Общероссийское
информационное агентство мусульман
22
Пятница
сентября
news agency
of Muslims of Russian Federation

«Asharq Alawsat»: Клан Мурси: кто такие, каких корней, какого роду племени…

Дата: 29.06.2012 Версия для печати
«Asharq Alawsat»: Клан Мурси: кто такие, каких корней, какого роду племени…

Мурси не скупился на обещания египтянам, о которых он говорит не иначе, как «моя семья», «мой клан»

Стоит ли удивляться тому, что «мусульманское братство» так стремительно вознеслось на вчера еще недосягаемые для него высоты? За прошедшие полгода политическое крыло движения «Партия свободы и справедливости» дважды показало всем, на что она способна: очень высокий процент голосов избирателей на выборах в Национальную Ассамблею (парламент) и в Шуру (Консультативный совет). И уже никто не сомневался в том, что партийный кандидат станет не первым среди равных, а первым среди первых: выше президентского кресла только небеса…

Были, разумеется, серьезные опасения, тревожные предчувствия: а вдруг Верховный совет вооруженных сил возьмет да и аннулирует итоги выборов. Или жестко продвинет, что называется, «по головам», своего ставленника. Тем более, что к тому моменту решением Конституционного Суда парламент был уже распущен, что предоставило военным полную свободу действий.

Был у военных козырь на руках, и при желании они могли бы разыграть карту «запрещенных группировок», якобы вторгавшихся нелегально в избирательную кампанию и в процесс подсчета голосов. Вариант беспроигрышный: в любом случае общественность потребовала бы дискредитации «братских» кандидатов. «Ребята Тантауи», слава Богу, воздержались.

Доктор Мурси одержал победу. Победителей, как известно, не судят. Как и их соратников по политическому движению: «братья» в поддержку своего избранника развернули активную кампанию дискредитации египетской юриспруденции, одного из «бастионов старого режима».

Мухаммед Мурси, один из партийной верхушки, «вознесся к звездам» уже на парламентских выборах 2000 года, когда изначальный кандидат от «Братьев-мусульман» был отстранен от участия в избирательной кампании. С того скромного парламентского места Мурси и совершил прыжок в президентское кресло, став первым гражданским лидером страны.

По иронии судьбы, он и в этот раз оказался на «скамье запасных». Главный претендент от «Братьев» Хейри аль-Шатер сошел с дистанции: не вписался в прежние юридические положения.

Свою первую программную речь доктор Мурси густо пересыпал кораническими стихами, аятами, творил молитвы и более являл собой обыкновенного хатыба (проповедника) на пятничной службе в мечети, нежели демократически избранного президента арабской державы.

Тем не менее, «замена», как его называют острословы, все-таки направил миру три важных послания:

  • Египет привержен правам человека и отвергает любое проявление дискриминации: религиозное, расовое, по половому признаку. Для успокоения Запада, где до сих пор все в ужасе от свершившегося: «фундаменталисты взяли власть».

  • Новый президент заверил мировую общественность в приверженности Египта строгому соблюдению всех подписанных международных договоров, соглашений, конвенций и обязательств. Подразумевая за всем этим главное – мы признаем мирное соглашение с Израилем, все его условия, все коммерческие сделки. Это конкретное адресное послание – Израилю и Соединенным Штатам Америки.

  • Мурси подтвердил сказанное им прежде: мы не вмешиваемся во внутренние дела независимых суверенных государств. В региональном подтексте – это прежде всего арабские соседи и монархии Персидского залива.

Что касается домашних дел, то Мурси не скупился на обещания египтянам, о которых он говорит не иначе, как «моя семья», «мой клан». Он рассыпал благодарности военным, подтвердил значение роли полиции в жизни страны, выразил надежду на беспристрастность системы судопроизводства и, в свою очередь, заверил всех в том, что процессы управления государством, работа всех его институций будут предельно открыты и прозрачны.

«Моя семья», «мой клан»… Пусть отдаленно, но все же что-то напоминает давний анекдот. Незнакомец ходит на фуршете среди гостей, представляя каждому своего молодого спутника: «Мой племянник». Пока кто-то не задает ему обидный вопрос: «А вы сами-то кто…».

То, что декларирует Мурси, явно не в тональности с обычной, достаточно жесткой, политической риторикой исламистов. Возникает вполне закономерный вопрос о кредите доверия к новым властям и вероятности того, что консерваторы сумеют перевести в практическое русло все обещания вождя, пусть даже и выглядят они вполне здравыми и логичными.

«Братья-мусульмане» еще не сняли свой девиз «Ислам – это решение». Но их политическая партия уже провозглашает принципы «свободы и справедливости». Исторически сложившаяся группировка «братьев» с 70-х годов прошлого века не проводила ни методологической, ни идеологической ревизии своих воззрений и установок на политику и образование.

Следовательно, остается в юридической силе девиз Великого Муршида Хассана аль-Худейби, провозгласившего: «проповедники, но не судьи». В ответ на возникшие разногласия в рядах молодых членов движения, требовавших разрешения на ношение оружия.

Со всей убежденностью я могу сказать, что положения и заповеди литературного творчества Саййеда аль-Кутуба радикального характера пронизывают все позиции «братьев», их подходы ко многим насущным жизненным вопросам, речи их идеологов и наставников.

Можно сказать, что «матерь всех фундаменталистских течений Востока» вкушает сегодня первые плоды власти, к которой стремилась на протяжении всей своей истории. И можно признать исторической победой тот факт, что основатели исламистских движений пришли во власть абсолютно законно, демократически и при всенародной поддержке.

Одно дело взять власть, другое – ее удержать. Еще труднее - быть достойным ее. Конституция, нормы и законы гражданского и светского правления… Все это нечто иное, чем духовная риторика и проповеди… И не станет ли все это испытанием для самих исламистов… Разве мы забыли долгую историю «Братства», его конъюнктурную политику, капризы, эпатажные выходки…

Смогут ли «Братья» трансформироваться в мирную партию, взять курс на гражданское общество и социологический плюрализм? Те, кто был в прошлом опален их огнем, сомневаются в их скором «разоружении». Начиная с 2005 года исламисты ловко пользовались постулатами правозащитных организаций и гражданских институтов, упорно двигаясь к захвату власти.

Египетские аналитики, изучавшие поведение «Братства» с первых дней революции, отмечают их склонность к изменчивости в поведении, политическим импровизациям, разброду и шатаниям. Выжидая окончательного падения Мубарака, исламисты ощутимо колебались: примкнуть к революции или нет. Какое-то время поддерживали идею диалога с прежним режимом, пока не приняли точку зрения оппозиции – никаких контактов с «осколками».

Они открыто декларировали свое нежелание участвовать в избирательной кампании, потом изменили свое решение. Во всех движениях «братьев» сквозит корысть и эгоизм. Кто теперь сможет поручиться, сдержат ли они свое слово или предадут всех нас, если подвернется удобный случай. Сказано ведь в писании: единожды солгавший…

Впереди серьезное испытание президентства Мухаммеда Мурси: будет ли он привержен главному клану – египтянам, или узкому местечковому клану – своей исламистской семье, Верховному Наставнику и Совету Шура. И в этой связи, кто такой сам Мурси? На каком политическом фоне он произрастал, и каковы возможности его «ближнего клана», кроме тех, о которых мы знаем не понаслышке: подполье, вечное противостояние кому угодно, вплоть до ветряных мельниц, лишь бы драться, декларации, проповеди, нездоровый огонек фанатизма в глазах.

А ведь им править великой африканской и арабской державой? Правомерно ли? Очень скоро мы это узнаем…

В 20-х годах прошлого века правитель Египта Саад Паша Заглул, основатель либерально-националистической партии Вафд, так описывал зыбкую и тревожную ситуацию в стране, недавно обретшей независимость. «Если партия Вафд намерена представлять нацию, расколотую разногласиями, то подобное есть акт непростительного надувательства. Если же партия будет распущена, это станет трагическим поражением страны и тяжким преступлением, которое нация никогда не простит».

В приложении к нашему дню и «Братьям-мусульманам» сказано точно и поразительно провидчески…

«Asharq Alawsat», перевод «Голос России»


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus
Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» выпустил очередной, ставший шестнадцатым, выпуск видеожурнала на русском языке, посвященного деятельности фонда. Традиционно вся видеопередача сопровождается сурдопереводом

Мы начинаем цикл интервью с популярными в «Instagram» блогерами-мусульманками, которым удалось достичь определенных успехов в какой-либо сфере деятельности (профессии, увлечениях, образовании и тп.) - от творчества до бизнеса.

Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.
Комментариев: 1

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 332

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2017 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф