как известно, дуа слепых принимаются.  Коллеги Амины Миндияровой с реабилитационного центра также вспоминают ее как очень творческого человека.

- Она, когда пришла  и увидела наших незрячих, и у нее появилось очень много идей, как сделать спектакль в темноте. То есть, чтобы у обычного человека было представление о мире незрячего. Также, когда она пришла в реабилитационный центр, у нас только-только открывалась пресс-служба нового формата - в виде студии. И Амина стала инициатором дизайн- проекта студии. Черная студия - это ее идея. Она лично сама все и красила, вплоть до стульев сама реставрировала. Она очень творческий человек с большим потенциалом энергии, - вспоминает ее бывшая коллега Анастасия Брюханова.

Вернемся к моменту поступления юного таланта. И да, благодаря своим усилиям Амина Миндиярова поступает на те самые долгожданные курсы. К слову, там было два бюджетных места и два платных, но юная девушка понимала, что платную форму обучения она не осилит, ведь и родители были против, в целом, затеи  их дочери, поэтому старалась изо всех сил поступить. И поступила!

- Мои родители были против. Против и до сих пор. Они не ходили ни на один мой спектакль, до сих пор не воспринимают меня как режиссера. Даже дома тема театра для нас табу. А что касается пьесы «Зәңгәр шәл», - продолжила режиссер, вспомнив о моем ранее заданном вопросе.

- В первом туре приемной комиссии мне попался вопрос о Кариме Тинчурине - авторе пьесы «Зәңгәр шәл». И я рассказала, что для меня также были неприятны те моменты, когда высмеивали ислам. Но после прочтения всей истории,  я поняла, что в пьесе высмеивается не ислам, а человеческая необразованность, безграмотность.  Но к спектаклю я отношусь все же не очень положительно.

«А если дипломная работа у тебя будет «Зәңгәр шәл» и тебе надо будет ее поставить, то что ты сделаешь?», - спросил меня в тот момент Фарид Бикчантаев. А я ответила, что я не буду ставить. Но, Альхамдуллилях, меня все равно взяли», - вспоминает Амина Миндиярова.

5 лет учебы в КазГИК. Красный диплом. Москва. Поступление в ГИТИС. Провал. Проект «Дочери Сосо». Работа ассистентом режиссера. Культурный центр «Дар». Организатор и режиссер масштабных  проектов.

- После того, как закончила обучение в институте культуры, я делала различные проекты с союзом писателе; с творческим объединением с национальным оттенком — «Калеб», как раз благодаря этому объединению были сделаны первые мои шаги в профессию. Потом я организовала свою любительскую труппу «Дәрт»; мы с ними поставили три спектакля и я уехала в Москву, чтобы развиваться дальше. Я уехала учиться в ГИТИС, но туда я не попала, пролетела. Осталась в Москве, два года работала ассистентом режиссера у Евгении Беркович - руководитель театрального проекта «Дочери Сосо». Два года проработав у Жени ассистентом, я начала работать у Ильдар хазрата Аляутдинова - муфтия Москвы, в культурном центре «Дар». Сейчас я ставлю спектакли, организовываю выставки, встречи, и уже второй год организую проект «шатер Рамадана», - рассказывает режиссер культурного центра «Дар» Амина Миндиярова.

- Эти великие мастера театра - Фарид Бикчантаев и Ильгиз Зайниев - подарили мне ремесло. Они сделали из меня ремесленника, сделали из меня профессионала, - говорит Амина Миндиярова.

Один поход в спектакль, изменивший судьбу молодой девушки на все 360 градусов и давший стимул на покорение новых, еще никому не знакомых, вершин.  Театр - это относительно новый вид искусства в изменяющихся реалиях. Театр способен перевернуть внутренний мир каждого: у кого-то вызвать интерес, кого-то оттолкнуть, кому-то ничего не дать. Мир театра уникален для каждого по-своему. А сила театральных постановок огромна.

 

Ляйсан САФИНА

 


Оставьте комментарий


Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


О качествах идеальной жены! Почему некогда любимая жена вдруг перестает быть желанной, достойной восторгов мужа? Чего ожидают мужчины от своей жены в семейной жизни? 


В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1436

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф