Общероссийское
информационное агентство мусульман
29
Пятница
марта
news agency
of Muslims of Russian Federation

«НГ»: Почему мы сочувствуем алавитам

Дата: 28.06.2012 Версия для печати
«НГ»: Почему мы сочувствуем алавитам

Этнические и конфессиональные мембраны на Ближнем Востоке становятся все тоньше

Российским защитникам режима Асада не позавидуешь. Счет сирийским баасистам может быть предъявлен поистине огромный. Можно вспомнить, как через два месяца после вторжения Хусейна в Кувейт, Хафез Асад вероломно ввел танки в Восточный Бейрут. Как 13 октября 1990 года сирийские дивизии смяли ливанскую армию, захватили президентский дворец, здание министерства обороны и другие правительственные учреждения. Напомним, что Ливан был платой Асаду за присоединения к антииракской коалиции. Закулисная сделка была поддержана нефтедобывающими арабскими режимами. С единственной более или менее успешной мультирелигиозной демократией на Ближнем Востоке было покончено. Ливану пришлось пережить пятнадцать лет сирийской оккупации (1990–2005).

Интересно, что в России споры противников и защитников режима Асада редко ведутся в идеологической или моральной плоскости. Звучат аргументы в духе внешнеполитического подхода, который в международных отношениях обыкновенно именуют «реальная политика», или realpolitik. Это весьма почтенная доктрина, идущая от Макиавелли через Бисмарка до Киссинджера и его нынешних последователей. Суть реальной политики выразил в 1939 году президент США Франклин Рузвельт: «Сомоса может быть и сукин сын, но это наш сукин сын».

Realpolitik легко заполняет идеологический вакуум. После краха соцлагеря реальная политика стала в России доминирующим умонастроением. Спорят об Асаде, а слышится: а наш ли это сукин сын, и, если наш, то насколько наш и не слишком ли сукин сын? Есть, конечно, весомые внешнеполитические факторы – военно-морская база в городе Тартус и, кажется, пятый по величине рынок российского вооружения. Но режим Асада – анахронизм Холодной войны и поэтому обречен. Суннитское большинство в перспективе неизбежно одержит верх. Возможно, к власти придут исламисты. А ставка на обреченных и верность союзникам плохо сочетается с макиавеллизмом реальной политики.

Правда, есть еще один фактор, который вынуждает сочувствовать Асаду. Жалко не светскую диктатуру, жаль алавитов, которые никогда больше не будут играть лидирующую роль в Сирии.

Если посмотреть на Ближний Восток в демографической плоскости, то это довольно однородный регион с очень условными границами. И есть лишь несколько обстоятельств, мешающих ему слиться в один огромный панарабский ком, за которым маячит Халифат, – заноза в виде Израиля и многочисленные этнические и конфессиональные мембраны: алавиты, езиды, друзы, марониты, курды и другие общины. Причем с некоторыми оговорками в регионе справедливы две демографических закономерности:

  1. рождаемость (коэффициент фертильности) христиан, как правило, ниже, чем мусульман;
  2. рождаемость (коэффициент фертильности) шиитов, исмаилитов и трудно классифицируемых ближневосточных конфессий – таких, как алавиты и друзы – в регионе ниже, чем у суннитов.

Это вызывает то в одной, то в другой части региона «эффект Косово», когда прежнее меньшинство (в нашем случае арабы-сунниты) превращается в большинство.

Редко говорится о том, что основная причина ослабления режима Асада – демографическая. Режим зашатался вскоре после того, как арабы-сунниты стали составлять большинство населения Сирии. Это разбалансировало политику сдержек и противовесов алавитской элиты.

Этнические и конфессиональные мембраны на Ближнем Востоке стремительно истончаются. Динамику можно видеть на примере Ливана, где в начале XX века подавляющую часть населения составляли христиане, а сегодня они – меньшинство, чей удельный вес и влияние продолжают стремительно падать. Несмотря на скудность информации в мейнстримных СМИ, о жизни меньшинств в государствах с доминированием арабов-суннитов мы можем составить некоторое представление. Часто ли мы слышим о дискриминации коптов и вообще об их существовании? А между тем это 8–9% населения Египта. Сегодня это одна из самых угнетенных общин Ближнего Востока. Не исключено, что подобная судьба ждет алавитов и друзов в Сирии.

Но есть и другой сценарий. Если долгое господство одиозных светских диктатур сделало исламизм запретным и оттого столь сладким плодом, то именно победа исламистов в большинстве арабских стран может качнуть маятник в обратную сторону. Начнется отрыжка, а исламистские режимы будут повсеместно дискредитированы, как некогда марксистские.

Михаил Бойко, «Независимая газета»


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


Не знаю, по какую сторону баррикад находитесь вы в споре о том, может ли мусульманин быть в депрессии – часто приходится слышать, что мы не можем страдать от депрессии, потому что это состояние противно состоянию верующего. Может быть, это и правда, ...

Знаете ли вы, что традиции проведения месяца Рамадан в разных странах имеют свои особенности. В некоторых из них даже обычный приём пищи в этот священный месяц становится праздником. Проведение Рамадана по особенному закрепилось у разных народов благ...

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1430

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф