Общероссийское
информационное агентство мусульман
11
Воскресенье
декабря
news agency
of Muslims of Russian Federation

Особенности татарского шамаиля

29.11.2011 Версия для печати
Особенности татарского шамаиля

Шамаиль – настенное панно с изображением святых мест и мечетей, а также текстов изречений из Корана, афоризмов, фрагментов поэтических произведений. Эти картины основаны на арабской каллиграфии, выполненных масляными красками на стекле, в современном исполнении на холсте, вручную или типографским способом на бумаге или в виде вышивки на ткани.

В культуре татарского народа (мусульман) Среднего Поволжья и Приуралья первые шамаили появились в второй половине XIX в. В татарском доме шамаили занимали место либо перед дверью, либо на южной стене (и были призваны указывать направление на Каабу).

До сих пор загадку представляет происхождение термина «шамаиль». С арабского переводится как «качество», «достоинство», по мнению некоторых исследователей – это описание качеств и достоинств пророка Мухаммада с.г.в.с.

Слово «шамаиль», как термин, означающий вид искусства, встречается в Иране. Учитывая тесные культурные и торговые связи, можно предположить, что данный термин пришел из Ирана. Однако, несмотря на очевидную идентичность в терминологии и время возникновения, татарские и иранские шамаили сильно различаются: персидские шамаили отражают идеологию шиизма, поэтому на них изображали канонический портрет имама Али (одного, либо с сыновьями Хасаном и Хусейном), а основу татарских шамаилей составляла арабская каллиграфия.

В культуре татарского народа искусство шамаилей прошло вековой период развития. За этот период времени менялась как форма шамаиля, так и его восприятие.

Первые арабские надписи, появившиеся на территории Среднего Поволжья в середине VIII в., сохранились на предметах декоративно-прикладного искусства, изготовленных булгарскими мастерами. Арабские графемы, нанесенные на ювелирные украшения и на предметы бытового назначения выполняли эстетическую функцию.

Первые шамаили были привезены в города Среднего Поволжья и Приуралья из Турции в середине XIX в. Они представляли собой живописные произведения религиозного содержания, выполненные на обратной стороне стекла и подсвеченный фольгой.

В текстах дореволюционных татарских шамаилей использовались определенные коранические суры и религиозные высказывания, «шахада» (свидетельство), эпитеты Аллаха, сура «Победа», имена «обитателей пещеры» и др. Своеобразным символом казанских шамаилей начала ХХ в. стало известное стихотворение Г. Тукая «Туган тел».

Расцвет искусства печатных шамаилей приходится на религиозные реформы в нашем крае. Немаловажную роль в становлении и развитии профессиональной школы каллиграфии и искусства печатных шамаилей в это время принадлежал Казанскому Университету. Открытый при университете отдел востоковедения оказал значительное влияние на формирование и изучение искусства арабской каллиграфии и шамаилей. К началу 40-х гг. ХIX в. в Казани работало несколько частных типографий, печатавших шамаили. На рубеже двух столетий университетская типография занимала лидирующее место по количеству издаваемых татарских шамаилей.

В татарском обществе начала ХХ в. печатные шамаили играли роль своеобразной энциклопедии ислама, в текстах которых причудливым образом переплетались языческие верования тюркских народов, влияние культур Древнего Ирана, Арабского Востока и Османской империи, а также христианские мотивы. По объему информации печатные шамаили охватывали все стороны верующего человека. Это требовало от художника не только виртуозного владения арабской каллиграфией, но и образования в области религии, литературы и истории. Со временем шамаиль приобрел значение религиозного знака, репрезентующего посредством арабской каллиграфии и изображений святых для мусульман мест идею присутствия Аллаха.

Для верующего человека того времени образы в шамаилях играли роль посредника, помогающего вспомнить хорошо знакомую информацию. Например, композиционный элемент цветочно-растительного орнамента представлял собой определенно религиозное мировоззрение, как метафоры рая.

В советский период происходит вырождение искусства шамаилей, связанное с политикой Советского государства.

Социальные перемены, произошедшие в нашей стране в 90-х гг. ХХ в. привели к возрождению духовных ценностей татарского народа, что отразилось и в искусстве. Однако сегодня искусство арабской каллиграфии становится уделом узкого круга профессиональных художников. Расширяется содержание «традиционных» шамаилей. Несоблюдение канонов ведет к потере сакральности, хотя по содержанию такие картины могут оставаться религиозными. Современные шамаили больше напоминают светские картины, а первостепенная функция как энциклопедии и средства пропаганды идей ислама в таких произведениях отходит на второй план, уступая место эстетическим и художественным задачам.

Алина Хакимзянова

Оставьте комментарий

Читайте также:


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Другие статьи:


avatar
Выбор редакции

Опрос
Как вы относитесь к новому президенту США Дональду Трампу?
Всего ответов: 241




Аят Корана
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» - сура «Та Ха», аят 14.
Хадис Мухаммеда (мир ему)
«Если человек увидел бы на одно мгновение Ад, то он сделал бы поклон ниц (суджуд) Аллаху и больше не поднимался бы с него».
Высказывания людей
«Невежество - смертельная болезнь, а её леченье в двух вещах, собранных вместе: «в словах из Корана или Сунны Пророка, а врачом послужит - мудрый ученый»
Индекс цитирования.
© 2009-2016 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф