Общероссийское
информационное агентство мусульман
23
Воскресенье
июля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Образ ислама в европейском сознании в период крестовых походов

Дата: 01.12.2011 Версия для печати
Образ ислама в европейском сознании в период крестовых походов

Крестовые походы создали мощный информационный импульс, который, безусловно, повлиял на изменения мировоззрения средневекового человека. Это время тесного соприкосновения западной и восточной культуры, отражением которого и являются средневековые ...

Крестовые походы создали мощный информационный импульс, который, безусловно, повлиял на изменения мировоззрения средневекового человека. Это время тесного соприкосновения западной и восточной культуры, отражением которого и являются средневековые хроники. В них запечатлены как мусульмане, какими их видели европейцы, так и они сами, какими они себя изобразили помимо своей воли.

Для западноевропейских людей мусульмане были другими, чужими. Для каждой исторической эпохи и цивилизации характерно свое мировоззрение, образ жизни, культура, менталитет и соответственно свое видение различий между своими и чужими. Самой важной характеристикой в средние века для определения инаковости была религия, и мусульмане в хрониках всегда представлены как иноверцы. В источниках же автор сочинения, как носитель менталитета своей культуры, пишет в соответствии с представлениями своего общества.

Важной темой для средневековых авторов была жизнь и деятельность основателя ислама пророка Мухаммеда и суть его учения. Первое время распространялись сведения из Сирии и Константинополя, а позже из Пиренейского полуострова. В большинстве хроник Мухаммед представлен как Антихрист, который хитростью и обманом сумел убедить арабов в своей божественной сущности. Огромную популярность имел сюжет, согласно которому Мухаммед был учеником одного отшельника по имени Бахира. Он был еретиком (в различных версиях несторианином или монофизитом), который и обучил Мухаммеда своей ереси и внушил ему, что он пророк. Это классический сюжет, который мог варьироваться в зависимости от места и времени создания источника. Главным мотивом рассказов о жизни Мухаммеда было показать демоническую сущность проповедуемого учения. В хрониках Мухаммед выступает воплощением всех зол и поэтому большинство авторов, следуя этой линии изображают Мухаммеда обманщиком, приводя в пример известный сюжет о прирученном белом бычке, который явился к Мухаммеду с закрепленной между рогами книгой, когда он воззвал к Богу прося ниспослать Священное Писание. Ложь здесь выступает как непременный атрибут Антихрста. Таким же непременным атрибутом являлось и распутство. В некоторых хрониках рассказывается, что у пророка было до 17 официальных жен и несчетное количество наложниц. Популярным сюжетом был рассказ о женитьбе пророка на Зейнаб, супруге его приемного сына Заида, в которую влюбился Мухаммед и ради обладания которой добился развода. Достойной лгуна и еретика выступает и смерть Мухаммеда. В большинстве хроник он, изрядно напившись, падает на землю и его мгновенно поедают набежавшие свиньи, оставляя от пророка только пятки.

Несмотря на вышесказанное, много сообщается о чудесах, которые сотворил Мухаммед. Так, широкую известность получило чудо разделения луны пророком. Также есть рассказ, по которому барашек, которым Зейнаб хотела отравить Мухаммеда, сказал человеческим голосом: «Не ешь меня – я отравленный». Но в интерпретации авторов хроник, все это ложные, фальшивые чудеса, которые произошли при помощи Сатаны. Вообще жизнь Мухаммеда похожа на жизнь Христа: в ней та же проповедческая деятельность, те же чудеса, но все со знаком минус. Мухаммед – антипод Христа.

Ислам представлен в сочинениях как языческая религия. Во многих источниках есть сведения об использовании мусульманами идолов Мухаммеда, над которыми совершались различные обряды. Да и вообще сведения о культе Мухаммеда, как некоего языческого бога, получили широкое распространение среди европейцев. Также широкое распространение получили сведения о многобожии мусульман. В хрониках, например, упоминается мусульманский эквивалент католической Троицы: Магомет, Терваган и Аполлен.

Интересный сюжет хроник – описание мусульманского рая. По тому, сколько внимания уделялось в каждом сочинении этому вопросу можно сделать вывод, что эта тема живо интересовала средневековых европейцев. Причиной этого является крайняя размытость и неточность сведений о христианском рае и о том, какие блага ожидают праведника. В сочинениях западноевропейских авторов, мусульманский рай представлен очень конкретно и обстоятельно: здесь и реки из молока и меда, и сотни девственниц, которые будут вечно ублажать праведника. Мусульманский рай выступает как подсознательное стремление к тому, чего в христианской жизни европейца так не хватало: сексуальной вседозволенности, обильной пищи, освобождение от всякого труда и т.д.

Из этого ряда выбиваются несколько интересных сочинений. Это «Трактат об образе жизни сарацин и о лжепророке Магомете и об их законе и о вере» Гильома из Триполи и «Путешествие в Святую землю» Рикольдо де Монте Кроче. У этих двух сочинений есть ряд типологических особенностей. Во-первых, анализ текста Корана сделан с опорой на первоисточник. Это усердное, детальное сопоставление, а не поверхностная критика, исходящая из сделанных в XII веке переводов. Во-вторых, оба автора акцентируют внимание на том, что сближает христианство и ислам, подчеркивают уважительное отношение мусульман к Христу и Деве Марии. В-третьих, при анализе расхождений между мусульманской и христианской традициями акцент делается не на обвинение в адрес противоположной стороны, а на продуманный анализ содержания текстов. В-четвертых оба автора принимают аргументы мусульманских ученых о том, что именно сближает и разделяет две религии. Признание компетентности оппонента явление весьма новое. Рикольдо де Монте Кроче не касается эпизодов, связанных с жизнью пророка, Гильом из Триполи останавливается на них подробно и именно с этого начинает свой трактат. Составленное им жизнеописание пророка Мухаммеда выстроено вокруг одного, весьма традиционного и популярного на Западе сюжета – истории Бахиры, однако подход к изложению оказывается поистине новаторским. И Бахира, и сам пророк Мухаммед выведены как положительные персонажи: в их поступках нет ничего предосудительного и отрицательного. Бахира уже не еретик, а пророк оказывается честным, чутким, совестливым человеком, в глазах Гильома из Триполи он – Божий Избранник.

Таким образом, сочинения средневековых хронистов призваны были показать качественное различие между христианином и мусульманином. Это достигалось путем создания образа мусульманина, который во многом не соответствовал действительности, однако полностью вписывался в представления европейцев о варварских народах Востока. Образ ислама и Мухаммеда продолжал эсхатологические традиции каролингской эпохи, согласно которым Мухаммед выступал как Антихрист, а мусульмане – его войско, с которым христианам предстоит сражаться. Однако следует различать сочинения созданные в Европе или путешественниками, которые затем вернулись домой и записали увиденное на Востоке, и сочинения написанные местными жителями или путешественниками, которые долгое время провели среди сарацин. Первые это скорее компиляционные работы с немногочисленными авторскими вставками, которые в большинстве своем продолжают прежние традиции изображения мусульман, а вторые открывают новые страницы образа мусульман и хотя по-прежнему считают их неверными, тем не менее, оценивают их поведение, обычаи, законы уже не столь однозначно.

Поскольку главным атрибутом инаковасти в средние века была религия, то большая часть хроник показывает превосходство европейцев именно с точки зрения религии. Мусульмане представлены в них с эсхатологической позиции как язычники, а ислам как дьявольское учение Антихриста. В описании повседневной жизни также присутствуют постоянные отсылки к языческой сущности мусульман и с этой точки зрения рассматриваются все их действия, обычаи, религиозные обряды, которые в описаниях лишены сакрального смысла. Однако намечаются тенденции к смягчению и даже положительной оценки некоторых черт мусульман. Это, прежде всего, характерно для тех, кто уже долгое время живет на Святой земле и имеет многочисленные контакты с местным населением. В хрониках этих авторов мы найдем добрососедское отношение к мусульманам, уважение их традиций и религии. Отмечаются положительные качества мусульман и, в то же время, показываются негативные стороны крестоносцев.

Образ мусульман, сформированный в эпоху крестовых походов и во многом являвшийся лишь инструментом для создания образа врага, после значительных мутаций дожил до наших дней. Хоть он и прошел этот долгий путь, тем не менее, он сохранил те характерные черты, которые возникли в средние века: пренебрежительное отношение к мусульманам их культуре и традициям, чувство недоверия и опасности, взаимонепонимание и нежелание понимать друг друга.

Алина Хакимзянова


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
С 18 по 20 мая в Казани будет проходить крупное мусульманское мероприятие - фестиваль Halal Wedding. Это двухдневная выставка услуг и товаров представителей свадебной индустрии, работающих в халяль-сегменте, которая будет сопровождаться мастер-класса...

Документальный фильм из авторского цикла Рената Хабибуллина «Подвиг веры простого человека» посвящен преподавателю казанского Центра реабилитации инвалидов по зрению при мусульманском благотворительном фонде «Ярдэм» Идрису Хайретдинову. Более двадцат...

Рамадан имеет множество достоинств. В этот месяц мусульманин пытается измениться к лучшему. Правда ли, что этот священный период постящийся обретает душевное спокойствие, и как это происходит?

Продолжение. Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 223

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф